Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Первый белорусский мотоцикл "Нёман": теперь мы знаем его историю

18457
18457

Западная Беларусь, виленская мафия, контрабандисты, автомат Томпсона, польская полиция и мотоциклы "Неман"… 29 апреля состоялась презентация первых белорусских мотоциклов на выставке раритетных мотоциклов в Минске. Историк Игорь Мельников и владельцы единственных сохранившихся экземпляров малоизвестной гродненской фабрики "Неман" рассказали захватывающую историю первой белорусской мотоциклетной марки.

Не все знают, что в Гродно в начале прошлого века производились велосипеды и мотоциклы, которые пользовались большим спросом. Велосипедно-мотоциклетная фабрика носила название "Неман" и располагалась в доме №4 на нынешней ул. Молодежной. Только о двух сохранившихся до наших дней моделях марки пока что известно в Беларуси. И обе они представлены на выставке "Матацыкл на вуліцах Мінска. Гісторыя пра людзей і для людзей", о которой мы недавно рассказывали

Один из сохранившихся экземпляров - мотоцикл, второй - велосипед с немецким бензиновым мотором MAW. Почему их сохранилось так мало?

- Когда я ездил по Западной Беларуси, в одной из деревень местные жители рассказали, что в годы оккупации немцы приказали собрать все мотоциклы и велосипеды, что были, на площади, - рассказывает кандидат исторических наук Игорь Мельников. - Они их забрали? Нет, проехались по технике танком, чтобы партизаны не смогли воспользоваться мобильными средствами передвижения. Возможно, это одна из причин, почему сохранилось так мало первых белорусских мотоциклов. 

Фабрика металлических изделий была основана семьей Старовольских в 1894 году. Чуть позже, в 20-30-х годах XX века, предприятие выпускало швейные машинки, велосипеды и легкие мотоциклы. О популярности продукции может сказать всего одна цифра - в 1936 году фабрика "Неман" выпустила около 10.000 велосипедов. В том же году, по данным историков, на предприятии трудилось 100 человек. 

Гродненцы не изобретали кардинально новое - они просто заимствовали и совершенствовали. В частности, велосипеды по своей конструкции были копиями немецких моделей, но с некоторыми доработками. Например, рама выпускалась под колеса размером 26 х 2 дюйма. Хромовые диски, спицы диаметром 2 мм, кожаные седла заказывались в Латвии. Ступицы колес закупались у немецкой фирмы Fichtel & Sachs.

Расцвет предприятия приходится на период с середины 30-х гг. до начала Второй мировой войны. В это время в Польше и Западной Беларуси возникла мода на малолитражные мотоциклы, известные как "сотня". "Сотня" - это мотоцикл с двигателем объемом менее 100 куб. см. Такие мотоциклы стоили значительно дешевле, за них платили меньший налог, не нужно было получать водительское удостоверение. В 1934 году фабрика выпустила первые мопеды с двигателем объемом 75 куб. см. фирмы Robert Bosch AT.

На этом экземпляре 1938 г.в. установлен двигатель MAW объемом 49,5 куб. см. Есть фара, фонарь и спидометр.

Первые мотоциклы "Неман" появились в 1936 году. Они были трех типов: с объемом двигателя 98, 125 и 150 куб. см. На фото - "Неман" 125 DV 1938 г.в. Рама изготовлена в Гродно, двигатель объемом 125 "кубиков"- английской фирмы Villiers. Мощность мотоцикла составляла около 6 л.с., но он легкий - взрослый человек может поднять его над землей. Коробка передач была с ручным управлением и имела три передачи. 

- Мы спорили, чьи это были мотоциклы, польские или белорусские. Приходим к согласию, что все-таки белорусские. Собирались они белорусскими руками, фабрика располагалась на нашей земле. Посмотрите на эмблемы - на них изображены старый и новый замки Гродно, - говорит владелец мотоцикла Василий Терешко. - Безусловно, их можно считать белорусскими мотоциклами.

Сами мотоциклы продавались как в Гродно, так и в Варшаве. На ул. Сенаторской, 28, в польской столице располагалось генеральное представительство фабрики "Неман", демонстрировались изделия и на Познанской фабрике. Но наибольшим спросом мотоциклы и велосипеды пользовались в восточных воеводствах.

По территории Западной Беларуси на продукции фабрики "Неман" часто ездили польские полицейские, поступали мотоциклы и на службу в армию. Они также были популярны у "осадников" - польских граждан, которым власти дарили белорусские земли. Кто знает, может быть, писатель, шпион и контрабандист Сергей Песецкий когда-нибудь удирал от погони на "Немане" 150 DV? У виленской мафии они наверняка были. Кстати, в лихие времена истории Западной Беларуси уже как-то погружался Дмитрий Новицкий ("Контрабандный роман: кокаин, граница, Раков. Или как это было в 20-х…").

Мотоциклы "Неман" даже принимали участие в ралли Варшава - Минск-Мазовецкий - Отвоцк - Варшава! В 1938 году фабрика выпустила 166 мотоциклов, на предприятии работало 105 человек. В сентябре 1939-го Гродно вошел в состав БССР, предприятие было национализировано.

Как сложилась дальнейшая судьба владельцев фабрики? Автор книги "Фабрика велосипедов "Неман" - завод "Радиоприбор" Виктор Саяпин вышел на связь с потомком рода Старовольских Иосифом. Он рассказал, что его дед Нохум был купцом и имел хорошие связи. Его сын Лазарь во время Первой мировой войны учился в одном из институтов Харькова. В Гродно он, имея техническое образование, с помощью своего отца Нохума развернул производство велосипедов и мотоциклов "Неман". В 1939 году советские власти его арестовали и поместили в белостокскую тюрьму, где дальнейшие следы затерялись. Оставшуюся часть семьи выслали в Казахстан, где Старовольские пережили войну, откуда в 1946 году переехали в Польшу, а затем в Германию. Нохум Старовольский в 1948-м эмигрировал в Израиль, где умер в 1983-м. Как вспоминал Иосиф Старовольский, к аресту его отца имел отношение знакомый из Харькова, который работал в НКВД, а в 1939 году был переведен в Гродно…

Что дальше? Владельцы двух сохранившихся экземпляров велосипеда и мотоцикла, Александр Загородник и Василий Терешко, планируют восстановить технику в память о том времени, а также о людях, создавших первые белорусские велосипеды и мотоциклы. Ну а мы продолжим свой рассказ о раритетных мотоциклах.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY

Организаторы мероприятия, братья Олег и Виталий Гапановичи, большие поклонники раритетных мотоциклов, душу вкладывают в выставку. Обязательно посетите ее по адресу: ул. Петра Глебки, 5, ТЦ "Скала", 2-й этаж. Запланированы и другие интересные презентации - информация о них есть на сайте www.retromoto.by

Заметки на полях

Мотор одноцилиндровый, двухтактный, 125-кубовый. На боковине - логотип английской компании Villiers

Задней подвески, разумеется, нет, зато есть пружины под седлом 

Подвеска параллелограммного типа с пружиной. Фара, увы, не сохранилась. В ней был вмонтирован спидометр с одометром 

Конструкция подножки

В комплектацию велосипеда входил ручной насос 

Фара велосипеда и спидометр - просто и лаконично 

Время неумолимо - все, что осталось, от велосипеда "Неман" 

Карта города Гродно тех лет с проспектом фирмы Старовольских

А это уже послевоенный минский мотоцикл МВЗ с тем же подвесным мотором MAW - похожи как две капли воды…

Официально фабрика называлась Kresowa Wytwоrnia Rowerоw i Motocykli Niemen

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль