Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Найти машину за пару тысяч не проблема, но расходы на этом только начинаются". Как покупают автомобили и за что платят их владельцы в США

35472

Мой собеседник провел в Соединенных Штатах достаточно времени, чтобы приобрести машину и познать все плюсы и минусы этого решения. Что такое недорогой автомобиль по-американски, во сколько обходится его содержание и почему лучше не портить свою "историю" - об этом и не только от первого лица. 

Почти как у нас, но есть нюансы

- Как найти подержанный автомобиль? Так же, как и у нас: через интернет, по объявлениям. Только американцы стараются найти автомобиль там, где живут. Ехать в другой город или даже штат за машиной имеет смысл, если это что-то особенное и оно того стоит. Дело в том, что это слишком накладно по деньгам и по времени. 

Например, я жил в Бостоне, штат Массачусетс. Если бы я искал машину в другом штате, скажем, в Нью-Гэмпшире, а это всего час езды, покупка там обернулась бы для меня определенной морокой. В другом штате я машину зарегистрировать не могу, а без "номеров" своим ходом ее гнать нельзя. Поэтому вариантов два: или брать эвакуатор (можете себе представить, во сколько он обойдется!), или ехать домой с документами, регистрировать машину (для этого она сама не нужна), а затем вернуться за ней. 

В моей ситуации машина мне была нужна срочно, на решение этого вопроса у меня был всего один день. Та еще ситуация! Другая страна, что да как не знаешь, языком владеешь далеко не идеально… Но ничего, разобрался! Система такая же, как и у нас: есть машины, которые продают владельцы, есть такие же "перекупы", как у нас, там они называются дилерами. Но купить машину у владельца практически нереально: все хорошие варианты оперативно выкупают дилеры. 

Я изначально не хотел покупать дорогой автомобиль, потому что не знал, как долго он мне будет нужен. Могло сложиться так, что я поезжу на нем пару недель или месяцев, а потом надобность в нем отпадет. Продать его быстро без потери в цене было бы сложно - а зачем терять деньги? Поэтому искал дешевый вариант. 

Сначала я смотрел машины до 1000 долларов. Даже по фотографиям и описанию это была полная жесть! Люди там машины не ремонтируют вообще. В США чинить автомобиль дорого: запчасти дешевые, а вот работа стоит денег. Например, у меня товарищ пробил поддон на VW Passat, так за его замену, включая прокладку и новое масло с фильтром, он отдал почти 500 долларов при стоимости машины полторы тысячи. То есть ремонт дешевых машин просто нецелесообразен.

В общем, бюджет увеличил до двух тысяч. Первой посмотрел Toyota Camry 2000 года на "механике". Насколько помню, она стоила 1900 долларов, и с этой цены ничего не хотели сбрасывать. Внешне машина была хорошая, салон ухоженный. Но амортизаторов не было ни передних, ни задних, глушитель прогорел, а двигатель работал плохо. Ездить на такой машине было бы страшно, а ремонтировать подвеску, как я уже объяснил, не имело смысла. 

Следующей была Toyota Corolla 2001 года за 2200. Она мне понравилась: вид хороший, на ходу живенькая, видно, что ухоженная.

Но на той же стоянке у дилера стояла Honda Civic 1999 года за 1200 долларов. Пробег около 160 тысяч миль, двигатель 1.6, "механика". Из явных "косяков" - сгнило переднее крыло, ржавчина на капоте. Но мотор, подвеска, салон - все очень хорошее. В итоге я взял именно эту машину. 

Быстрая регистрация и "правильный" техосмотр

Дилер выписал мне что-то вроде нашей справки-счета: документ формата А4, в который внесены данные об автомобиле, продавце и покупателе. Вместе с этим документом я получил ключи. Все, теперь машина моя! 

Но, как я уже сказал, ездить без "номеров" нельзя, это грозит штрафом и эвакуацией на штрафстоянку. Поэтому с выданным документом я поехал в RMV - это как у нас МРЭО. Никаких вопросов там не возникло. У меня нет американского гражданства, даже американских "прав", но в Массачусетсе с этим никаких проблем (в некоторых штатах негражданину США поставить машину на учет сложно). Было достаточно "счета-справки", моего паспорта и страховки на автомобиль. Кстати, оформить страховку можно и через интернет.

"Номера" получаешь сразу же. В момент регистрации надо оплатить налог на покупку автомобиля - порядка 6 процентов стоимости машины. В моем случае это было 80 долларов, за получение "номеров" еще 80. Все, теперь можно вешать "номера "на машину и ездить на ней. А вот документ на автомобиль (техпаспорт) на руки не дают, а присылают по почте. Сразу выдали просто бумажку формата А4, в которой указано, что я - владелец этого автомобиля. Этот документ надо хранить в машине. Что касается техпаспорта, то в нем есть вся история: кем и когда машина была куплена, при каждом оформлении указывается пробег, так что можно быть уверенным в том, что его не отмотали. 

