Нужно ли менять масло в "автомате"? Нюансы плюс советы профессионалов

56396
{$news.name}
Зима - это время, когда многие автомобильные "болячки" обостряются, прежде всего из-за тяжелых условий эксплуатации: перепады температур, соляные ванны, частая езда по снегу с пробуксовкой. Именно последняя зачастую становится причиной выхода из строя АКП на многих машинах. Сегодня в рамках рубрики "Разборка" на примере BMW 320d (E46) выясняем, нужно ли менять масло в автоматической коробке передач, как это может продлить срок службы узла.

Седан BMW 3-Series (E46) появился в 1998 году и заменил предыдущую модель E36. Универсал и купе поступили на рынок в 1999-м, а годом позже появились кабриолет и версия M3, в 2001-м начали продавать 3-дверные хэтчбеки. Принадлежность к премиум-марке просто обязывало "тройку" предложить покупателям высочайший уровень оснащения. Даже базовые комплектации 1998-2005 г.в. не уступают многим автомобилям бизнес-класса: ABS + противобуксовочная система ASC + T, бортовой компьютер, 6 подушек безопасности, 16-дюймовые колесные диски, передний электропакет и т.д. Но главный конек "тройки" - это, конечно же, управляемость. За отточенные реакции руля и драйверские моторы владельцы готовы простить E46 и тесный салон, и жесткую подвеску.

BMW 3-Series (E46) пользовался огромным успехом практически на всех рынках. Не исключение и Беларусь. При разработке новых машин среднего класса многие производители ориентировались именно на эту модель. Рекордным для нее стал 2002 год, когда по всему миру было продано 561.249 машин. Всего было выпущено 3.266.885 BMW в кузове E46 всех модификаций.

Сегодня в нашем распоряжении BMW 3-Series (E46) 2002 г.в. с дизельным двигателем объемом 2,0 л. Заявленный пробег - 216 тыс. км. Автомобиль оснащен 5-ступенчатой автоматической коробкой передач 5L40 производства компании General Motors, которой полагается масло с маркировкой ETL 7045E. По словам владельца, коробка не проявляет никаких тревожных признаков: переключения происходят плавно и без рывков, однако ввиду того, что прошлое автомобиля окутано тайной, замена масла выглядит логичной. Так, на всякий случай - лучше отдать 100 долларов за замену масла, чем потом тысячу на ремонт "автомата".

Сняв защиту и осмотрев поддон коробки передач, сразу обнаруживаем, что есть небольшие подтеки масла в районе сальника штока выбора (отмечено стрелками). По словам специалистов СТО "Наскар", занимающейся обслуживанием и ремонтом АКП, это часто встречающаяся проблема данной коробки, но она не несет в себе серьезной угрозы. Об этом говорят и владельцы BMW на профильных форумах. Проверяем уровень масла в коробке передач - и вправду все в порядке. С таким "потением" можно ездить. К слову, именно эта коробка передач зарекомендовала себя достаточно надежной и не очень дорогой в ремонте. Поэтому покупать "тройку" с АКП General Motors можно, никаких подводных камней и серьезных "болезней" у этого агрегата нет.

Сливаем старое масло. Для этого достаточно воспользоваться "маслосливом", как это реализовано в двигателях. По словам сервисменов, они часто сталкиваются с ситуациями, когда старая смазывающая жидкость вязкостью напоминает скорее воду, нежели масло. На нашей машине не все так страшно, однако специфический запах присутствует: есть ощущение, что масло никогда не меняли.

Это неудивительно: почти у всех машин, выпущенных после конца 90-х годов, рекомендаций по замене масла в АКП просто нет. Считается, что масло залито на весь срок службы узла. "Но это не так - это просто уловка, обман потребителей, - комментируют ситуацию представители СТО "Наскар". - После 50-100 тысяч километров пробега в любой трансмиссии очень желательно поменять масло - иначе повышенный износ и плохая работа АКП…"

Для того чтобы получить доступ к масляному фильтру коробки передач, необходимо открутить несколько десятков болтов по кругу. Обратите внимание, что в это время один человек придерживает сам поддон, так как повредить его при падении с двухметровой высоты дело пяти минут. Да и собирать масло по всей сервисной станции при работе в четыре руки не придется.

Масляный фильтр в автоматической коробке GM 5L40 представляет собой плоскую пластину с патрубком. Комплект "фильтр + прокладка + шурупы" имеет каталожный номер 24117557071 и обойдется порядка $65 в случае качественного заменителя. "Оригинал" почти в два раза дороже. Осмотрев старый фильтр, приходим к выводу, что масло не менялось с тех пор, как было залито на конвейере. Об этом свидетельствует дата его изготовления (помечена стрелками). Ну что же, в этом тоже есть плюс: состояние фильтра и масла является хоть и косвенным, но доказательством того, что пробег не скручен. А если скручен, то не сильно: масло в АКП было вполне рабочим, что говорит о том, пробег 216 тыс. км похож на правду. Но верится в это на 11-летней машине с дизельным мотором с большим трудом, поэтому наверняка утверждать ничего не будем.

О хорошем состоянии коробки передач свидетельствует и степень загрязненности магнита, установленного на внутренней стороне поддона и отвечающего за сбор металлической стружки - фрикционной и алюминиевой пыли, которая является продуктами естественного трения.

Настало время отмыть поддон от масляного налета и эксплуатационной пыли. С этим хорошо справляется керосин - универсальное средство в таких ситуациях. Однако специалисты "Наскара" настоятельно рекомендуют использовать специально разработанные материалы для смазки уплотнительных резинок, к примеру, как на патрубке маслофильтра (на фото - синего цвета). Компания уже сталкивалась с ситуациями, когда владельцы не чурались даже солидола, который не обладает необходимыми свойствами: прежде всего, он не растворяется в масле и забивает фильтр. Это приводит к повышенным нагрузкам на маслонасос, а смазочные свойства перегретого масла менее стабильны и напрямую влияют на ресурс всего узла.

Устанавливаем на место новый фильтр, прикручиваем поддон, после чего можно начинать заливку нового масла. Через контрольное отверстие при помощи компрессора загоняем часть масла, после чего необходимо завести машину и переключать передачи. Кстати, заправку необходимо производить при температуре АКП не ниже 40-50°С. Также важно выдержать необходимый уровень, так как недолив приводит к масляному голоданию насоса, а перелив чреват вспениванием. При такой замене, именуемой "частичной", в данную АКП помещается чуть больше 5 л масла.

Дмитрий Баранов, главный инженер СТО "Наскар":

- Вопрос, надо ли менять масло в АКП, мучает многих автолюбителей. Ведь почти все автопроизводители в техдокументации отмечают, что оно залито на весь срок службы, как мы видели на примере данной коробки GM 5L40. Однако непосредственные производители автоматических КП настаивают на замене масла раз в 40 тысяч километров при интенсивной эксплуатации и через каждые 60 тысяч в щадящем режиме. Кому верить? Прежде всего нужно сказать, что автопроизводители под полным сроком эксплуатации понимают пробег 120-150 тысяч километров, то есть три-пять лет, на которые залитого на заводе масла хватает. Что потом? Видимо, предполагается, что либо коробка подлежит замене в сборе, либо машина идет на утилизацию. При этом, когда мы знакомимся с рекомендациями автопроизводителей для рынков с тяжелыми условиями эксплуатации, например, Ближний Восток или регионы с экстремально низкими температурами, там иногда проскальзывает информация о замене масла. Думаю, в Беларуси условия эксплуатации назвать щадящими никто не возьмется. Отсюда вывод: масло в АКП менять в обязательном порядке. Каждая АКП имеет свои особенности, но любая коробка передач прослужит дольше, если в ней периодически менять масло. Владельцы, не соблюдающие это правило, становятся нашими клиентами.

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
Фото Глеба МАЛОФЕЕВА
ABW.BY


Выражаем благодарность СТО "Наскар" за помощь в подготовке материала
Цитировать
Пожалуйста, подождите...