ОДИН ДЕНЬ НА СТАНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА

5208
ОДИН ДЕНЬ НА СТАНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА

За 23 года водительской практики мне, само собой, доводилось посещать станции техосмотра неоднократно. И надо сказать, что далеко не все эти посещения были удачными. Учитывая, что в былые времена очередь на станцию диагностики в городской ГАИ приходилось занимать чуть ли не в шесть часов утра, но даже при этом до обеда не всегда удавалось попасть внутрь, приятного в таких посещениях техосмотров было мало.

 


 

Однако времена меняются, а с ними принципиально изменилась и система проведения государственного техосмотра. И если сегодня мне предстоит пробыть на станции диагностики даже не до обеда, а вообще до конца рабочего дня, то вовсе не потому, что придется томиться в бесконечной очереди, каковых, кстати, после введения предварительной записи не наблюдается. Просто сегодня все будет по-другому: в автобусный парк №2 на ул. Маяковского, 115а, я еду не за техосмотром, а чтобы, так сказать, посмотреть изнутри, как проводится эта процедура.

8.30
Как и было предварительно договорено, у въезда на станцию меня встречает представитель "Белтехосмотра" Валерий Железный. Проходим в ворота.
- Видите: окно №1 - отсюда начинается движение клиента, обратившегося на станцию за услугой гостехосмотра, по линии диагностики. Здесь у клиента принимают и проверяют документы на автомобиль, водительское удостоверение, медсправку и страховое свидетельство. Если все в порядке, он оплачивает проведение инструментального осмотра, получает диагностическую карту, садится в машину и ждет начала проверки. На линии есть несколько постов, на каждом из них выполняется определенный перечень проверок, и так машина продвигается по линии до выезда со станции. На этом технологическая часть техосмотра оканчивается - водитель выезжает на стоянку для машин, прошедших техосмотр, и обращается уже ко мне, а нахожусь я как раз у выездных ворот. Вот с меня начинается и на мне же, собственно, заканчивается административная часть процедуры. Что это такое, я вам расскажу позже, если интересно. А что касается работы самой станции, ее оборудования, персонала - про это лучше Андрея Наумовича вам никто не расскажет. Он начальник станции, тут работает с момента, когда ее открыли, ему и карты в руки.

8.40
Оказывается, Андрей - это тот самый человек, который принимает документы в окне №1.
- У нас три поста. Первый - напротив моего окошка. Тут проверяется состояние кузова, наличие трещин на стеклах, исправность дверных замков, работа стеклоочистителей и омывателей, приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала, наличие огнетушителя, знака аварийной остановки, комплектность аптечки. При необходимости проверяем с помощью специального прибора светопропускание стекол.
Затем машина продолжает движение по линии и заезжает на тормозной стенд. Это пост №2, где проверяется эффективность действия рабочего и стояночного тормозов. Определяем тормозные усилия, развиваемые на колесах, оцениваем коэффициент неравномерности тормозных сил колес одной оси. Стенд компьютеризированный, управление дистанционное, есть два монитора: один, можно сказать, рабочий, второй потолочный - он хорошо виден клиенту. Также на втором посту проверяется токсичность и дымность отработавших газов. Автомобиль съезжает с барабанов тормозного стенда, примерно через метр останавливается. В выхлопную трубу закладывается датчик прибора, проверяется содержание СО и СН, если двигатель бензиновый, или дымность, если дизель. Опять же клиент может видеть результаты проверки на мониторе.

