К Дому на краю Вселенной – на Opel Combo Cargo, или Как молодая девушка открыла агроусадьбу в глуши

23268 13
23268 13

Молодая девушка Ирина уехала из Минска на границу с Литвой, в глушь браславского края, и открыла там агроусадьбу. Отправились к ней на Opel Combo Cargo, чтобы узнать все об агробизнесе. И о том, почему она уехала из Минска в глубинку на краю Вселенной. 

До деревни Браславская Лука, которая находится прямо возле границы с Литвой, не так уж и много от Минска – около 230 километров. Там же и красивейшее Богинское озеро, которое к тому же чистое, как криничная вода. Едем туда на коммерческом транспорте, который вполне может быть интересен фермерам, – на дизельном Opel Combo Cargo.

И пока мы в пути к Ирине, поговорим о машине. Есть Opel Combo Life – пассажирская версия "каблучка", а есть грузовая Combo Cargo. Продает эти авто дилер "Парад авто" – самый "дизельный" среди всех белорусских представительств. В автосалоне на ул. Колесникова – большая линейка "французов" Citroёn и "офранцуженных немцев" Opel.

Почему "офранцуженных"? Потому что теперь Opel перешел под крыло бывшего концерна PSA, а ныне Stellantis. Поэтому, по сути, это "кровный брат" Peugeot Partner и Citroёn Berlingo. Соответственно и под капотом у него мотор, который давно полюбился белорусам, – восьмиклапанный 1.6 HDi. Простой, надежный, экономичный и тяговитый. Есть бензиновая версия 1.6 на 115 л.с., но зачем она для коммерческого транспорта? Тем более, что доплата за дизель всего 1400 рублей.

90 дизельных "лошадок", но мотора хватает всегда и везде: и в городе, и на трассе. Хотя по цифрам разгон до "сотни" занимает аж 13,9 секунды. Коробка передач только механическая, но судя по тому, что у педали "газа" есть ступенька под кик-даун, где-то за рубежом существуют и двухпедальные версии. Расход сложно замерить, так как бортового компьютера нет, но в характеристиках указано 6 литров в городе и 5 литров на трассе. Бак на 60 литров,  поэтому в теории машина может преодолеть на одной заправке аж 1200 километров! У нас не было полностью заправленного бака, было больше половины, но мы съездили в Браславскую Луку и обратно – заправляться не пришлось. Так что по ощущениям, технические характеристики не врут. При этом ехали не особенно экономично...


Еще одно наблюдение – эту машину можно смело записывать в Книгу рекордов Гиннесса по количеству различный бардачков, полочек и ниш. Куда ни глянь – сплошные ниши. Вначале я насчитал их 13, а уже после, когда ночевал в Браславской Луке, приснилось, что нашел еще две. 

Это было очень смешно, но потом в дверных картах действительно нашлись еще две небольшие полочки! В плане размещения всяких мелочей и не очень салон очень удобен. 

Понятно, что это коммерческий транспорт, в плане управляемости ни разу не спорткар. Шумоизоляция, учитывая, что это фургон, вполне неплохая, особенно моторного отсека – дизельных ноток практически не слышно.

Но позади обычная сетка, а в грузовом отсеке не особенно тихо. Поэтому сзади доносится много звуков. Однако среди опций есть перегородка с шумоизоляцией. Вот эту опцию, если нет необходимости контролировать с места водителя грузовой отсек, мы ставить рекомендуем. 

Подвески хороши с точки зрения комфорта и энергоемкости. Притормаживать перед ямами необязательно: больше скорость – меньше ям. К дому на краю Вселенной ведет 15-километровая грунтовка, и по ней ехали, не снижая скорости, как по асфальту. В плане подвесок все очень хорошо.

И вроде нет полного привода, но просвет 175 мм, а двигатель защищает прочная металлическая защита, которая входит в стандартное оснащение для наших климатических условий. И с таким просветом, если не жалеть машину (а коммерческий транспорт никто не жалеет), можно вполне устраивать те еще джип-триалы. Полный же привод часто и не нужен, даже в деревнях вроде Браславской Луки. Главное – дорожный просвет и крепкие подвески. 

Еще для наших условий французы озаботились установкой усиленного обогрева салона, увеличенного до 5 литров бачка омывателя, тепло- и шумоизоляции моторного отсека, увеличенного аккумулятора и усиленной подвески. Для наших суровых условий все готово, ничего дополнительно придумывать не нужно. 

Еще у машины очень мощный кондиционер. Жара стояла около 33 градусов, а ноги мерзли. Кроме шуток, вышел на улицу в пекло – почувствовал, что ноги замерзли будто зимой. Но в стандартном оснащении нет музыкальной системы. На тестовом авто стояла нештатная система, но лучше ставить штатную, она там достаточно неплохая. Без музыки ведь ездить скучно.

То есть такая надежная, простая и достаточно практичная "рабочая лошадка", которая подойдет для решения широкого спектра задач, от фермерских усадеб до служб курьерской доставки. 

Мы же едем не на ферму, а в агроусадьбу. Правда, Ирина думает о том, чтобы заняться и фермерством. Впрочем, и с теперешним хозяйством постоянно нужно что-то перевозить, поэтому такие "каблучки", которые не жалко, в самый раз. Мы по просьбе Ирины перевезли ей пять 200-литровых бочек для обустройства понтонного мостика на берегу Богинского озера. 

Немного расскажем про грузовой отсек. Есть короткая версия М и длинная L, но разница между ними не особенно большая. Версия М позволяет перевозить грузы объемом до 3,3 куб.м и длиной до 1,8 м, а в версии L полезный объем составляет до 3,7 куб.м, при этом погрузочная длина – 2,05 м. Важная разница еще в том, что боковая сдвижная дверь есть только в длинной версии L. В короткой ее не может быть даже за доплату.

За счет складывающегося сиденья пассажира полезный объем может быть увеличен до 4,1 куб.м, а погрузочная длина – до 3,25 м. И в длинную версию легко помещаются две европалеты. Двери при этом могут распахиваться на всю ширину, можно грузить грузы погрузчиком. 

Цена вопроса? От 51.900 рублей или 20.760 долларов за версию M с бензиновым двигателем до 54.300 рублей или 21.720 долларов за L с дизельным мотором. Учитывая, что такая техника в основном берется в лизинг, вполне нормально.

И вот мы в Браславской Луке. Телефонная связь переключилась на роуминг, интернет пропал. Мы в глуши белорусской Браславщины. Проехали деревню Богино, красивый мост через озеро – нас встречает указатель деревеньки. Сама она маленькая, причем местных жителей уже немного. Усадьбы здесь одна на одной. Почти вся деревня перепрофилирована под сдачу домов для отдыха.

Ирина – комсомолка, спортсменка, красавица. Пять лет назад перебралась из Минска в Браславскую Луку и переделала родительский дом под агроусадьбу. Причем совершенно в одиночку! Садимся в Opel Combo Cargo, чтобы покататься по окрестностям, осмотреть ее владения и послушать рассказ.

"Самая я родилась в Литве, у меня отец оттуда, хоть он и белорус, – рассказывает Ирина. – А вообще корни нашей семьи из этих краев, здесь жили дедушка и бабушка. Я каждое лето проводила в Браславской Луке. Потом оказалась в Минске, училась на психолога, но меня все равно тянуло в родные края. Последнее место работы – воспитателем в детском саду. Но давно, лет с 18-ти, было желание организовать агробизнес. Приехать сюда и сделать агроусадьбу. Наверное, это мое место силы. Я как-то даже в 2010 году, когда еще не было машины, приезжала сюда и сдавала родительский дом. Нелегально. Но поняла, что в этом направлении можно двигаться. А для этого бизнеса остро нужна машина"

"Почему так поздно? Я очень долго не могла сдать на "права", это было большой проблемой. Не получалось – и все. Лет пять. Совершила просто невероятное количество попыток сдать город. А без машины тут никак, причем она должна быть крепкой и надежной, ее не должно быть жалко. Вот вроде этого Combo Cargo. Но я бы брала, наверное, пассажирскую версию. Все-таки пять мест в салоне, и все равно грузоподъемность должна быть неплохой. Возить надо постоянно что-то: то холодильники, то бочки, то доски, то еще что. Без машины никак. В Минск добраться – это несколько пересадок и пешком до деревни Богино. Полдня занимает. И стройматериалы с собой не возьмешь". 

У Ирины был родительский дом, куда три года назад, получив "права", она приехала и начала делать ремонт. Скважина, интернет, внутренняя отделка. Дом внешне остался тем же, но внутри он поменялся полностью. Снаружи участок был приведен в порядок, окрашены ставни в фирменный красный цвет. Дом на краю Вселенной назван по мотивам серии романов Дугласа Адамса "Автостопом по Галактике". В плане брендирования усадьбы все тоже сделано красиво.

 

 

"Домом начала заниматься в 2017 году, сдавать стала в 2018-м. Много вопросов было по электричеству и интернету. Оформлять тут все просто, платишь налог со сдачи. Дома здесь недорогие – 5-6 тысяч долларов. Возле береговой линии больше, около десяти. Некоторые выставляют за 25 тысяч долларов, но сомнительно, что за эти деньги такие участки кто-то купит. Но мне он достался так, тут я не вкладывалась. Канализацию сделала не сразу, это ключевой момент – нормальная ванна и туалет. Была вода на участке, налить ведро, занести в дом. Поэтому бурили скважину, поставили бойлер".

"Больших денег на ремонт не было, поэтому пришлось стараться все делать минимальными средствами, но чтобы в деревенском доме было столь же удобно, как и в обычной квартире. Отопление печное, но в этом есть своя атмосфера. И печка комбинируется с электрическим отопление. Перешла под тариф, который включает в себя отопление, поэтому много электричество не стоит, около 9 копеек за киловатт. Что-то делала своими силами, где-то помогали друзья, где-то нанимала рабочих. Но в итоге получилось сделать удобную агроусадьбу. Потом все официально оформила – это называется деятельность по агротуризму, без ИП. Похожая схема как у ремесленников. Я плачу сейчас две базовые величины в год, потом от прибыли 10 процентов, но это уже после нового года. Приходится много делать своими руками, но я не разделяю работу на мужскую и женскую, это стереотип".

Очень красивый и ухоженный участок. Аккуратно сложены дрова для печного отопления. Пострижена трава. Есть даже небольшой огород, но в планах у Ирины свое хозяйство под фермерские продукты. Траву, кстати, косит сама Ирина, так как сложно найти толковых рабочих под такие задачи в этих местах. Косить приходится много... 

Вместе с домом по документам есть небольшая постройка возле озера – это баня. После бани можно сразу нырять в чистейшее озеро. И это самое большое удовольствие такого вида отдыха, когда после бани – в озеро. Особенно ночью, при луне. Баня строилась давно, еще до Ирины, но была облагорожена внутри. И раньше топилась по-черному, а теперь печью с трубой. Сделаны окна, чтобы прямо из бани смотреть на озеро.


Рядом с баней "припаркована" металлическая лодка, которую купила и привезла сюда Ирина. В планах – установить на нее мотор и получить "лодочную" категорию. Сама усадьба сдается за 100 рублей в сутки, отдельно – баня и прокат лодки. В месяц получается около 1000 долларов дохода. 

"Для наших мест это немалые деньги, но все равно все, что ты зарабатываешь, вкладываешь в развитие. Постоянно нужно что-то чинить, докупать, усовершенствовать. К тому же это сезонный бизнес, зимой я пока усадьбу не сдавала. Но тут очень здорово зимой. Я в этот период здесь живу одна и не скажу, что мне скучно. Тут хорошо, красиво, свежий воздух. И мало людей. Когда приезжаю в Минск, а езжу я туда несколько раз в месяц, мне тяжело с этой суетой. В этом году хочу попробовать сдавать и зимой. Но в доме, чтобы было не скучно, поставлю проектор для фильмов, еще в планах какой-нибудь комплект виртуальной реальности для развлечений. Да и банально погреться у настоящей деревенской печи под треск огня хорошо".

"В плане расширения я думала о покупке еще одного дома, но тут все сложно, так просто не купить. В планах – найти какой-нибудь участок и установить на нем микродома, пусть даже без душа. Душ может быть общий на несколько домов. Как минимум неплохо было бы организовать питание для туристов в доме, с этим тоже немало сложностей. Но в этом бизнесе я вижу перспективу, люди все чаще остаются отдыхать в Беларуси, да и россиян достаточно много. Браславщина в принципе переориентировалась на российских туристов, наверное, поэтому тут иногда такие высокие цены. Как ищу клиентов? На Booking, через аккаунт в Instagram. Но летом со сдачей в аренду никаких проблем нет, для меня страшный сон – записать на одни и те же даты разных людей. Реально такие сны иногда снятся. Ближайшие дни забиты, есть свободные только в августе. Дом не простаивает. Причем я сдавала его даже тогда, когда у меня туалета толком не было, но все равно находились желающие снять мой дом". 

Сама Ирина во время сдачи живет в соседнем доме, который тоже принадлежит ее семье. Он пока не настолько комфортный для постоянного проживания, особенно зимой, но летом там достаточно уютно и так. Живет она здесь постоянно. Магазины есть в соседней деревне, сюда же два раза в неделю приезжает автолавка со скудным ассортиментом. Поликлиника находится в Видзах. В общем, с машиной и постоянным заработком жить здесь вполне можно.  

"Я нашла тут свое место, и хотя это не самый простой и выгодный бизнес, но менять Браславскую Луку обратно на Минск не хочу. Здесь мое место силы, здесь жили мои предки, мои родители. Здесь живу я. И мне приятно, что люди возвращаются сюда. Отдохнуть от городской суеты, нырнуть ночью в озеро после бани, поплавать на лодке на закате или посмотреть фильм под треск огня печки зимой... Это дорогого стоит, поэтому сюда возвращаются". 

Вернемся сюда обязательно и мы. Ну а Opel Combo Cargo отвез нас с бочками на край Вселенной, вернул обратно, потратил совсем немного топлива, при этом с комфортом для водителя, хотя это и коммерческий транспорт. Он прямо как корабль "Золотое сердце" в "Автостопом по Галактике", двигатель которого использовал принцип невероятности для перемещения в пространстве. Невероятно низкий расход топлива и при этом отличная тяговитость – об 1.6 HDi когда-нибудь тоже будут слагать легенды.

www.opel.by

* на правах рекламы

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/221707_1_350.jpg?v=1626876322
Пожалуйста, подождите...