Эксперимент с каршерингом. Итоги недели без автомобиля

22825

Идеи материальны. Мысль попробовать обходиться без автомобиля, используя альтернативный транспорт, неожиданно реализовалась в редакционное задание. Правда, альтернатива получилась довольно ограниченной: только каршеринг оператора Anytime, который является партнером данного проекта. Но и это – интересный опыт. А также отличная возможность подробно изучить и протестировать сервис краткосрочной аренды в различных режимах. Но вот неделя подходит к концу – пора подводить итоги и отвечать на вопросы.

Удобно?

Для городских поездок – вполне. Главный вопрос – о шаговой доступности автомобилей. Как показала неделя наблюдений и собственно эксплуатации сервиса, почти всегда удавалось найти машину в пределах 15-минутной прогулки . Иногда они оказывались буквально в 100 – 200 метрах от меня, но примерно так же часто случалось, что до ближайшего автомобиля – несколько километров. Говорю только про свой опыт!

Иногда машины можно лишиться, едва только приехав на место и завершив аренду. Так со мной бывало пару раз, причем, как назло, в тех случаях, когда длительность встречи делала невыгодной режим "ожидание" (за час набегало 4,2 рубля), а когда требовалось ехать дальше, свободных машин уже не было.

Второй аспект – ограничения. За небольшим исключением закончить аренду можно только в пределах МКАД (но режим ожидания можно использовать на территории всей страны),  так что дальние и длительные поездки могут быть невыгодны. Скажем, жителю Смолевич или Молодечно  не интересно добираться домой на каршеринге: аренду в родном городе не закончишь, а оставлять на ночь неинтересно по экономике.

Хватает и других условий. Ставить в подземном или многоуровневом паркинге нельзя, перевозить громоздкие вещи или животных (за исключением мелюзги в переносках) – тоже. С перевозкой детей также вопросы: не таскать же с собой кресло или бустер! Опять же, в своей машине можно оставлять все, что угодно. В каршеринге – только на время аренды.

Но в сравнении с личным автомобилем у каршеринга есть свои плюсы. Не надо думать про обслуживание, шиномонтаж, мойки, заправки (если выбирать машины с достаточным запасом топлива). И вообще можно забыть про многие злободневные вопросы автомобилиста.

Впрочем, у пассажира такси забот тоже немного: доехал до места, вышел – и тебя не волнует вопрос, где бы  в центре города оставить машину. То же и с началом поездки: вызвал машину – сразу сел в теплый салон. Личный или арендный автомобиль зимой придется греть, а то и откапывать от снега.

Но во многих случаях каршеринг выигрывает у такси и сервисов вроде Uber по удобству использования. Речь о длинных городских или пригородных поездках со сложным маршрутом и несколькими (иногда длительными) остановками. Здесь ты практически пользуешься своим автомобилем. Разве что по окончанию всей поездки из него надо достать все свои вещи и правильно "оставить".

Сложно?

В комментариях к предыдущим материалам читатели негодовали: какой смысл ради мнимой экономии заморачиваться всеми этими квестами с поиском автомобиля, фотографированием и прочим?

Мой первый опыт каршеринга случился два года назад – это было необычно. Затем изредка пользовался этим сервисом у разных операторов – и каждый раз вспоминал заново, что да как, даже правила перечитывал и договор. Но несколько  дней использования быстро научили все делать на автоматизме и уже не задумываться о порядке действий.

Вспомните, как вы начинали ездить, впервые самостоятельно заправлялись, осваивали свой первый компьютер, смартфон или интернет-банкинг, как в первый раз что-то купили онлайн или вызвали Uber. История примерно та же: сначала как-то непонятно, затем все на автоматизме. 

Через несколько дней поездок все уже довольно привычно. Здесь, как говорится, главное попробовать втянуться, дальше все проще и обыденнее. Окинуть взглядом  машину перед поездкой? Это я делаю давно – приучила езда на тестовых автомобилях и машинах на КАСКО. Проверить комплектность? Плевое дело. Сделать пару фотографий до и после? Тоже не проблема. Бронировать, открывать и закрывать со смартфона – сначала прикольно, потом… Ну а почему бы и не со смартфона?

Страшно?

Здесь, конечно, основной вопрос – об ответственности. Скажу в тридесятый раз: договор довольно жесткий. Но компания утверждает, что жесткие санкции готова применять только к тем, кто этого на самом деле заслуживает: садится за руль в нетрезвом состоянии, устраивает гонки на высоких скоростях и жесткие замесы или пытается разобрать машину на запчасти. А добропорядочным клиентам беспокоиться не о чем: на мелкие царапины могут закрыть глаза, а даже если виноват в ДТП, ущерб не превысит лимита ответственности (500 или 1500 рублей в зависимости от тарифного плана). Поводов не верить в такие утверждения у нас нет: ни в обсуждениях статей, ни в профильных чатах и форумах нам не попадались реальные истории, в которых оператор злоупотребил бы условиями договора.

Честно говоря, сначала было страшновато: стоит ли вообще связываться? С другой стороны, я и так имею дело с тестовыми автомобилями – так там пострашнее будет! Далеко не все машины застрахованы по КАСКО, их стоимость сопоставима со стоимостью квартиры, а многие дилеры запросто взыскивают с журналистов за повреждение автомобилей во время тест-драйвов. В общем, ездить аккуратно на чужой технике и понимать степень ответственности за ее сохранность я привык давно.

Но если говорить за рядового пользователя, то, конечно, чужой автомобиль это чужой автомобиль, и взятая на себя ответственность не может не тяготить. 

Дорого?

На момент написания итоговой части общий пробег на каршеринговых машинах составил 176 километров, а в среднем около 30 километров в день (с арифметикой у автора все в порядке, просто неделя еще не закончилась), что на самом деле соответствует пробегу "на работу/домой, иногда по делам" многих жителей крупного города. Сразу посчитаем в масштабе: в месяц это около 900 километров, в год – 10 800. Что, опять же, является вполне характерным пробегом для многих автомобилистов.

Ну а что по затратам? 176 километров я преодолел за 4,5 часа, плюс чуть более получаса суммарно пользовался режимом "ожидание". Общая сумма за эти поездки – 80,03 рублей, но на деле я заплатил на восемь рублей меньше, так как два раза получал бонусы за заправку. Итого получаем 72,03 рубля. Выходит, один километр пробега обошелся мне в 41 копейку. Пусть даже будет 45, без бонусов. Если пересчитать километры, минуты и копейки, получим около 13,5 рублей в день, 94,5 в неделю, примерно 405 в месяц или 4860 в год. Много это или мало?

На самом деле в предыдущих материалах я уже сравнивал стоимость километра на каршеринге и личном автомобиле. У меня есть тщательно выверенные расчеты по Renault Logan за три года и 60 тыс. км, с момента покупки и до продажи, с учетом абсолютно всех расходов и потери стоимости. Так вот, по тому автомобилю получена цифра в 28 копеек за километр. Как показывает опыт других владельцев автомобилей малого или малого среднего класса, ведущих все подсчеты, это достаточно справедливая цифра. В среднем свежий автомобиль такого класса обходится в 25 – 35 копеек за километр. Но это в случае, если у вас есть вся сумма на руках для покупки авто, в противном случае кредиты и лизинги прибавят еще несколько копеек к стоимости владения исходя из затрат на 1 километр, и вот тогда каршеринг может быть даже дешевле.                                                                                                                                 

Сравнительная таблица
Параметр Автомобиль Каршеринг
Стоимость километра 0,28 руб. 0,45 руб.
Ежедневный пробег 30 км 8,40 руб. 13,5 руб.
Ежемесячный пробег 900 км 252,00 руб. 405 руб.
Ежегодный пробег 10 800 км 3.024,00 руб. 4.860,00 руб.

Расчеты  и сравнения, проведенные в предыдущих отчетах, показывают, что в сравнении с такси или Uber каршеринг может быть дешевле на 10 – 30% в городе, в загородных поездках выгода может быть и побольше, но здесь уже все зависит от продолжительности поездки и того, где будет заканчиваться аренда.

Наш вердикт

Какой вывод можно сделать с учетом всего вышесказанного? Даже в крупном городе каршеринг в силу существующих ограничений и тарифной политики личный  транспорт не заменит: есть много ситуаций, когда кратковременная аренда будет неудобной, невозможной или дорогой. Но на роль "подменки" в случае, когда машина временно отсутствует или одна на всю семью, каршеринг вполне сгодится. 

Точно так же – не всегда, но иногда каршеринг может быть более интересной альтернативой традиционному прокату или такси в любом его проявлении – в силу более доступной стоимости или элементарно удобства. На мой взгляд, основная проблема каршеринга на сегодня – все еще недостаточное количество автомобилей для Минска, из-за чего с шаговой доступностью  по-прежнему есть вопросы. Но с дальнейшим увеличением парка это вопрос может быть если не решен, то значительно улучшен. Тем более темпы пополнения парка у Anytime высокие. Это же относится и к разнообразию: хотелось бы иметь возможность арендовать разные марки, модели и классы. И, конечно, зоны, в которых разрешено окончание аренды: было бы неплохо, чтобы дело не ограничивалось лишь столицей и отдельными зонами в Минском районе.

Самый разумный подход при таком раскладе – чередовать кратковременную аренду с тем же такси, прокатом или даже общественным транспортом – в зависимости от того, что выгоднее и удобней. Ну а если использовать все в комплексе, то, ей богу, уже всерьез можно задуматься о том, насколько действительно нужен личный автомобиль!

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора, Google
ABW.BY

Ранее в проекте:

"Это уже несколько неожиданно". Попытались сравнить расходы на каршеринг, такси и личный автомобиль

1500 рублей за царапину? Во что обойдется авария не на своем автомобиле

Едем на каршеринге в аэропорт: насколько дешевле, чем на такси?

Как потратить рубль, а получить четыре. Советы опытного "каршеривода"

Царапины простят, за лимит ответственности без веских причин не выйдут. Представители Anytime отвечают на вопросы читателей о каршеринге

Пожалуйста, подождите...