- На непрогретом двигателе будут совсем другие показатели. Прогрев на совести клиента?
- Да. При въезде на станцию висит памятка, что надо водителю выполнить. И первым пунктом там указано, что двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры. А далее - обеспечить доступ к креплению колес, положить на правое сиденье огнетушитель, знак аварийной остановки и аптечку... Только вы когда на первом посту сами постоите, то наверняка увидите, как люди снимают колпаки с колес, лезут в багажник за аптечкой. Они даже не нас задерживают, а сами себя. Не просто же так эти памятки пишутся, а для удобства, но не все, к сожалению, их читают.
Обычно перед проверкой токсичности двигатель бывает прогрет. Если же возникает вопрос, то первым делом смотрим на температурный датчик. Если там температура, скажем, где-то около 40-50 градусов, просим клиента проехать на улицу и прогреть двигатель, иначе замер не будет правильным и правомерным. Потом он возвращается, и тогда уже конкретно замеряем СО и СН или дымность и делаем заключение, годится или нет.
Дальше машина проезжает на третий пост. Там автомобиль осматривается снизу, проверяется состояние деталей рулевого управления, тормозной системы, карданной передачи, подвески. Проверяется суммарный люфт рулевого управления, осматриваются шины. И там же прибором проверяется регулировка света фар, сила света, установка ближнего и дальнего света, противотуманных фар.
После этого автомобиль выезжает на стоянку за станцией, а водитель возвращается за результатом в первое окошко. Если по результатам осмотра автомобиль был признан исправным, водителю выдается диагностическая карта установленного образца. Все эти карты номерные, все - строгой отчетности. Затем водитель платит за разрешение на допуск к участию в дорожном движении - ту самую заветную наклейку на ветровое стекло. Теперь ему надо только пройти сверку номеров. Это делает инженер УП "Белтехосмотр". Если вопросов нет - водитель получает наклейку, и, как говорится, в добрый путь. Ну а если автомобиль был признан неисправным, то в диагностической карте указываются недостатки. Карту владелец получает на руки, после чего у него есть ровно 20 дней на их устранение и повторный приезд к нам. Если, конечно, он не хочет снова проехать все посты на линии.

9.30
- В целом про технологию нашего контроля я вам рассказал. Теперь можете пройтись по станции, постоять на каждом посту, посмотреть, как наши люди работают, какие машины проезжают, сфотографировать что надо. Только про технику безопасности не забывайте: у нас смотровая канава кое-где специально открыта - смотрите, чтобы в нее не упасть. Опять же оборудование работает, машины хоть и медленно, но едут, поэтому аккуратно ходите. Больше правой стороны держитесь - она всегда свободная.
Хожу, смотрю, фотографирую: специалисты станции на каждом посту повторяют одни и те же операции - меняются только автомобили да цифры замеров на мониторах. Неожиданно монотонное течение процесса нарушается - работающий на третьем посту диагност начинает прилаживать к УАЗу прибор для определения суммарного люфта в рулевом управлении.
- Этот люфтомер часто приходится применять?
- Техпроцесс предусматривает проверку суммарного люфта в рулевом управлении всех транспортных средств. При первичной проверке этой машины из канавы у меня возникли подозрения по несоответствию, поэтому эту машину я проверял особенно тщательно. В результате оказалось, что в норматив она все-таки входит. Но владельца я предупредил, что в следующий раз, скорее всего, машина техосмотр уже не пройдет.

10.30
Поток автомобилей иссяк, на стоянке перед въездом на станцию никого нет. Захожу к Андрею узнать промежуточный результат.
- В целом по линии уже проехало 16 автомобилей, из них успешно прошли техосмотр 9.

- Непрошедших не многовато ли будет?
- Нет, это нормально. Вообще-то, и я абсолютно в этом уверен, существует категория клиентов, которые к нам едут, хотя заведомо знают, что с первого раза техосмотр не пройдут. Поверьте, таких клиентов далеко не единицы.

- Это как надо понимать? Они сюда провериться едут, что ли? Типа на диагностику?
- Совершенно верно. Государственный техосмотр легкового автомобиля, если округлить, обходится в 25-26 тысяч. Покажите мне хотя бы одну сервисную станцию, где диагностика обойдется дешевле? Клиент проверяет, что в машине плохо, затем едет на сервис, где целенаправленно устраняет все выявленные недостатки, и спокойно приезжает повторно. Если он устранил все недостатки за 20 дней после первой диагностики, то мы проверяем машину только по узлам, где были проблемы, а клиент, следовательно, платит только за эти проверки, что обходится ему еще дешевле. Были, например, на его машине неправильно отрегулированы фары - плата взимается только за проверку световых приборов, а это всего 5 тысяч рублей. Клиент заезжает, минует все посты, которые его не касаются, и проезжает только туда, куда ему надо. И в принципе он имеет полное право именно таким образом за два захода в течение 20 дней проходить техосмотор - на его стороне все правовые акты, регулирующие эту процедуру.

- И сегодня такие были?
- Конечно. Вот смотрите (открывает на компьютере протоколы испытаний): ВАЗ-2109 - задние тормозные шланги с трещинами, фары дальнего и ближнего света требуют регулировки, фонарь освещения номера и фонари заднего хода не работают, аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки - все заменить. И еще у него же замки дверей, наружная и внутренняя ручки - одна не работала, другая была отломана. А замки, между прочим, должны работать безупречно. При пожаре, например, машина за пять минут полностью выгорает - водитель и пассажир аварийное транспортное средство должны быстро покинуть. А вот, например, VW Passat. У него передние шланги тоже были с трещинами, регулировка света фар, рулевое управление - правый наконечник надо заменить. Для меня такие наборы недостатков - это доказательство того, что человек перед техосмотром даже в смотровую канаву, чтобы глянуть, что снизу творится, не спускался, а сразу поехал к нам.

- А у тех, кто к техосмотру готовился, но не прошел, что-нибудь интересное было?
- Хм... Был Mercedes-Benz - его явно готовили, но, скажем, перестарались. Недостаток только один: фару у него, похоже, меняли и купили, наверное, где-то на базаре "бэушную", а она оказалась для левостороннего движения - английская. Вот такие у нас на рынке случаются "приколы", и теперь у владельца есть 20 дней, чтобы купить нормальную фару.

- Видел я этот Mercedes. А еще я "жигуленка" видел с черными номерами - прямо из советских времен. Моя первая машина на таких же номерах была, только у этих "жигулей" серия еще старше. Сколько же ему лет?
- Сейчас посмотрим... Год его выпуска - 1980-й. И не прошел он у нас - по задней оси плохо берет левое колесо, коэффициент неравномерности - 34 процента, а норма - не более 30-ти. Надо аптечку доукомплектовать - лекарства просроченные. Это, похоже, "подснежник" - начался сезон, надо ехать на дачу, а техосмотра нет. Думаю, в следующий раз пройдет - проверит тормозную систему, купит новые лекарства, а других замечаний к нему не было.

11.50
Дело движется к обеденному перерыву - на линии только две машины. Первая - новая Toyota Corolla. А говорят, в кризис новые автомобили никто не покупает! Интересуюсь у хозяйки, за сколько брали.
- "Условных" 15 тысяч, но она 2008 года.
- А до кризиса сколько такая стоила?
- Чуть больше 18-ти...
Владелец Audi A6, последней машины на линии, оживленно разговаривает по мобильному телефону. Представитель "Белтехосмотра" наклоняется к открытому окну:
- Извините великодушно, что перебиваю, но у нас сейчас начнется обед, и у вас на выбор есть два варианта. Первый - вы продолжаете говорить по телефону, и тогда сверку номеров и оформление мы отложим ровно на час. Второй - ну, в общем, вы поняли...

13.00
После обеда снова небольшая очередь - на стоянке ждут приглашения на станцию пять автомобилей.
 
13.30
Валерий Железный приглашает меня на первый пост.
- Сейчас покажу вам один из моментов моей работы. На машине надломана верхняя накладка на заднее стекло. Все бы ничего, но эта накладка является продолжением третьего дополнительного стоп-сигнала. У диагноста появились сомнения, как этот надлом квалифицировать, и ему нужна моя консультация. Спорные ситуации иногда возникают, и тогда решение мы принимаем коллегиально. В данном случае я не вижу, чтобы этот надлом как-то повлиял на безопасность автомобиля или существенно ухудшил его внешний вид. Соответственно, нет причин считать его недостатком, из-за которого машина не может пройти техосмотр.

- Валерий, а в чем все же заключается ваша основная работа?
- Как вы видели, ко мне обращаются владельцы, чьи машины по результатам инструментального контроля техосмотр прошли. Мне остается проверить соответствие машины предоставленным документам, проверить подлинность набитых на кузове или других агрегатах номеров и, если все нормально, завершить процедуру техосмотра окончательным оформлением. Вот у меня свой компьютер, вот те самые наклейки на лобовое стекло, я же назначаю дату следующего техосмотра. Вы знаете, что это зависит от категории автомобилей: одним еще не исполнилось десяти лет - они проходят техосмотр раз в два года, другим больше лет - они должны приезжать каждый год. А есть машины, занятые в пассажирских перевозках, - у них техосмотр каждые полгода. И еще, конечно, надзор за работой станции. Вам Андрей рассказал, что станция - структурное подразделение второго автобусного парка? Они тут работают постоянно и подчиняются не только "Белтехосмотру", но и парку. А я никакого отношения к парку не имею, я непосредственно работник "Белтехосмотра". И у нас, кстати, ротация, поэтому если инженеры-диагносты на этой станции работают постоянно, то работники "Белтехосмотра" за какой-то конкретной диагностической станцией не закреплены - согласно графику мы меняемся и, отработав какое-то время на одной станции, переходим на другую. Завтра, например, вместо меня на этом месте будет работать другой наш представитель. 