После покупки дается 7 дней на то, чтобы пройти техосмотр. Я боялся, что здесь у меня возникнут проблемы: крыло гнилое, колесные диски имели ржавчину. У нас бы такую машину точно развернули, но там на это не обращают внимания, а смотрят все, что касается безопасности. Занимаются осмотром мастерские. Машину поднимают, проверяют подвеску, рулевое, колеса, выхлопную систему, двигатель, чтобы не было утечек жидкостей и не горел "чек", в любом случае подключают сканер и читают ошибки. Обнаружили, что порвана резинка "дворника", предложили поменять у них. Замена двух щеток обошлась в 40 долларов, в магазине они стоят 25. Сам техосмотр обошелся в 35 долларов и занял 30-40 минут. 

Еще пару слов о страховке. Моя недорогая - 980 долларов за год, плата каждый месяц равными долями. Это очень дешево, потому что машина недорогая, а страховка "односторонняя", что-то вроде нашей "автогражданки". Американцы обычно оформляют двусторонние страховки - аналог "гражданки" и КАСКО - и платят примерно 2000 долларов в год. Но стоимость страховки зависит от points (баллов), которые помимо штрафа получает водитель при нарушении ПДД. Если баллы накапливаются, "история" водителя считается плохой, страховка становится дороже. Знаю людей, которым приходится платить по 600 долларов в месяц за страховку. 

Штрафы и повсеместный контроль

Каюсь: как-то проехал на красный свет (точнее, уже на мигающий желтый), и мне прислали "письмо счастья". Я помню, что там был полицейский, по идее, я мог остановиться, должен был это сделать, но вышло так, как вышло. Хорошо, что не создал аварийную ситуацию. Полицейский тогда за мной не поехал, не остановил меня, а бланк прислали по почте. Меня предупредили, что нарушение зафиксировано, но не оштрафовали. То есть вынесли предупреждение, но теперь я уже в базе данных. Если в течение года делаю второе такое же нарушение, мне вспомнят мой первый штраф и дадут второй. И я стану считаться "опасным водителем". Это справедливо. Один раз человека прощают, но если он систематически нарушает, он уже опасен. 

Можно ли ездить без оплаты налога, страховки или без техосмотра? Нет! У знакомого машина просто стояла на улице, был просрочен техосмотр. Ему прислали домой "письмо счастья". Если бы не было страховки, машину бы эвакуировали. Контроль там намного жестче, чем у нас. Полицейские машины оборудованы камерами и сканируют всю дорожную обстановку. И если есть какие-то нарушения, например, отсутствующие или просроченные "номера", не пройден техосмотр, это все мгновенно отображается, полицейские принимают решение, что делать дальше. 

Как-то мы ехали с товарищем, и нас остановил полицейский, потому что на нашей машине не были продлены "номера". Он сказал, что не может разрешить нам продолжить движение, и предложил вызвать эвакуатор, который доставил машину к дому. За 10-минутную поездку пришлось заплатить 150 долларов плюс штраф 150. На самом деле полицейский мог сам продлить регистрацию, но поскольку у человека были штрафы, которые он не оплачивал в течение года, у него уже была плохая "история". И регистрация была просрочена больше чем на месяц. То есть если бы это был человек с хорошей "историей", все было бы совсем по-другому. Кстати, все эти штрафы еще можно оспорить: если ты не согласен, то идешь суд, объясняешь ситуацию. Полицейский тоже должен явиться на заседание, а дальше уже судья выносит решение. 

Если страховки нет (ты перестал ее оплачивать, не продлил на следующий год), ты не платишь налог на автомобиль (тоже порядка 6 процентов стоимости машины) или не продлеваешь регистрацию (в моем случае это 35 долларов в год), "номера" аннулируются. Машина без действующих "номеров" в общественном месте - на улице или стоянке - стоять не имеет права. Ее просто заберут на штрафстоянку. Эта мера работает на то, чтобы на дорогах и во дворах не скапливался хлам, который не ездит. Владельцу проще отказаться от такой машины, продать ее или сдать на свалку. Получается так: если ты не оплатил налог или регистрацию, ты не то что ездить, а даже оставлять машину на улице не можешь. 

Дороги бывают разные, но взаимоуважение есть всегда

Ездят там совершено по-иному. Прежде всего с уважением к другим. Подъезжаешь иногда со второстепенной дороги, а водители на главной останавливаются, пропускают. Я порой не понимаю, что они делают! И стиль езды очень спокойный. А в городах иначе и невозможно: ограничения скорости 25-30 миль в час (40-50 км/ч), много светофоров и знаков Stop. И сами дороги не дают возможности быстро ехать, особенно в старых городах: они извилистые, со сложными перекрестками. Сильно не разгонишься. 

Что касается качества, то в городах, например в Нью-Йорке и Бостоне, я таких убитых дорог давно не видел. По сравнению с ними минские просто шикарные! В чем это проявляется? Отсутствие разметки, много ям, причем порой сумасшедших размеров. 

Само собой, на хайвеях все иначе. Трассы в гораздо лучшем состоянии (вот там качество покрытия идеальное!), сделаны они гораздо безопаснее наших. Если это автобан, там везде идет разделительная полоса из бетонных блоков или целая взлетная полоса между встречными направлениями, чтобы не допустить вылета на "встречку".

После американских дорог понимаешь, насколько наши перегружены знаками. Здесь приходится переваривать неимоверный объем информации. Там знаков меньше, но, во-первых, они крупнее, во-вторых, подписаны. При этом, если остановка запрещена, на каждом столбе будет висеть маленькая дублирующая табличка. Так что если основной знак перекрыт, допустим, грузовиком, ты все равно будешь знать, что здесь стоять нельзя. 

Там практически нет знаков "Главная дорога", куда больше знаков Stop. Причем немало перекрестков, где они установлены с четырех сторон. Кто первым приехал, тот первым и проезжает. Глазами встречаешься с водителем или рукой, жестом показываешь "проезжай" или "я поеду первым". Я уже говорил: все относятся друг к другу с уважением, без наглости. 

Есть платные дороги. Если на машине нет Easy Pass, то ты заплатишь за проезд по "номерам". Это будет стоить в 2,5 раза дороже, чем с устройством. То есть так бы ты заплатил, скажем, доллар, но поскольку тебе пришло письмо, то платишь 2,5. Это не штраф, а просто более высокий тариф. Как вариант - можно зарегистрироваться в системе, тогда это будет в полтора раза дороже, чем с устройством, но намного меньше, чем просто по "номерам". 

Не хочешь платить за трассы, можно использовать бесплатные дороги - будет чуть медленнее/длиннее, но не намного. Например, въезд в аэропорт платный. Мне было интересно: а бесплатный подъезд есть? Да, на 30 минут дольше, но он есть. То есть у людей есть право выбора, платить или нет. 

А еще там полицейские не пытаются тебя унизить или оштрафовать. Они обеспечивают порядок и безопасность на дороге. И это очень сильно чувствуется. Например, если идет дорожный ремонт, перед ним будет стоять полицейский автомобиль с проблесковыми маячками. Если на автобане кто-то остановился, сразу же выезжает патрульный автомобиль. И он также будет стоять с включенными маячками, пока машина не уедет или не будет эвакуирована. Полиция приезжает не оштрафовать, а помогать. 

Города против машин

В центре городов стоянок мало, они все дорогие. Например, Нью-Йорк - это для меня город, в котором иметь машину просто невозможно. Вовсе не случайно там все ездят на такси. В Бостоне с парковками тоже туго. 

Много где в центре можно оставить машину не больше чем на два часа, дальше - штраф. Видел штрафные квитанции на 75 долларов. А однажды меня самого оштрафовали на 15 - оказалось, ночью на улицах парковаться нельзя! 

Стоимость дифференцированная в зависимости от зоны, дня недели (рабочий или выходной), времени суток. Многие места могут быть бесплатными с 18 до 8 часов, то есть с вечера до утра. Но днем парковка получается дорогой: в центре тариф может быть и 2, и 15 долларов в час. Поэтому многие ищут съемное жилье таким образом, чтобы было удобно добираться на общественном транспорте. 

Я жил в пригороде, там была своя частная стоянка. На машине в город я ездил по вечерам. А если нужно было днем, то садился на общественный транспорт. Дело не только в стоимости: надо еще найти, где припарковаться! Мест или нет, или находишь такие, откуда еще полчаса идти пешком. Так что я ездил на автобусе и метро. Автобус стоил 1,75 доллара, автобус и метро - 2,25. 

Если так все сложно и недешево, зачем тогда вообще машина? Общественный транспорт спасает в центре города, а в пригороде его нет. И есть много мест, куда ты на автобусе не доберешься - только на машине или на такси. В США очень развит Uber и его аналог Lift. Стоимость варьируется от времени суток, один и тот же маршрут может стоить и 9, и 18 долларов, но дешевле 9 не бывает. Поездка 25 минут обойдется в 25-30 долларов. Каждый день не наездишься. 

Именно поэтому у меня и появилась Honda, так как по работе мне надо было ездить в офис, расположенный в пригороде. Но когда я поменял место работы, острая необходимость в машине отпала. Она днями стоит под окнами. Зато я съездил на ней в Нью-Йорк, в горы, по вечерам выезжал погулять в Бостон. 

Да, сейчас я плачу по 90 долларов в месяц за страховку, хотя машина просто стоит без дела. Но если я ее продам, то получу за нее 200-300 долларов - столько даст дилер или СТО. А если через какое-то время мне снова понадобится автомобиль, опять придется тратить время на его поиски, покупку и оформление. Снова я буду платить за регистрацию, налог и техосмотр. Правда, можно попытаться продать автомобиль самостоятельно - потратить больше времени, но и получить больше денег от покупателя. Возможно, я как-нибудь этим займусь. Не столько из-за необходимости, сколько из интереса. А еще в планах получить американские "права". Но это тема для отдельного разговора!

Слушал и записывал Иван КРИШКЕВИЧ
Фото рассказчика и из открытых источников
ABW.BY

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль