ДИАЛОГИ В СТИЛЕ РЕТРО

3115
ДИАЛОГИ В СТИЛЕ РЕТРО

9 мая в Минске, в парке Dreamland, состоялся слет раритетных автомобилей. Маленький, скромный - всего 29 автомобилей, но участие 11 гостей из Эстонии на 8 автомобилях и двоих из Латвии (в последний момент их Willys забарахлил, и они приехали на современном авто) придавало мероприятию гордый статус "первого международного".


Александр Шурин, лидер общественного объединения "АвтоАмерика", ценитель техники ретро и владелец четырех автомобилей из прошлого (Chevrolet Monte Carlo 1975 г.в., Chevrolet Camaro 1977 г.в., Volkswagen "жук" 1969 г.в. и Ford Eifel 1938 г.в.), - завсегдатай мероприятий с участием подобной техники в соседних странах. И он всегда мечтал, чтобы теплая атмосфера, которая царит там, была перенесена и в Беларусь. И вот, наконец, это случилось благодаря его инициативе и вложенным средствам. У мероприятия не было ни одного спонсора, но оно, тем не менее, как оценивает его сам Александр, удалось. Для гостей была продумана программа, выходящая за рамки Dreamland: посещение "Линии Сталина" и общение под шашлык.
Да, работать еще есть над чем, ведь мало просто выставить автомобили - нужно продумать программу для зрителей и участников. Будем надеяться, что все это впереди.
- Мы провели маленький пробный слет, чтобы показать, что можем это сделать. Но я не могу один все это потянуть, - сказал Александр ШУРИН корреспонденту "АБw". - Сейчас хотелось бы найти поддержку у городских властей в проведении подобного мероприятия уже на 110-150 автомобилей. Почему бы не приурочить его к какому-либо празднику? А если ко Дню Победы, как в этот раз, то получится, что в Беларуси любители старинных автомобилей будут открывать европейский сезон. И только потом каждую неделю следуют мероприятия в странах-соседях. В этом году, к примеру, 16-18 мая в Юрмале (Латвия) состоится третий международный слет американских автомобилей, 23-25 мая - пробег автомобилей довоенных лет выпуска и времен Второй мировой войны в Вильнюсе; 29 мая - 22-е ралли старинных автомобилей в Люблине (Польша). К слову, я их все планирую посетить.
На этот раз мы не звали гостей из этих стран, так как они готовились к своим мероприятиям. Ориентировались с датой на эстонцев, которые выразили желание приехать.
Услышав наш разговор, гость из Эстонии Велло на ломаном русском замечает:
- Нас не надо приглашать. В следующий раз мы обязательно сами приедем. Александр (Шурин. - Прим. авт.) мне уже как брат. Запутался, правда, младший или старший.
Гость одет в весьма интересную форму, но, как выясняется, она ничего не значит - "просто удобно". Гостям в Беларуси нравится.
- Как доехали? - интересуюсь у Арно - владельца мини-коллекции старинных автомобилей и мотоцикла из Эстонии.
- Отлично. До сих пор о Беларуси только положительные впечатления: начиная от таможни и заканчивая дорогами, которые у вас лучше, чем в Литве. Намного. Эстонские дороги не совсем хорошие. Латвийские дороги вообще никуда не годятся.
Подошедший Шурин замечает:
- Эстонские - супердороги.
Арно:
- Мы ехали на Chevrolet. Pontiac везли на лафете, поскольку, после того как я его переделал, его мотор развивает 350 лошадиных сил и много бензина берет - где-то 40 литров на 100 километров. Так что всегда из города в город мы его транспортируем. Остальные машины ехали своим ходом. Въезжали через Латвию. На вашей таможне нас послали на "красный канал" для оформления. Пограничники дали талончики на все автомобили, кроме того, что на лафете. Потом уже таможня говорит, что для всех надо. И нас не отправили обратно, а пограничники сами сбегали и сделали все. Я много раз в Россию ездил. Там совсем другое дело - мучаешься на границе. Но к вам ехать - удовольствие.
Визы тоже быстро открыли. Заплатили 25 евро - и через неделю готово.
- Познакомьтесь, это мой друг, - кивает Арно на не менее колоритного гостя, чем он сам. - Мы в Эстонии вместе ездим на мотоциклах - у меня еще есть мотоцикл. Я пригласил его, чтобы он ехал на моей "чайке" в Беларусь и обратно.
- Своим ходом на "чайке"?
- Да. Бензина ушло не очень много: 16-17 литров на "сотню". 850 километров из Таллинна...

Как выясняется, в маленькой Эстонии, где населения меньше, чем жителей в одном Минске, летом мероприятия для любителей старинной техники в разных городах проводятся каждые выходные, а больших мероприятий в течение лета проходит четыре-пять. Нам остается только завидовать.

Сергей ХИОНИ, реставратор, выставивший на слете два отреставрированных им же автомобиля - Mini Cooper 1995 г.в. (последний год выпуска) и "двадцать вторую" "Волгу"-универсал 1967 г.в., не скрывает своих эмоций по поводу отношения государства к старинной технике:
- Смысл участия в слете для меня - пообщаться с такими же сумасшедшими, как сам. К сожалению, очень немного таких людей в Беларуси. Последние стоящие автомобили из республики утаскиваются за границу, а наши никак не проснутся, что их нужно сохранять и восстанавливать. Мы далеки от этого. Не знаю, чем это вызвано. Глупостью? Бедностью? Не знаю. То, что у нас происходит, удивительно. Мы, наверное, на одном из последних мест даже среди стран СНГ. Может, страны Азии еще позади. В Украине очень много реставрируется машин, Москва - это отдельная история, Прибалтика... Все машины, которые были ценные здесь - ЗиМы, "чайки", - все утащили в Прибалтику.
А самое главное - напишите это обязательно - наше государство до сих пор не придумало закон, освобождающий ретро-автомобили от этой идиотской растаможки. Все страны создают льготные условия для таких авто даже по страховке, не говоря о пошлинах. По всем позициям. Если автомобиль является ценностью, государство должно быть заинтересовано, чтобы он попал сюда. Вот такие красавцы, как те "американцы", по городу могли бы ездить! Красота же. Но кто повезет их сюда? Чтобы растаможить даже обычного "жука" Volkswagen, который уже становится довольно интересной машиной для многих, нужно почти 4000 евро. Это глупость! И вот только сейчас в Палате представителей началось какое-то шевеление. Начали готовить проект документа. Хотя освобождать от пошлины и создавать парк старинных автомобилей, которые являются ценностью государства, надо было давно. Их не должны выпускать из страны. Только впускать. А у нас все наоборот - легче вывезти, чем ввезти.
Напомним: таможенная пошлина на ввозимые в Беларусь ТС старше 14 лет составляет 2 евро за куб. см независимо от объема двигателя.

Олег ВОЛОДЬКИН, лидер клуба "двадцать первых" "Волг", уверен, что при желании в условиях Беларуси мероприятие можно сделать гораздо более представительным:
- Насколько я знаю, за 10 дней до мероприятия еще не все было согласовано. Получилось так, что людей обзвонили, но до конца еще было неясно, состоится слет или нет. И многие встали перед выбором: ехать сюда, сорвав все дачи, грядки, посевы, или не рисковать. Но еще порядка десяти интересных машин мы могли бы выставить. Так, здесь могла быть "инвалидка" - на похожей Моргунов в фильме ездил. Есть в Минске хорошо отреставрированная, месяц как закончили реставрацию. Были две очень хорошие "победы" - как раз в этот праздник они бы отлично здесь вписались. Есть очень хороший кабриолет BMW Roadster. Мог быть Buik Rivera 45 или 46 года выпуска, который якобы Рокоссовского какое-то время возил. И другие.
При желании, конечно, здесь целую выставку "Волг" можно сделать. Но зачем сюда тащить двадцать "Волг"? Выставили первый, второй, третий экспортный варианты. Тем более я знал, что Сергей Иванович Хиони выставит "двадцать вторую" "Волгу". То есть спектр "Волг" присутствует полно по одному экземпляру. Не стали делать свалку, как я говорю.
Итак, первый международный слет автомобилей ретро состоялся. Конечно, преждевременно впадать в эйфорию по этому поводу. Дай бог, чтобы состоялся второй, третий и т.д. Но одному человеку, даже при поддержке друзей, провести подобное мероприятие непросто. Радует, что к нам готовы ехать из-за рубежа, даже несмотря на визы. Ждем продолжения...
Марина АЖГИРЕЙ, фото Глеба МАЛОФЕЕВА и автора.

Ближайшие слеты раритетных автомобилей в странах-соседях
* 16-18 мая, Юрмала (Латвия) - третий международный слет "американцев" (независимо от года выпуска). Расходы для желающих посетить мероприятие белорусов: евровиза - 60 евро, страховка - 30 евро, топливо на 1300 км, взнос за регистрацию - 25 евро (в цену входит питание, концерты и ночевка).
* 23-25 мая, Вильнюс (Литва) - пробег автомобилей довоенных лет выпуска и времен Второй мировой войны.
* 29 мая, Люблин (Польша) - 22-е ралли старинных автомобилей. Организатор - Люблинский автоклуб. Мероприятие не раз посещали белорусы, более того, они завоевывали здесь кубки. Возраст техники, включая мотоциклы, не должен превышать 25 лет. Маршрут ралли составит около 120 км. Пройдут также конкурсы элегантности, на равномерность вождения с пунктами контроля скорости, ориентирование, конкурс на водительское мастерство и другие. Расходы на месте - 600 злотых за каждое участвующее ТС (в стоимость входит жилье, питание, культурная программа и т.д.).

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое