Этому не научат в автошколе. Что в идеале должен уметь и понимать каждый водитель

22844 24

Фото автора и Елены Дорошкевич

22844 24

Фото автора и Елены Дорошкевич

Про так называемую "школу Овчинникова" я регулярно слышу минимум лет 10. Ее рекомендуют все знакомые, а один мой коллега даже является в ней инструктором (тот самый, что теперь веложурналист, - шутка). Причем все говорят о курсах чуть ли не с придыханием: мол, после "контраварийки" водительский дзен познаешь. Поэтому, как только появилась возможность записаться на обучение, я мигом это сделал!

Обогнать за 38 секунд

Контраварийному вождению Сергей Овчинников со своей командой обучает белорусов больше 20 лет. Сначала это была школа экстремального вождения, теперь - Центр контраварийного вождения. Среди наставников хорошо известные постоянным читателям Автобизнеса персонажи. С некоторыми вы встречались в раллийных репортажах, а другие даже были авторами публикаций.

В центре есть несколько программ подготовки. Одни подойдут выпускникам автошкол (банальная парковка или движение задним ходом в стесненных условиях и тому подобное), другие - будущим автогонщикам (траекторная езда и прочие хитрости). Есть и стандартная летняя программа контраварийной подготовки, на которую отправился я.

Суммарно курсы длятся шесть дней: первые три вы занимаетесь теорией и отрабатываете правильные движения рулем на тренажере, а потом еще три дня - практика на полигоне.

На "теории" Сергей Овчинников разбирает типичные аварийные ситуации, рассказывает, как бороться со сносами-заносами, чем опасно аквапланирование, как безопасно обгонять, почему во дворах желательно ехать даже медленнее разрешенных 20 км/ч и тому подобные вещи - в общем, все то, что должны были подробно растолковать еще в автошколе.

Параллельно "вкручиваются" занятные цифры. Знали, сколько придется потратить на обгон при скорости 90 км/ч при условии, что тот, кого вы обгоняете, сбросит скорость до 80 км/ч? А вот специалисты по безопасности рассчитали - аж 38 секунд от начала до конца маневра, причем проедете вы почти километр. Вспомните об этом, когда решитесь обгонять на загруженной трассе.

"За рулем вы отвечаете за свою жизнь и жизни своих пассажиров. Если придется выбирать: аккуратно съехать в кювет на трассе или допустить лобовое столкновение - что вы выберете? - спрашивает Сергей Олегович у курсантов и, выдержав практически театральную паузу, добавляет: - При лобовом ДТП последствия явно будут хуже".

В финале каждого теоретического занятия - работа на тренажере, правильный захват и перехват руля. Крутить им под чутким руководством нужно для того, чтобы банально не запутаться в руках и не переломать себе пальцы в экстренной ситуации. Но даже простые упражнения на тренажере не всегда даются с первого раза, если руки уже привыкли работать неправильно. Поэтому чем меньше у вас стаж вождения, тем проще следовать указаниям преподавателя.

"Представь, что это сосед с перфоратором в 12 ночи"

А теперь самое интересное - практика. Будем мучить Focus! Зимнее испытание шин сорвалось из-за аномально теплой погоды, к результатам антикор-теста мы еще вернемся, так что самое время для полигона!

К слову, чтобы упростить выполнение заданий, специалисты заранее просят повысить давление в шинах на 0,5 атмосферы. Ставлю "лето", которое не жаль, подкачиваю резину - и вперед, к знаниям и навыкам!

Первое впечатление - крутая работа команды инструкторов: ни секунды простоя и все под контролем. Курсантов быстренько распределяют на упражнения по всему полигону. Мне в первый день сразу досталась медленная "змейка". Время и траектория на ней вообще не важны, главное - правильная работа рулем, перехват строго через самый верх обода, так называемое положение "12 часов".

А еще - правильная посадка! В народе принято считать, что максимально близко к рулю обычно сидят выпускницы автошкол, мол, так они лучше чувствуют габариты. Не смешите этим работников Центра контраварийной подготовки: правильную посадку по рукам очень легко проверить - вы кладете запястья на верхнюю часть обода, а локти при этом должны слегка провисать.

"В таком случае можно даже пожертвовать видимостью приборов, - считает Сергей Овчинников. - Вам же не нужно, например, все время проверять температуру охлаждающей жидкости - пускай руль стоит чуть ниже, перекрывает приборы верхней частью обода. Зато вы сможете быстро действовать руками".

Действительно дельный совет - тянуться никуда не надо, руки сразу в "рабочем" состоянии. С непривычки чувствуешь себя немножко "утрамбованным" в панель, но при этом растет точность и контроль движений.

