Летают, попадаются пьяными, устраивают ДТП. Почему каршеринг привлекает неадекватных водителей и что с этим можно сделать?

16734 24

Теперь и белорусы знают: самый быстрый в мире автомобиль - арендный автомобиль. Каршеринговые Polo быстрее всех в потоке. Водители этих машин часто ездят лихо, порой агрессивно, то и дело случаются резонансные аварии с их участием. Все действительно настолько плохо или дело лишь в обостренном внимании к данной теме? И как вообще со всем этим быть? Будем разбираться!

Все дело в "провоцирующих" тарифах?

Есть мнение, что гонки на каршеринговых машинах провоцирует поминутная тарификация: клиенты стремятся завершить аренду как можно быстрее, чтобы счет за поездку был как можно меньше.

"Адекватного и образованного человека нельзя спровоцировать на что-то недостойное. Если он хорошо воспитан и ему привита культура, человек не будет мчать и нарушать все подряд ради того, чтобы сэкономить, скажем, рубль", - парируют представители Anytime. И напоминают о том, что такая спешка может обернуться куда большими потерями времени и денег, если нарушение ПДД привело к встрече с сотрудником ГАИ или обернулось аварией.

Несмотря на эти аргументы, поминутная тарификация все же стимулирует все делать быстрее: и поездку начать, и как можно скорее преодолеть маршрут, и припарковать машину. Это вопрос даже не грубых нарушений, а просто меньшей осторожности из-за торопливости пользователя.

В этом отношении хорошей защитой от спешки ради экономии при длительном перемещении по городу являются промежуточные часовые тарифы. Наконец-то вслед за остальными операторами они появились и у Anytime. Если ты сразу берешь машину на несколько часов, гонки за временем устраивать уже не приходится. Правда, для разовых коротких поездок использовать такие пакеты экономически нецелесообразно.

Не свое - не жалко

"Даже если мы сделаем 15 копеек за минуту или оплату по километражу, некоторые клиенты будут все равно носиться по городу, потому что срабатывает установка "не свое - не жалко", - говорят в Anytime. До таких актов вандализма, как в России, или варварства, как в случае с байкшерингом, когда над прокатными велосипедами откровенно издевались, дело пока не доходило, но случаев автомобильного хулиганства на дорогах достаточно. В интернете немало роликов, где гоняют и "дрифтят" на каршеринговых машинах, жгут резину. И такое поведение тарифной политикой никак не объяснишь.

Отдельная тема - ДТП с участием каршеринговых машин. Всего несколько крупных происшествий с серьезными повреждениями техники (слава богу, до сих пор обходилось без тяжелых последствий для людей), с отягчающими обстоятельствами вроде серьезного превышения скорости и нетрезвого водителя за рулем арендной машины - и все, каршеринг стал для общественности такой же красной тряпкой, как мотоциклисты или водители BMW. Отныне любое происшествие тут же привлекает внимание, звучат возгласы в стиле "ага, а чего от них еще можно ожидать".

В Anytime признают, что общее число аварий с участием каршеринговых автомобилей увеличилось, но отмечают, что произошло это одновременно с ростом автопарка, так что в процентном отношении ситуация особо не изменилась. А резонанс истории с каршерингом получают из-за того, что такие машины всегда на виду.

"Брендированные машины в принципе привлекают внимание. Если каршеринговый Polo объедет пробку по обочине, это тут же станет поводом для "горячей" новости. Но так поступают многие водители на своих машинах - и про них особо не пишут. Это не каршеринговая машина едет по обочине, не она мчит по МКАД со скоростью 180 - это едет наш с вами сосед, друг, родственник. Есть какой-то процент не очень адекватных водителей - они будут всегда. Вот они эти машины и бьют. И нам очень сложно донести до людей, что проблема не в сервисе, а в тех водителях, которые вытворяют такое".

Все под контролем?

Кстати, если вы полагаете, что контроль за пользователем осуществляется лишь на этапе регистрации аккаунта, а дальше хоть трава не расти, то это далеко не так. Начнем с того, что автомобили оборудованы телематикой, которая позволяет контролировать достаточно много параметров. Операторы "видят" скорость, обороты двигателя, используется ли "ручник" во время движения и так далее. GPS-трек пишет траекторию движения, так что "дрифтеров", гоняющих в заносах по площадкам и "выписывающих" характерные петли, вычисляют на раз.

Добавим к этому "общественный контроль": как признают представители компании, часть нарушителей выявляется как раз при помощи звонков от других участников дорожного движения, которые сообщают о хулиганских действиях того или иного пользователя. Так что поведение из ряда вон не остается незамеченным. Если пользователь не отвечает на телефонный звонок, его через текстовые сообщения предупреждают о том, что такой стиль вождения недопустим. Нет реакции? При первой же остановке в безопасном месте автомобиль блокируется: двигатель глохнет и уже не заводится. Аккаунт пользователя также блокируется.

"Этим мы ограждаем людей от тех последствий, которые могут быть. Нарушил клиент скорость один-два раза - его притормозили. А если бы не позвонили, не предупредили, не заблокировали, дальнейшее лихачество могло бы рано или поздно обернуться тяжелым ДТП", - говорят в компании.

Но это из очевидного, а ведь есть еще и работа на опережение! "Пьяный водитель за рулем для нас ЧП. Поэтому работаем на выявление таких случаев и прилагаем все усилия, чтобы минимизировать риск подобных ситуаций".

Здесь уже работает анализ действий пользователей. Например, служба безопасности обратила внимание на один аккаунт: днем клиент ездит аккуратно и примерно по одному и тому же маршруту, а по вечерам "летает" по МКАД. И это уже повод присмотреться к пользователю, проверить документы. Возможно, аккаунтом пользуется кто-то другой.

"Закручивание гаек" никому не нужно

В планах компании - внедрение автоматизированной системы анализа поведенческого фактора человека за рулем, которая позволит еще больше автоматизировать и ускорить процесс выявления агрессивных и нетрезвых водителей за рулем по манере вождения.

Также разработали и уже тестировали оборудование, которое позволит ограничивать скорость движения в населенных пунктах и за их пределами. Для этого будет создаваться карта с зонами действия скоростных ограничений. Таким способом Anytime рассчитывает сократить количество аварий, связанных с превышением скорости.

Но серьезно "закручивать гайки" ни один каршеринговый оператор не стремится. Скажем, оснащать автомобили алкозамками дорого и неэффективно. В России установка такого замка на один автомобиль стоит около 1500$. При этом полностью он проблему не решает, ведь можно попросить "дунуть" кого-то трезвого. Система распознавания лиц еще дороже и тоже не без недостатков.

Делать селфи с "правами" перед каждым использованием автомобиля неудобно, это ухудшает удобство пользования сервисом. Мало того что надо обойти машину со всех сторон, так еще и с "правами" фотографироваться…

Надо понимать, что все подобные меры затрудняют пользование сервисом и делают его менее привлекательным для клиентов. А ведь основа философии каршеринга как явления - мобильность. Машина находится, бронируется и открывается со смартфона. Пришел, сел, поехал, оставил там, где удобно (и можно). Даже сейчас необходимость фотографировать автомобиль до и после поездки справедливо воспринимается многими как неудобство. А добавьте действия "подышать в замок", "сделать селфи", "еще раз отправить снимок "прав" - все это усложнит жизнь законопослушным пользователям и отвернет их от сервиса, но при этом не гарантирует отсутствия проблем с лихачами или пьяными водителями.

"Нас обвиняют в том, что мы пускаем таких за руль. А почему вы не предъявляете претензии ГАИ, которая выдает им "права"? Почему не грозите в адрес автошкол, которые готовят и выпускают таких водителей? Говорят, что мы даем автомобили кому попало. "Кто попало" может взять машину у соседа или купить старые "жигули" за 500 рублей. Кого винить в таком случае?" - парируют типичные выпады критиков представители компании.

"Каршерингу это выгодно: гоняет клиент - попадает на штраф , разбивает машину - с него еще и деньги сдерут. Вот и зарабатывает контора на таких дурачках" - вот типичный комментарий под новостями об очередном ДТП с участием каршеринговой машины. Представители Anytime с этим не согласны, ведь хулиганские выходки клиентов и громкие ДТП не выгодны ни с точки зрения финансов (разбирательства и простои техники не приносят никакой выгоды), ни тем более репутационно.

"Все ограничительные меры воспринимаются как стремление заработать больше денег. И очень негативно относятся к каким-то изменениям и даже улучшениям.  Со своей стороны мы стремимся обеспечить безопасность для клиентов и окружающих не в ущерб комфорту пользования. Когда-нибудь мы сможем создать образ каршеринга, не только Anytime, а в целом, как транспортного решения для культурных и вежливых людей. Сделать так, чтобы быть хулиганом на каршеринге было не модно. Показать, что каршеринг - это удобно и в 20 лет, когда у тебя нет своей машины, и в 40, когда ты свой Mercedes загнал на СТО и не считаешь зазорным временно пересесть на арендный автомобиль", - говорят в компании. И с этим трудно не согласиться.

Автобизнес

Пожалуйста, подождите...