Охотники за "головами", или Сколько стоит разбитый грузовик?

19670

В любом ДТП нет и не может быть ничего хорошего, тем более в серьезном. Но те, кто отстраивал свой бизнес с нуля, кто, не погибая, делался сильнее, кто добивался поставленной цели со сто первой попытки, когда предыдущие сто были неудачными, знает: из любой ситуации надо постараться "выжать" полезное для себя по максимуму. 

С ДТП та же история - из каждой аварии можно как минимум извлечь для себя урок. А что с материальными потерями? Оказывается, и здесь можно побороться. О том, насколько реально после ДТП хотя бы вернуть свои вложения и выйти из ситуации с минимальными убытками, как это сделать и сколько потребуется сил, мы говорим с организатором электронных торгов Николаем Гоминым, директором ООО "БелАвтоЛот".

- Николай, как правило, возмещением вреда после ДТП согласно установленному лимиту ответственности занимаются страховые компании, есть методика расчета убытков. Насколько вообще актуальна проблема с продажей годных остатков? 

- Актуальна очень. Действительно, у страховых компаний процесс оценки стоимости погибшего и уцелевшего имущества давно отлажен, методики разработаны, законодательство отрегулировано. Как известно, после признания ТС погибшим от страховой компании собственник получает прежде всего компенсацию за утраченное имущество. А вот с годными остатками он имеет право выбирать - получить их стоимость от той же страховой или попытаться самому продать разбитый автомобиль. 

Конечно, что и сколько стоит на рынке "бэушки" - дело спорное, продавцу всегда хочется продать подороже, покупателю - купить подешевле. Отсюда и нередкое ощущение (безусловно, субъективное!), что годные остатки иногда на рынке стоят больше, чем их оценила страховая компания. И человек готов забрать остатки своего ТС, чтобы продать их самостоятельно, но его останавливает мысль: "Как это сделать? Сколько потребуется времени и сил?" 

Поэтому мы организовали электронную международную площадку для торгов - мобильное приложение АвтоЛОМ, где владелец может выставить свое имущество на аукцион и без каких-либо серьезных усилий найти для него покупателей либо оценить реальную стоимость поврежденного автомобиля. И только сам владелец принимает решение о продаже. Для продавцов это абсолютно бесплатно.

- Тогда сразу к главному: насколько реально это сделать? Выставленные лоты покупают? 

- Безусловно. И понятно, что чем выше стоимость автомобиля, тем больше может оказаться выгода. Особенно эта разница заметна на тягачах автопоездов, "головах", как их называют. Сейчас автопарк только белорусских перевозчиков насчитывает тысячи фур. Плюс по стране передвигается огромное количество иностранных автопоездов, особенно российских, многие из которых застрахованы в белорусских страховых компаниях. Естественно, случаются ДТП. И на территории нашей страны, и за границей. Разбитые фуры на рынке на вес золота. Мало кто знает, что по периметру восточной границы Беларуси уже давно работают "разборки", которые в буквальном смысле охотятся за "головами". Компании-грузоперевозчику сразу поступают предложения купить годные остатки. Можно сказать, что выстраивается очередь из покупателей. Но такие покупатели в сфере разбитых грузовиков, конечно, блюдут свои интересы, поэтому они предлагают выкупить автомобиль намного ниже его реальной стоимости.

- И какова может оказаться разница между предлагаемой ценой и реальной?

- Судите сами. На сегодняшний день за российскую или белорусскую фуру "разборки" предлагают от 8-15 тысяч евро. А вот конкретная раскладка по ценам, действующим на рынке "бэушных" запчастей: поскольку российское законодательство позволяет ввозить шасси грузовика как запчасть, то стоимость рамы составляет порядка 10 тысяч евро,  кабины - от 5 до 10 тысяч. Двигатель стоит 10 тысяч евро, коробка - 7 тысяч, стоимость топливного бака рассчитывается по формуле "1 литр - 1 евро", задний редуктор - 2-3 тысячи. Немалых денег стоят также различные блоки управления, "седло" и так далее. 

Если суммировать все эти цифры, то сразу вырисовывается разница, которую теряет перевозчик, соглашаясь на предложения "разборок". Порой она может быть почти в два раза. Поэтому аукцион в данном плане намного выгоднее и прозрачнее. Во-первых, торг идет не с глазу на глаз, а с участием всех заинтересованных лиц, кто больше дал - тот получает товар. Во-вторых, сразу выпадает звено посредника-перекупщика, который часть выгоды автовладельца просто кладет себе в карман. В-третьих, во время аукциона руководитель сам видит, за сколько была реализована его фура и сколько на счет поступит денег. Например, недавно у нас выставлялся Volvo FH 2013 года российского перевозчика, которому российская "разборка" предлагала 10 тысяч евро. Машина была реализована в пересчете с белорусских рублей за 15.100 евро, то есть выгода - порядка 50 процентов. 

- Раз преимущества участия в торгах очевидны, давайте перейдем к их механизму. Насколько сложно все организовать?

- Все очень просто и для продавца, и для покупателя. Продавцу достаточно выставить свой лот в мобильном приложении АвтоЛОМ. В нем очень простой и удобный интерфейс, есть возможность графически обработать фотографии. Далее покупатель смотрит все предложения или выставляет по фильтрам нужные категории (марка/модель, страна и т.д.) и выбирает товар. Решив торговаться, он вносит аукционный сбор и предлагает свою цену. Можно оговаривать с продавцом варианты предварительного осмотра товара. Продавец видит все предложения по ценам.

Если предложенная максимальная цена устраивает продавца, он подтверждает, что готов продать товар данному участнику торгов. Продавец и покупатель в дальнейшем сами оформляют сделку, мы же как площадка получаем комиссию за свои услуги в размере того самого аукционного сбора. Если сделка не состоялась, комиссия не берется. 

- Каков размер комиссии? 

- 21 рубль с белорусских граждан (можно оплатить через ЕРИП или банковской карточкой прямо в приложении), с иностранцев - 10 долларов в пересчете по Нацбанку. Мы сделали комиссию такой необременительной сознательно, ведь все "надбавки" (комиссия независимо от того, кто платит, покупатель или продавец) все равно ложатся на плечи продавца, что существенно влияет на окончательную цену лота.

- Многих пугают возможные затянутые сроки такой продажи. Сколько длится аукцион по времени?

- В приложении АвтоЛОМ аукцион длится максимум 72 часа. Продавец имеет возможность сам выбирать временной интервал. 

- Со страховыми компаниями не будет трудностей, если собственник ТС заявит о намерении продавать годные остатки через мобильное приложение АвтоЛОМ?

- Здесь не может быть никаких трудностей по определению. Это его собственность, его право выбирать, как распоряжаться годными остатками. И что очень важно: собственник автомобиля в данном случае находится в беспроигрышной ситуации. Зная калькуляцию от страховой по стоимости годных остатков, он может попробовать продать их самостоятельно при помощи нашего приложения. Не получилось продать по стоимости годных остатков и выше - нет проблем, всегда можно обратиться в страховую компанию и реализовать годные остатки через аукцион Автолот (autolot.by). То есть человек в любом случае получит свое, но почему бы не попытаться увеличить эту сумму?

- Предлагали ли вы пользоваться вашим приложением страховым компаниям?

- Предлагали, и некоторые уже им пользуются. Такое партнерство, безусловно, тоже взаимовыгодно для всех сторон: страховые компании получают дополнительные возможности для продажи имущества, а покупатели - широкий выбор. 

Популярное за неделю

Самое обсуждаемое