Легенда дрифта Айк Симонян: "У моего Mustang 540 "лошадей", но каждый день езжу на дизельном Citroёn". Интервью с Автокартой МТБанка

16709 1

Фото Алексея Алексеева, Анны Волчицы, Павла Слепухина с официальной страницы Racing.by в VK.ru и Ольги Канашиц

16709 1

Фото Алексея Алексеева, Анны Волчицы, Павла Слепухина с официальной страницы Racing.by в VK.ru и Ольги Канашиц

Айк Симонян подарил нашей стране дрифт: именно он стоял у истоков этого вида спорта, именно он до сих пор является "лицом" дрифта в Беларуси. Как ему это удалось, легко ли сделать автоспорт бизнесом и почему современный гонщик должен быть еще и пиарщиком - в интервью Автокарте МТБанка.

- Айк, в Беларуси автоспорт умер еще в 1990-х, но тут на сцене появляешься ты и говоришь: сейчас мы будем делать дрифт. И случается невозможное - появляются зрители, бюджеты. Как???

- Не только в автоспорте, в Беларуси в любой сфере все ходят и жалуются, что ничего не происходит, ничего нельзя, ничего не получается, поэтому нужно лежать на диване и ничего не делать. Но я считаю, если очень захотеть, можно и океан осушить. Мы просто очень хотели, нам очень нравилось то, чем мы занимались.

Айк Симонян: “Если очень захотеть, можно и океан осушить”

Ведь как все начиналось? 15 лет назад мы были молодыми ребятами, вдохновленными западной автомобильной культурой. "Форсаж", лампочки, движухи, закись азота, нелегальные гонки. Да, мы с этого начинали, ведь дети сначала тоже играют в футбол во дворе и бьют в ворота гаража. Поэтому в 2002-2003 годах мы занимались организацией нелегальных соревнований, стритрейсингом и вот этим всем. Но это длилось недолго. Через год-два нам стало понятно, что нужно двигаться дальше.

Афиша нашего первого официального мероприятия: “140 км от Минска, 50 минут езды:)”

И мы с тем же напором и энергией начали с 2006 года проводить официальные соревнования. Стали "пробивать" военные аэродромы, договариваться на проведение мероприятий. Мне на тот момент было 25, моему партнеру Жене - 22. Мы приезжали к полковникам и говорили: мы хотим гоняться! На нас смотрели с видом: ну кто вы вообще такие? Но нас это не останавливало. Мы просто упорно шли вперед.

Поэтому, отвечая на вопрос, как сделать невозможное, все просто: делай - будет. Вот и все. Не сиди на месте, делай - и все будет.

- Бензин в крови был с детства? Откуда такая тяга к автомобилям?

- У нас в семье культ автомобиля: мой папа очень любил гонять, дядя вообще профессиональный автоспортсмен. Но до определенного момента я к автомобилям был равнодушен. У меня вообще не было к ним тяги: я осознанно учился на юриста, ездил на дизельном минивэнчике Volkswagen Sharan и ни о чем таком не думал.

Сэкономить на топливе поможет не только дизельный минивэн, но и Автокарта МТБанка: 2% мани-бэк на АЗС по всему миру.

Но в какой-то момент все резко случилось: тусовки, ночные гонки, и в этих тусовках мне, как обычно, захотелось стать лидером.

У меня характер такой, всегда хочется что-то делать и быть первым. Поэтому резко и неожиданно стал организатором гонок, возглавил это движение, продолжая при этом ездить на дизельном Volkswagen Sharan.

- Родители были против? Будущий юрист стал "автомобильным маргиналом", так себе карьера…

- Ну как, я ведь все же окончил юрфак БГУ. Но папа мне, конечно, говорил: ты столько времени потратил на образование, а сейчас занимаешься ерундой. Причем он тоже выступал раньше в гонках, очень болел автомобилями! Но начал петь стандартную родительскую песню: займись делом и так далее.

“Я никогда ни на кого не работал”

Но я упорный, никого никогда не слушаю. Просто делал свое дело.

Категорического запрета от родителей не было, они просто по-отечески спрашивали: зачем тебе надо это баловство? Стань следователем, прокурором. Но я не нашел себя как личность в этой системе. Я не готов, чтобы мне говорили, что делать, - я просто никогда не работал ни на кого. Надеюсь, и не буду. Я делаю свое, то, к чему душа лежит.

- А если через какое-то время две твои дочери скажут, что хотят делать что-то совсем непонятное, заниматься гонками черепах, например?

- С одной стороны, я человек консервативный. Но с другой - я знаю, что никогда нельзя душить искренние желания. Если человек что-то делает от души, всегда получится. Я буду их поддерживать. Скажу свое мнение, но все равно буду поддерживать, потому что человек должен получать удовольствие от того, что он делает. Иначе никак. Иначе он пришел в офис, переложил папку - и с несчастьем ушел домой. Но это не про меня. И очень надеюсь, что не про моих детей.

Ночной дрифт в Логойске, 2019 г.

- Окей, вернемся к гонкам. После нелегальных гонок начались "официальные", начался дрифт. Как?

- Это влияние моды. Тогда была волна дрифта в мире, начали появляться ролики, в которых непонятные японские гонщики тараторили на непонятном японском языке и показывали очень крутую езду боком. На тот момент у меня была Infiniti G35, достаточно мощное купе. И однажды зимой я начал крутить на ней "пятаки" на парковке, пока не пришла охрана и не успокоила меня. Я подумал, что хорошее место, нужно в Логойске делать наш местный дрифт. На меня все - даже мой партнер Женя - смотрели странными глазами: мол, ты что, приземлись, какой дрифт в Беларуси! Нас тогда все знали как организаторов драгрейсинга, но даже к нему был такой подход: странные гонки для странных людей. Некоторое даже презрение к драгу было. А тут дрифт - это вообще как ругательное слово.

Но нас, как обычно, чужое мнение не остановило. 

- Организация гонок - это дорого и не всегда в плюс. Откуда деньги на такие авантюры?

- Был околоавтомобильный бизнес. Конечно, гонки не разу стали приносить деньги. 

Автокарта тоже приносит своим владельцам деньги. 
Экономьте уже сегодня до 10% от ваших покупок, приобретая запчасти и осуществляя техобслуживание в сети партнеров.

Но в какой-то момент я понял, как много трачу времени на организацию гонок и что это монетизируется. Поэтому принял решение сосредоточиться только на гонках. Просто если ты занят гонками с марта по октябрь, значит, других дел у тебя быть не может. И когда мы начинали дрифт, к нему у меня сразу был профессиональный подход. Примерно год прошел от идеи до реализации. За этот год я все продумал, все предусмотрел - и в июне 2009 года мы сделали ивент, который автомобильные СМИ назвали чуть ли не главным событием белорусского автомобильного спорта.

Первый логойский дрифт - лето-2009. Первый блин оказался не комом, о мероприятии говорили как о лучшем автоспортивном событии сезона 

Через несколько месяцев сделали второе мероприятие по дрифту. Более 40 пилотов из 4 стран - и всего пара белорусов. Дисциплина в автоспорте была настолько новая, что в ней не было белорусских пилотов! И для окружающих стран тоже все было в новинку, всем было интересно принять участие. Украина, Россия, Латвия, Литва - заявки сыпались, а я не понимал, что происходит. Дрифт почему-то сразу, со старта, стал очень популярным.

Я думаю, мы просто оказались в нужном месте в нужное время - и очень хорошо сделали первое мероприятие. Поэтому после него события развивались лавинообразно. В 2010 году поняли, что нужно создавать серию, чемпионат Восточной Европы. И мы его создали.

Организовали 5-6-этапные соревнования по всей Восточной Европе - Чехия, Венгрия, Польша. Чемпионат долгое время был топовым в Европе.

- Автоспорт как бизнес. Начиная, по сути, с нуля, как вы искали спонсоров, как просили деньги?

- Чтобы что-то просить, нужно что-то предложить. Это же не попрошайничество. Поэтому мы всегда делали абсолютно конкретные предложения нашим партнерам. Это очередная беда белорусов - все просят денег, не думая о нормальных партнерских отношениях. Охваты, kpi - это все важно не только для маркетолога, но и для гонщика, для организатора гонок. Нельзя просить деньги - нужно предлагать продукт, делать так, чтобы партнер был доволен. И в нашем случае мы всегда партнеру даем больше чем обещаем. Это наш принцип.

С Автокартой мани-бэк на услуги СТО - до 10%

Причем начиналось-то все как у всех! Мы ничего не просчитывали - нас было 5-6 человек, мы сами носили заборы, сами грузили, возили, мы сами все делали и просто думали о том, как развивать проект. Но сейчас мы уже "взрослые" (смеется), у нас постоянные партнеры и наш проект сейчас - это нормальная, полноценная бизнес-история. Именно так и нужно относиться к автоспорту и организаторам, и гонщикам. 

Не просить деньги, а предлагать взамен охваты, взаимодействие публики, полноценную пиар-историю. Чтобы убедиться, что этот рецепт работает, взгляните на нас. У нас огромная аудитория, телевизионные трансляции, интернет-трансляции - у нас проект мирового уровня. Даже международные соревнования не дают трансляции такого качества. Мы всегда ставим высокую планку, иногда кажется, что не сможем, но всегда получается.

- С какого момента вы поняли, что на автоспорте можно зарабатывать?

- Зарабатывать можно на чем угодно, если ты ставишь себе такую цель. У нас не было цели зарабатывать - мы хотели развивать автоспорт. И мы этим занимаемся, хотя в определенные моменты я был опустошен, раздражен и разорен. Просто пример - драгрейсинг и дождь.

“В определенные моменты я был опустошен, раздражен и разорен”

Когда третий год подряд на мероприятиях шел дождь, я подумал: все, мне хватит. О каком заработке идет речь? Речь идет о том, чтобы не умереть от инфаркта. В дрифте с погодой проще, гонки не останавливаются, дрифт можно смотреть под зонтиком.

Мы не ставили себе цель зарабатывать, но мы начали зарабатывать, потому что очень увлечены своим делом. Это не совсем бизнес - это все же увлечение и, как бы ни звучало, дело всей моей жизни. Понятно, что, если это не будет приносить доходов, я не смогу продвигать свое дело. Но если бы я относился к этому как к сухому бизнесу, не было бы ни денег, ни гонок.

- Поэтому мы переходим к вопросу о "роли личности в истории", и в этой ситуации Айк - живая легенда, которая с нуля раскрутила дрифт в этой стране. Как это вообще удалось?

- Как я и говорил, нужно быть фанатиком. Но! И мероприятие должно быть зрелищным, дрифт, по сути, сам себя продает. Я в прошлом году побывал на этапе Формулы-1 и не получил никакого удовольствия. Это скучная дисциплина с точки зрения зрителя. А в дрифте ты можешь вообще не разбираться, но ты все равно будешь впечатлен.

“Дрифт - зрелищный вид спорта, азарт захватывает любого зрителя”

Машины в заносе, эффектно, красиво - и ты видишь всю трассу. Поэтому Айк, конечно, молодец, но не забывайте о дрифте.

Соревнования по дрифту “выстрелили” сразу же

Дрифт - очень яркий вид спорта, поэтому он так и "выстрелил". Это не ралли, где нужно долго блуждать по лесу, чтобы увидеть один поворот. Дрифт идеален для зрителя, это очень важно. А роль Айка во всей этой истории… Фанатизм важен - вот, например, наши мероприятия веду я вместе с Артемом Рыбакиным. Потому что я максимально погружен в этот вид спорта, я делюсь знаниями, эмоциями со зрителями - и от этого ему еще интереснее следить за гонкой. Мне легко с публикой, а публике легко со мной, так получилось.

“Мы стали пиарщикам, эсэмэмщиками, ведущими и прочим. А иначе никак”

- Кроме ведущего ты еще стал и пиарщиком?

- Да, как я говорил выше. Быть гонщиком и организатором мало - нужно быть еще и пиарщиком! Если ты проводишь концерт, кто будет знать про него, если не пиарить? Мы в 2010 году провели здесь мегасоревнования мирового уровня, были пилоты из 12 стран - и о нашей гонке знали все. Это очень важно. Мы с партнером Женей даже сходили на курсы СММ, потому что бесполезно отдавать на сторону работу, самому не понимая ее специфики. Ведь только мы сможем направить СММ и пиар в нужное русло - так мы и стали пиарщикам, эсэмэмщиками, ведущими и прочим. А иначе никак, еще раз повторюсь, чтобы не было иллюзий: другого пути нет. Быть гонщиком или делать гонки без пиара - это смерть.

“В отличие от Литвы, Беларусь потеряла поколение или даже два гонщиков и зрителей: убили Боровую, убили автоспорт”

- Когда вы организовали здесь дрифт, насколько он был развит в Европе?

- Литовцы уже это делали и были на голову выше. Литовцы, которые приезжали, первое время доминировали.

- Я всегда думал: почему литовцы? Везде в автомобильных активностях первые - литовцы. Страна меньше, людей меньше, денег меньше, а литовцы всегда и на "Дакар" толпой, и в дрифте первые. Почему?

- Я думаю, они просто не утратили автомобильную культуру. Беларусь потеряла поколение или даже два гонщиков и зрителей: убили Боровую, убили автоспорт. С начала 1990-х, когда трассу закрыли, все прервалось. Не стало трассы - не стало автоспорта. Нет льда - невозможно играть в хоккей. Нет трассы - откуда автоспорту взяться?

Поэтому, если мы хотим быть такими же активными, как литовцы, нужно строить трассу: чтобы приходили люди, приводили детей, чтобы была массовость. В Прибалтике трассы остались, поэтому и люди столь активны.

- Но дело ведь не только в трассах. Можно ли стать звездой дрифта, не имея бюджета?

- Нужно работать и зарабатывать. Автоспорт без денег нереален. Нужен бюджет, нужны спонсоры - и это то, о чем я говорил. Гонщик обязан быть сам себе пиарщик, эсэмэмщик и так далее. Человек, который умеет только ездить, - это не современный гонщик. Гонщик в нашей стране должен уметь делать все.

Мультифункциональность - особенность Автокарты от МТБанка

Что интересно, гонщики, которые в жизни успешны финансово, они и спонсоров ищут легко. Как и говорил, они не просят денег - они продают себя, давая партнеру взамен точно просчитанные вещи. Это бизнес, романтика может быть только на деревенском стадионе.

- А если пройтись по конкретным ценам? Сколько стоит гоняться в дрифте профессионально?

- Трудно сказать. Но дорого по меркам обычной жизни и не очень дорого по меркам, например, профессионального ралли. Цены на автомобиль начинаются от 10 тысяч долларов и могут достигать 150 тысяч. Каждый этап гонки меньше тысячи долларов стоить не будет. Это минимум, когда ты сам себе механик, сам крутишь колеса, - такие фанаты есть. Но вообще нужно от четырех тысяч долларов на этап, чтобы комфортно себя чувствовать. И это только начальные цифры. Если хочешь показать хороший результат, нужно примерно 20-25 тысяч долларов в год.

Сэкономить на покупке шин, масла, иных  "расходников" поможет Автокарта МТБанка

Именно поэтому мы запускаем "лайт-версию" чемпионата по дрифту, чтобы в нем мог принять участие каждый.

“Сегодня гонщики не просят денег - они продают себя”

- А почему сам не ездишь в дрифте, если ты его так любишь?

- Невозможно. Тогда я должен бросить организацию гонок в принципе. Когда проводил драгрейсинг, сам гонялся на своем "Мустанге". И получалось все одинаково плохо))). Я умею ехать, звезд с неба не хватаю, но все - на любительском уровне. Стать профессиональным гонщиком мне не светит, слишком много времени отнимает работа (смеется).

“Есть машины для души, есть повседневные”

- Но гонщик-любитель периодически вырывается наружу? Расскажи о себе как водителе в городском потоке. Агрессивный? Спокойный?

- Я не спокойный водитель, но за 20 лет у меня ни одной аварии. Зимой и так, на каждый день, езжу на дизельном Citroёn C4 Picasso. На лето есть Mustang на 540 л.с. Сейчас, во время интервью, мы на Maserati покатались - хорошая машина для души. На мой взгляд, машины должны делиться на повседневные и "для души". Maserati, мой Mustang - это все для души. А машину на "повседнев" я заправляю соляркой и очень доволен.

- Под занавес - актуальное положение дел в дрифте и план на 2020 год?

- Все отлично. В этом году кроме профессионального чемпионата будет и лайт-версия с бескаркасными машинами - 4-5 этапов для любителей, чтобы люди могли попробовать себя в дрифте. Это очень важно, чтобы была стартовая "ступенька". Чтобы любой человек мог заявиться и показать себя.

- А что будет делать в будущем конкретно Айк Симонян?

- Когда мне было 20, мне казалось, что в 30 я буду старым. В 30 думал: ну какой дрифт в 40? И вот мне уже под 40, я понимаю, что буду заниматься дрифтом столько, сколько это приносит мне удовольствие. Кроме дрифта, вряд ли что-то будет. Меня часто привлекали на разные проекты, предлагали много интересного, но я кайфую от дрифта.

Примерная таблица расходов на эксплуатацию (1 год/30 тысяч км)
Автомобиль Расходы Экономия с Автокартой МТБанка Партнер
Шины летние
Toyo PROXES R888
(275/40 R18)
700 руб. х 5 = 3500 руб. от 105 до 175 руб. скидки от 3 до 5%
Мойка 1 раз в неделю / 52 недели 13 руб./ 676 руб. от 10,14 до 57,46 руб. скидки от 1,5 до 8,5%

Топливо /30 тысяч км/ АИ-98

(27 л/100 км в городском цикле)

15.876 руб. от 714 до 793,8 руб.

"Трайпл" - 5%

"А-100" - 4,5%, остальные АЗС - 2%

Итого, эксплуатируя Ford Mustang Rouch с Автокартой МТБанка, за 1 год и 30.000 километров пробега вы можете сэкономить от 829,14 до 1026,26 рубля. При этом годовое обслуживание стоит всего 19,9 руб., а для оформления Автокарты потребуется всего пара минут - и курьер доставит ее прямо вам в офис или домой.

* на правах рекламы

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214552_1_350.jpg?v=1585827130