"Один день без автомобиля ничего не изменит, но даст повод задуматься". Личный опыт "безлошадного"

13460 25
13460 25

Всемирный день без автомобиля проводится с середины 1990-х, а с 2008-го он отмечается и в нашей стране. Можно и нужно ли обходиться без машины 22 сентября (а может, и во все остальные дни)? В этом вопросе разбирался главный "безлошадный" журналист нашей редакции Иван Кришкевич.

Если мне не изменяет память, это будет первый Всемирный день без автомобиля, который я действительно проведу без машины. Прежде парадокс заключался в том, что как раз 22 сентября я неизменно оказывался за рулем автомобиля, хотя часто в течение года прекрасно обходился без него.

На этот раз все иначе. Дело в том, что еще в начале этого года я впервые за 20 с лишним лет остался без машины и… Все отлично! Как оказалось, жизнь не только возможна, но и прекрасна, даже без индивидуального автомобильного транспорта, особенно если ты – житель крупного города, где есть альтернативы в виде такси, каршеринга и достаточно развитого общественного транспорта. Ну, и если на данном жизненном этапе твои транспортные потребности достаточно скромны.

Собственно, про свой опыт "безлошадной жизни" я рассказывал полгода назад, и с того момента ничего особенно не изменилось. Если лень идти по ссылке и читать, вкратце напомню основные моменты.

В последние несколько лет ежегодные пробеги на личном автомобиле "скукожились" с 25-30 тыс. км до 7-10 тыс. км, при этом я все чаще ловил себя на мысли, что автомобиль не только облегчает, но порой и усложняет жизнь, не только экономит, но и тратит мое время. И чем меньше пробеги, тем больше риск того, что этот баланс сместится в зону отрицательных значений. А посему после продажи машины я решил не спешить с покупкой следующей, а попробовать обходиться без нее.

"Эксперименту" уже более полугода, а ощущения примерно те же, что и через два месяца после его начала. Без машины жить можно. Ситуаций, когда наступало сожаление о том, что нет под рукой "личных колес", были считанные разы – обычно без проблем все решается с помощью альтернативных видов транспорта.

Даже зимой большую часть поездок я совершал на велосипеде, а весной и летом с него практически не слазил. Когда по тем или иным причинам не мог использовать велик, пересаживался на общественный транспорт, Uber, каршеринг. Но такие поездки были единичными, особенно с приходом коронавируса.

Именно из-за пандемии я минимизировал поездки на общественном транспорте, в каршериенге и такси ездил в маске, а после поездки обрабатывал руки антисептиком. Особенно весной, в самый пик страхов вокруг пандемии, ездить куда-то и на чем-то общественном хотелось в самой малой степени – и как раз в те дни думалось, что личный автомобиль не помешал бы. Но поездок в принципе было немного.

То, что произошло после 9 августа, тоже подняло немало вопросов. Отключения Интернета (в первые дни после выборов любого, в последующие выходные – мобильного) наглядно продемонстрировали, что в IT-стране можно в любой момент остаться без каршеринга и "Яндекс.Такси" или Uber. Остается велосипед. Но на нем по центру иногда чревато…

Впрочем, события 9-12 августа показали, что и личный автомобиль не обеспечивает защиты, если оказался не в том месте и не в то время. Да и в принципе никто не застрахован от того, что твоя машина вдруг не превратится в груду мятого металла и битого стекла. И это еще раз к мысли о том, что из автомобиля не стоит делать культ или цель всей жизни. Он должен стоить пару твоих месячных зарплат, чтобы в случае неожиданной потери сильно не горевать по этому поводу.

К какому же глобальному выводу подвести этот поток сознания? Агитировать всех отказаться от машины просто потому, что твой личный опыт показывает, что и без нее можно отлично обходиться, – такая же глупость, как и всерьез полагать, что один день всеобщего (по всему миру!) отказа от автомобиля сходу что-то изменит. Тем более если для этих изменений элементарно не готова инфраструктура, нет соответствующих условий. Если от дома на работу или на машине за 15 минут, или на автобусе за час, если до магазина или поликлиники на общественном транспорте – целая история, если от твоего поселка до райцентра вообще стабильно ничего не ходит, о чем тогда говорить? Только древний Volkswagen и выручит, а каршеринг оставьте городским пижонам.

С другой стороны, наблюдая за прорастающими побегами на стареньком автомобиле соседа, который в последний раз на моей памяти ездил года два назад, я задаюсь вопросом: а зачем ему машина? И почему все остальные должны наслаждаться видом недвижимого металлолома в своем дворе? И по соседству полно кандидатов на роль "недвижимости". Покрытые сантиметровым слоем пыли, со спущенными колесами – они точно не ездили уже несколько месяцев.

Невольно возникает вопрос: так ли нужна машина, если она используется всего несколько раз в год? Не проще ли в эти редкие выезды использовать прокатный автомобиль, брать такси, просить подвезти или одолжить машину знакомых? Причем не только проще, но и дешевле? Создается впечатление, что многие просто не задумываются, не говоря уже о расчетах. Как-то так сложилось, как-то пошло, чего теперь что-то менять? Ну, стоит машина, есть не просит…

Так вот, на мой взгляд, Всемирный день без автомобиля необходим как раз для того, чтобы дать повод задуматься. Рядовым автолюбителям – над тем, что для них значит автомобиль и насколько он реально необходим (особенно с учетом соотношения доходов и расходов на его содержание). А власть имущим – над тем, как можно не только кнутом, но и пряником обуздать рост автомобилизации и создать условия, когда главный на городских улицах и во дворах все-таки человек, а не автомобиль.

Все решает не один отдельный день, а недели и месяцы действий. Им же предшествуют обсуждения и решения. Но и они – следствие того, что в какой-то момент мы задумываемся и решаем что-то изменить. И делаем это. А вот подталкивает к этому один конкретный день.

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/216950_1_350.jpg?v=1600703443
Пожалуйста, подождите...