Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Почем скорость? Удивляемся цифрам, измеряя расход топлива в разных скоростных режимах

52456
Почем скорость? Удивляемся цифрам, измеряя расход топлива в разных скоростных режимах

С 10 октября на многих участках республиканских дорог скоростной лимит был пересмотрен в сторону увеличения. "Повышающие" знаки позволяют водителям легкового транспорта безнаказанно разгоняться до 130 км/ч, но все ли воспользуются этим "подарком"? Ведь с ростом скорости из-за возрастающих аэродинамических потерь увеличивается и расход топлива. Причем весьма основательно, как показали наши испытания. Впрочем, обо всем по порядку…

Приближено к жизни

Выбранную методику нельзя назвать безусловно точной, зато к реальной жизни она приближена максимально. Дано: один автомобиль и один тестовый участок на трассе М1 протяженностью почти 12 км (между Могилевским шоссе и развязкой на Волму). Его мы и проезжаем в двух направлениях, отдельно фиксируя каждый из заездов. Так мы увидим, как влияют на расход рельеф местности и направление ветра. Забегая вперед, скажем, что проведение измерений в двух направлениях себя полностью оправдало, наглядно продемонстрировав влияние "второстепенных", казалось бы, факторов на топливную экономичность.

Ну а относительно небольшой протяженности тестового участка, вопреки опасениям, оказалось вполне достаточно. К "финишной прямой" показания бортового компьютера исправно стабилизировались - итоговая цифра среднего расхода соответствовала тем данным, которые мы наблюдали большую часть времени данного заезда. В стабильность результатов внесла свою лепту и возможность воспроизведения условий: все заезды проходили по одному и тому же маршруту в одних и тех же климатических условиях и практически в одно время суток (весь эксперимент длился два часа).

Измерения проводились при движении с постоянной скоростью в диапазоне от 80 до 130 км/ч с шагом 10 км/ч. Заострим внимание на том, что ориентиром при этом служил штатный спидометр. В ходе поездки водитель старался придерживаться заданной скорости, избегая отклонений в любую из сторон. А это значит, что на подъемах приходилось подгазовывать, а на спусках приотпускать педаль "газа" - так на самом деле поступают многие водители, так же настроены автопилоты на большинстве автомобилей. На финише отрезка проверялась средняя скорость (по бортовому компьютеру), которая стабильно оказывалась ниже на несколько км/ч. И это вполне объяснимо: следует учитывать неизбежные колебания скорости автомобиля, а также тот факт, что штатный спидометр неизбежно завышает свои показания.

Расход топлива определяли по данным бортового компьютера, который обнулялся в начале тестового участка. За конечный результат принималась цифра в конце отрезка. Итак, c методикой разобрались - пора переходить к самим заездам и их результатам!

100 км/ч

Начнем с привычной "сотни", ведь не секрет, что на большинстве дорог основная масса водителей придерживается именно этого скоростного режима (разрешенные 90 км/ч + "ненаказуемые" 10 км/ч). И сразу же первый сюрприз: в одну сторону проезжаем с результатом 5,6 л (здесь и далее имеется в виду средний расход в л/100 км пути), в обратную - уже с 7,3 л на табло бортового компьютера! Как же так?

Все просто! "Туда" мы ехали с попутным ветром, с одним затяжным подъемом, зато с двумя длинными спусками. Соответственно обратно и сопротивление воздуха было выше, и в горку приходилось ехать больше - вот вам и разница 1,7 л! Забегая вперед, скажем, что с ростом скороcти и увеличением расхода становилась больше и эта дельта! Ну а если вывести среднее арифметическое, выйдет 6,45 л/100 км. Что же, как показывает опыт эксплуатации автомобиля, примерно так и есть.

120 км/ч

Попробуем 120? Хотите - получите: 6,9 л в одну сторону и 8,8 л в обратную, или 7,85 "средневзвешенного" л/100 км! Какую цифру ни возьми - существенно больше, чем при скорости 100 км/ч! Не иначе как сказывается "аэродинамика кирпича" и короткая главная пара используемого в эксперименте автомобиля. Тем не менее весьма показательно: увеличив скорость на 20%, мы получили и соответствующий прирост расхода топлива!

130 км/ч

Но мы уже говорили о том, что к разрешенному лимиту принято добавлять "льготные" 10 км/ч, ведь за них у нас не штрафуют! Посему проведем и заезд на скорости 130 км/ч - получим закономерные цифры: 7,6 л в одну сторону и аж 9,6 л в обратную! На подъемах было и больше 10… В среднем же получается 8,6 л/100 км. А это, как ни крути, на треть больше, чем при "базовых" 100 км/ч. Выходит, в данном случае каждые "лишние" 10 км/ч оборачиваются перерасходом топлива на 10%!

110 км/ч

А что если держать стрелку спидометра на этой отметке? Она тоже актуальна, причем не только из-за недавно поднятого лимита на МКАД, что позволяет водителям на некоторых участках кольцевой безнаказанно держать 110 км/ч. В определенном роде это оптимальный баланс скорости и топливной экономичности, что и демонстрируют показания бортового компьютера: 6,3 л в одну сторону, 7,6 л в обратную, 6,95 л среднего расхода. На фоне предыдущих цифр вполне терпимо!

90 км/ч

Быстрее едем - больше тратим. В этой старой истине мы убедились на собственном примере. А насколько "экономичной" окажется езда на меньших скоростях? В одну сторону получаем 5,2 л, в обратную 6,3 л. Итого "средние" 5,75 л, то есть "аппетит" автомобиля упал на те же 10% относительно расхода при 100 км/ч!

80 км/ч

Немного "экстремальной" экономии? Ведь двигаться в таком темпе на скоростной трассе уже как минимум неприятно: то и дело сзади фуры напирают… Зато впервые за время эксперимента мы видим менее 5 л на дисплее - 4,9 л! Правда, только в "экономичную" сторону, а обратно уже 5,7 л... Но даже при этом получаем средний расход 5,3 л!

Показательно

Для лучшей наглядности все измерения занесем в единую таблицу - вот что у нас получилось.

Зависимость расхода топлива от скорости движения
Скорость движения (по спидометру), км/ч Средняя скорость (по б/к), км/ч Средний расход топлива (по б/к), л
В одну сторону В обратную сторону Средний арифметический
80 77,2 4,9 5,7 5,3
90 87,2 5,2 6,3 5,75
100 97,3 5,6 7,3 6,45
110 107,6 6,3 7,7 7,0
120 117,2 6,9 8,8 7,85
130 126,2 7,6 9,6 8,6

Понятно, что данные цифры применимы только к конкретному автомобилю - с другой аэродинамикой, трансмиссией, двигателем они будут иными. Более того, как мы успели убедиться, показатели серьезно зависят не только от темпа движения, но еще и от рельефа местности, силы и направления ветра (чем выше скорость, тем большее влияние эти факторы оказывают). Однако сам порядок цифр дает наглядное представление о том, насколько "прожорливее" становится автомобиль с ростом скорости.

И еще немного наглядности. Двигаясь со скоростью 130 км/ч вместо прежних 100 км/ч, вы покроете 100 км пути на 14 минут быстрее, но и израсходуете на 2 л топлива больше. На 400 км пути получим уже 56 минут и 8 литров топлива - в случае с 95-м бензином это 91.200 рублей… Что из этого экономить, время или деньги, пусть каждый для себя выбирает сам!

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY

 

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/178249_1_350.jpg?v=0
Пожалуйста, подождите...