Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Рисуют по "понятиям". Как знаки и разметка на столичных улицах противоречат ПДД

23351
23351

Правила дорожного движения требуют от водителя подчиняться требованиям знаков и разметки. А что, если они сами противоречат ПДД? Оказывается, на столичных улицах это встречается сплошь и рядом! 

Все - нарушители!

За плечами Александра Коноплицкого - многолетний опыт работы в ГАИ, следователем по ДТП, практика судебного эксперта-автотехника, преподавателя в автошколе. Работая в области дорожного движения, Александр Эдуардович написал немало различных статей на юридическую и автомобильную тематику, в том числе он известен и нашим читателям. За каких-то полтора часа он продемонстрировал нам более десятка несоответствий в расстановке знаков и нанесении разметки!

- Посмотрите, как раскрашен "лежачий полицейский" и какого цвета разметка перед ним. А теперь сравните с тем, что приводится в Правилах, - с ходу находит несоответствие эксперт.

- В ПДД указано четко: разметка 1.25 "Обозначение приближения к искусственной неровности" должна быть белого цвета, обозначение искусственной неровности 1.26 - в желто-черную полоску. Почему делают иначе? И что тогда вот это? Искусственная неровность? Она так не должна обозначаться!

А вот эта бело-красная разметка что означает? Интуитивно я понимаю, что красный цвет что-то запрещает. Но где такая разметка в Правилах? Та же история с зелеными полосами… Так теперь решили обозначать велосипедные дорожки, но в ПДД об этом ни слова! Я как водитель, например, могу не знать, что такое зеленая полоса, потому что в Правилах такой разметки нет. И в Минске так все раскрашено! Если выедем в район, там искусственные неровности обозначены нормально. Спрашивается: почему за пределами столицы соблюдают ПДД, а в самой столице - нет? 

В ст.10 Закона РБ "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" четко прописано: "Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются". ПДД утверждены Указом Президента Республики Беларусь, значит, они имеют юридическую силу выше каких-то частных решений дорожных служб или ГАИ.

- Обратите внимание на прерывистые линии, которыми размечены полосы в пределах перекрестка (1.7). Их пересекать можно? По ПДД запрещено: "линии разметки 1.5-1.8 разрешается пересекать с любой стороны, кроме перекрестков, на которых не организовано круговое движение". А как тогда проезжать перекресток? Ведь если едешь с перпендикулярного направления, их все равно пересекаешь. Выходит, нарушаешь?! Выходит, все нарушители!

- Но ведь имеется в виду, что на перекрестке запрещено перестраиваться из ряда в ряд…

- Что составители имели в виду, я догадываюсь. Но мы говорим о том, что получилось, как это можно понимать и что мы имеем для выполнения. Водитель не должен предполагать, что подразумевал составитель ПДД, - он должен выполнять то, что от него требуется. Так вот, если следовать ПДД, пересекать эти линии на перекрестке, кроме кругового движения, нельзя ни в каком из направлений. Это я к тому, что Правила должны трактоваться только однозначно, не должно быть никаких двояких толкований и противоречий. В автошколах пытаемся учить ПДД, а ездим по "понятиям". Но когда случается ДТП, как будут разбираться? По Правилам! 

Нельзя или можно?

Останавливаемся на ул. Широкой, недалеко от перекрестка с Логойским трактом. Александр Коноплицкий обращает внимание на припаркованные по левой стороне автомобили.

- Еще интересный момент. Вон стоят машины. На каком основании? В Правилах написано, что остановка и стоянка на левой стороне дороги разрешаются на дорогах с односторонним движением. Но не у разделительной полосы на проезжей части! Если бы это была вся дорога и с односторонним движением, то с левой стороны они могли бы там стоять при наличии обочины, тротуара и так далее. Здесь же проезжая часть, слева - разделительная полоса, за которой встречная. Это то же самое, как если бы мы на проспекте Дзержинского остановились бы в крайней левой полосе и пошли по своим делам. Я уже не говорю, что отдельные машины стоят у самого перекреста и пешеходного перехода. Между прочим, в соседнем дворе - ГАИ Советского района, но им до этого дела почему-то нет. 

Стоит свернуть на Логойский тракт - и тут же обнаруживается явное противоречие дорожных знаков. 

- Согласно ПДД действие знака 4.1.1 "Движение прямо", установленного за перекрестком, распространяется до следующего обозначенного перекрестка. А что мы видим буквально через 200 метров? Знак "Направления движения по полосам", который… разрешает разворот! Какому из знаков подчиняться? Те водители, которые сейчас разворачиваются, нарушают или нет? - спрашивает Александр. И тут же указывает на очередной "интересный момент".

- Вот висит знак "Остановка запрещена". Его действие не распространяется на места, обозначенные знаком "Место стоянки", но он отсутствует. Поэтому ставить там машины нельзя: на эту площадку также распространяется действие запрещающего знака. 

Аналогичная история рядом со зданием суда Советского района. Места оборудованы, машины стоят, притом что тут же висит знак "Остановка запрещена". Действительно запрещено парковаться или просто не хватает знака "Место стоянки"? 

Следующий "ляп" находим рядом с пересечением Логойского тракта и ул. Волгоградской. 

- Смотрите: пешеходный переход, перекресток - и тут же стоянка такси. А ведь стоянка ближе 15 метров от перекрестка запрещена! Кто разрешил изменить ПДД и разместить стоянку ближе 15 метров от перекрестка и пешеходного перехода? 

И как это понимать?

Мини-круг на ул. Восточной также попал под критику Коноплицкого, но уже по причине отсутствия нужного знака. 

- В каком направлении мне ехать по этому кругу? Направление задает знак 4.3 "Круговое движение": "разрешается объезд центрального островка на перекрестке (площади) с круговым движением только в направлении, указанном стрелками". А его здесь нет. Выходит, я могу и слева этот островок объезжать?

Второе. Круг здесь главный, у него здесь диаметр - всего пять с небольшим метров. Это примерно длина одного автомобиля. Как только один водитель на нем окажется, второй даже при скорости 40 не успеет среагировать.

- А вот еще замечательная штука, - эксперт обращает наше внимание на табличку с надписью "470 м". - Табличка со стрелочками 7.2.1 согласно ПДД "указывает протяженность опасного участка дороги, обозначенного предупреждающими знаками, или зону действия запрещающих, предписывающих либо информационно-указательных знаков". То есть нам обещают искусственную неровность, протяженность которой 470 метров! Здесь должна быть применена табличка 7.1.1: "расстояние от знака до начала опасного участка дороги или до места, с которого начинает действовать ограничение дорожного движения, или до определенного объекта (места), расположенного по ходу движения". 

Выезжаем на ул. Якуба Коласа, и вновь Александр берется за разметку:

- Эта разметка для чего применяется? Для обозначения границ полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении. И если верить этой разметке, то здесь три полосы, причем одна из них проходит по трамвайной линии. Но с каких пор трамвайные пути стали полосой движения? 

А вот машины поворачивают налево сразу из двух полос. Кто из водителей прав? Согласно пункту 63 ПДД - "перед разворотом, поворотом налево или направо водитель обязан… занять соответствующее крайнее положение на проезжей части дороги", согласно пункту 64 - "при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне с проезжей частью дороги" и пункту 64.1 - "поворот налево или разворот должен выполняться с этих путей, если дорожными знаками "Направления движения по полосам", "Направление движения по полосе" не предписан иной порядок движения". Сколько здесь полос, откуда можно поворачивать?

Смотрите дальше. Я не местный, еду по этой так называемой третьей полосе - разметка же позволяет! Доезжаю до перекрестка. До сих пор я имел возможность ехать прямо - туда мне и надо. Но сразу за перекрестком я выскакиваю на остановку! Движение по трамвайным путям, где имеются островки, запрещено, перестроение на перекрестке тоже запрещено, срезу перед ним я тоже перестроиться не могу, потому что уже сплошные полосы. Куда мне деваться? 

И вот опять как бы три полосы, а знак "Направления движения по полосам" указывает, что здесь только две полосы движения. Так и должно быть! Но разметка рядом с путями применена неверно, ее здесь быть не должно, она вводит в заблуждение. Это не полоса движения - это трамвайные пути. 

На площади Якуба Коласа видим очередной знак "Остановка запрещена". Вроде все верно, но…

- Если водитель будет ехать с противоположного направления, развернется, не доезжая до перекрестка, а в данном случае ему это разрешено, то знака он не увидит, а дублирующей разметки нет. Водитель будет считать, что здесь остановиться можно. Сможет ли он доказать, что не видел знака? Скорее всего, нет, его накажут. Это что, ловушка такая?

- А вот вам знак 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено": "Запрещается движение грузовых автомобилей (автопоездов) с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны (если на знаке не указана масса) или с фактической массой, превышающей указанную на знаке…" Какой грузовик у нас может быть с фактической массой 1,5 тонны? Покажите мне такой! Допустим, речь идет о "каблучках" - грузовой версии легкового автомобиля. Но возьмите легковой автомобиль или внедорожник - он будет иметь большую массу! Выходит, грузовому автомобилю массой 1,6 тонны выезжать на проспект нельзя, а легковому большей массой можно? Смысл запрета?

- И еще обратите внимание на желтый сигнал этого светофора в виде смайлика. Я все понимаю: создать настроение и так далее…

- Но если на свадьбе вместо госномера повесят знак "молодожены", водителя могут оштрафовать.

- Разумеется! Потому что это противоречит Правилам. Но давайте их откроем и посмотрим, какими должны быть сигналы светофора. 

Правильно или нет?

- Смотрите: мы проехали по совсем короткому маршруту, а сколько всего уже увидели! - замечает эксперт. 

- Действительно… А вы пробовали сообщать об этом в соответствующие службы с целью исправить ситуацию?

- Я периодически звоню и в ГАИ, и просто по телефону 102, сообщаю. Мне говорят, что информация получена и передана куда следует. Однако ничего не меняется… Я же не могу проверить, так это или нет. 

В каждом районе есть инженер по организации дорожного движения, который получает немалые деньги за то, чтобы контролировать установку знаков и нанесение разметки в соответствии с ПДД. Но сами видите, сколько всего почему-то остается вне их внимания… 

Правила для чего? Чтобы их выполняли или чтобы нарушали? Если позволено нарушать тем службам, что устанавливают неправильно знаки или наносят разметку, которой нет в ПДД, то почему нельзя нарушать мне? Если им позволено нарушать и делать не так, как указано, то почему водителя наказывают за то, что он совершает нарушения? 

- А действительно, дает ли неправильно установленный знак или нанесенная не так разметка право водителям не соблюдать их требования?

- Давайте так. Если водитель видит знак или разметку, он может не знать, по правилам они установлены или нет. Он не должен выяснять, поставлен тот знак законно или нет, - он просто обязан выполнять требования Правил. 

И еще. Не должно быть такого, что одно нарушение мы считаем серьезным, другое - менее или совсем незначительным. Любое нарушение - это нарушение. Есть ПДД. Давайте делать так, как в них написано! Другой вопрос, что и здесь все не так гладко: есть и разночтения, и несовпадения, и просто филологические несуразности, так что порой возникает вопрос о грамотности тех, кто действующие ПДД составлял. Впрочем, это тема настолько обширная, что заслуживает отдельного разговора. 

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ и с сайта www.pdd.by
ABW.BY 

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль