Все муки ада, или Как я регистрировал "полтинник"

10757
{$news.name}

Abw.by в двух своих статьях уже рассказывал, как наши корреспонденты пытались зарегистрировать скутер в ГАИ. Пока они предпринимают очередную попытку, свою историю с регистацией скутера нам рассказал Кирилл Aprilia из скутерклуба.

Опустив некоторые эмоции, публикуем его отчет. 

Мне потребовалось некоторое время, чтобы немного внутренне успокоиться после трех дней общения в городском ГАИ. Да, да – именно столько времени занял процесс регистрации мопеда. Еще вчера написать не получилось бы вообще ни слова – были бы только многоточия.

Итог на сегодня: мопед зарегистрирован как мопед, без права снятия с учета в течение трех лет, получен номер (обычный формат, как сзади вешают на авто США), техпаспорт, сертификат к нему, мопед застрахован. Еще осталось пройти техосмотр.

Начальные данные: мопед 49 куб.см (без разницы, какая у него скорость – хоть 180 км/ч, если нет бумаги от производителя, подтверждающей максимальную конструктивную скорость, то по умолчанию - это мопед, достать такую бумагу, похоже, нереально). Номер рамы цел и не поврежден, гражданский договор купли-продажи (читать: к примеру, рукописная писулька между двумя физлицами, констатирующая факт совершения сделки продажи), карточка-талон о приобретении данного мопеда за пределами РБ (в моем случае в Одессе).

Сразу оговорка – легализовать таким образом по закону можно только мопеды (т.е. с объемом менее 50 куб.см). Если кубатура больше – то в регистрации исключений не будет (никаких послаблений по документам). Вам останется либо пробовать регистрировать как "полтос", либо продавать на запчасти.

Те, кто поедет регистрировать, должны осознать – процедура полностью аналогичная регистрации любого другого транспортного средства. Как будто вы регистрировали машину. Т.е. от вас ГАИ будет ожидать те же самые документы: это либо техпаспорт предыдущего владельца (в нашем случае такого быть не может), либо документы с таможни, констатирующие пересечение ТС границы и уплату всех платежей (там фиксируются год выпуска, объем и прочие данные), оформленные на вас, или на другого человека, но тогда еще потребуется договор купли-продажи между тем человеком и вами.

Теперь хорошо подумайте и осознайте нелепость ситуации. До самого недавнего времени скутеры растаможивались нашей таможней как товар под 50 евро фиксированной пошлины. Т.е. это не те документы, которые ждет ГАИ – там нет ни года, ни объема – но это хоть что-то. И если у кого-то есть такие документы, то это большой плюс.

В большинстве случаев все наши скутера привозились кем-то под заказ в багажнике, поэтому документов с таможни не
будет у 99% владельцев. Все, что у нас есть – это в лучшем случае договоры купли-продажи и счета-справки из магазинов. Кстати, хочу огорчить счастливых обладателей скутеров "Хорс" и прочих, которые были абсолютно легально приобретены в магазинах нашей родины. К вам, как ни странно, это тоже относится. Т.е. с вас тоже потребуют документы с таможни – те самые документы, которые должны были оформлять компании-импортеры, ввозившие ваши "Хорсы" в РБ. И вам очень повезет, если вы найдете фирму-продавца, сможете у них запросить копии этих документов, эти документы у них окажутся и они вам не откажут. Дерзайте. При попытке обсудить этот вопрос с ГАИ будете мягко посланы к… фирме-импортеру – это же она не снабдила вас всеми необходимыми документами.

Скутер есть, документы на него какие-то наскребли, опознавательные таблички и номера на раме не уничтожены.

Итак, день первый.

Едем в ГАИ. В минской городской ГАИ был полный хаос, и мало кто понимал, как работать. Все делалось только «через звонок другу», пошагово подталкивая процесс. Даже не могу представить, что может твориться в региональных отделениях.

Оплачиваем процедуры согласно указанных здесь
http://scooterclub.by/nforum/viewtopic.php?f=26&t=13725&start=105#topfirstpost реквизитов (ну, или уточните на почте).

В ГАИ становимся в общую очередь армии счастливых обладателей четырехколесных "коров", собранных из трех таких же умельцами в Литве. Самое время сказать, что очереди впечатляют. Идем на сверку номеров. Выслушиваем все, что о нас думают (здесь, возможно, требуется «звонок другу», поскольку будут не хотеть оформлять). Не будут находить номера рам, не смогут определить цвет (его на самом деле порой трудно определить), критиковать документы и так далее. Короче вы себя всецело сможете почувствовать последним ... (опустим слово - прим. ред.). Автолюбители вокруг будут с умным видом издеваться, напоминая, что будь их воля – они бы вообще мопеды запретили и прочее. На данном этапе, возможно, вас заберут в КПЗ за драку или причинение вреда чужому имуществу в виде разбитого поворотника или "лобовухи".

Сразу отмечу: если у вас нет номеров рамы, нет идентификационных табличек на двигателе или раме – вам хана. Регистрации не будет и можете разбирать мопед на запчасти.

Понадобится заявление на регистрацию (есть в ссылке выше). Те поля, которые не относятся к мопедам, заполнять не нужно.

Пример некоторых полей:

Поставить на учет - в связи с законодательством о регистрации, N постановления. Тип – мопед. Рег. знаки – нет. Тип кузова – нет. N рамы – заполняем. Кузов – нет. Цвет – как решите со сверяющим. Год – опять-таки "от балды". Прилагаются - ваши документы на право владения. Масса – примерно. Объем двигателя спросят – скажете, как знаете. Марку и модель продублируйте латинскими буквами, чтобы не было ошибок в транскрипции. В моем случае были, и пришлось переделывать техпаспорт.

После этого идете снова в общую очередь и подаете документы. Возможно, опять потребуется звонок другу, поскольку здесь вам припомнят отсутствие документов с таможни (см. выше) и могут быть не в курсе той пресловутой упрощенной схемы оформления мопедов, которая в теории должна сейчас действовать. Нам в минской ГАИ потребовался звоночек – не принимали ни в какую. Только после того, как им руководство напомнило об опции постановки на учет без права снятия в течении трех лет, только тогда документы у нас все взяли… и сказали, чтобы мы приезжали на следующий день.

На скромный вопрос, как нам ехать, если нет на руках ни одного документа, был получен удививший нас официальный ответ: аккуратно, не нарушая, в шлеме, с включенным светом фар. Если остановят – звоните «другу». Поэтому сразу рекомендую: делайте все копии – хоть что-то останется на руках.

И еще нюанс. С нас взяли документы, но у тех, у кого нет документов с таможни, не взяли письменного объяснения (где, как и у кого приобрел "аппарат"). Объяснение – такой же бланк как и при ДТП. В результате пришлось приезжать три раза.

День второй.

Снова полдня стоим в очереди. Когда подходит наш черед, узнаем, что поскольку не написали объяснение, то нам выдадут номер и техпаспорт, а за сертификатом мы должны приехать на следующий день (в вашем случае может быть все и сразу сделают).

Предположим, что объяснения взяли и все выдали сразу. В техпаспорте будет значиться "без права снятия с регистрации до"… (срок на 3 года). Теперь едем в страховую компанию, без проблем оформляем страховку. После этого приводим скутер в порядок – снимаем все наклейки, клеим пластик, красим – короче, все, как и для другого ТС, и проходим техосмотр (мне просто даже интересно, кто и с какого раза сможет его пройти, учитывая, что к людям даже на новых авто цепляются по мелочам).

И, о счастье-то какое – сразу чувствуете себя намного безопаснее и увереннее, ведь законодатели только что поборолись за вашу жизнь и победили. Вы – полноценный (лох) участник дорожного движения. Только что вы пополнили казну на примерно 100 000 тыс рб., потеряли два-три дня рабочего времени и обрели одну ламинированную, одну простую бумажки и кусок жести.

PS: небольшое юридическое дополнение для тех, кто захочет создать прецедент и судиться...
По первой юридической оценке это возможно и реально для тех владельцев мопедов, которые полностью легально с точки зрения законодательства приобрели их (к примеру, те же владельцы "Хорс", которые купили мопеды в магазинах, расплатились в кассе рублями, получили официальный документ-паспорт на товар и счет из кассы). В случае, если вас сильно зацепило, вы полигамны и вас не устраивает перспектива жить с одним другом в течении трех ближайших лет, то можно сделать следующее.
Есть статья КОАП о нарушении права пользования. "Статья 285. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения".

Есть законное право владения и пользования имуществом, подтвержденное счетом и паспортом мопеда (к информации: ГАИ не понимает этого вопроса, у них в головах смешались два юридических термина права владения и права эксплуатации на дорогах общего пользования. Все из-за того, что в нашей стране эти два термина в конце заменяются одним правоустанавливающим документом - техталоном, хотя на самом деле это два разных понятия - вы можете владеть машиной на основании договора купли - продажи, не зарегистрировать ее для движения по дорогам общего пользования, но при этом пользоваться ею, к примеру всю жизнь хранить в гараже, спать в ней, катать руками по своему участку дома, продать, разобрать и прочее - и никакого отношения с ГАИ. От того, что вы ее не зарегистрировали в ГАИ, она не перестала быть вашей).

Пройдя процедуру регистрации мопеда в ГАИ, как она сейчас, вас ограничивают в праве продать свое законно приобретенное имущество и вы в праве требовать устранения, плевать каким образом, нарушения этого права в соответствии со статьей выше. Это просто для направления мысли - все детали надо прорабатывать с юристами в конкретном случае.

Кирилл (Aprilia), Скуртерклуб

для ABW.BY

Пожалуйста, подождите...