Репортаж ABW.BY c новополоцкого "Нафтана": "Топливо мы производим по европейской технологии"

17885
Репортаж ABW.BY c новополоцкого

Огромное предприятие - город с широкими улицами, многоэтажными зданиями и даже собственной пожарной частью. Пусть не вводят в заблуждение попадающиеся на глаза старые корпуса и ржавые трубы: модернизация за модернизацией обеспечивают современный уровень производства, а по отдельным параметрам - превосходство над зарубежными аналогами. Жаль, снимать нельзя: сопровождающих нас бдительных сотрудников службы безопасности едва ли не столько же, сколько журналистов. Мы - на "Нафтане", старейшем белорусском нефтеперерабатывающем предприятии. И если вы думаете, что здесь производят лишь бензин да солярку, то сильно заблуждаетесь…

Прошлое и настоящее

Кстати, первое нефтеперерабатывающее предприятие в Беларуси могло быть построено в другом месте: в качестве площадок рассматривались Витебск, Бобруйск и другие города. Но в итоге выбор пал на Полоцк. Сказалась и выгодность географического положения (близость западных границ давала возможность экспорта в страны Европы), и протекающая рядом Западная Двина (завод потребляет очень много воды в своей технологии), и наличие людских ресурсов, не занятых на других производствах (крупной промышленности в Полоцке не было). 

Строительство нефтеперерабатывающего завода началось в 1958 году по распоряжению Совета Министров СССР, а первый белорусский бензин (тогда еще с октановым числом 66 единиц) был получен 9 февраля 1963 года. С тех пор в Новополоцке было переработано свыше 700 млн тонн нефти. Если первоначально мощность завода была рассчитана на переработку 6 млн тонн нефти в год, то сейчас эта цифра практически вдвое больше - 11 млн тонн.

Два года назад предприятие отметило полувековой юбилей. Но у богатой истории, как у медали, есть и обратная сторона: основной комплекс технологических установок на "Нафтане" был построен в 70-х годах. Чтобы соответствовать современным стандартам технологических процессов, повышать качество продукции и объемы производства, на предприятии поэтапно проводится модернизация. Так, в 1999-2004 гг. была реализована крупная программа модернизации и реконструкции "Нафтан 1999-2003", охватившая весь технологический цикл. В этот период было реализовано 11 крупных проектов, включая комплекс гидрокрекинга. Еще 8 основных проектов было реализовано в ходе реализации "Программы 2005-2010".

Ну а с 2010 года на "Нафтане" проходит очередная 5-летняя инвестиционная программа. В основе широкомасштабной модернизации производства лежит реализация технологических решений, направленных на увеличение глубины переработки нефти до 92%. С вводом в эксплуатацию после реконструкции установки АТ-8 объемы переработки нефти должны возрасти до 12 млн тонн в год. 

Отдельно и с нескрываемой гордостью представители "Нафтана" упоминают строительство установки замедленного коксования. Благодаря ей завод сможет получать дополнительные объемы светлых нефтепродуктов (эквивалент переработки 1,3-1,5 млн тонн нефти) и нефтяной кокс, который можно продавать значительно дороже мазута. 

От печного мазута до топлива для реактивных самолетов

Рядовому автолюбителю "Нафтан" известен прежде всего как производитель бензина и дизельного топлива, соответствующих экологическим классам Евро-4 и Евро-5. Хотя к этому еще нужно добавить и другие виды топлива: печное, судовое, для реактивных двигателей (РТ), а также мазут. 

Однако завод работает и в других направлениях. Одно из них - сырье для нефтехимии, которое поставляется на такие предприятия, как "Могилевхимволокно", "Гродно Азот" и родственный "Полимир". Фактически "Нафтан" является донором для нескольких десятков нефтехимических производств, поставляя кислоты, растворители, ароматические углеводороды и т.д.

Наконец, еще одно направление деятельности - производство масел: индустриальных, моторных, трансмиссионных, специального назначения. И если "промышленные" масла хорошо известны специалистам, то "автомобильные" - в большей степени водителям и трактористам, работающим на отечественной технике. А как насчет легковых автомобилей, иномарок? Кто из автолюбителей знает, что в линейке моторных масел есть продукты, соответствующие, например, спецификации API SL/CF? Почему бы не продвигать их активно на внутреннем рынке или вообще за рубежом? С этого вопроса и началась наша дискуссия с представителями завода - заместителем директора по реализации нефтепродуктов Петром Катульским (П.К.) и инженером по качеству Вячеславом Зубовичем (В.З.).

П.К.: Сегодня "Нафтан" производит неплохие масла. Мы закрываем всю линейку для грузовиков и тракторов, производимых в Беларуси. Мы производим все смазочные материалы, необходимые для этой техники. Что касается импортных автомобилей, у нас есть "Нафтан Гарант" и "Нафтан Премьер". Очень хорошие масла. Единственный недостаток - у нас нет сегодня допуска VW, Mercedes и других производителей. Это стоит больших денег. Даже сертификация одного масла по стандартам API или ACEA обходится порядка 600 тысяч евро. Учитывая, что страна у нас небольшая, объемы реализации наших современных масел невелики, "Нафтан" пока не готов тратить такие деньги на сертификацию.

- Но это развитие бизнеса!

П.К.: Мы будем развивать продажу наших масел. Мы работаем с Казахстаном, Молдовой, Арменией, Грузией и другими странами постсоветского пространства. Но нам трудно войти с нашим брендом в европейские страны - там полно своих производителей, конкуренция высока, рынок специфический. 

У нас есть автомобили, которые сейчас ездят по Новополоцку, Полоцку, по всей республике, - это Skoda Superb, Skoda Octavia и два микроавтобуса VW. В их моторы залиты наши масла: в Superb - "Нафтан Премьер", в Octavia - "Нафтан Премьер", в дизельные моторы VW - "Нафтан Дизель Плюс" и "Дизель Ультра". В середине межсервисного интервала и по его окончании мы отберем пробы масла и проанализируем их. Возможно, вскроем двигатели автомобилей и проверим их состояние. Мы хотим показать, что наше масло и современные автомобили совместимы. Несмотря на то что мы не провели испытания по тем стандартам, которые требует VW.

- Присадки, используемые в маслах "Нафтан", - собственного производства?

П.К.: У нас есть производство базовых масел (основы). Отдельные рецептуры масел включают использование отечественных присадок (у нас есть дочернее предприятие, созданное совместно с "Лукойлом"). Но в отдельные рецептуры мы покупаем присадки мировых производителей. Также покупаем много присадок для топлива.

- Кстати о топливе. Многие автомобилисты задаются вопросом: почему замерзает дизельное топливо зимой? 

П.К.: От "Нафтана" до бензобака автомобиля топливо проходит через нефтебазу, заправочную станцию. Если на всех стадиях перевалки работают квалифицированно и грамотно, то проблем не должно быть.

В.З.: На зимнее топливо мы переходим заранее: уже в начале октября АЗС его получают. Но система должна промыться, это ведь не одна тонна топлива. Вообще технология, которая применяется и на "Нафтане", и в Мозыре, рассчитана на производство дизельного топлива для эксплуатации двигателей при температуре не ниже -15°С. Чтобы добиться более низкой предельной температуры фильтруемости (ПТФ), мы применяем присадки, что позволяет получать топливо, которое обеспечивает стабильную работу двигателя при температуре вплоть до -20-25°С. 

Мы просчитывали целесообразность покупки установки для депарафинизации дизельного топлива, но вопрос вот в чем. Таких дней, когда температура опускается ниже -25°С, буквально несколько в году. Делать для Беларуси установку стоимостью 100 миллионов долларов для того, чтобы получить 2 миллиона, никакого резона нет. 

- Но для более низких температур у вас в линейке имеется "Арктика"! Насколько верны слухи, что это "чистый керосин"?

П.К.: Понижение ПТФ в "Арктике" действительно достигается за счет увеличение керосиновых фракций, но всего лишь на 10 процентов. Фракционный состав немного изменяется. При этом используются противоизносные присадки, так что вреда двигателю не наносится. Все это влечет за собой увеличение себестоимости, что и отражается на розничной стоимости топлива для конечного потребителя. 

- Многие водители, заправляющие свои автомобили в Европе, замечают, что на тамошнем топливе и мотор работает лучше, и расход уменьшается. Если мы отправим в лабораторию топливо, закупленное у нас и в соседних странах, в чем будет различие?

В.З.: Думаю, что разницы в составе между белорусским и европейским топливом не будет никакой. И бензин, и дизельное топливо мы производим по европейской технологии. Более того, отличий вообще может не быть никаких, потому что часть топлива, которое вы можете купить в Литве или Польше, тоже сделана на "Нафтане". А дизельного топлива вообще очень много в Европе. Это срабатывает инстинкт, что у других лучше. В советское время это действительно практиковалось: продукция на экспорт и на внутренний рынок была разной. Такая практика нашим заводом прекращена еще лет 15, а то и 20 назад. И на экспорт, и на внутренний рынок мы отгружаем топливо из одних резервуаров. 

Проверка - на каждом этапе

Вопрос о качестве топлива поднимается еще раз, когда мы посещаем заводскую лабораторию по контролю топливного производства. Здесь проверяют, как отдельные компоненты до их смешения, так и промежуточный продукт в процессе производства. И конечно же, готовую продукцию: бензин, дизельное топливо, керосин, мазут, судовое топливо.

Персонал лаборатории работает круглые сутки, смены длятся по 12 часов. Чтобы не потерять квалификацию (анализов очень много), сотрудники постоянно меняются постами. Время, затрачиваемое на анализы, зависит от того, какая проба и сколько показателей (некоторые делаются 24 часа). Например, топливо РТ проверяется трое суток минимум! 

- У нас необоснованных рекламаций не было. Приезжают иногда покупатели, что-то их не устраивает, например плотность. Поднимаем документы, проверяем пломбы - и доказываем, что нашей вины здесь нет, - рассказывают работники лаборатории. - По дизтопливу была пара случаев, когда потребитель предъявлял претензию: оно не прозрачное, а мутное. Начинаем выяснять из-за чего. Оказывается, была плохо подготовлена железнодорожная цистерна. 

Кстати, топливо проверяется и при отгрузке. В случае РТ и при отправке на экспорт проба отбирается из каждого вагона, в остальных случаях - из каждого четвертого вагона. Как говорят на "Нафтане", специально испортить топливо невозможно, выпустить брак за пределы завода разорительно: стоимость возврата и штрафы - огромные суммы. 

Наш вердикт 

Мы верим в то, что белорусское топливо - европейского уровня. Хотелось бы верить, что и автомобильные масла тоже. Но пример с последними как раз показывает: мало делать хороший продукт, надо еще уметь его продавать, выходить на новые рынки, чтобы марка была на слуху у каждого. А вот здесь, увы, слишком много "но" и "потому что". Мы слышим о совсем других марках, их и покупаем. Хотя могли бы делать выбор в пользу белорусского производителя. 

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/184244_1_350.jpg?v=0
Пожалуйста, подождите...