"Камера! Мотор!" Один день из жизни человека, устанавливающего камеры фотофиксации

57573 80

Автоматические камеры фотофиксации являются неотъемлемой частью нашей жизни уже около трех лет, а словосочетание "письмо счастья" настолько плотно вошло в обиход белорусского автолюбителя, что не всякий народный фольклор с ним сравнится. Корреспондент abw.by провел один день с человеком, для которого камера фотофиксации является рабочим инструментом. Как устанавливается прибор, какова его погрешность, что делать, если камеру захотят украсть, - обо всем этом нам расскажет техник-водитель СЗАО "Безопасные дороги Беларуси" Владимир Владимирович.

7.15 утра, а у него улыбка на лице, и хорошее настроение как будто транслируется через светоотражающие элементы рабочей жилетки. О том, нравится ли работа, размере зарплаты и что побудило устроиться на такое место, Владимир отвечает резво:

- Работаю здесь чуть больше года, бывший сотрудник милиции, на пенсии, - начинает "камерамен". - После того как уволился из органов, избытка в предложениях по работе не испытывал. Знакомый посоветовал устроиться сюда техником-водителем: работа не пыльная, платят неплохо. 

После этих слов мы садимся в белый "каблучок" Renault Kangoo. К слову, эти автомобили уже настолько примелькались автолюбителям, что безо всяких "проблесковых маячков" и "цветовых меток" дают понять: где-то неподалеку камера фотофиксации. 

- Сегодня мы поедем в сторону Борисова, на первый километр трассы Р53, - продолжает свой рассказ Владимир. - На этой точке я еще ни разу не был, хотя у нас их не так много. Работа техников-водителей регламентирована внутренними инструкциями. Проверять и контролировать ее поручено сотрудникам ГАИ. В основном смотрят наличие информационной таблички, иногда расстояние камеры от проезжей части и расстояние от таблички до камеры. А бывает, что "проверяющих" не устраивает, что мой автомобиль стоит на зеленой зоне. Правда, остановится не на зеленой зоне и в то же время, чтобы камера была в зоне видимости, на трассе практически невозможно. 

- Система фотофиксации реализуется в нашей стране, скажем так, странно, - признается Владимир.- Нигде в мире нет такого, чтобы в местах, где находится мобильная камера, стояли предупреждающие знаки. Кстати, правильнее называть их информационными табличками. Ни в одном законодательном акте нашего государства таких знаков нет, а потому их применение регламентировано лишь внутренними положениями. 

- Раньше наши камеры устанавливались без табличек. И это, я считаю, правильно. Ну какой от них смысл, если об их местонахождении всем известно? Все мы люди, и бывают ситуации, когда "спешишь" или "не заметил". Я сам на эти камеры попадался. Один раз попался, второй. Надоело каждый раз условно по 100.000 на ветер выбрасывать. После этого стал ездить аккуратнее. То есть именно так должны действовать эти камеры на граждан. Для такого эффекта они и устанавливаются. По-моему, такая процедура привлечения к ответственности на данный момент наиболее эффективна и достаточно лояльна. Ведь в случае с нарушениями, зафиксированными на камеры фотофиксации, не идет речи о повторности.

Вообще, многие ДТП происходят именно по причине нарушения скоростного режима. В то же время на трассе М1 ограничение скорости 120. На многих других - 90-100. Да, есть не совсем удобные дороги, например Р53: трасса узкая, но практически от Минска и до самого Борисова стоят знаки "70". Когда дежурил на этой дороге, мне местные жители пирожки приносили, благодарили. Там же венками вся трасса заставлена.

- А вот от местных водителей благодарностей, наверное, слышать не приходилось

- Как раз наоборот! Местные жители-то в основном водители сельхозтехники. Так что они тоже благодарят, потому что иначе выехать с перекрестка просто невозможно. Знак "70" висеть-то висит, но водители, очевидно, там двигаются с превышением скорости. А информирование о наличии камеры вынуждает их сбросить скорость.

А вот и место нашей дислокации. По левую сторону - Курган Славы, по правую - пустырь. Ветер на улице сумасшедший. Не будет ли это помехой для работы камеры? Посмотрели инструкцию по применению: погодных условий, которые могли бы помешать работе камеры, просто не существует. Разве что экстремально низкая температура может внести коррективы в работу.

- Сначала устанавливаем информационную табличку по обе стороны дороги в 150 метрах от камеры. Затем ставим саму камеру. А в конце рабочего дня наоборот: сначала убираем камеру, потом - таблички. Это предусмотрено инструкцией, каждый день на разнарядке об этом напоминают. Такого, чтобы "психануть, и не поставить знак", не было. За это могут уволить, а такую работу все-таки терять не хотелось бы. По требованию ГАИ, если на дороге есть разделительная полоса, информационная табличка должна находиться и на ней. Во время настройки камеры также выставляется знак "Проведение ремонтных работ", а на автомобиль устанавливается проблесковый маячок.

- Камера может контролировать как прибывающие автомобили, так и убывающие, но принцип работы совсем иной, нежели у радара. Она выдает световой луч и считывает скорость путем принятия отраженного от автомобиля света. Именно поэтому антирадары не могут выследить камеры. После установки нужно каждые два часа подходить к камере с ноутбуком и скачивать информацию о зафиксированных нарушениях. Если камера может передавать информацию по Wi-Fi, то из автомобиля можно и не выходить. Я слежу только за технической стороной работы аппарата. Во время настройки я должен "вбить" в компьютер ограничения по скорости для легковых и грузовых автомобилей, действующие на этом участке дороги. 

- Поскольку никаких других знаков на данном участке нет, максимально разрешенная скорость движения для легковых автомобилей - 90, для грузовых - 70. С учетом всех погрешностей, плюс наши граждане всегда едут на 10 километров в час больше положенного, мы устанавливаем для легковых значение 102, для грузовых - 82. Это означает, что если кто-то будет ехать со скоростью 102 километров в час (или 82 соответственно), то камера будет фиксировать эти значения как нарушения скоростного режима.

- Предыдущая модель камеры могла забраковывать изображения, на которых в кадр попало два автомобиля, из-за чего невозможно было определить, который из них превышал скорость. Сейчас камера при фотофиксации использует рамки захвата, в которые должна попадать часть номера автомобиля или часть колеса плюс часть участка дороги. Таким образом решается вопрос о принадлежности сфотографированного регистрационного номера конкретному автомобилю.

Пока устанавливали камеру, подъехал водитель эвакуатора. По его словам, к нему приходят "письма счастья", в которых к его автомобилю применяются ограничения по скорости как к грузовому, а должны применяться как для легкового. 

Техник-водитель на такие вопросы отвечать не уполномочен. Поэтому мы порекомендовали водителю обратиться напрямую в колл-центр "Центра фиксации правонарушений" - именно там дают первичные разъяснения по интересующим вопросам. Забегая вперед, хочется отметить, что позже нам удастся выяснить, чем обусловлена такая проблема. После установки и настройки камеры запускаем рабочий режим и отправляемся в машину. 

После запуска обязательно нужно позвонить оператору, который зафиксирует время начала работы. После этого - заполнить соответствующий документ, заказ-наряд. В нем обнаруживаем время работы "с 7.00 до 20.00". 

- Что можно делать в те самые двухчасовые перерывы между снятием информации с фотокамеры? Может, можно куда-нибудь отъехать или поспать?

- Нет, это исключено. Мало ли что с камерой случится! Есть ноутбук, так что можно посмотреть фильмы. Можно книгу почитать. Один мой коллега имеет познания в программировании, так он в рабочее время, пока сидит в машине, удаленно работает и на второй работе. Также регулярно техниками-водителями производится "прием граждан". Сейчас мы находимся в таком месте, где и камеру, и знак хорошо видно. Вообще, место не самое удачное для камеры. А вот в местах, где нарушений можно было ожидать больше, водители прямо вереницей "на прием" выстраиваются. Если особо буйные попадаются, можно просто заблокировать двери в автомобиле и не обращать внимания на эти "танцы с бубном". Повозмущаются и уйдут. 

- Как знакомые относят к такому месту работы?

- Меньше знакомых не стало, - смеется Владимир. - Они все адекватные люди, поэтому относятся абсолютно нейтрально.

- Курьезные случаи в практике были? Может быть, кто-то пытался похитить камеру или повредить?

- У меня такого не случалось, чтобы кто-то пытался украсть камеру. Мои коллеги также ничего подобного не рассказывали. Был однажды случай, когда подошел пьяный мужчина, еле на ногах держался, завалил камеру и убежал в кукурузу. Но полномочий кого-то задерживать у меня нет. То есть, если бы он пытался забрать камеру, я, конечно же, её удерживал бы и не отдал, но задерживать лицо я не имею права. Хотя я за камеру материально ответственен. При этом и камера, и я застрахованы. Как-то приезжал депутат, просил представиться и показать документы. Правда, зачем я должен был показывать документы и какие именно, я не совсем понял. Пусть даже и депутату. Он ведь не контролирующий или проверяющий орган. Покричал, повозмущался - и уехал. А вот сразу после него подъехали сотрудники ГАИ. Я уже подумал, что меня так скоро проверять приехали. Оказалось, что в паре километров тот самый депутат попался на скорости 146.

- А за что могут уволить техника-водителя?

- Придешь с "бодуна" - сразу увольнение. Или работал у нас молодой человек. Приехал его проверить кто-то из руководства. Подошел к машине, а у него солнцезащитные очки на голове, ноги в форточке торчат, на ноутбуке фильм идет, а сам он спит. Его сразу же и уволили.

- О, вон тот грузовик превысил, - резко меняет тему разговора Владимир. - Камера произвела вспышку. Она фиксирует только те автомобили, которые едут со скоростью, превышающей установленную техником-водителем. На остальные автомобили камера просто не реагирует. Вообще, статистика использования камер фотофиксации на данный момент такова: из всех нарушений на дороге 70 процентов выявлены камерами фотофиксации.

Подходим к камере: за 45 минут она зафиксировала 8 нарушений скоростного режима. 

Это совсем небольшой показатель. В летнее время количество нарушений несколько выше. 

Вот уже за нами приезжает начальник отдела МДКС (МДКС - мобильный датчик контроля скорости, прим.ред.), который доставит нас туда, где происходит хранение, обработка и назначение штрафов по итогам рассмотрения изображений с камер фотофиксации. Выясняем, что начальник отдела МДКС "решает проблемы" любого характера. Может быть, он сможет ответить и на вопрос, который задавал подъезжавший к нам ранее водитель эвакуатора. 

- Многие увидевшие вспышку останавливаются, беспокоясь, "за что их могли оштрафовать, если они не нарушали" - отвечает начальник отдела МДКС. - Беспокоиться стоит начинать, только когда приходит постановление ГАИ. Камера могла среагировать на едущий рядом автомобиль или на большие габариты. Не стоит забывать, что фотографии проходят несколько степеней сортировки. Операторы вручную отслеживают по номерному знаку, является автомобиль грузовым или легковым. Если камера неверно считала габариты автомобиля, то оператор отправит фотографию в брак. Однако человеческий фактор никто не отменяет. Иногда можно неверно идентифицировать одну букву или цифру - и все: автомобиль из грузового превращается в легковой. Во всяком случае, недовольные вынесенным решением всегда могут обжаловать его в ГАИ. Если в жалобе отразятся объективные претензии, то ГАИ может направить эту жалобу нам. Но таких жалоб приходит не более одной-двух в месяц. И все они касаются неверно идентифицированных габаритов автомобиля. Раньше камеры устанавливались без предупреждающих информационных табличек. А бывало, что и наоборот: устанавливались таблички, а камеры - нет. И это тоже водителей дисциплинировало. Они снижали скорость на участке, где якобы стояла камера. Сейчас камеры можно устанавливать только вместе с информационными табличками.

Ну что, уже можно говорить, что время провели с пользой. Ведь если водитель того эвакуатора будет читать abw.by, сможет найти ответ на свой вопрос. Из рук начальника отдела МДКС попадаем прямо в руки заместителя директора по организационной, правовой и инвестиционной деятельности Алексея Алексеевича:

- Проект реализуется с 2012 года, за это время было установлено 179 стационарных камер и 21 мобильная. Информация, собранная со всех камер, поступает на общий сервер, затем - в отдел процессинга на контроль. И уже после контроля информация о превышении скорости поступает к сотруднику ГАИ. К слову, подразделение ГАИ, которое занимается вынесением постановлений по нарушениям с камер фотофиксации, базируется в нашем центре. В этом отделе выносится постановление, которое заверяется электронной подписью. Далее постановление направляется в подразделение печати, которое находится в этом же здании. Оттуда "сконвертованные" постановления направляются на почту для рассылки адресатам. Наверняка вы слышали про пункты контроля и оплаты - ПКО. Спешим уверить, что настроены они только на ТС нерезидентов РБ и расположены на границе, чтобы "вылавливать" правонарушителей, не оплативших штрафы. Сейчас мы планируем использовать и мобильный ПКО. 

- Техническая возможность настроить камеры на отслеживание оплаты техосмотра или страховки тоже имеется, но этим мы пока не занимаемся. Планируем расширяться, внедрять камеры, отслеживающие проезд железнодорожных переездов, светофоров на запрещающий сигнал и др. Наша организация не является каким-то подразделением, филиалом или франшизой какой-либо иностранной организации. Она создана в РБ с нуля, в рамках инвестиционного договора, все идеи, используемые в ее работе, полностью наши.

Чтобы подробнее разобраться с работой конкретных отделов, отправляемся на небольшую экскурсию по Центру фиксации правонарушений.

Начальник отдела процессинга Александр Сергеевич:

- Основная задача сотрудников отдела обработки заключается в сортировке фото на качественные и некачественные. При этом к качественным изображениям относятся те, которые позволяют проводить в дальнейшем административное производство, то есть должен быть четко виден регистрационный знак. Если "номер" не виден, то изображение считается некачественным. Изображение с фиксацией превышения скорости поступает оператору обработки, который оценивает качество фото и направляет его сотрудникам ГАИ или отклоняет от дальнейшего производства по причине плохого качества изображения. От оператора обработки фото поступает к оператору контроля, который проверяет правильность решения оператора обработки. Если оператор контроля не согласен с решением оператора обработки, фото возвращается в обработку, но уже к другому оператору. 

- Качественные фото отправляются сотрудникам ГАИ. И уже они решают, кого и в каком порядке привлекать к административной ответственности. Это же касается и автомобилей с дипломатическими и служебными "номерами" и т.п. Только сотрудник ГАИ может определить, в каком порядке привлечь конкретное лицо к ответственности. 

Узнав много интересного, отправляемся вслед за изображениями, полученными на камеры фотофиксации, в отдел, где работают сотрудники ГАИ, но… проходим мимо, поскольку на двери предупреждение: "Посторонним вход воспрещен". Да, мы там будем явно посторонними.

После вынесения постановлений их необходимо распечатать, упаковать, внести в базу данных и отправить. Всем этим занимается отдел печати.

Именно здесь мы наткнулись на совершенно удивительный аппарат - бесконвертер. Кладешь в него распечатанное постановление, а на выходе получаешь готовенький конверт. Те, кто получал письма счастья, наверняка уже знакомы с нехитрой схемой, когда на лицевой стороне - конверт, а на внутренней - постановление.

Вот и все, обход закончен. Удалось посмотреть трудовые будни большей части персонала Центра фиксации правонарушений. А в это время где-то в районе Кургана Славы Владимир Владимирович всего лишь третий раз за день планово отзвонился оператору. Еще столько же, и очередной рабочий день "камерамена", как прозвали мы его в редакции, будет окончен.

Роман САВИНИЧ
Фото Антона ШЕЛКОВИЧА
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое