ИЗ "ИСКРЫ" ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ

10890 15
ИЗ

25 октября 2008 года, когда часы показывали 17.30, Егор П. не торопясь вышел во двор дома №2 по ул. Амураторской и, надев шлем, завел мотоцикл. Honda VT-1100 отозвалась приятным рокотом, и байк выкатил на улицу. Совершив правый поворот, Егор почти сразу остановился на красный сигнал светофора. После включения зеленого сигнала он снова начал движение и примерно метров через 150 был остановлен сотрудниками ДПС ГАИ Центрального района Минска.



К Егору подошел инспектор ДПС ОГАИ Центрального РУВД лейтенант милиции Козлов И.В. и сказал, что Егор якобы превысил скорость движения - ехал 106 км/ч. Сказать, что Егор был удивлен, - значит не сказать ничего. Он попытался объяснить, что только выехал из дома и проехал всего около 200 метров, причем с остановкой на светофоре. Инспектор Козлов слушал все это молча. Затем Егор дотронулся рукой до двигателя мотоцикла, показав, что он еще холодный до такой степени, что его можно потрогать. У Егора не было никакой необходимости спешить и тем более превышать скорость движения на непрогретом двигателе - так можно серьезно его повредить.
В этом месте требуется сделать небольшое отступление и прервать рассказ о событиях, но этот маленький "ликбез" очень важен для дальнейшего понимания происходящего.
В байкерском движении существует два течения, принципиально отличающихся друг от друга. Маленький руль, пластиковые обтекатели и пилот, одетый в специальный комбинезон и находящийся в практически лежачем положении, - это спортбайк. А если на мотоцикле много хромированных деталей, руки водителя лежат на широком руле, а сам он сидит прямо, как в кресле, и одет в кожаную одежду и ботинки с цепями - это чоппер. В городе чоппер не едет, а гордо плывет на небольшой скорости. Движение на большой скорости на таком мотоцикле противоречит всем принципам байкерского движения и некомфортно само по себе, так как приходится преодолевать большое сопротивление воздуха.
Мотоцикл Егора относится именно к категории чопперов. На таком, как в старой поговорке, спешить - людей смешить. Инспектор Козлов выслушал и эти доводы, но сказал, что все это Егор будет доказывать в суде, а у него, инспектора, есть фоторадар, который и зафиксировал нарушение. Егор попросил предъявить фотографию, и они подошли к автомашине ГАИ, стоявшей в стороне от дороги.
То, что было изображено на снимке, повергло Егора в легкий шок. На предъявленной фотографии было видно только яркое световое пятно от включенной фары, снизу которого немного выделялись два колеса. Всем известно, что у мотоцикла нет номерного знака спереди, но речь сейчас не о нем. На этом "фото" не только не было видно лица или одежды водителя, но даже невозможно было распознать цвет или какие-либо другие отличительные признаки транспортного средства. Под снимок подходило любое двухколесное ТС всех типов, форм и расцветок. Это мог быть и скутер, и спортбайк, и чоппер. Времени фиксации или других данных, свидетельствующих о нарушении, Егору предъявлено не было. Инспектор был краток: "Составляю протокол!"
Не согласившись с нарушением, Егор попросил распечатать фотографию, так как собирался обжаловать данные действия. Инспектор Козлов ответил отказом и пояснил, что фотография с радара может быть распечатана только в условиях помещения, а не на улице. Если Егор желает получить фото, то для этой цели он должен зайти в ГАИ Центрального района, так как снимок выдается только с ведома руководства ГАИ. Само "фото" никуда не денется, поскольку остается в памяти фоторадара долгое время.
После таких объяснений на Егора был составлен административный протокол MIB 0135912, изъято водительское удостоверение. Ему было назначено явиться в ГАИ Центрального района Минска 30 октября 2008 года.
Прибыв в назначенный день в кабинет 217 ГАИ Центрального района к замначальника ОГАИ Центрального РУВД Бовжику Е.С., Егор сообщил ему, что нарушения не допускал, и попросил выдать распечатанную фотографию. Бовжик Е.С. ответил, что в настоящее время у него нет технической возможности ее распечатать, но если Егор зайдет 1 ноября, то снимок заранее подготовят и выдадут. Все было сказано настолько убедительно, что у Егора не возникло никаких оснований не верить заместителю начальника ГАИ.
1 ноября Егор уже собрался идти в ГАИ, как ему на сотовый позвонил некто и,  представившись Бовжиком Е.С., сказал, что сейчас приходить не нужно, так как фотографии распечатать не удалось. Якобы для распечатки фотографий требуется какой-то код, который есть только у начальника, а самого начальника нет. Егору было предложено зайти уже 3 ноября. Голос по телефону заверил, что в этот день фотография уж точно будет его ждать.
В понедельник, 3 ноября, Егор снова пришел в ГАИ Центрального района в кабинет 217 к замначальника ОГАИ Центрального РУВД и снова получил отказ. Бовжик Е.С. заявил, что фотография с радара утеряна при неизвестных обстоятельствах.
Кроме того, он сказал, что из-за утери фото Егору выписывается минимально возможный штраф - только 2 базовые величины, а не 10, выписать которые замначальника ГАИ Центрального района имел полное право за допущенное превышение скорости. После такого "снисхождения" Бовжик Е.С. предложил Егору забрать постановление на штраф и сказал, что считает инцидент исчерпанным и рассчитывает на благоразумие нарушителя. Но Егор отказался забирать постановление, поскольку не совершал никакого нарушения.   
К тому же в момент составления административного протокола Егору не были разъяснены права и обязанности, а только указаны места, где он должен был расписаться. Никаких выписок о разъяснении прав ему также не дали.

В последнее время споры о фоторадарах не утихают. Давайте попробуем вместе разобраться в технических и юридических особенностях фиксации скорости при помощи этих приборов. Так ли они непогрешимы, как пытаются нам представить? Как в нашем случае должен действовать инспектор ДПС ГАИ и что должен знать водитель, чтобы предъявленное инспектором превышение скорости было законным?
Сначала прочтем, что указано в административном протоколе, составленном на Егора П.: "...скорость измерена прибором искра №95550. Проверен до 8.09.2009" (текст оригинала).
Во-первых, нужно писать не "проверен", а "поверен". Об этом говорится в инструкции к прибору, если прочесть ее внимательно, а название прибора пишется в кавычках. Но продолжим разговор по существу.
Егор рассказал, что его подвели к стоящей метрах в трех от проезжей части автомашине ГАИ, внутри которой на стойке был закреплен прибор. Никаких названий ему не показали, но, судя по записи в протоколе, вероятнее всего, применялся прибор "Искра-1" неустановленной модификации с видеорегистратором "Кадр-1". В июне 2003 года МВД РБ объявило тендер и производило закупку таких приборов. 
Первая странность составленного протокола в том, что прибора "Искра" как такового нет. Есть "Искра-1", "Искра-1В" и "Искра-1Д", и это не просто придирка. Так, прибор "Искра-1В" не выбирает и не показывает направление движения цели (попутное или встречное). Если это был именно такой прибор, то неизвестно, кто превысил скорость - удаляющийся автомобиль или приближающийся мотоцикл. Попав в зону действия луча, удаляющийся нарушитель заставляет сработать измеритель скорости прибора, а видеофиксатор "Кадр-1" в это время фотографирует приближающегося мотоциклиста.
В моделях "Искра-1" и "Искра-1Д" кнопка выбора направления движения измеряемых целей находится на нижней поверхности рукоятки. Там же расположены и индикаторы выбранного направления, выполненные в виде светодиодных стрелок. Когда вам покажут вашу скорость, убедитесь, в какую сторону "стрелял" прибор.
Сейчас мы говорим о самом приборе "Искра-1", который является измерителем скорости. В данной ситуации с ним в паре работал видеофиксатор "Кадр-1", который является самостоятельным прибором и предназначен для фото- и видеофиксации превышений скорости, замеренных "Искрой-1". Но о самом "Кадре-1" речь пойдет немного позже.
