"Спешиваться надо!" Когда здравый смысл важнее формализма. Блог велосипедиста

21597 35 1

Фото автора

Видео автора

21597 35 1

Фото автора

Видео автора

"Спешиваться надо!" - негодующе кричат автомобилисты проезжающим перед ними велосипедистам. Они правы? Иногда да, иногда нет. А вообще в вопросе о "спешивании" много нюансов, которые никого особо не интересуют. И совершенно напрасно!

О чем вообще речь?

Для начала напомним п.151 ПДД: "При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов".

Вроде все понятно - и вообще, что тут обсуждать? Есть требования Правил дорожного движения,  их следует выполнять - и точка! Но в реальной жизни возникает много вопросов и нюансов. Вот, например…

Зачем это правило?

"Что значит зачем?" - удивятся водители. Чтобы велосипедисты не вылетали на проезжую часть прямо под колеса автомобилей. Что же, логично. Если велосипедист не едет, а идет, его появление на проезжей части будет более предсказуемым. Теоретически - возможно, а на практике могут быть самые разные варианты. Для наглядности я сделал несколько разных проездов на камеру.

С "летунами" через переход все понятно: это действительно опасное и безответственное поведение, особенно когда пути велосипедиста и автомобилиста могут пересекаться. Именно это и имеют в виду водители, говоря, что "спешиваться надо". Однако при этом понятия часто подменяются. Автоматически считается, что ехать небезопасно при любом раскладе, то ли дело идти пешком и катить велик рядом с собой. Однако это не так.

Само по себе "неспешивание" к безопасности особого отношения не имеет, равно как и "спешивание". Здесь важна именно скорость передвижения и предсказуемость действий для других участников дорожного движения. Во-первых, ехать можно очень медленно, со скоростью пешехода. Во-вторых, спрыгнув с велосипеда, можно быстрым шагом выйти на переход - будет все по ПДД, но появление велосипедиста все равно окажется для водителей неожиданным.

В общем, по большому счету безопасность зависит не от того, на колесах или на ногах пересекает велосипедист переход, а от того, как именно он это делает. В идеале - приостановившись, убедившись в том, что водители его видят и готовы пропустить.

В чем разница?

Ну а теперь самое интересное. Еще раз внимательно прочитайте п.151 ПДД. Он требует спешиваться лишь при движении по пешеходному переходу. А вот на велодорожке таких требований нет. То есть по ней можно дорогу переезжать. Выходит, в зависимости от установленных знаков и нанесенной разметки выезжающий на проезжую часть велосипедист либо нарушает ПДД, либо нет, притом что иных принципиальных различий между перекрестками и переходами может и не быть. Собственно говоря, и автомобилисты, и велосипедисты больших различий в поведении не делают. А что насчет безопасности? Как говорится, "см. выше".

На мой взгляд, принципиальная разница заключается в том, допускается одновременно движение автомобилей и пешеходов/велосипедистов или нет. Например, если это регулируемый переход через дорогу вне перекрестков (или перед ними), то здесь все безопасно: на свой "зеленый" велосипедист может идти или катить (и даже мчать), ведь автомобили будут стоять на "красный". И наезды в таких случаях возникают не из-за скорости, а из-за элементарного проезда на запрещающий сигнал светофора велосипедистом или автомобилистом.

Но если такой же переход не оборудован светофором, это в корне меняет ситуацию. Водитель пропустит велосипедиста, если увидит его, - здесь уже играет роль скорость движения и внезапность появления. Та же история с переходами на перекрестках, где водители, поворачивая направо или налево, должны пропустить пешеходов и велосипедистов, но в принципе имеют право на движение. Так что в этих случаях организация велодорожки выглядит довольно опасной затеей. Почему?

Корень проблемы

Все просто. Велосипедисты не думают о том, что автомобилисты их не видят. А часто это действительно так! Причина может быть в ограниченной обзорности (из-за столбов, деревьев, припаркованных или соседних машин), а может - в элементарной невнимательности или недостатке опыта. В итоге даже идущий пешеход или "медленный" велосипедист оказывается для такого водителя полной неожиданностью, не говоря уже про пролетающего ходом.

Особенно остро проблема стоит, когда водители должны пропускать после поворота направо или налево. В этот момент обзор для них затруднен. Опытные водители, более качественно отслеживающие обстановку и прогнозирующие ситуацию, еще могут "предугадать" появление даже быстрого велосипедиста и заранее увидят его, остальные же наверняка заметят "летуна" лишь в последний момент.

Добавим еще и тех, кто видит, но не пропускает осознанно и намеренно - они просто пытаются проскочить, чтобы не терять времени. Таких по моим наблюдениям - около трети из всех непропускающих. Просто делают "лицо кирпичом" - и едут.

Что в итоге?

Само по себе требование о "спешивании" подчинено определенной логике. По крайней мере это четкое указание к понятному действию, позволяющему замедлить велосипедиста перед переходом. А не абстрактная фраза вроде того, что велосипедист должен замедлиться и выбрать такую скорость, которая будет обеспечивать его видимость еще до выезда на переход. Или что-нибудь в этом духе - у нас таких формулировок в действующих ПДД и так хватает.

Тем не менее имеет место подмена понятий. Если велосипедист не спешился, это вовсе не означает, что он будет пересекать проезжую часть быстрее пешехода. Если он идет пешком, это вовсе не значит, что его появление на дороге стало более предсказуемым. И это я пишу не для того, чтобы оправдать езду по переходам, хотя и полагаю, что помимо формального следования ПДД есть еще и здравый смысл.

Мой главный посыл: даже "спешившись", не стоит отключать мозг на переходе, думая, что вот теперь-то меня заметят и пропустят. Могут и не заметить. Так что снижаем скорость, возможно, вплоть до остановки, смотрим по сторонам, а при приближении автомобиля устанавливаем зрительный контакт с водителем - убеждаемся в том, что он вас увидел и готов пропустить. Независимо от того, двигаетесь вы по велодорожке или пешеходному переходу, регулируемый он или нет.

Предпочитаете четыре колеса двум? Более 36 тысяч предложений по новым и подержанным машинам в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214591_1_350.jpg?v=1586162406
Пожалуйста, подождите...