14.30
Третий пост: а к нам сегодня машина на электродвигателе приехала...
- Да я уже и сам понял, что на электродвигателе, - ишь как бесшумно подкатила! В городе от такого подъезда к переходу какой-нибудь замечтавшийся пешеход заикой стать может - такие машины с музыкальным сопровождением надо обязать ездить, иначе и не услышишь, кто на тебя наехал...

14.35
- Андрей, только что по линии гибридная Toyota проехала - часто к вам "гибриды" заезжают?
- Раньше никогда не попадались - первая ласточка, можно сказать.

- Интересно, что она показала на проверке выхлопных газов?
- Сейчас посмотрим - по протоколу СО у нее 0,01 процента при норме не более 1,5...

В окошке появляется владелец Toyota. Ждет диагностическую карту...
- А сколько, интересно, тяговая батарея для вашей машины стоит?
- Около 5 тысяч долларов, но срок службы у нее 15 лет.

М-да, 15 лет в наших условиях - хотелось бы верить...

15.00
- Андрей, работа у вас такая, будто вы с одной стороны баррикады, а клиент - с другой. Конфликты бывали?
- Бывали единичные случаи. И я бы не сказал, что это конфликты, - чаще всего клиента просто интересует, где конкретно написано про недостаток его автомобиля. Открываем нормативный документ, показываем - вопрос исчерпан. Однажды приехал дедушка, на его машине СО оказалось не в порядке, так вот он потребовал свидетельство поверки газоанализатора показать. Принес я ему это свидетельство, показал, где на приборе размещается клеймо с датой поверки. Так ведь станция не имеет права работать, если приборы не поверены. Это нам раз в год делает БелГИМ. Мы пишем гарантийное письмо, они приезжают, проверяют тормозной стенд, площадку для проверки света фар и большие приборы. А то, что можно дублировать - линейки, газоанализаторы, дымомер, - везем непосредственно к ним. Либо на фирму "Гамматест" - это официальный дилер Maha. Там калибруют приборы, и сразу же на месте приборам делается поверка.
Еще случай запомнился  по трещинам тормозных шлангов. Никогда бы не подумал, что это можно оспорить, но нашелся-таки один клиент. В правилах говорится про трещины и остаточную деформацию, а никакие детали не конкретизируются - вот за деформацию и за то, что шланги конкретно не упомянуты, он и уцепился. Бьет себя в грудь: я главный инженер какого-то института, про деформацию лучше вас знаю, на резине ее быть не может, значит, вы мою машину стопорить не должны. Объясняю, что невозможно в правилах расписать каждый частный случай. Говорю, что деформация здесь совершенно ни при чем, а в трещинах дело: если наружный слой шланга треснул, можно ли что-то уверенно сказать о том, что делается с внутренним слоем? А он стоит на своем. И знаете, что помогло? Книгу я как раз читал, Савич и Ярошевич написали, из БНТУ ученые. И они там конкретно указали, что никакие трещины на тормозных шлангах не допускаются. Эта книжка для клиента и тем более для нас, конечно, никакой не документ, но я ему показал на всякий случай, и он вдруг сразу успокоился: да, понял, я тоже ученый. Может, и на самом деле понял, а может, просто со стороны на себя посмотрел - смешно же выглядит.

- В свое время мне с технической документацией довелось поработать, и всегда в ней находились двусмысленные места, которые с точки зрения практики можно трактовать неоднозначно. Что в тех документах, которыми вы руководствуетесь, не мешало бы уточнить или, может быть, что-то добавить?
- Наверное, хотелось бы конкретики больше. Например, внешний вид - не допускаются значительные повреждения лакокрасочного покрытия. Но что такое значительные? Таблицы, в которой, допустим, слева была бы наглядная картинка незначительного повреждения, а справа - значительного, у нас нет. Выходит, все зависит от субъективного мнения инженера, к которому машина попала на техосмотр. А субъективность оценки - это почва ее оспорить.
И есть вопрос по оборудованию. Вот приезжает к нам полноприводный автомобиль. Хорошо, если у этого джипа отключаемый полный привод: отключили, он становится заднеприводным автомобилем, его можно проверить в обычном порядке. А с постоянным полным приводом при проверке тормозной системы не всегда, правда, но могут быть проблемы: начинается вращение передних колес, задние колеса его подхватывают, машина со стенда хочет "удрать". Для таких автомобилей нужен стенд с роликами для второй пары колес либо чтобы задняя ось поднималась и вывешивалась.

- Как вы в таких случаях выходите из положения?
- Можно, во-первых, снять кардан. Либо проверять надо дорожным методом: оборудуется специальная площадка, которая размечается, устанавливается датчик-замедлитель в кабину водителя. Замеряется тормозной путь, по тормозному следу смотрят, как берут колеса. Сложно и то, и это, поэтому было бы, на мой взгляд, проще модернизировать тормозной стенд.

- А вообще по оборудованию что можете рассказать?
- Оборудование хорошее. Диагностическая линия у нас фирмы Maha, приборы в основном тоже Maha. Станция начала работать в 2003 году и сразу была укомплектована этим оборудованием. В процессе что-то, конечно, докупалось. Первое время газоанализатор и дымомер были простенькие, российские, потом закупили прибор Maha - он точен, надежен, он в сети, все данные проходят через компьютер. Менялись требования, и появился у нас прибор для проверки светопропускания стекол. Насколько я знаю, оборудование Maha самое распространенное. На других станциях бывает еще Cartec, ГАРО. У нас есть люфтомер МЕТА.

- Слышал, что станции техосмотра должны оснащаться системами видеонаблюдения. Что-то не увидел у вас нигде видеокамер...
- Есть у нас система фотофиксации - сейчас она на всех диагностических станциях республики введена. Кто-то выносит камеру на сторону, а у нас она в смотровой канаве стоит. Приехала машина на второй пост, камера ее видит - что за модель, какой номерной знак. Сейчас покажу (открывает на компьютере протокол испытаний). Картинка по сети приходит ко мне и появляется в отчете испытаний с правой стороны протокола вместе с датой, когда автомобиль подавался на диагностическую станцию, и временем, когда он попал в поле зрения камеры. Хорошее дело...

- Оборудование оборудованием, а кадры решают все. По какому принципу набираются люди для работы на станции?
- Кроме меня на станции работают два инженера по техническому осмотру...

- Что значит инженеры? Они с высшим образованием?
- Совершенно верно. Требование к работникам станции по постановлению Совета Министров №17 гласит, что человек должен быть с высшим либо со специальным техническим образованием. То есть уровень не ниже колледжа. Причем именно автомеханические специальности - эксплуатация транспортных средств, ремонт. И стаж определенной работы должен быть, и чтобы у человека было водительское удостоверение - он должен не только знать машину, но и сам быть водителем, чтобы понимать водительскую психологию. После приема на работу - обязательное обучение в УП "Белтехосмотр". Организованы курсы, по окончании которых выдается свидетельство, после чего человек начинает работать. У нас на станции все с высшим образованием. Сейчас будем брать еще одного человека, он как раз обучается на курсах.

16.00
В 16.30 согласно распорядку работы станции прием клиентов прекращается. Захожу к Андрею узнать, сколько машин прошло.
- По опыту могу сказать, что еще приедет максимум две-три машины, а сейчас через станцию прошло уже 44 транспортных средства. Сегодняшнее количество машин - это нормальная работа станции. Из них получили техосмотр 23 машины. Не знаю, с чем это связано, но обычно с первого раза проходит все-таки больше.

- Может, я во всем виноват?
- Да нет. Просто день на день не приходится. Я пробовал прогнозировать, когда больше поток машин. Невозможно что-то предсказать. Бывает, в понедельник клиентов мало, а ровно через неделю просто не присядешь - такой наплыв. В другие будние дни тоже по-всякому. Более-менее точно можно сказать только про субботу - у народа выходной день, люди заранее планируют съездить на техосмотр, и в этот день в основном только по записи клиенты идут. Если без записи приехать, то не попадешь. Но и этот наплыв где-то только до трех часов, а дальше спокойствие наступает. Да и по субботам, например, в январе и феврале в этом году мы не были сильно загружены. Сейчас, когда введены конкретные сроки проведения техосмотра и есть возможность предварительно записаться по телефону, очередей нет. Если в очереди стоит 4-5 машин, значит, кто-то приехал без записи.

- То есть приезжать на техосмотр лучше в январе-феврале?
- Думаю, приезжать лучше, когда назначено. И у вас, если ГАИ остановит, проблем не будет, и мы работать будем ритмично... 

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.

Популярное за неделю

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое