Ралли на «запорожцах»: репортаж из штурманского кресла

15406 11
Ралли на «запорожцах»: репортаж из штурманского кресла - На ралли? Штурманом? На «запорожце»? Конечно, поеду!

Предложение звучало заманчиво, хотя как-то странно было слышать сочетание слов «ралли» и «запорожец». Но не буду делать выводы заранее...



При слове «ралли» представляешь себе езду на предельных скоростях, с заносами. А «запорожец» больше 100 км/ч не разгонится, а если разгонится, то вести его нужно осторожно, а то еще отвалится что-нибудь. Говорю так не потому, что хочу обидеть машину, - просто сама каталась на старой «копейке» и не понаслышке знаю, чего можно ожидать от автомобиля, выпущенного в 70-80-х годах.

- Я буду на белом «запорожце», - сказал мне по телефону Павел, пилот, с которым мы должны были встретиться на станции метро «Партизанская».

Машину я заметила сразу, и мы отправились на АЗС №55, которая находится рядом с пересечением Партизанского проспекта и МКАД.

Там уже собирались участники ралли. Бежевые «жигули» с неестественно заниженной подвеской и чемоданами на багажнике, желтый «горбатый» ЗАЗ, «москвичи» и другие «рожденные в СССР». Посоревноваться с советскими машинами приехали и ребята на внедорожнике SsangYong.

- Получаем карточки, приклеиваем на стекла номера. Старт в 10.00. Едем по маршруту, указанному на карточке: там все повороты, километраж, ваша средняя скорость. Правила дорожного движения нарушать не будем, так как едем по дорогам общего пользования, а ГАИ не объяснишь, что нарушаем, потому что у нас соревнования. Там же есть и указания, как делать спецзадание. На заправке заправляемся до полного бака, на финише будем учитывать не только то, как вы проехали, но и насколько экономично ехали. Время считается от момента, когда вы возьмете чек на заправке. У вас будет 4 контрольные точки, на которые вы должны прибыть в четкие временные рамки. Если приезжаете раньше на минуту - штраф 60 очков, если позже - тоже 60 очков. Так что вы должны приехать на точку именно в то время, которое указано в карте. Кстати, если мы увидим, что кто-то стоит перед точкой, выжидая, когда подойдет нужное время, тоже штраф, - рассказал комиссар ралли Александр Жос.

- Это соревнование не на скорость, а на точность, - предупредил меня Павел. - Время здесь предусмотрено так, чтобы мы, не нарушая ПДД и не «насилуя» машину, доехали до нужной точки и отметились там. Для автомобилей так называемой первой категории, с двигателем до 30 «лошадок», а я вижу среди участников этой категории только «горбатый» «запорожец», условия более мягкие - для них время побольше. Для других «запорожцев», мощность двигателя которых от 30 до 55 лошадиных сил, время поменьше, потому что у них двигатель мощнее. А для нас подходит третья категория - автомобили с мощностью двигателя свыше 55 «лошадей», так как у меня стоит двигатель от Volkswagen. Мне его когда-то приятель отдал. Так что мы тоже вне зачета.

Вот, наконец, старт. Маршрут: АЗС №55 - ул. Селицкого - д. Королищевичи - Ельница - Синило - Лысовщина - Синитки - Голоцк - АЗС №6 Хозяйнинки (сюда мы должны прибыть через 50-52 минуты после старта). Средняя скорость - 45 км/ч. По пути нужно будет 5 раз отметиться в пунктах контроля времени.

- С учетом времени простоя на светофорах поедем со скоростью около 60 километров в час, - решает Павел.


На развязке направо - в Шабаны, потом по счетчику отмеряем 7,8 км, налево на Т-образном перекрестке. Пока все отлично. Вот и первая отметка контроля времени - сельский магазин. Здесь надо купить что-нибудь и взять чек. Продавец предупреждена, она обслужит нас без очереди. Паша влетает на парковку, а на ходу выпрыгиваю из машины.

- У нас кассовый аппарат сломался, - говорит продавец.

Наше время записывают, мы едем дальше.

- 9,2 километра, на У-образном перекрестке нужно повернуть налево, - командую я.

Счетчик показывает приближение к перекрестку, но... никакого перекрестка здесь нет.


- Дальше по схеме деревня. Вдали домики виднеются, наверное, это она. Возможно, это из-за несоответствия приборов. На профессиональных соревнованиях и часы сверяют. А у нас машина какая... - говорит водитель, посмотрев в путевую карту.


И мы решаем ехать дальше.


Знак, который указывает, что деревня началась, находится в 300 м от места, на которое указал одометр (счетчик километража). Теперь нам приходилось прибавлять к расстоянию, указанному в карте, еще 300 м. Потом 400, потом 500. К концу соревнований разбежка прибора и расстояния, указанного в карте, достигла 700 м.


Вторая контрольная точка - магазин «Родный кут» в поселке Голоцк. Мы приезжаем на нее «впритык» по времени. На ходу отстегиваю ремень безопасности, забегаю на второй этаж. В магазине очередь.


- Подождите, - говорит продавец людям, - тут соревнования.


Я хватаю из холодильника бутылку минералки, отдаю продавщице деньги и получаю чек. Вода очень кстати - бутылка с водой, которая была у нас в машине, нагрелась от жары.

Дальше можно не торопиться. До следующей точки, автозаправочной станции, чуть больше километра, а времени дано от 5 до 7 минут.

- Мне тут сказали, что в магазине часы спешат. То есть мы по чеку приехали раньше. Вот за это нахватаем штрафных очков. А еще меня уборщица отругала, что резко развернулся и напылил, - смеется Паша.


На следующую контрольную точку, как ни стараемся ехать медленно, все равно приезжаем на минуту раньше. Это еще 60 штрафных очков.

- Сейчас у вас полчаса отдыха, - говорят судьи, отмечая время.

Некоторые это время тратят на то, чтобы попытаться устранить неисправности. Например, у ребят на зеленом «москвиче» еще на первом контрольном пункте вытекла жидкость, теперь не работает сцепление. Но они решили не сходить с дистанции и не только доехали до заправки, но и, скажу, забегая вперед, приняли участие в соревнованиях по фигурному вождению. А на АЗС залили в бачок моторное масло - помогло.

Второй этап - «Блондинка на дороге». Задание: доехать до красного кабриолета, возле которого стоят три девушки, и заменить колесо (точнее, снять и поставить на место. - Прим. авт.). Опять же, забегая вперед, скажу: это задание без штрафных очков не выполнил ни один участник: кто-то забыл надеть жилетку со светоотражателями, кто-то не померил давление в «запаске». Мы тоже получили штраф из-за жилетки.

Этап третий - доехать до поселка Дружный. Можно было поехать по кратчайшей дороге через ТЭЦ-5 или по очень грязной дороге, свернув, не доезжая до ТЭЦ, направо. Изо всех участников только команда на SsangYong решила не искать легких путей, поэтому приехала в последний пункт на очень грязной машине.


- Как это, внедорожник участвовал в ралли и остался чистым?! - шутили ребята.


Мы тоже едва не свернули на грязную дорогу, но все же выбрали правильную.

Хотя даже верная дорога оказалась нелегкой - вся в ямах.

- По такому маршруту нужно только на советских машинах ездить, - говорил Паша, лавируя между ямами. - Иномарка здесь «сядет». Да и на старой машине подвеску не так жалко. Представляю, как трудно придется ребятам на «копейке», которые машину «опустили». До этого перед каждым «спящим полицейским» притормаживали, а здесь они как будут?


В Дружном нас ждали еще конкурсы: несколько вопросов по медицинской подготовке, тушение горящего автомобиля и фигурное вождение.

- Огнетушитель углекислотный. За раструб не держись - можешь получить обморожение, - предупредил меня Паша. - Я подбегаю, начинаю открывать крышку, а ты сразу бьешь в пламя.

Тушить пожар мне еще не приходилось, поэтому в пламя попала не сразу. Но огонь потушила.

- У нас на работе мужчины должны были потушить пожар, так они огнетушитель перевернули. Помните, давным-давно пенные огнетушители были? Вот они и пытались по принципу пенного тушить. Хотя инструктажи проходят регулярно, а вот как пришлось, так не сообразили, - рассказал один из участников.

- А у меня первый «запорожец» загорелся на заправке, - вспомнил Павел свой первый опыт пожаротушения.

- Фу-у-у! - вдруг закричали все и начали убегать от машины, которую тушили во время соревнования.

Это участники решили опробовать порошковый огнетушитель. Пламя, конечно, потушили, но воздух наполнился белым порошком, который осел на траве и одежде и мешал дышать.


Испытания закончились, все получили дипломы.

1-е место в категории до 30 л.с. занял семейный экипаж №9 на «горбатом» ЗАЗ-965 - это был единственный участник в данной категории.

1-е место во второй категории (от 30 до 55 л.с) получил экипаж №6 автомобиля ЗАЗ-966, Анатолий и Сергей.

В третьей, самой многочисленной, категории, где соревновались автомобили с двигателями мощностью свыше 55 л.с., места разделились следующим образом: 1-е - экипаж №5 на ВАЗ-21011 с чемоданами на крыше, 2-е и 3-е - экипажи №1 и №4 на «четыреста двенадцатых» «москвичах».

Экипаж из двух девушек и парня на «москвиче», у которого по дороге испортилось сцепление, получил грамоты. «За мужество», - сказал Александр Жос.

Едем домой. «Запорожец», такое ощущение, самая заметная из машина - все оглядываются и улыбаются. Едем, никого не обгоняем, хотя спидометр показывает 120 км/ч. Хочу успокоить сотрудников ГАИ: спидометр в машине, кажется, неплохо привирает. Да и по ощущениям мы едем не быстрее и не медленнее других. Но все обгоняют. Наверное, потому, что, как говорит Павел, «запорожец» для иномарки как красная тряпка для быка - обязательно нужно обогнать.

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора
ABW.BY
Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое