Дальнобойщики на белорусско-литовской границе: сутки без сна, кухня - в машине, туалет - в поле…

22644
Дальнобойщики на белорусско-литовской границе: сутки без сна, кухня - в машине, туалет - в поле…
Помните свои ощущения, когда стоите в пробке? А теперь представьте себе пробку длиной 18 км, которая движется со скоростью около сотни метров в час. И стоите вы в ней несколько суток. Ужас, правда?



 

Именно в такой пробке стоят каждый раз водители большегрузных машин, въезжая и выезжая из нашей страны через Литву. Смотрим в Интернете: на пограничном переходе «Каменный Лог» очередь из 300 грузовиков, в «Котловке» - из 280.

Как живут в постоянной пробке водители грузовиков? Задавшись этим вопросом, отправляемся на литовскую границу.

 

На часах около 13.00. Через Молодечно решили ехать в пункт пропуска «Котловка», потом в «Каменный Лог» и обратно в Минск. На дороге на Молодечно оживленно: много и легковушек, и «большегрузов». Патрульная машина с инспекторами ГАИ каждые 20 км - особо не погоняешь.

 

На границу едем на Volkswagen Polo, предоставленном автоцентром «Атлант-М Сухарево». Желтый Polo привлекает к себе внимание на дороге. Идеальная машина для поездок по городу из-за своих габаритов и установленной на ней автоматической коробки передач, она неплохо шла и по загородной трассе. Разгоняется, конечно, с задержкой, как и все малолитражки (1,4 л), зато порадовала экономичность - 3/4 бака (на бензин потратили около 150.000 руб.) нам хватило на всю поездку.

 

Возле д. Красное местные жители зарабатывают, делая веники из веток. Один веник - 20.000 рублей.

- А что, пользуются спросом? - спрашиваю.


- Да. И из города едут - покупают, и деревенские берут дворы подметать, - ответил маленький мужичок с морщинистым лицом, как-то с опаской подойдя к вышедшим из желтой машинки молодым людям.

 

 

Дальше дорога пустеет: от Сморгони до самого погранперехода «Котловка» нам встретились лишь редкие легковушки, а грузовиков не было вовсе.

 

Заправка «Белоруснефть» - последняя перед погранпереходом «Котловка». Нет ни 92-го, ни 95-го бензина. Зато есть дизель - за ним уже выстроилась очередь из фур. Все «большегрузы» - с российскими номерными знаками.

 

«Редко такое бывает, что нет бензина, - заверил нас работник заправки. - У нас много кто заправляется: и белорусы, и россияне, и литовцы. Если смотреть в общем, то заправляется больше литовцев».

 

Подтверждение его слов - множество легковушек с литовскими номерами. Подхожу к парням на черном BMW.

- Мы сами из Вильнюса. Сюда приезжаем каждые 8 дней заправляться. Хотя белорусское топливо хуже литовского, замерзает зимой, но в Беларуси за полный бак топлива отдашь 200 литов (620.000 руб.), а в Литве - 500 литов (1.550.000 руб.). Даже с дорогой выходит дешевле, - рассказывают они.

 

Выезжаем с заправки и едем дальше. То, что подъезжаем к границе, сразу поняли, когда увидели хвост очереди большегрузных машин. Замеряем по бортовому компьютеру - грузовики растянулись на 5 км.

 

Возле машин, которые стоят в конце очереди, тишина. Каждый водитель сидит в своей кабине. Кто-то смотрит фильмы на ноутбуке, кто-то, наверное, спит. Чем ближе к началу очереди, тем больше людей - водители выходят размяться после многих часов простоя. Очереди из легковых машин нет.

 

- Пресса? Об очередях пишете? Ну о чем тут писать? Приезжали уже журналисты не раз, снимали. А очереди как были, так и есть. Сейчас мы к границе подходим уже, почти сутки простояли. Это считается недолго, ведь, бывало, стоять приходилось по двое-трое суток. Сейчас на Вильнюс едем порожняком, - дальнобойщики сначала не хотели общаться с журналистами, но разговор завязался сам собой

- А почему не через «Каменный Лог»? Быстрее, наверное, до Вильнюса?


- Нет, так тоже удобно ехать через Полоцк. Вообще, я вожу ветеринарный груз, поэтому мне удобнее оформляться здесь. В «Каменном Логе» я могу простоять несколько часов, а здесь ветеринарный врач оформит все за 15-20 минут.


- Как вы здесь стоите? Тут хотя бы туалет есть? Очередь на много километров, а я ни одной, даже самой захудалой, будки не заметила.


