Раз – и ты совершенно беспомощен. В чем коварство аквапланирования и как его избежать

13992 7 1

Фото автора, Nokian

13992 7 1

Фото автора, Nokian

Аквапланирование – явление нечастое, но крайне опасное, поскольку ведет к потере контроля над автомобилем. Последний трагический случай имел место несколько дней назад. Каковы причины и как можно снизить риск подобных происшествий? Будем разбираться!

Что произошло

Поводом для возвращения к старой теме стало ДТП, которое произошло в начале этой недели на трассе Минск – Витебск с участием легкового автомобиля и маршрутного такси.

"Предварительно установлено, что в результате попадания колес автомобиля в образовавшийся на проезжей части поток воды произошел неуправляемый занос, в процессе которого автомобиль столкнулся с маршрутным такси", – сообщил Следственный комитет.

Это происшествие обратило на себя внимание, потому что в результате погиб человек. Но за пределами информационного поля остается много других аварий, которые имели куда менее печальные последствия. Причиной их возникновения также становилось аквапланирование. Давайте разберемся, из-за чего оно происходит и можно ли его избежать.

Как и почему происходит аквапланирование

Протектор шины имеет специальный рисунок, рассчитанный на то, чтобы выдавливать воду при проезде залитой водой дороги. Количество, форма, ширина и глубина канавок – все это работает на то, чтобы "прогонять" воду и сохранять сцепление с твердым покрытием. Если же по какой-то причине этого недостаточно, колесо поднимается над дорогой и начинает скользить по толще воды – это и есть аквапланирование.

На фото ниже на примере зимней покрышки Continental WinterContact TS870 225/45R17 наглядная демонстрация того, сколько литров воды за секунду "прогоняет" протектор шины в зависимости от ее износа на скорости 80 км/ч.

Просто мокрый или немного залитый водой асфальт причиной подобного явления не становится. Обычно речь идет о глубокой луже или же залитой колее. В любом случае объем воды должен быть достаточно большим, чтобы колесо "всплыло" над дорогой. А дальше…

Возможны различные сценарии развития ситуации. Если машина до этого ехала по прямой, есть шанс, что она просто заскользит в том же направлении. Но ее может развернуть (попадание колеса в "глубокую" воду означает его резкое торможение из-за возросшего сопротивления) или бросить вбок. А если это произошло в повороте, то сорвать с движения по дуге. В любом случае контроль над автомобилем теряется.

Что можно сделать по факту (спойлер: почти ничего)

На самом деле большинство людей при возникновении аквапланирования практически бессильны. Даже подготовленный водитель очень ограничен в своих действиях и способен сделать не очень много или вообще ничего. Причем последнее в некоторых случаях будет даже лучшим решением!

Давайте по порядку. Прежде всего, "срыв" происходит очень быстро и резко, и какое-то время автомобиль выходит из-под контроля водителя. Но это лишь часть проблемы. Попытка "словить" машину рулем или притормозить нередко лишь провоцирует проблему: когда колеса снова "цепляются" за дорогу, важно, чтобы они катились с первоначальной скоростью и в том же направлении, как до срыва. Если же они вывернуты или замедлены тормозами, это может привести к резкому заносу.

Именно поэтому решение ничего не делать (до возвращения сцепления с дорожным покрытием) может быть не таким уж плохим. Все действия (рулем или "газом") будут полезны, если будут выполнены точно и своевременно, в противном случае вреда будет больше, чем пользы. Попытки корректировать занос рулением можно предпринимать только когда вернется сцепление с дорогой. Вопрос в том, будет ли это еще возможно.

В любом случае для благополучного исхода помимо правильных в данной ситуации действий и хладнокровия нужна еще как минимум удача. На самом деле аквапланирование – одна из опаснейших ситуаций на дороге, в которой может быть бессилен даже хорошо подготовленный водитель. А посему…

Лучше до этого не доводить

Да, это как раз тот случай, когда шансы на успешное решение проблемы по факту ее возникновения невелики, поэтому крайне желательно если не исключить, то минимизировать вероятность ее возникновения. А вот такие возможности у водителя есть.

На вероятность возникновения аквапланирования влияют различные факторы. Прежде всего это уровень воды, а также рисунок протектора и его глубина. Но также нагрузка на колесо и скорость движения. На многие из этих составляющих водитель может в той или иной степени влиять.

Глубина лужи от нас не зависит, но мы выбираем, как ее проезжать. Если дорога залита водой, есть вероятность, что ее слишком много (один из тревожных симптомов – впереди идущий автомобиль не оставляет следов, поднимает высокие брызги), что уже повод рассматривать ситуацию как потенциально опасную. Дополнительный риск несут лужи, а также залитая водой продольная колея. Здесь решением может быть пропускать такие места между колес.

Надо понимать, что риск возникновения аквапланирования в большей степени зависит от глубины протектора. Чем больше он изношен, тем меньше воды способна вытеснить шина, тем выше риск "всплытия". Поэтому на старых покрышках нужна еще большая перестраховка.

И, наконец, скорость. Чем больше воды и чем меньше остаток протектора, тем меньше надо, чтобы колеса "всплыли" над дорогой. Но даже если покрышки новые, а лужи с виду не страшные, это не повод ехать аки посуху. В любом случае сильный дождь, вероятность затопления дороги и те же лужи – это повод снизить скорость. Риск аквапланирования возрастает на скоростях свыше 60 км/ч, но в отдельных случаях (большой слой воды, изношенные шины) это явление возможно и на 40-50 км/ч.

Что делать, если удалось оценить ситуацию лишь непосредственно перед въездом в воду? Если позволяют время и место, максимально гасим скорость до того момента, далее проезжаем водное препятствие уже без торможения, средним "газом" и по прямой. Если лужа в повороте, строим траекторию так, чтобы все равно проезжать ее по прямой. 

В определенном смысле аквапланирование сродни прыжку с трамплина: сделать что-то в полете вы уже не можете – скорее, ухудшите ситуацию, исправлять ее надо было до (снижать скорость, чтобы не прыгать, или правильно заходить на трамплин). Или пытаться сделать что-то при приземлении.

Наш вердикт

Аквапланирование опасно тем, что водитель полностью теряет контроль над автомобилем, при этом ситуация развивается очень быстро и непредсказуемо. По счастью, оценить и снизить риск этого явления достаточно просто. Для этого нужно оценивать дорожную обстановку (учитывать погодные условия, состояние дороги, степень износа шин), правильно выбирать скорость и траекторию при проезде потенциально опасных мест.

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/216804_1_350.jpg?v=1599930483
Пожалуйста, подождите...