Откровенно о сокровенном, или Вся правда о ремонте тракторов МТЗ

101902 95
101902 95

К нашему герою мы ехали дождливой весенней погодой. Пропитанный кислородом загородный воздух стремительно сменился навязчивым запахом органики, как только подъехали к животноводческому комплексу. Встретили нас приветливые коровки, а наш собеседник ждал, пока грузят навозом его МТЗ 1523. Но хватит о прекрасном, вернемся к главному.

Сергей Анатольевич Картуль – механизатор с 20-летним стажем, работает с тракторами давно и знает их как свои пять пальцев. Разговорившись, он рассказал про трудовые будни, про коллегу, который раньше работал в Хоре Турецкого, и про то, что на днях его снимали для районной газеты. Первое время, смущаясь, Сергей Анатольевич отказывался от съемки для нашего портала, но, разговорившись, подобрел.

Когда от рассвета до заката ты в поле и техника работает без остановок, случаются чудеса чудесные…

– Как изменилась техника за годы вашей работы?

– И когда я начинал, и сегодня в деревенской местности, конечно же, самой популярной техникой являются трактора МТЗ. Оно и понятно: по цене доступные, обслуживать их мы умеем, можно сказать, что опыт передается из поколения в поколение (смеется). Мне сразу повезло – достался трактор 1523, хороший конь, но самой распространенной моделью, наверное, будет 82-я. Конечно, за последние годы виден прогресс! Теперь на одном тракторе можно и готовить почву под посев, и производить уборочные и транспортные работы. Только прицепные устройства меняй! Да и комфорт какой стал!

– А что можете рассказать про ремонт? Сами все делаете?

– Как говорится, глаза боятся, а руки делают! На моем тракторе из "родного" только кабина да шасси. Все остальное за 18 лет уже несколько раз поменял. Из-за больших перегрузок только двигатель 4 раза меняли. Важно многое уметь делать самому, так как в поле может случиться что угодно, это тебе не по асфальту рулить! Запчасти "уходят" очень быстро. Условия у нас какие? Пыль, грязь, дождь… Ремонт и обслуживание белорусского трактора обходится в разы дешевле заграничного. Да и в случае поломки вопрос с ремонтом решается гораздо легче, так как запчасти найти не проблема. Важно сделать это срочно, потому что нельзя, чтобы трактор простаивал в горячий сезон.

Например, если у вас вышел из строя рабочий цилиндр сцепления с 821-го, то на него можно поставить цилиндр и с 1222-го, и даже с 1523-го. Опытные механизаторы знают "взаимозаменяемость" и пользуются этим. К тому же недавно для себя открыл одного белорусского  производителя, который делает цилиндры с улучшенными характеристиками. Первое, что они улучшили, – это пыльник, то есть "встроили" поролоновое кольцо, удерживающее бóльшую часть пыли и грязи от попадания внутрь цилиндра. Я уже установил себе такой цилиндр, правда, еще не было возможности по достоинству оценить, так как самые суровые погодные условия и работа впереди. Вот после посевной можно будет сказать, прошел тест или нет этот новый цилиндр. Но, разобрав цилиндр и сравнив с тем, что стоит у меня, я сразу заметил, что для долгосрочной работы детали помимо уплотняющей манжеты поршень снабдили канавкой, за счет которой лучше  задерживается смазка, и дополнительными уплотнительными кольцами, которые не позволяют смазке вымываться. Замечу, что смазки производитель не пожалел, думаю, этот факт доработки оценят многие механизаторы.

Смотрите, среди  тракторов производства МТЗ существует множество модификаций, такая же история и у цилиндров. Но есть хитрость: рабочий цилиндр сцепления для  821/921 подходит как тормозной для 922/923. К тому же зачастую отличие между цилиндрами бывает только в комплектности штуцеров и вилок, а по сути, это один и тот же цилиндр. Как, например, в случае с цилиндром на МТЗ 1221В, МТЗ 921/1222/1523 и МТЗ 821/922/ 923: если вышел из строя цилиндр для одного из перечисленных тракторов, то продавцы предлагают три разных цилиндра, цена накручивается из-за комплектности. По сути, можно купить любой цилиндр, который есть в наличии, а штуцер с вилкой можно открутить от старого цилиндра, приказавшего долго жить (улыбается).

Справка редакции

Для главного цилиндра тормозов P2601 существует три комплектации:

Оригинальный номер Применяемость
1221-3503550A МТЗ 1221В
1522-3503550А МТЗ 921, 1222, 1523
822-3503550A МТЗ 821, 922, 923

Для рабочего цилиндра сцепления P2603 существует две комплектации:

Оригинальный номер Применяемость
822-1602550Б / 822-16025550Б МТЗ 922, 921, 821, 923, 922М, 923М, 1222М, 1222В, 1523М, 1523В
822-1602550Б-01 МТЗ 2022

– Какие поломки самые частые?

– Как с любой техникой, если вовремя проходить ТО и просто с вниманием относиться к сельхозтехнике, то прослужит она долго и не доставит проблем. Конечно, в связи с большими перегрузками в сезон нередко приходится заниматься мелкими поломками рулевого управления, или, например, сцеплением, или неисправностями мостов. И конечно, порой страдают гидроблоки, которые отвечают за навесное оборудование. Это весьма трудоемкий и дорогостоящий ремонт. Плюс время простоев в сезон – это убытки.

С ремонтом нашей техники вроде должно быть все просто – производится у нас, значит, и детали при замене найти будет легко. Так-то оно так, но ведь и МТЗ многие детали закупает, а не производит самостоятельно. Вот гидроблоки до недавнего времени производила у нас в стране только одна фирма. Спрос, конечно, большой, а так как предложение ограниченное, то и цена соответствующая (смеется). Пару лет назад узнал, что еще одна компания, кстати, тоже наши местные, производит гидроблоки для МТЗ. Но купить было невозможно, поставляли их только на конвейер. А недавно ситуация изменилась, гидроблоки FENOX RG002 стало возможно купить у дилеров запчастей, к тому же они идут сразу с переходными трубками, то есть можно заменить полностью вышедший из строя старый блок. Хотя чаще случается, что требуется замена только электрорегуляторной секции, которая отвечает за автоматическую регулировку глубины вспашки и позволяет навесному оборудованию повторять рельеф обрабатываемой поверхности. Оказывается, и ее уже стали наши производить. Это даже своего рода гордость (улыбается), потому что раньше этот узел поставляли только зарубежные производители, а теперь наши делают! К тому очень удобно то, что каждый элемент гидроблока у этих ребят можно купить по отдельности!

Справка редакции

В Беларуси есть только два отечественных производителя гидроблоков с полным циклом производства. Один из них согласился дать комментарий.

Алексей Бацунов, заместитель директора по развитию FENOX:

– Тесное сотрудничество с Минским тракторным заводом началось почти 10 лет назад, в 2012 году. За эти годы освоили производство цилиндров тормоза и сцепления (T2629C2602P2601P2602P2603), насосов-дозаторов SU001 и SU002, распределителей RG002 для задней навески тракторов, усилителей сцепления USC001 и USC002. Сейчас совместно работаем по государственной программе импортозамещения, в рамках которой производим электрогидравлический регулятор REG001.

Регулятор электрогидравлический REG001 – совместная разработка компании FENOX и Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, в процессе его создания была разработана конструкция без копирования оригинальной. Разработка осуществлена в рамках программы импортозамещения для МТЗ, получила все необходимые допуски. Этот регулятор мы поставляем нашему тракторному заводу в составе гидроблока RG002. Регулятор электрогидравлический REG001 получил патенты на полезную модель как в Беларуси, так и в России.

Данный блок REG001 управляет глубиной вспашки. Для этого оператор выбирает обработку почвы в "автоматическом режиме". Далее при работе заднего навесного оборудования от датчиков усилия и позиции поступает информация в микроконтроллер, в котором идет сравнение заданных режимов и поступающих фактически. После чего микроконтроллер выдает сигнал на катушки регулятора REG001, и в зависимости от сигнала сердцевина катушек меняет проходное сечение путем перемещения золотника.

На вторичный рынок регулятор мы поставляем в сборе с катушками и патрубками, необходимыми для замены блока – аналога EHPHC1 (производства ARGO-HYTOS, Чехия), который идет в сборе гидрораспределителя Салео РП70-1523.

– Что можете сказать в целом о белорусских производителях? Многие считают, что иностранная продукция надежнее. Сейчас и Китай активно заходит на рынок.

– Мне порой кажется, что все помешались на импортном. А многие еще и главные причины неудач видят как раз в отсутствии зарубежных агрегатов. Как я уже говорил, при должном и своевременном обслуживании наша техника весьма надежна. Что немаловажно – неприхотлива и не подводит. Если за нашей техникой, как и за любой другой, смотреть и выполнять все рекомендации производителя во время ремонта, белорусская техника прослужит долгие годы.

– А что скажете по поводу белорусских запчастей?

– Опять двадцать пять! Вот тот же регулятор, про который я уже рассказывал: белорусского производства и чешского визуально отличаются. Это может вызвать недоумение или недоверие при замене, но могу сказать смело: белорусский регулятор отлично устанавливается как на гидроблок Салео, так и на FENOX RG002.

Справка редакции

Алексей Бацунов:

– Гидроблок FENOX RG002 состоит из трех рабочих секций, электрорегулятора с катушками, крышки с предохранительным клапаном и является полным аналогом РП70-1523 для трактора МТЗ 1523. Все секции в нашем блоке оснащаются двумя типами золотников: секция с фиксацией в положении "плавающая" и секция с фиксацией в положениях "плавающая" и "подъем".

Секции и крышка изготовлены из чугуна.

В ассортименте FENOX есть отдельные сопутствующие позиции, предназначенные для обслуживания гидроблока RG002: катушки c сердечником MGT001 и без сердечника CL001, регулятор электрогидравлический REG001, предохранительный клапан VAL0001. И скоро появятся отдельно рабочие секции гидроблоков РП70.

Желаем удачи Сергею Анатольевичу и возвращаемся в город дышать городским загазованным воздухом.

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/220229_1_350.jpg?v=1618896188
Пожалуйста, подождите...