Дальше - отработка экстренного торможения. Суть в том, чтобы заставить машину остановиться максимально эффективно и быстро всего-то с 60 км/ч.

Казалось бы, все просто - бей в педаль, а дальше все сделает ABS. Но то недоезд, то слишком слабо надавил, пощадил машину.

- Да не жалей ты тормоза, ударь со всей силы! Представь, что педаль - это сосед, который долбит перфоратором стену в 12 часов ночи, - инструктор Павел Вашкевич веселит замечаниями.

- А случалось, что у курсантов на этом упражнении проваливалась педаль тормоза? - уточняю из любопытства.

- Если тормозная жидкость была залита абы какая, то бывало. Но лучше пускай такие вещи случаются на полигоне, а не где-нибудь после 100 километров в час на МКАД.

Оригинальная жидкость в Focus серию жестких торможений выдержала. Но темп занятий едва ли сбавляется - впереди кульминация, "лосиный тест"! И вот тут начались самые большие проблемы.

Скорость на "лосе", как его сокращенно называют инструкторы, варьируется от 40 до 70 км/ч. Если вы считаете, что это черепаший темп и с ним можно легко объехать внезапное препятствие, то мне остается только пожелать вам удачи.

Курсанты же регулярно цепляли фишки (в этом деле я, пожалуй, вообще был лидером), эффектно слетали с траектории (как минимум два ярких вылета и на моем счету) или хватались за руль как мартышка за лианы (самокритично, ага).

Главный совет от инструкторов - действовать рулем надо быстро, но плавно, смотреть нужно не на препятствие, а куда надо ехать. Но удается это далеко не сразу.

И напоследок - быстрая "змейка", где опять нужно следить за положением рук. К концу занятий мозг просто "плавится" от переизбытка информации.

"Второго "лося" прибил коронавирус"

В последующие дни скорости подрастают, инструкторы усложняют задания. Так, экстренно тормозить теперь нужно не просто по прямой, а с объездом препятствия - имитация ситуации, когда перед вами кто-то резко встал, тормозного пути не хватит, чтобы остановиться следом, - нужно оттормозиться и при этом отрулить от объекта, попутно успев бросить взгляд в зеркало заднего вида. Быстрая "змейка" при этом превращается в череду препятствий из фишек, которые нужно объезжать четким и быстрым движением руля под сброс "газа".

Третий день - финал: учат экстренному разгону и (внезапно!) комфортному и неспешному сбросу передачи вниз через "перегазовку".

"Лосиный тест" при этом теряет один элемент - если раньше это было упражнений из двух "лосей" подряд, то теперь остается только один.

"Второго "лося" прибил коронавирус", - пошутил инструктор Данила Алтуфьев. Смысл упражнения в том, чтобы спровоцировать ошибку, намеренно заставить машину скользить, дабы понять ее поведение и как этот самый снос погасить.

Наш вердикт

В этом месте, наверное, должен быть красивый итог, как за три вечера на полигоне я всему научился. Хорошая попытка, но нет: с каждым упражнением на третий день настроение только ухудшалось.

- Я же, блин, ни черта не умею ездить! - в сердцах выпаливаю на одном из заключительных упражнений.

- И это нормальная реакция! - "успокаивает" инструктор Юрий Янковский. - На самом деле у большинства курсантов эти слова написаны на лице, но не каждый это говорит. Зато с помощью нашего курса они понимают предел своих возможностей.

Тут нельзя не согласиться, особенно когда беспомощно влетаешь в конусы, сидя за рулем как пассажир с квадратными глазами, а скорость при этом даже не добирается до 100 км/ч.

Смысл занятий на полигоне не в том, чтобы научиться всему и сразу, - смысл в том, чтобы понять, чего конкретно вам не хватает для безопасного вождения и как минимизировать ущерб, если аварии все-таки не избежать. К тому же никто не мешает самостоятельно отрабатывать упражнения на площадках или повторить курс спустя некоторое время.

И если после прочтения этого текста вы подумали, что курсы "контраварийки" - это какое-то баловство и вы спокойно проживете без этих знаний, то я просто напомню: зимой в Беларуси все еще иногда выпадает снег и бывает гололедица, на загородных трассах из ниоткуда появляются дикие животные или лежащие посреди дороги пьяные тела, на улице прямо перед вами кто-то может резко остановиться, а во дворах из-за машин под колеса нередко выпрыгивают дети или собаки.

Кузовные запчасти в базе объявлений Автобизнеса. Более 151 тысячи предложений!

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214488_1_350.jpg?v=1585327421
Пожалуйста, подождите...