"Прогнозируем постоянное нарастание спроса". Эксперт – о рынке европейских авто, ценах и будущем

128593 49
128593 49

Ушедший год многим запомнится надолго – события в мире и Беларуси не проходят даром. Но жизнь идет своим чередом, а потому мы покупали и продолжаем покупать автомобили, в том числе и из Европы. Взглянем на рынок глазами эксперта: о нем мы поговорили с представителем литовского отделения аукциона Exleasingcar Айварасом Якулевичюсом.

– 2020-й получился насыщенным. Чем он запомнился именно для Exleasingcar.com?

– Главное "событие" прошлого года – коронавирус. Это касается и Беларуси, и всех остальных стран. Пандемия распространялась довольно быстро, ни у кого не было понимания, как точно поступать в условиях локдауна и различных ограничений. Рынкам пришлось быстро перестраиваться на новый лад, не все смогли это сделать без потерь. Например, голландские поставщики автомобилей проработали все время, Бельгия и Германия частично приостанавливали работу, Франция и Италия на какое-то время вовсе выпали с этого рынка.

Поэтому со стороны покупателей большинство вопросов сводилось к тому, что будет дальше. Не пропадут ли деньги, не "зависнет" ли машина где-нибудь на неопределенный срок, не закроется ли наш аукцион. Если в январе и феврале спрос на автомобили с белорусской стороны был вполне активный, то где-то с марта и до начала лета наблюдалось заметное снижение активности. Потом рынок начал вновь оживать, что во многом помогло сэкономить наиболее активным и смелым покупателем: цены заметно снизились.

При этом в каком-то смысле коронавирус оказался для нас полезным. Мы пересмотрели логистику и организовали доставку авто в Минск, сократили бюрократию, по возможности начали ускорять все процессы. Думаю, даже после снятия всех ограничений из-за коронавируса работа будет продолжаться в нынешнем формате.

Второй момент, которым запомнился 2020 год, касается уже исключительно Беларуси. Прошедшие в августе президентские выборы снизили интерес белорусов к автомобилям даже больше, чем пандемия. Такая ситуация наблюдалась в августе и сентябре, после чего все стало возвращаться в норму. Какой бы ни была политическая ситуация, жизнь все же продолжается, хотя порой ее влияние особенно заметно.

– То есть сейчас сэкономить на покупке не удастся?

– Январь и февраль, как правило, это довольно спокойные месяц, без ажиотажного спроса. Поэтому и цены обычно несколько снижаются. Сейчас коронавирус распространяется все так же активно, однако в этот раз его влияние на рынок совсем небольшое. В целом можно говорить о снижении цен примерно до 10 процентов. Особенно это актуально для Франции и Италии, хотя Италия и так никогда не отличалась высокими запросами из-за затянутых сроков доставки.

– Делать прогнозы на будущий год – дело неблагодарное, но, возможно, какие-то тенденции просматриваются?

– В 2021 год мы смотрим с оптимизмом. Судя по количеству ставок, вопросов и консультаций, интерес белорусов к машинам из Европы хорошо заметен. Внутренний рынок устраивает далеко не всех, машины из России тоже интересуют немногих. Пригон из США – это отдельная история, а потому авто с лизинговых аукционов является отдушиной для тех, кто хочет свежий комфортный автомобиль в хорошем состоянии, на котором сразу можно будет ездить. Прогнозируем, что спрос будет постепенно нарастать, если, конечно, не случится что-то глобальное, что в корне затронет жизнь белорусов.

Если заглядывать еще дальше, то рынок к тому же обещает показать рост и за счет новых моделей. Какие-то машины становятся "проходными", меняются привычки и самих европейцев. С переходом на электромобили на вторичный рынок будет попадать все больше машин с ДВС. Вновь можно вспомнить пресловутый "дизельгейт": цена на дизельные авто снизились, их стали охотнее покупать. И все это в дальнейшем вновь попадет на аукционы. Революций и каких-то резких изменений ждать не стоит, но рынок не стоит на месте.

– Насколько лизинговые аукционы в целом вписались в белорусскую действительность, с вашей точки зрения?

– За прошедший год-полтора покупатели заметно освоились и стали смелее. Менеджеры стали получать меньше вопросов, несмотря на то что спрос вырос. Это результат и "сарафанного радио", и опыта других покупателей, и в то же время результат нашей работы над сервисом. В прошлом году мы серьезно поработали над подачей информации, чтобы даже новички могли быстро во всем разобраться.

Относительно соседних стран Беларусь сейчас находится примерно посередине. Средняя ставка из Украины составляет около 6000 евро, в Беларуси – 7500 евро, Литва и Латвия – порядка 8000 евро. А вот, к примеру, ставки в Эстонии уже выше – около 10.000-11.000 евро.

– С начала 2021 года белорусская сеть зарядных станций для электромобилей стала платной. Насколько это может повлиять на спрос на "электрички"?

– Электромобили составляют в среднем около 5 процентов всего рынка, массово они никогда не продаются. Это выбор далеко не для всех. С одной стороны, платные "зарядки" действительно могут поубавить интересам к электромобилям, с другой – многое зависит от дальнейшего развития и доступности инфраструктуры. Пока какие-то однозначные выводы делать рано.

– Какие дальнейшие улучшения Exleasingcar.com планируются? Наверняка ведь есть вопросы и просьбы, которые звучат чаще других.

– В 2021 году планируем идти по пути качественного улучшения. Одно из ожидаемых нововведений – доработанный процесс "приемки" автомобиля. Часто после того как машина прибыла в Литву и ожидает документы, покупатели просят сфотографировать автомобиль, чтобы убедиться, все ли с ним хорошо. Пока это делается вручную, но как раз еще одним этапом по развитию сервиса станет автоматизация этого процесса. То есть после прибытия автомобиля в Литву отчет будет автоматически отправляться покупателю. Опять же это не только приятно и удобно, но и позволит заказать дополнительные услуги по желанию вроде химчистки или замены масла. В итоге в Минск приедет чистый и красивый автомобиль, полностью готовый к эксплуатации.

* на правах рекламы

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/218718_1_350.jpg?v=1610723030
Пожалуйста, подождите...