- Природа, естественные условия, так сказать, - показал рукой на лес дальнобойщик. - На стоянке есть биотуалет, но до него пока дойдешь… Да и запах там такой, что к нему близко подойти противно. Поэтому туда и не ходим. А местные жители приносят продукты иногда. Мы покупаем у них картошку, лук, морковку…


- Сколько времени занимает оформление одной машины? Вообще, скорость оформления - одна из основных причин очередей или она роли не играет?


- По-разному бывает. Иногда белорусы оформляют быстро, а литовцы медленно, иногда наоборот. Зависит от того, какая смена. С литовской стороны иногда стоит смена, где просто деньги вымогают. Хотя и белорусы, бывает, не торопятся работать - вместо трех окошек работает одно. Получается, что погранпереход не работает на полную мощность. И «Каменный Лог» то же самое. Помню, как-то два рейса подряд подъезжал сюда, очередь - десять километров, проходил ее за сутки. Во время следующего рейса поехал на «Каменный Лог», там очередь до заправки не больше километра, но тоже стоял сутки. Как видите, не только в количестве машин дело, но и в работе таможни.


- Вот почему не сделать, как в пункте пропуска «Терехово» в Латвии? - задаются вопросом дальнобойщики. - Там есть платная стоянка для грузовиков. Каждый берет бумажку с номером, оставляет машину на стоянке и может выспаться, в кафе сходить, в туалет. А очередь подойдет - его вызовут. А здесь глаз не сомкнешь, все время приходится следить. Чуть тот, кто стоит впереди, тронется, ты тоже должен, иначе место занять могут.

 

На этом разговор пришлось прервать - подошла очередь водителей ехать на досмотр на таможню. Для пяти водителей закончилось суточное стояние на границе…

А мы едем дальше. Следующая точка - пункт пропуска «Каменный Лог».

 

Туда приезжаем, когда уже начинает темнеть. Кажется, что очередь бесконечна. Ближе к самой границе - очередь из легковушек с литовскими номерами.

 

- Белорусские таможенники «своих» пропускают без очереди, а нам вот приходится стоять. Стоим уже три часа. Осталось, наверное, еще три. Хотя на литовской границе я с белорусским паспортом должен становиться в очередь с белорусами. Иначе не пропустят, - возмущен Сергей, белорус, живущий в Литве.

 

Недалеко от пункта пропуска - автозаправочная станция. В витрине - жидкое мыло, махровые полотенца, пластмассовые тазики. Неужели на границе пользуются спросом эти изделия?

- Покупают все это нормально. Вчера водитель тазик купил стирать что-то или мыть. У нас это все дешевле, так как мы сотрудничаем с «Белпластом».


Ближе к погранпереходу небольшое кафе. Все столики в нем заняты. Вообще, «Каменный Лог» выглядит более цивилизованным, чем «Котловка». Здесь есть кафе, заправка. Но неудобства дальнобойщики испытывают те же: приходится стоять, продвигаясь на несколько метров в час. Да и в конце очереди условия для дальнобойщиков «полевые»: еду готовить приходится в кабине, никакого намека на туалет, не говоря уже о душе.


Чтобы поговорить, пришлось отвлечь водителя от обеда - приготовленных на электрической плитке макарон.


- Надо было в «Котловку» ехать, - пожалел он вслух. - Я всегда через нее езжу, а через «Каменный Лог» - первый раз. Теперь придется стоять - очередь 18 километров. Сюда поехал, потому что сейчас половодье. В это время поднимаются грунтовые воды, и, чтобы не повредить дорожное покрытие, на некоторых дорогах ограничивают максимальную нагрузку на ось. То есть груженым машинам по ним ездить нельзя. Я хотя и пустой, но у меня конструкция машины такая, что может максимальную нагрузку превысить.

 

Из «Каменного Лога» уезжаем, когда уже совсем стемнело. Ехать мимо припаркованных фур приходится осторожно - водители часто выходят из машин, чтобы размяться, можно их не заметить. Хотя, как говорят водители, аварии на таможне редкость, но безопасную скорость 40 км/ч лучше не превышать

Почему-то никто из водителей, с которыми нам удалось пообщаться, не знал о забастовке на польской границе. Многим приходилось ездить в Польшу, но дальнобойщики на работу польских пограничников не жалуются. И на работу литовцев и белорусов тоже не жалуются. Наверное, потому, что эти очереди со всеми их неудобствами стали для водителей привычными.


Татьяна ЕМЕЛИНА
ABW.BY
 
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/136977_1_350.jpg?v=0
Пожалуйста, подождите...