КУДА ПРИВЕДЕТ ВТОРАЯ МКАД?

11495 8
КУДА ПРИВЕДЕТ ВТОРАЯ МКАД?

Строительство второй кольцевой автодороги вокруг Минска, которое начнется в 2011 году, некоторые окрестили космическим проектом. Так, будущая МКАД-2 будет длиннее существующей кольцевой более чем в 3 раза - ее протяженность составит 160 км (длина нынешней МКАД - 56 км).


Но из 160 км предстоит построить только 88 - участки протяженностью 47 и 41 км, а остальная часть МКАД-2 пройдет по уже существующим трассам. Это, конечно, поможет сэкономить средства. Все требуемые 900 млрд. рублей будут выделены из государственного целевого бюджетного фонда национального развития.
В Интернете схема МКАД-2 появилась задолго до того, как указом президента №532 от 13 октября этого года были определены объемы финансирования и сроки строительства. И, конечно же, главный вопрос у тех, кто имеет в границах МКАД-2 жилье или дачные домики: не затронет ли дорога их интересы?
Впрочем, по словам Николая КРЕЧЕТНИКОВА, главного инженера проектов ГП «Белгипродор», проектировщики постарались максимально учесть интересы жителей.

- Николай Владимирович, зачем Минску вторая кольцевая автодорога?
- Предложение о небходимости продумать варианты строительства новой обходной дороги с удалением от нынешней кольцевой на 10-15 километров прозвучало в прошлом году со стороны Мингорисполкома, когда рассматривался перспективный план застройки города до 2030 года и главный архитектор города докладывал президенту. Существующая кольцевая фактически поглощается городом, все ближайшие территории планируются под застройку. И наличие на этой дороге большого количества транзитного транспорта, конечно же, ухудшает экологическую ситуацию в городе, создает аварийность. Поэтому правильно, что этот вопрос был поднят.
В апреле мы завершили разработку технико-экономического обоснования. Изначально это были проработки дороги общего пользования для обслуживания пригородных территорий. Мы к этому подошли более широко, чтобы дорога не просто связывала близлежащие деревни, какие-то фермы, дачные кооперативы, а чтобы она была удобна, в том числе для обеспечения транзита.
После обсуждений и согласований, рассмотрения в горисполкоме, облисполкоме, Минстройархитектуры сошлись на предварительном решении, которое было представлено в Совмин. Премьер-министр Сидорский его поддержал, и это решение одобрил президент страны.
Заказчиком по строительству объекта назначен «Минскавтодор-Центр», генпроектировщиком по выполнению проектно-изыскательских работ - «Белгипродор».


Участок МКАД-2, выделенный желтым цветом, пройдет по существующим трассам. Остальные 88 км дороги будут построены с нуля


- Каковы параметры новой дороги?
- Полос будет четыре - по две в каждом направлении. На ближайшие 20 лет, как мы ожидаем, этого достаточно. Затем возможно расширение до шести полос.
Расчетная скорость - 120 километров в час. Укрепленные асфальтобетоном обочины, разделительная полоса шириной 5,5 метра между встречными направлениями. На первой стадии освещение не планируем, но в перспективе оно будет. Эта дорога обеспечит пропуск до 40 тысяч автомобилей в сутки.
На всех участках, где мы приближаемся к застройкам, дополнительно установим шумозащитные экраны.

- С какими трудностями при проектировании дороги вы столкнулись?
- Вся территория, прилегающая к Минску, плотно застроена, поэтому найти свободный коридор шириной 200 метров довольно проблематично. Самая главная трудность - обеспечить нормативные параметры по плавности, ровности проектной линии и учесть интересы всех жителей и членов садоводческих товариществ.
Конечно, невозможно запроектировать дорогу и при этом ничьи интересы не затронуть. К примеру, мы отошли от деревни Дофаренция на 350 метров, но жители прислали жалобу: это все равно близко. В любом случае жителям хочется, чтобы дорога прошла максимально далеко.
Но мы имеем то, что имеем. Нам дана вот эта вся застройка, мы в ней должны расположить такого рода сооружение. Если помните, при строительстве нынешней МКАД (я ее, к слову, тоже проектировал) пришлось снести три дома в Стиклево, в Ждановичах. В результате получили хорошую дорогу. И все едут и, наверное, не возражают, что она имеет такого рода очертания. А пошли бы мы навстречу жителям и оставили эти три дома, и что, сейчас бы вокруг этих трех домов порядка 100 тысяч машин в сутки ездило? Баланс интересов как жителей, так и пользователей дороги должен сохраняться.

- Судя по тому, что планы по строительству второй МКАД не вызвали протеста среди жителей, компромисс найден?
- Проект постоянно уточнялся, корректировался. Мы выезжали на места, разговаривали с жителями - можно сказать, что МКАД-2 проектировщики прошли своими ногами.
Изначально дорога имела более округлые очертания - для удобства пользователей это более предпочтительно. Но мы пошли на некоторое относительное ухудшение некоторых плановых моментов. Может, глядя на эти все изгибы на схеме, вы зададитесь вопросом, для чего они. Это все для того, чтобы не заходить на территории жилой застройки и в меньшей мере задевать интересы жителей.

- Много ли придется снести и чего?
- Мы проанализировали все места. Проходим вне границ существующей жилой и дачной застройки, вблизи ее. В списке порядка 16 населенных пунктов постоянных и примерно 16 садоводческих товариществ, недалеко от которых пройдет дорога.
К нам приезжали представители садовых товариществ «Рябиновка», «Чистые пруды», «Химик-88», деревни Новашино и других. Мы с ними разговаривали, показывали, учитывали их мнение. Когда возник вопрос по прохождению дороги по территории того же «Химика-88», деревни Новашино, мы пошли навстречу - трасса была смещена на 2 километра севернее.
Были у нас обращения и из деревни Дофаренция. Мы их учли - сместились метров на 300. От деревни Пильница ушли, отодвинулись от деревни Анусино - тоже были жалобы, хотя мы там не шли по территории, но приближались…

Единственное очень проблемное место - возле деревни Пеликшты, где и с левой, и с правой стороны очень тесно расположены территории садоводческих товариществ «Аир» и «Свитанок». Между ними коридор 97 метров, свободная перемычка, заросшая лесом. Нашими нормативными документами предусмотрено, что от оси дороги до садоводческих товариществ должно быть не менее 100 метров. В данном случае мы идем посередине и обеспечиваем расстояние 48-50 метров. Вот здесь границы садоводческих товариществ придется сместить, чтобы обеспечить эти 100 метров. В садоводческом товариществе «Свитанок» будем переставлять один дом, он бревенчатый. Но если жители не будут настаивать и их устроит существующее расстояние, то в принципе этого можно не делать. В садоводческом товариществе «Аир» никаких сносов не будет.
То есть по каким-то огородам, крышам или сараям мы не идем. На всем протяжении выдерживаем нормативное удаление.

- Сегодняшний вариант МКАД-2 окончательный?
- Он уже одобрен. И можно говорить, что он наиболее оптимальный. Могут быть мелкие уточнения, 10-20-30 метров левее, правее, но принципиально трасса будет такой, потому что иных возможностей не затрагивать застройку из-за большой ее плотности нет.
Мы вариантов прорисовали огромное множество, все они в какой-то мере что-то затрагивали. Кольцевая дорога вокруг столицы должна соответствовать по нашим нормативным документам параметрам скоростной магистрали.

- На существующей МКАД основной вид ДТП - наезды на пешеходов. Как будете обеспечивать безопасность движения на МКАД-2?
- Действительно, к существующей кольцевой жилая застройка подходит довольно плотно, она расположена с обеих сторон дороги. МКАД-2 все-таки обходной участок на довольно разрозненной территории, поэтому каких-то сосредоточенных пешеходных потоков здесь не будет. На всех участках, где мы пересекаем существующие дороги или дороги, соединяющие садоводческие товарищества, предусматриваем мостовые сооружения, то есть в одном уровне пешеход и автомобиль нигде пересекать кольцевую дорогу не будут. И для того чтобы обеспечить разные уровни пересечения, планируется на 46 километрах построить порядка 24 сооружений такого рода.

- Некоторые считают, что кольцевые дороги - это прошлый век. Ведь если вам нужно из Бреста в Витебск, вы вряд ли поедете по кольцевой. Нужно, мол, строить прямые дороги с развязками…
- Мы не можем соединить вот эту точку с этой под линейку, ведь мы перережем все насквозь. Дорога проектируется с учетом нынешней жилой застройки, каких-то природоохранных территорий и так далее.
О прямой дороге говорить не приходится в принципе. По нашим нормативным документам прямые дороги строить нельзя. В ТКП «Автомобильные дороги. Нормы проектирования» говорится, что дорога не может быть прямолинейной на участке более двух километров. Дело в том, что такие прямые участки являются аварийно-опасными, поскольку расслабляют водителя, он теряет бдительность. Так что в любом случае, если бы нам даже ничего не мешало, мы бы проектировали дороги в виде плавных кривых участков.

- Половина дороги проходит по существующим трассам. Это позволит удешевить строительство?
- Действительно разумно, что мы уже готовые скоростные дороги в хорошем состоянии используем как элемент кольцевой автодороги. Естественно, это удешевит строительство, потому что мы строим только участки длиной 41 и 47 километров, то есть 88 километров из 160-ти.

- Какую роль после появления МКАД-2 вы отводите существующей кольцевой?
- Она будет выполнять свои функции, которые и сегодня выполняет. Даже если мы 20-30 процентов транзита уберем с кольцевой дороги, от городской застройки, это уже будет заметно. Ситуация улучшится и с безопасностью, и с экологией. Все это задумано правильно, надо только реализовывать.

- Нынешняя МКАД начинается в районе Уручья. Где будет нулевой километр МКАД-2?
- Она начнется от дороги М3 в районе Острошицкого Городка. Отсюда мы полностью уходим на новое направление (М3 Минск - Витебск до автодороги М6/Е28 Минск - Гродно - граница Польши и далее до автодороги М1/Е30 Брест - Минск - граница России). На двух участках общей протяженностью 88 километров нигде не совмещаемся с уже существующими дорогами.
В составе второй кольцевой дороги вокруг города Минска предлагается использовать существующие участки автодорог М1/Е30 Брест - Минск - граница России протяженностью 49 километров; М2 Минск - Национальный аэропорт Минск протяженностью 10 километров; Р80 Слобода - Паперня протяженностью 14 километров. Все дороги четырехполосные, кроме дороги Слобода - Новосады. Этот 14-километровый участок имеет две полосы, но после 2017 года его мы тоже расширим до четырех полос.
Желтым цветом на схеме обозначены участки, которые пройдут по территории существующих трасс, а вот 88 километров мы должны построить до 2017 года с нуля. В два этапа. Строительство первого участка, от автодороги М3 Минск - Витебск до автодороги М6/Е28 Минск - Гродно - граница Польши, протяженностью 44 километра планируется начать в 2011 году и завершить в 2014-м, до начала чемпионата мира по хоккею. Второй участок, от автодороги М6/Е28 Минск - Гродно - граница Польши до автодороги М1/Е30 Брест - Минск - граница России, протяженностью 41 километр планируется построить после завершения первого этапа в 2014-2017 годах.

 


Городом с наибольшим количеством кольцевых автодорог в мире является Пекин. Здесь их аж шесть (седьмая существует на уровне идеи). Первой кольцевой дороги в настоящее время больше не существует. Она была построена в 1920-х годах в Бэйпине. На большинстве карт Пекина 1-я кольцевая дорога никак не выделяется, тем не менее сам термин в обиходе остался. Другие кольцевые дороги Пекина строились уже в 80-х годах прошлого века

Беседовала Марина АЖГИРЕЙ, фото Глеба МАЛОФЕЕВА.


Популярное за неделю

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое