Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Беларусь и Формула-1: от болида из трактора МТЗ до наших гонщиков

15758

Фото из архива Вадима Зенькевича, Анатолия Альхимовича, Якуба Ровны и Getty Images

15758
Автобизнес

Фото из архива Вадима Зенькевича, Анатолия Альхимовича, Якуба Ровны и Getty Images

Что связывает Формулу-1 и Беларусь? На первый взгляд – только фанаты этих гонок, которых в нашей стране на самом деле хватает. Они спорят в комментариях, ходят вместе в бары и кафе на просмотры Гран-при и даже выезжают на этапы F1! Но если копнуть глубже, то наша страна тоже присутствует в F1. В этом сезоне А1 вместе с A1 Telekom Austria Group выступает партнером команды «Формулы-1» Red Bull Racing Honda. Сегодня мы поделимся другими - как серьезными, так и несерьезными - фактами, связывающими королевские автогонки и нашу страну.

Картинг: до F1 далековато, но есть кем гордиться

Театр начинается с вешалки, а карьера гонщика – с картинга. Нашим парням есть чем гордиться, ведь на подиум престижных соревнований они заезжали не раз. Например, в октябре 2009-го минчанин Юрий Кравчук на итальянском картодроме в Сиене выиграл мировой финал гоночной серии EasyKart, при этом стартовав с поула!

Следующие громкие успехи белорусским картингистам приносил уже Денис Славинский – минчанин не раз побеждал и приезжал на подиумы гонок серии Rotax Max. В 2014 году он стал вице-чемпионом в Восточно-Европейском дивизионе серии (класс RM Junior), а также дважды отбирался на мировые Гранд Финалы (2014 и 2016 гг.).

Несмотря на COVID и закрытые границы, совсем недавно наша страна занесла в свой актив еще один успех – в октябре 2021-го в Австрии третье место в классе RM DD2 на этапе Rotax Max CEE занял столичный гонщик Иван Семашко. До этого он выиграл чемпионаты Беларуси и России, а также путевку на мировой Гранд Финал, который пройдет в декабре 2021 года в Бахрейне. Еще поболеем!

"Младшие формулы": пока на паузе

После картинга гонщики идут в "младшие" формульные чемпионаты – увы, там наших ребят давно не видно. Но это не значит, что их там вообще никогда не было! Одним из последних европейские трассы на 300-сильных машинах с открытыми колесами "утюжил" Вадим Овсянкин в чемпионате Формула Palmer Audi и даже завоевал подиум в одной из гонок! Шлем и календарь с изображением формульной машины сейчас хранятся в белорусском ДОСААФ.

Любопытную историю, связанную с "младшими формулами", несколько лет назад Автобизнесу поведал Анатолий Альхимович, известный в прошлом автогонщик:

"Был такой немец Йохан Кнапп. Он занимался строительством гоночных машин и наладил это производство в начале 1990-х в Беларуси. Дело-то было вот в чем. Работа с углепластиком достаточно вредная, платить зарплату в Германии за такую работу – это одно, а в Беларуси – совсем другое. И вот на опытно-механическом заводе "Белбыт" в Минске делались машины "Юниор" и "Даллара", комплектующие для Формулы-3000 – да много чего делали! Нашими руками – белорусские женщины все это клеили".

Сейчас болиды для разных "формульных" чемпионатов в Беларуси не собирают. Разве что в шутку: например, в 2019 году это сделал МТЗ, построив шоу-кар, отдаленно напоминающий гоночный автомобиль. Впрочем, заводчане не скрывали, что построили машину исключительно для выставок и фотосессий – мотора и трансмиссии в "трактороболиде" не было.

Трассы: лучше чем ничего

Если говорить о трассах для гонок, то у бывалых гонщиков сейчас защемит сердце. Давным-давно, еще в советские времена, на месте нынешних новостроек в районе Копища и Новой Боровой была полноценная гоночная трасса. Ну как трасса? Как и многие автодромы той поры, она представляла собой связку шоссе, которые перекрывались на время соревнований. Увы, теперь от нее остались только пит-лейн и стартовый светофор – их еще можно найти на участке дороги Н-9031.

С картодромами ситуация лучше. Да, в прошлом году снесли легендарную трассу в Боровой, на которой начинали карьеру многие картингисты (туда заглядывали в том числе российские, украинские, эстонские и даже финские парни!), зато взамен появился новый комплекс в Стайках. На тамошнем картодроме хватает места даже для полноценных машин, поэтому в нынешнем году там проводили пробные соревнования по кольцевым гонкам. Пока не на "формулах", а на "кузовах", но получилось вполне неплохо.

Кроме того, еще две трассы есть в южных областях Беларуси: брестская иногда принимает этапы чемпионатов Беларуси по картингу и дрифту, а на гомельском картодроме проводят юниорские состязания.

Формула-1: и здесь не без белорусов

В этом сезоне по формульным трассам за команду HAAS ездит Никита Мазепин – и многие белорусские СМИ перед сезоном раструбили, что это парень белорусского происхождения! Правда в этой истории действительно есть, но отчасти: отец молодого гонщика Дмитрий Мазепин родился в Минске в 1968 году, но затем уехал в Россию и принял гражданство этой страны. Там же у него и появился сын Никита, который успешно прошел сито молодежных чемпионатов и дошел до верхней ступеньки карьеры. Кстати, он продолжит участие в Формуле-1 в следующем году.

Но еще более громкая по белорусским меркам история произошла в августе 2020 года – неожиданно для многих белорусская компания стала спонсором команды Формулы-1! В историю вошли легендарный McLaren и металлопрокатный завод из Миор, что в Витебской области. Если присмотреться, то на носовом обтекателе оранжевых машин можно найти маленькую, но гордую надпись Miory Steel.

В этом сезоне пилоты команды Red Bull Racing Honda Макс Ферстаппен и Серхио Перес – фавориты в борьбе за чемпионат 2021 года. Они выиграли уже 10 гонок на двоих и, похоже, не намерены останавливаться. Сейчас Ферстаппен занимает первое место в личном зачете, а Перес – четвертое. В Кубке конструкторов Red Bull Racing Honda всего на пару баллов уступает Mercedes и находится на втором месте.

Справка Автобизнеса

Red Bull Racing Honda – команда Формулы-1 сезона-2021, основана в 2005 году. Сейчас за нее выступают голландец Макс Ферстаппен и мексиканец Серхио Перес, причем у обоих есть опыт побед в Гран-при. За всю историю пилоты команды четырежды становились чемпионами как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов. В этом году Red Bull имеет все шансы пополнить коллекцию трофеев пятым кубком.

* на правах рекламы

Цитировать
  • Войти или создать профиль