Итак, вид измерителя скорости в нашем случае в протоколе не указан.  Следующее, на что требуется обратить внимание, - это заводской номер прибора с указанием типа исполнения. Этот номер и наименование прибора нанесены на табличке, расположенной на корпусе измерителя. Это тоже важный момент, поскольку все измерители, годные к работе, пломбируются путем установки мастичной пломбы на винт рукоятки. Если пломбы нет или она не читается, то прибор считается неисправным и не прошедшим поверку.
Следующее, на что вы должны обратить внимание, когда вам показывают "вашу" скорость, - это индикаторная панель. Она расположена на задней наклонной поверхности корпуса измерителя. На ней отображается более десяти различных типов информации.
Среди всех этих отображаемых параметров нас интересуют только установленный порог скорости и измеренная скорость, так как они отображаются одинаковыми цифрами. Чтобы установленный предел измерения скорости вам не предъявили как вашу скорость, следует знать, что любая записанная скорость не может храниться в измерителе более 10 минут и что в течение этого периода время фиксации выводится на индикатор на 3 секунды каждые 6 секунд.

Теперь считаю необходимым процитировать пункт 7.5 инструкции по эксплуатации измерителя скорости "Искра-1":
"Следует иметь в виду существование ряда причин, приводящих к неправильной работе измерителя:
* наличие мощных электрических помех от линий электропередач, сварочных установок, грозовых разрядов;
* использование измерителя в условиях плотного дождя или снега;
* наличие включенных газосветных ламп на расстоянии менее 5 м в направлении работы;
* неисправность источника питания".

Что под этим подразумевается? Что касается газосветных ламп, то все понятно - по осветительным столбам автомашины не ездят. Претензии, предъявленные к вам по поводу превышения скорости во время дождя или снега, будут по меньшей мере несостоятельными. В отношении линий электропередач тоже нет особых проблем. Они хорошо видны, и достаточно отъехать на 150 метров от любой, даже самой мощной, линии, имеющейся в Республике Беларусь, и помех практически не будет. Все это мне подсказали специалисты, работающие в данной области. Остается сварка, и здесь ситуация очень интересная. Существует СТБ 60974-10-2008 "Оборудование для дуговой сварки" часть 10 "Требования к электромагнитной совместимости". Согласно этим требованиям устойчивость к электропомехам должна проверяться на частоте от 30 МГц до 1ГГц. Измеритель скорости "Искра-1" работает на частоте 24,15 ГГц. Таким образом, помехи на этой частоте у нас даже не лимитированы и не замеряются. Хочется отметить, что стационарные сварочные аппараты на предприятиях и сварочные аппараты, оборудованные на прицепах, дают помехи на расстоянии до 1 км.
Отдельное внимание следует уделить автомобильному аккумулятору, если питание измерителя скорости и видеофиксатора идет от автомобиля. Как бы смешно это ни выглядело, но вы вправе потребовать осмотреть аккумулятор автомашины ГАИ и потребовать сертификат о его годности к эксплуатации. Дело в том, что в соответствии с постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 июня 2002 г. №16 "Об утверждении Правил эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей" максимальный срок службы аккумулятора составляет 4 года. На автомашинах милиции, где постоянно работает радиостанция, громкоговорящая установка, сигнальные маячки, а также задействован измеритель скорости, видеокамера и монитор фотофиксатора, и того меньше - около двух с половиной лет. Если быть более точным, то срок  службы аккумулятора снижается и зависит от пробега автомашины.
Однако в целях экономии аккумулятор по истечении этого срока меняют не всегда, и часто он работает до полного "изнеможения". В изношенной АКБ пластины начинают "коротить" или осыпаться, батарея не может постоянно поддерживать нужное прибору напряжение - от 11 до 16 вольт. Напряжение начинает "прыгать", что существенно влияет на точность измерений. Просроченная дата замены аккумулятора на автомашине ГАИ - весьма весомый аргумент в вашу пользу. Обращайте внимание на дату изготовления  аккумулятора, которая всегда нанесена на батарее.
Также следует знать, что каждое нажатие курка на приборе "Искра-1" не ведет к потере информации. Прибор может работать по двум целям. Скорость первой цели переписывается в память измерителя, а на индикаторе появляется второе значение скорости с мигающей левой точкой (признак наличия информации в памяти). Количество обращений к памяти не ограничивается. Время хранения информации по каждой из целей - 10 минут с момента фиксации. Чтобы вам не предъявили скорость предыдущей автомашины, проверяйте наличие или отсутствие информации в памяти прибора.
Все сказанное выше относилось только к самому измерителю скорости  "Искра-1", а ведь есть еще один самостоятельный прибор, который в данном случае работает совместно с измерителем, - это видеофиксатор "Кадр-1", производящий фотографирование нарушителя.
Итак, что мы должны увидеть на приборе "Кадр-1"? На корпусе монитора видеофиксатора указывается его тип, заводской номер и товарный знак предприятия-изготовителя. На мониторы и телекамеры устанавливается мастичная печать. Согласно пункту 12.5 инструкции к прибору его периодическая поверка проводится не реже одного раза в год, а также после проведения ремонтных работ.
Все это означает, что прибор "Кадр-1"должен быть опломбирован так же, как и "Искра-1", а у инспектора должен быть сертификат не только на измеритель скорости, но и на видеофиксатор "Кадр-1", где будет указан заводской номер прибора, а также дата и срок его очередной поверки.
Теперь, когда мы более или менее разобрались с тем, какие документы должны быть у инспектора и на что требуется обратить особое внимание, поговорим о точности измерения и фотофиксации всего комплекса.
Начнем с измерителя скорости "Искра-1". В инструкции к нему сказано: "3.14. Измеритель осуществляет выделение скорости самой быстрой цели из группы при превышении ее скорости над остальными на 10 км/ч и соотношении их площадей не менее 1:10". В нашем примере это может означать следующее. Егор остановился на светофоре вместе с несколькими автомобилями. Благодаря малой массе и крутящему моменту двигателя мотоцикл всегда начинает движение со светофора раньше всех, но потом автомашины его догоняют. Далее радар зафиксировал превышение скорости догоняющего автомобиля, но так как мотоцикл выехал первым и своими габаритам никак не может  "закрыть" автомашину (как вы помните, достаточно выглядывать на 1/10 своей площади), то получаем "фото" мотоцикла, хотя реально нарушал кто-то другой.
Теперь о "точности" прицеливания при "стрельбе". Во-первых, само прицеливание уже субъективный фактор. Даже при стрельбе из боевого пистолета, где летящую пулю условно можно считать точечным лучом, очень редкий стрелок "положит" все пули "в десяточку". Поэтому сама точность наводки радара на цель уже сомнительна. Но давайте снова условно будем считать, что инспектор - идеальный "стрелок" и стреляет только "в десяточку". Что нам скажет техническая составляющая прицеливания? Почти три дня я внимательно изучал все заводские инструкции комплексов, в состав которых входят измеритель скорости "Искра-1" и видеофиксатор "Кадр-1", не один раз перечитал и специальную "Памятку инспектору ДПС" о порядке работы с видеофиксатором. В описании технических параметров приборов я так и не нашел угла луча измерителя скорости, однако при изучении инструкций обнаружил следующее. На стр.27 этого документа сказано, что на практике камеру видеофиксатора следует настраивать таким образом, чтобы на расстоянии 25-30 метров ширина изображения на экране монитора соответствовала приблизительно 3 метрам. В данном случае горизонтальный угол зрения телекамеры будет близок к ширине луча измерителя. Это значит, что на расстоянии 30 метров луч радара захватывает целую полосу движения.

Нехитрые математические расчеты показывают, что на расстоянии 60 метров измеритель скорости будет захватывать ширину 6 метров, на 100 метров - 10 метров, на 300 метров - 30 метров, на 500 метров - 50 метров и т.д. Дальше считать не имеет смысла, так как на расстоянии 60 метров измеритель скорости уже захватывает две полосы движения. Подобные измерители скорости являются приборами невысокого класса, поэтому их излучатели, или по-научному антенны сверхвысокой частоты, имеют довольно широкий угол захвата. Примерно о таком угле захвата подобных приборов говорится и в научной литературе. Желающие более подробно ознакомиться с такими устройствами могут изучить книгу "Автоматизированное проектирование антенн и устройств СВЧ" авторов Д.И.Воскресенского, С.А.Кременецкого, А.Ю.Гринева, Ю.В.Котова (Радио и связь, Москва, 1989 год) или учебник "Антенны и устройства СВЧ" Д.М.Сазонова (Высшая школа, Москва, 1988).
