Материал удешевить, из конструкции исключить. Как и на чем экономят автопроизводители

39050 13

Фото автора

39050 13

Фото автора

В процессе конвейерной жизни автомобиля в его конструкцию или же техпроцесс может вноситься множество мелких изменений. Порой возникает впечатление, что это не улучшение, а просто попытка сэкономить. Да, иногда так и есть. А вот плохо это или нет, зависит от обстоятельств.

Копейка рубль бережет

Поводом для этого материала стала недавняя новость о том, что с сентября этого года на Lada Vesta начали устанавливать ступицы из более дешевой стали.

"Еще можно не заправлять автомобиль с конвейера техническими жидкостями, а также освоить установку б/у шин", "поршневую еще можно сделать из дерева", "можно опять не докручивать болты-гайки" – сразу же посыпались рацпредложения от комментаторов.

Для обывателя новость действительно звучит вызывающе, ведь "более дешевый" точно не ассоциируется с "более качественный". Хотя в сообщении и утверждалось, что испытания подтвердили ресурс деталей из нового материала (нелегированная сталь №50), по качеству не уступающих аналогам из более дорогого материала. Что ж, если на долговечности детали нововведение никак не сказалось, то, действительно, какая разница владельцу, что там изменили?

К слову, переход на новый материал был вовсе не спонтанный. Просто реализовали идею, победившую в летнем конкурсе по повышению эффективности и сокращению затрат. Как сообщил тогда портал лада.онлайн, "одна из идей дала старт целой программе изменения материалов, которая сейчас реализуется и для других автомобилей LADA, и заложила прочный фундамент для долгосрочного снижения затрат на производство".

Кстати, переход на более дешевую сталь при производстве ступиц дал экономию всего в 96 российских рублей на один автомобиль (чуть менее 1,3 доллара). Но с учетом масштабов производства это выливается в 10 млн российских рублей (более 130.000 долларов) в год.

И это не единственный пример экономии на комплектующих для автомобилей Lada. Так, еще в июле на 1,8-литровом двигателе стали применять новую топливную трубку стоимостью 390 российских рублей (чуть более 5 долларов) против 1470 рублей (19 долларов). Тут, пожалуй, экономия еще побольше выходит!

Из конструкции исключить!

На самом деле подобным образом, оптимизируя затраты на компонентную часть, поступают очень многие производители. Если не напрямую, то через поставщиков, заставляя их удерживать, а то и снижать контрактную стоимость комплектующих. Потому что, повторимся, пара сэкономленных долларов на автомобиль дают миллионы экономии в год.

А можно вспомнить пример более чем 10-летней давности, когда Renault Logan первого поколения с 8-клапанными моторами лишили переднего стабилизатора поперечной устойчивости. Это позволило сэкономить порядка 15 евро с автомобиля. А чтобы не пострадали управляемость и устойчивость машины, подвеску перенастроили: применили более жесткие амортизаторы, пружины и сайлент-блоки.

Вспоминаю, как несколько лет назад общался со специалистами по адаптации автомобилей одной известной зарубежной марки к нашему региону. И они довольно подробно расспрашивали меня об особенностях эксплуатации в наших широтах, задавали вопросы из разряда: действительно ли нужен большой бачок для омывателя и стоит ли ставить стальную защиту в базовой комплектации. В подобных вопросах явно просматривалось желании оптимизировать затраты.

Так что не удивляйтесь "упрощениям" в отделке или комплектации или замене одних узлов на другие. Была "запаска" на литом диске – стала на штампованном. Был карман в заднике водительского кресла – оставили для дорогих версий. Была сложная составная деталь в отделке интерьера – сделали цельнолитой.

Кайдзен подразумевает

Но ведь снизить себестоимость можно и за счет оптимизации производственных процессов. Это правильная организация рабочего места, сокращение лишних операций, отказ от промежуточных складов, применение иных технологий или процессов – в общем, все, что способно снизить издержки по времени и затратам, повысить эффективность работы предприятия.

В последние десятилетия примером успешной организации техпроцессов считается философия Toyota Production System (TPS), одной из важнейших составляющих которой является кайдзен – постоянное совершенствование, рационализация. Японские принципы взяли на вооружение многие производители, причем не только в автомобильной промышленности. Такая политика подразумевает в том числе вовлечение работников предприятия, их активную позицию в вопросе оптимизации техпроцессов. Во многих компаниях рационализаторские предложения не только приветствуются, но и поощряются денежными премиями, подарками или иными способами.

Очевидно, что речь идет о повышении эффективности производства и качества продукции, но в том числе и о снижении/удержании себестоимости. Все, что позволяет сэкономить предприятию деньги без потери в эффективности или качестве, с большой долей вероятности реализуется.

Неизбежная мера

Тут бы самое время возмутиться: удешевляя все, что возможно, производитель получает экономию, а цены на автомобили не снижаются. Но надо понимать, что во многом благодаря этому подходу по постоянному сдерживанию себестоимости уровень цен остается на приемлемом уровне даже несмотря на то, что из поколения в поколение автомобили становятся технически сложнее, прибавляют в оснащении.

Просто сравните современные автомобили с теми, что выпускались 20 или 30 лет назад. Это совершенно другой уровень технологий, при том что стоимость изменилась незначительно, а то и стала меньше с учетом происходящей инфляции валют. Так вот, удержание цены достигается в том числе и за счет удешевления и оптимизации того, что допустимо, будь то материал, конструкция или технологический процесс.

А останется ли качество или, скажем, долговечность на прежнем уровне, зависит от поставленных производителем задач и выдерживания принятых стандартов. Ведь если компания дорожит репутацией и ценит клиентов, то потребительских качеств предпринятая "оптимизация" не коснется.

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/216976_1_350.jpg?v=1600881530
Пожалуйста, подождите...