Курсантов мало, цены выше: чем встречают автошколы "сдачу по-новому"?

12880 19
Курсантов мало, цены выше: чем встречают автошколы

В прошлом году ходили слухи, что стоимость обучения в автошколах с 2015 года может резко вырасти. Оправдались ли они?  Кроме того, мы решили выяснить, какие в сфере подготовки водителей имеются проблемы, и поговорили с директорами автошкол. 

В одном из прошлых материалов об автошколах в октябре 2014 года мы передавали мнение Андрея Максимова. Он говорил, что из-за изменений в СТБ 1567-2005 "Средство транспортное учебное механическое" в 2015 году из 500 с небольшим автошкол в Беларуси может остаться половина. Соответственно речь шла о росте стоимости обучения - назывались суммы вплоть до 20.000.000 рублей! Сейчас май 2015-го - что изменилось? Для начала сравним стоимость обучения на "права" в октябре 2014-го с ценами дня сегодняшнего. 

Тогда в автошколе "Авторалли" сообщили, что стоимость обучения у них составляет 5.175.000 рублей. Сюда же включено топливо - 400.000. Сегодня с учетом акции - 5.990.000 рублей. Но топливо не включено, предоплата за бензин или дизель -  290.000, потом еще придется доплатить в зависимости от того, сколько накатаете.

В автошколе "Атлант-М" обучение стоило 6.200.000 руб. с топливом. Но запись была только на 15 октября 2015 года. Сегодня учебный курс оценивается в 11.000.000 - в сумму включено не только топливо, но и учебные пособия. Запись вплоть до осени. 

В "Автогалактике" в октябре 2014 года обучение стоило 4.950.000 плюс 69 литров бензина. Сегодня - 6.900.000 плюс надо доплатить около 950.000 рубл. за 85 литров топлива.

Итак, цены выросли, но не так значительно, как ожидалось. Что думают автошколы? Все они поделились с нами информацией на условиях анонимности. 

- Какова сейчас ситуация со стоимостью обучения? Изменились ли цены в связи с девальвацией белорусского рубля?

- Да, цены изменились, но не по причине девальвации, а в связи с тем, что увеличилось количество часов: было 40 - стало 50. Теперь стоимость обучения начинается примерно от 6.000.000 рублей, - ответил директор одной из автошкол. 

- Какова ситуация с наполняемостью групп? Меньше стало курсантов или больше?

- Значительно сократилось число желающих получить водительское удостоверение. Стоимость обучения выросла, многие предприятия не работают. Людей стало примерно наполовину меньше! Об очередях и речи не идет. 

- Есть ли какие-либо другие проблемы у автошкол помимо уменьшения количества клиентов?

- Вопрос очень глобальный. Проблем хватает. Например, ввели обязательный техосмотр два раза в год. И два раза надо платить транспортный налог! О чем они вообще думали? И все это, разумеется, отразилось на стоимости обучения. Далее, ввели 50 часов практических занятий. Для Минска это нормально, а для провинции, где машин мало, я считаю, это много. Что еще? Программа есть, написана хорошо, а вот методика принятия экзамена толком не разработана. Нужно, чтобы все было описано в документах, начиная от посадки до выхода экзаменуемого. Чтобы мы также могли ознакомиться с методикой. Потому что спорных моментов хватает. Нужно ввести более объективную оценку водительских способностей курсантов во время экзамена. Что такое две-три ошибки? Их можно легко "нарисовать". И даже видеорегистратор, который теперь есть в машинах при принятии экзамена, ничем не поможет. Очень много спорных моментов. Вообще я бы посоветовал ГАИ, Минтрансу, директорам автошкол, журналистам провести круглый стол, чтобы обсудить насущные проблемы подготовки водителей. Вопросов по подготовке много, но их надо решать комплексно. Много экономических, методических факторов. Есть проблема с набором групп. Мало людей. Кризис. Аренда дорогая… 

Те же вопросы были заданы сотруднику другой автошколы.

- Цены изменились из-за того, что увеличилось количество часов вождения. Курс доллара никакого отношения к увеличению стоимости обучения не имеет. Сегодня получить "права" стоит примерно 7.500.000 рублей.  

- Как отразились на обучении последние изменения? 

- Ничего там не изменилось. Было три месяца - стало шесть. К автошколам никакого отношения это практически не имеет. У экзаменуемых теперь есть сложности. Зачем делать перерыв в 30 дней, если три раза не сдал? Этого лично я не понимаю. 

Что изменилось правилах сдачи экзамена на "права"?

  1. Те, кто сдал теорию, сдавать практику могут в течение шести месяцев. Если не успел - сдавать теорию придется заново. До сегодняшнего дня этот срок был ограничен тремя месяцами.
  2. Если завалил три попытки, в следующий раз прийти можно только через месяц. До этого пробовать сдавать экзамен можно было раз в неделю до бесконечности.
  3. Тем, кто сдал экзамены, но не оформил "права" в течение трех лет, экзамены придется сдавать заново. До сегодняшнего дня такого временного ограничения не было.

- Что с курсантами? Их стало больше, меньше или столько же?

- Меньше. Значительно меньше. Это началось уже с февраля. У народа денег нет. 

Второй директор сообщил, что приходится работать с убытками: 

- Люди не идут. Кризис повлиял, возможно, рождаемость 18-20 лет назад была небольшой. Безусловно, мы находимся в конкурентной среде, я не могу поднять цену и в настоящий момент работаю в убыток. Стоимость обучения практически не поменялась.

- Как повлияли последние изменения на вашу учебную организацию? 

- Меня как директора автошколы эти изменения обнадеживают. Получить "права" стало сложнее из-за перерыва в 30 дней между тремя попытками. Это значит, что курсанты будут требовать от мастера проехать с ним все часы, которые есть в программе. Известно ведь, что некоторые предлагают поставить подпись за непроведенные занятия. Потом такой курсант приходит ко мне и возмущается: почему так много денег я заплатил за бензин и при этом так мало проехал? Мне это не надо. Я заинтересован в том, чтобы курсанты отъездили все свои часы и получили хорошие водительские навыки. Мне нужно, чтобы мой подчиненный работал добросовестно и честно. 

- Какие в данный момент имеются проблемы у автошкол?

- Для меня основная проблема - это возможность вести плодотворную работу с подчиненными по обучению управлению автомобилем. И в этой системе, если ты начинаешь требовать, они уходят. Мне нужны профессиональные и честные инструкторы. 

Третий директор рассказал, что цену они подняли незадолго до новогодних праздников. После этого увеличения стоимости обучения не было. Есть только одна проблем - нет курсантов: 

- Сильно сократилось количество желающих получить "права". Насколько точно? Сложно сказать. По моим приблизительным подсчетам получается 60 процентов! Ни у кого нет денег. Ситуация для автошкол не очень хорошая. 

- Имеется неподтвержденная информация, что экзаменаторы стали чаще отправлять людей на пересдачу? Вы ничего не знаете об этом?

- Об этом ничего не могу сказать. На пересдачу отправляют, если есть ошибки. Все зависит от курсанта. 

Итак, главная проблема автошкол - нехватка курсантов. Но на то есть объективные причины. Также один из директоров пожаловался, что два раза в год нужно платить транспортный налог за один автомобиль. Для курсантов есть хорошая новость и плохая: хорошая - очередей в автошколах нет, плохая - стоимость обучения все-таки выросла. Хотя и не так сильно, как ожидалось.  

Юрий ГЛАДЧУК
ABW.BY
Фото из открытых источников

Какие, на ваш взгляд, имеются проблемы в сфере подготовки водителей? Оставляйте свои сообщения на форуме.

Пожалуйста, подождите...