Теперь поговорим о самой видеокамере, которая установлена на видеофиксаторе "Кадр-1". Она комплектуется  различными объективами с фокусным расстоянием 30, 70 или 200 мм. Какой объектив был установлен в момент замера, никто не знает, Егору этого не показали. На что может влиять объектив? Для людей, не посвященных в подобные тонкости, необходимо пояснить, что чем больше фокусное расстояние объектива, тем сильнее он  приближает, но тем меньше угол его зрения. Телекамера становится направленной очень узко.
В пункте 3.1 инструкции по эксплуатации видеофиксатора сказано: "Дальность определения номерного знака  автомобиля по изображению на экране не менее: 40 метров - при объективе с фокусным расстоянием 30 мм, 90 метров - при объективе с фокусным расстоянием 70 мм, 250 метров - при объективе с фокусным расстоянием 200 мм". Я не сомневаюсь в способностях фототехники прочитать номер, но посмотрите, что получается. Инспектор прицеливает измеритель и камеру, оси которых параллельны, например, на вторую полосу и ждет. Прибор срабатывает на нарушение и фотокамера фиксирует "нарушителя". Какова гарантия того, что нарушение совершил именно тот, кто попал в объектив? На расстоянии 40 метров это еще возможно, так как ширина захвата - 4 метра. Что касается 90 метров, то прибор будет измерять скорость всех транспортных средств, движущихся по трем полосам, так как ширина захвата в данном случае 9 метров. А камера при этом будет фотографировать того, кто едет по "прицеленной" второй полосе. О нарушении на расстоянии 200 метров не хочется даже говорить, поскольку ширина захвата в этом случае - 20 метров. Что самое интересное, измеритель будет "хватать" даже встречные полосы, а в луч фотофиксатора в качестве "нарушителя" все равно попадает автомашина, движущаяся по "прицеленной" второй полосе.
Об этом прямо сказано  на стр.27 инструкции по эксплуатации прибора "Искра-1": "Пользователю следует знать, что при большом фокусном расстоянии горизонтальный угол обзора телекамеры более узкий, чем луч измерителя скорости. Поэтому при определенных условиях может быть измерена скорость транспортного средства, не попавшего в кадр".  
В случае с Егором инспектор производил замер с расстояния примерно около 150 метров, а это значит, что, даже очень точно направив измеритель и камеру на полосу, в которой ехал Егор, инспектор замерял скорость на ширине около 15 метров, то есть скорость всех, кто ехал практически по пяти полосам движения. 
Давайте пока отвлечемся от всего вышесказанного и на некоторое время снова условно - уже в который раз - будем считать, что с технической точки зрения наша скорость замерена и зафиксирована соответствующим образом. Поговорим о юридической составляющей таких замеров.
Работающий в комплекте с измерителем скорости  видеофиксатор предназначен для того, чтобы доказать водителю, что именно он и именно в это время превысил установленную скорость. Без фотографии ни о каком нарушении и речи быть не может. Значит, в соответствии с действующим Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. фотография нарушения есть не что иное, как вещественное доказательство.

"Статья 6.8. Вещественные доказательства
Вещественными доказательствами признаются предметы или документы, которые служили орудиями или средствами совершения административного правонарушения, или сохранили на себе следы административного правонарушения, или были предметами противоправных действий, а также вещи или иные ценности, добытые противоправным путем, и все другие предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения административного правонарушения, установления лиц, виновных в совершении административного правонарушения, и иных обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении".
На основании этой статьи первое, что должен сделать инспектор ДПС после остановки нарушителя, - это вынести постановление о признании "фотографии", а точнее, ее цифрового эквивалента, вещественным доказательством. Будем считать, что инспектор это сделал. Что дальше? А дальше в соответствии со статьей 6.9 ПИКоАП РБ инспектор должен описать данное фото в протоколе об административном нарушении.
"Статья 6.9. Хранение вещественных доказательств
1. Вещественное доказательство должно быть подробно описано в протоколе об административном правонарушении или в протоколе процессуального действия и по возможности сфотографировано.
2. Вещественное доказательство должно храниться при деле об административном правонарушении и передаваться вместе с ним. Если те или иные предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться при деле об административном правонарушении, они должны быть сфотографированы, опечатаны и храниться в месте, указанном судом, органом, ведущим административный процесс. К делу может быть приобщен образец вещественного доказательства. О месте нахождения вещественного доказательства в деле должна быть соответствующая справка.
3. Вещественное доказательство хранится до вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу или до истечения срока на обжалование постановления по делу. В случаях, когда спор о праве на предмет или документ подлежит разрешению в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в законную силу решения суда..."
В соответствии с требованием действующего кодекса фабула административного протокола в случае превышения скорости должна была бы выглядеть следующим образом: "Водитель П., управляя..., двигался по улице... со скоростью 106 км/ч в зоне максимально разрешенной на данном участке скорости движения 60 км/ч. Скорость определена измерителем скорости "Искра-1Д" заводской №... Прибор опломбирован, имеет действующий поверочный сертификат до 12.12.2009. Скорость зафиксирована видеофиксатором "Кадр-1". Монитор видеофиксатора... имеет заводской №... Объектив видеофиксатора с фокусным расстоянием 200 мм, заводской №... Оба прибора опломбированы. Видеофиксатор "Кадр-1" имеет действующий поверочный сертификат до 12.12.2009.
Заводские номера, пломбы и поверочные сертификаты предъявлены водителю П. Замеры скорости производились в стационарном режиме на расстоянии 40 метров от измерителя скорости.
Зафиксированное нарушение является носителем компьютерной информации и расположено в архиве видеофиксатора под №DSC... Помещено в архив 11.11.2008 в 17.23. Данная информация с изображением транспортного средства, времени нарушения и скорости его движения признана вещественным доказательством (протокол прилагается) и в дальнейшем будет храниться в архиве по адресу..."   
Только при такой формулировке инспектор будет "на высоте". Тем более что эти требования подкрепляются еще одной статьей кодекса: 
"Статья 6.11. Иные документы и другие носители информации
1. Иные документы признаются источниками доказательств, если сведения, изложенные в них, удостоверены физическим лицом или должностным лицом юридического лица и имеют значение для принятия решения по делу об административном правонарушении...
2. К другим носителям информации относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и иные носители информации, полученные, истребованные или предоставленные в порядке, установленном настоящим Кодексом.
3. Иные документы и другие носители информации приобщаются к делу об административном правонарушении и остаются при нем в течение всего срока хранения...
4. В случаях, когда иные документы и другие носители информации обладают признаками, указанными в статье 6.8 настоящего Кодекса, они признаются вещественными доказательствами".
Представьте себе судью, который в наше время должен вынести решение по делу об убийстве. Как он поступит? Несколько раз оценит имеющиеся доказательства и законность их получения или, несмотря на отсутствие доказательств, обвинит человека в преступлении? Многие скажут, что убийство и превышение скорости сравнивать нельзя! Но ведь требования закона для вещественных доказательств и их хранения одинаковы как в случае убийства, так и при нарушении Правил дорожного движения.  
Во всей истории меня поражает явное нежелание сотрудников ГАИ реально оценивать обстановку и исполнять закон. Замерив непонятно чью скорость на расстоянии около 150 метров, они составляют административный протокол о якобы допущенном нарушении, ссылаясь на снимки видеофиксатора, однако в протоколе нет даже упоминания о том, что была произведена видеофиксация. Фотографии просто нет, к материалам административного дела она не приобщена. Ее просто "потеряли". Удивительно, как могли ее потерять? Согласно инструкции количество одновременно запоминаемых видеокадров - 16. Их можно отправить в долговременную память прибора (архив). Максимальное количество хранимых в долговременной памяти видеокадров - 84. Время хранения информации в архиве - не менее 30 суток. Таким образом, кадр нарушения скорости Егором П., с которого мы и начали рассказ, мог храниться в приборе до 25 ноября. В дальнейшем по закону фото были обязаны перенести в стационарный архив, где оно должно было храниться на протяжении еще шести месяцев. Именно такой срок отводится законом на рассмотрение жалоб и заявлений. 
Но проще всего "потерять" фотографию. Интересно, а фотографии нарушителей, зафиксированных до Егора П. и после него, тоже утеряны? Зачем в таком случае вообще нужен фоторадар? Так можно составить административный протокол за превышение скорости на любого водителя, не предъявляя ему никаких фотографий и даже вообще не замеряя его скорость.
Такое отношение к работе инспектора Козлова И.В. и замначальника Бовжика Е.С. подпадает под действие статьи 425 "Бездействие должностного лица" и статьи 428 "Служебная халатность" Уголовного кодекса Республики Беларусь. Однако правовую оценку их действиям дадут органы прокуратуры. Инспектор Козлов И.В. и замначальника Бовжик Е.С. обязаны были в силу статей 6.8 и 6.9 ПИКоАП РБ признать снимки фоторадара вещественными доказательствами и хранить их должным образом.
В соответствии со статьей 6.1 ПИКоАП РБ не водитель обязан доказывать свою невиновность, а сотрудники ГАИ должны доказать его виновность, что в данном случае вообще сделано не было. Такие сотрудники нарушают требования Директивы Президента Республики Беларусь №2 от 27 декабря 2006 года, где прямо сказано:
"1.2. Государственным органам, их должностным лицам при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования и "отсебятины" при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан".
В "Памятке инспектору ДПС", изданной заводом-изготовителем, говорится:
"5.3. Любой инструмент хорошо работает лишь в руках грамотного специалиста. Следует попрактиковаться в применении видеофиксатора, прежде чем приступать к работе с ним. Дисплей лишь фиксирует изображение и дублирует показания радара. А все многообразие сложных дорожных ситуаций способен оценить только инспектор ДПС. Поэтому в каждом конкретном случае при принятии решения опирайтесь на показания приборов. Но руководствуйтесь здравым смыслом, практическим опытом и руководящими документами".
Видимо, инспектор Козлов не читал эту памятку. Выполняя нужную и важную работу, сотрудники ГАИ порой рискуют собой, но завоеванный с таким трудом авторитет в один момент смазывается амбициозным желанием во что бы то ни стало доказать свою власть и правоту. Права старая мудрость: "Ложка дегтя портит бочку меда".


И напоследок - памятка-перечень вопросов, отвечать на которые нужно только "да" или "нет" и только тогда, когда вас остановили за превышение скорости:
1. На улице не идет дождь или снег.
2. Автомашина ГАИ не находится ближе 150 метров от электрических высоковольтных линий.
3. На расстоянии менее 1 км от радара не имеется строительных объектов, заводов и других организаций, на территории которых могут работать сварочные аппараты.
4. Предъявлены ли вам заводские номера измерителя скорости, видеокамеры и монитора и наличие на них пломб?
5. Предъявлено ли вам фокусное расстояние объектива видеофиксатора?
6. Предъявлено ли вам поверочное свидетельство на измеритель скорости?
7. Предъявлено ли вам поверочное свидетельство на видеофиксатор?
8. Убедились ли вы в исправности аккумулятора на автомашине ГАИ (если измеритель скорости питается от него)?
9. Предъявлены ли вам настройки прибора?
10. Разъяснено ли вам, на каком расстоянии от прибора производились замеры скорости движения?
11. Признаны ли фотографии вещественным доказательством и вынесено ли постановление об этом?
12. Разъяснены ли вам ваши права в соответствии с законом?
13. Выдана ли вам выписка о ваших правах?
14. Указаны ли в административном протоколе все обстоятельства нарушения и данные об измерителе скорости и видеофиксаторе?


Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили "нет", то по меньшей мере имеются сомнения в допущенном вами нарушении, а "Инструкцию по эксплуатации", "Памятку инспектору ДПС" и эту статью инспектор, видимо, не читал. А жаль! 


Александр КОНОПЛИЦКИЙ.

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое