"Это ненормально, когда человек погибает от удушья при работающем сердце". Реаниматологи о том, как правильно оказывать первую помощь при ДТП

16070 2
16070 2

Однажды став очевидцем серьезного ДТП, в котором пострадали люди, наверное, каждый, кто не обладает знаниями по оказанию первой помощи, корил себя за бессилие, потому что просто не знал, как помочь. Кому-то кажется необходимым первым делом поставить автомобиль на колеса, кто-то на адреналине бросается вытаскивать людей из машины, а кто-то вообще боится подойти близко.

Такие ситуации случаются не каждый день, и растерянность понятна, но тогда и приходит осознание, что ты не знаешь элементарных вещей: что можно делать, чего нельзя, какие действия нужно предпринять в первую очередь, чтобы действительно помочь, а не навредить. Ведь ситуацию с гибелью людей от так называемых предотвратимых причин - тех, которые можно не допустить, вполне можно было бы исправить, если бы люди знали, что делать.

Увидев, насколько беспомощен обычный автомобильный огнетушитель при пожаре автомобиля, многие покупают ОП-5. Точно так же после осознания собственной беспомощности в какой-то критической ситуации хочется пойти на курсы оказания первой помощи. Но, как правило, это первый порыв, который со временем затухает, если его вовремя не реализовать. До обучения "по собственной инициативе" доходят в буквальном смысле единицы.

О том, как зыбко равновесие...

… белорусы узнали после взрыва в минском метро. После этого Совет безопасности поручил Минздраву разработать систему обучения населения оказанию первой помощи. Были разработаны основные положения, согласно которым обучение должно было стать обязательным для представителей профессий повышенно риска, а также продумана трехуровневая система обучения. По сути, нет препятствий, чтобы это заработало уже в ближайшее время.

Сейчас оказанию первой помощи при состояниях, представляющих угрозу жизни и здоровью человека, граждан Беларуси учат кафедра скорой медицинской помощи и медицины катастроф БелМАПО, Белорусское общество Красного Креста и некоторые организации в частном порядке. У Красного Креста это экспресс-курс продолжительностью один рабочий день, оплатой служит пожертвование обществу. У БелМАПО - курсы продолжительностью 35 часов с выдачей справки о прохождении обучения. Медакадемия последипломного образования учит как самих медиков, так и представителей профессий повышенного риска - сотрудников системы МВД, МЧС, железной дороги и др. Записаться на занятия "человеку с улицы" можно, но в БелМАПО, к примеру, придется ждать определенное время, пока сформируется группа.

Еще есть интернет-ресурсы, на которых можно поверхностно ознакомиться с теми или иными знаниями, но нужно понимать, что основательную подготовку они не обеспечат, равно как не обеспечит ее и пересмотр американского сериала "Скорая помощь".

Все начинается с безопасности, а затем уже массаж сердца и искусственная вентиляция легких

Медики очень не любят, когда журналисты просят "коротенько, в трех словах" изложить для обывателей то, чему учат долгие часы. Но у нас был благой посыл: возможно, этот материал для кого-то станет стимулом пойти на курсы по оказанию первой помощи или хотя бы осознать необходимость получения таких знаний. Ведь никто не знает, что случится завтра, далеко не каждый имеет уверенность, что сможет правильно среагировать в той или иной ситуации, тем более спасти жизнь человеку, "продержав" его до приезда "скорой".

Белорусы при всей поверхностной "абыякавасцi" - отзывчивые люди. Достаточно вспомнить недавнюю аварию на МКАД, в которой именно посторонние люди, рискуя собой, спасли водителя до приезда экстренных служб, но не смогли спасти пассажира, которого зажало в салоне горящего автомобиля с газовым оборудованием! И этот случай - красноречивое подтверждение того, что агитировать нужно.

Помочь в реализации наших благих намерений согласились доцент кафедры скорой медицинской помощи и медицины катастроф Сергей Юрьевич Грачев и старший преподаватель Андрей Леонидович Суковатых. Мы попросили их рассказать читателям ABW.BY о том, что нужно делать, а чего нельзя при оказании первой помощи пострадавшим в ДТП.

- Первым и главным действием, когда на ваших глазах что-то произошло и вы хотите помочь, будет оценка безопасности. Спасающий должен трезво оценить ситуацию и сделать вывод, представляет ли процесс спасения опасность для него самого. Проще говоря, если вместо одного погибшего может быть два, то не нужно этого делать.

Для быстрого прибытия профессиональной помощи очень важна правильная организация процесса: очевидец очень сильно поможет уже тем, что правильно и четко сообщит диспетчеру ГАИ, СМП или МЧС место ДТП, что произошло, укажет количество пострадавших, чтобы на место прибыло нужное количество автомобилей скорой помощи с соответствующим оборудованием.

Если опасности нет и все службы оповещены о произошедшем, то следующим пунктом становится определение угрожающих жизни состояний. Приоритетом в этой части является кровотечение, потому что если человек будет терять кровь, его сердце рано или поздно остановится. Если это артериальное кровотечение - пульсирующий "фонтанчик" алой крови, - нужно наложить жгут, то есть пережать поврежденный сосуд. Если венозное кровотечение - наложить тугую повязку, плотно прижать ее и держать до приезда "скорой". В автомобильной аптечке имеется все необходимое для этого.

Нужно помнить о том, что самые важные функции для человека - это кровообращение и дыхание. Без них человек погибает довольно быстро, клиническая смерть после остановки сердца наступает в течение 3-5 (до 6) минут, и даже если прибывшим на место ДТП медикам удается "завести" сердце, кора головного мозга по истечении этого времени уже будет необратимо пострадавшей. Переломы, ушибы, ссадины - все это может подождать.

- Что делать, если человек, попавший в ДТП, находится без сознания?

- За границей, оказывая первую помощь, спасающий сначала трогает пострадавшего за плечо и спрашивает: "Вы меня слышите?" Делается это для того, чтобы понять, в каком состоянии находится человек. Если он не отвечает и не реагирует, нужно проверить, есть ли у него дыхание и пульс. Дыхание устанавливается методом "слышу, вижу, ощущаю", когда человек наклоняется к пострадавшему и на слух проверяет, дышит ли он. Пульс проверяется на сонной артерии.

Чаще всего бессознательное состояние провоцирует остановку дыхания. Хотя случаи бывают разные, например, когда у водителя за рулем случился инсульт. Но если речь идет именно о потере сознания в результате получения черепно-мозговой травмы в ДТП, то чаще всего этому сопутствует остановка дыхания. А без дыхания вскоре останавливается и сердце.

Остановка дыхания в бессознательном состоянии происходит по двум причинам: первая - западение языка, вторая - когда происходит угнетение автоматизма головного мозга. Второй вариант - худший. Но иногда достаточно просто "вывести" нижнюю челюсть пострадавшего вперед и кверху, тем самым предотвратив закрытие дыхательных путей языком, чтобы человек задышал.

Если дыхания нет, пульса нет, то нужно проводить сердечно-легочную реанимацию.

- Это тот самый момент, которого все боятся, мало кто умеет делать, а большинство и подавно видело только по телевизору…

- Сразу скажу, что без обучения допускать человека к реанимационным действиям нельзя. Хотя бы по той простой причине, что нужно знать, сколько воздуха подавать в легкие, куда и с какой частотой надавливать. И этому мы учим на курсах, в том числе и на практических занятиях.

Еще один момент: мы говорили об автомобильной аптечке, что в ней есть все необходимое для остановки кровотечений, но там нет ничего для проведения сердечно-легочной реанимации. Предполагается, что этим должны заниматься квалифицированные специалисты при помощи соответствующего оборудования. Но "скорая" в среднем по Минску едет 17 минут. За это время человек может погибнуть просто от удушья при работающем сердце или, например, если у человека случился инфаркт миокарда. В моей практике была ситуация, когда сын и зять держали на массаже сердца и искусственном дыхании свою маму, у которой случился инфаркт, до приезда "скорой" в течение 15 минут. "Скорая" приехала, увидела нарушение ритма сердца, произвела разряд дефибриллятором - женщина приехала в больницу в полном сознании.

Поэтому я считаю, что в аптечке остро не хватает двух простых вещей - воздуховода и барьерного устройства.

Первый нужен для восстановления проходимости дыхательных путей, второе - для проведения искусственного дыхания и защиты оказывающего помощь от инфицирования биологическими жидкостями пострадавшего.

Барьерное устройство - это, по сути, недорогая салфетка, которая тем не менее может спасти жизнь человеку. Когда у пострадавшего на лице кровь, грязь, слюна, рвота, не каждый станет делать ему искусственное дыхание. К тому же никто не знает, чем болен человек, вдруг у него ВИЧ или гепатит. Но этих двух приспособлений нет даже в аптечках ГАИ.

Все описанное выше - это недопущение гибели человека от предотвратимых причин. Если кровь вытекает - ее нужно остановить, если человек не дышит - за него нужно дышать, если его сердце не бьется - осуществлять кровообращение искусственно с помощью массажа. То есть тогда он не погибнет от кровопотери, он будет дышать, даже если будет без сознания.

- А как поступать с переломами?

- Ни в коем случае нельзя выпрямлять сломанную или вывихнутую конечность. Нужно зафиксировать ее в том положении, в котором она находится, - это уже равноценно введению обезболивающего. Если начать выпрямлять конечность и вправлять перелом, мало того что это очень больно, так как отломки трутся друг о друга, но ими еще можно повредить сосуды, нервы и т.д.

- Людям всегда хочется первым делом вытащить людей из разбитого автомобиля. Когда это допустимо, а когда человека не нужно трогать?

- Это оправдано в тех ситуациях, когда человека не зажало в салоне, когда он находится в сознании и говорит, что у него не болит ни шея, ни спина. Если человек чувствует боль в этих местах, то извлекать его нужно крайне осторожно, исключив подвижность шеи и спины.

Когда имело место опрокидывание автомобиля, удар спереди или сзади и человек находится в бессознательном состоянии, то, если он дышит, лучше оставить его до приезда "скорой". Если автомобиль горит, то вытаскивать нужно в любом случае.

- Кстати об этом. Не так давно в аварии на МКАД простые люди вытащили человека из горящего автомобиля. Они нарушили ту самую первую заповедь о безопасности. Но ведь спасли же! Хотя бы одного.

- Героизм - это хорошо, ничего против этого не имею и считаю, что за это нужно награждать. Бывают ситуации, когда правила нарушаются, но есть результат. Но с той же вероятностью все может случиться с точностью до наоборот.

Эта ситуация подчеркнула тот момент, что ликвидация последствий любой катастрофы начинается с организации: кто-то подцепил и оттащил легковушку от грузовика (думаю, это сделал человек знающий), кто-то пытался тушить пламя, кто-то в это время выбивал стекло, чтобы достать людей. Но опять же считаю, что этому людей тоже нужно учить.

- Случалось ли в вашей практике, когда люди, желая помочь, наоборот, усугубляли ситуацию?

- В моей - нет.

- Какие аварии самые сложные с позиции получения травм?

- Это все аварии, произошедшие на скорости. Где большие скорости, там всегда будет опасность. Лобовые аварии - это прежде всего повреждения грудной клетки, головы, шейного отдела позвоночника, коленей. Многое зависит от машины, от того, как она устроена. У 90 процентов современных автомобилей двигатель уходит вниз, под ноги. Если автомобиль старый или не соответствует современным нормам безопасности, двигатель въезжает в салон, ломая ноги водителю и переднему пассажиру, при этом извлечь людей без помощи спасателей невозможно.

Далее - аварии с опрокидыванием автомобиля. Эти ДТП по опасности повреждения шейного отдела позвоночника могут быть даже тяжелее лобовых.

По тяжести последствий страшны аварии с участием грузовых автомобилей, особенно те, в которых легковой автомобиль влетает под грузовик сзади. Считаю, что просто необходимо на законодательном уровне обязать всех перевозчиков устанавливать сзади на грузовиках так называемый "отбойник". Без него в случае ДТП сидящим спереди в легковом авто в буквальном смысле сносит голову.

Удар сзади при наличии подголовника и правильной его регулировке менее опасен, но при нем человека сначала вжимает в кресло, а затем отбрасывает вперед - от этого также могут быть неприятности.

А вообще все зависит от механизма травматического повреждения. Может случиться так, что человека травмирует какой-то незакрепленный предмет, находящийся в салоне, непристегнутые пассажиры, а также перевозимые в машине животные.

Отдельно хочу сказать о подушках безопасности - они реально спасают.

- Чуть не обошли вниманием аварии с участием мотоциклистов. Как нужно помогать им, чего не стоит делать?

- Самое главное в таких ДТП - обезопасить место происшествия от повторного повреждения пострадавших другими транспортными средствами. В остальном все то же самое, только шлем снимать с головы должны два человека: один обездвиживает шею, второй снимает шлем подкручивающими движениями.

- Наличие мотоэкипировки дает положительный результат?

- Да. Но больше его дает умение правильно сгруппироваться при падении. Можно упасть с высоты своего роста и покалечиться, а можно слететь с мотоцикла на ходу и остаться целым и невредимым. Но этому тоже нужно учиться.

- Способны ли люди думать о том, как сгруппироваться, в таких экстремальных ситуациях?

- В 90 процентах да. Если человек прошел подготовку, это "включается" автоматически.

- Мы о многом поговорили - и, казалось бы, все простые и очевидные вещи. Почему об этом не рассказывают на занятиях в автошколах, когда люди еще восприимчивы к такой информации?

- К сожалению, ситуация с медицинской подготовкой в автошколах сегодня не самая позитивная. Хорошо, если лекции и практические занятия по этой теме читает медицинский работник, в некоторых автошколах это делает даже не медсестра.

Когда-то в детских садах понятия не имели о занятиях по ПДД. Теперь это норма - сначала в саду, потом в школе. То же самое должно быть и с обучением оказанию первой помощи: начинать нужно с детского сада, объяснять, что такое бинт, для чего нужен йод, в каких случаях все это применяется. Дальше - больше. Обучение населения может принести реальные ощутимые результаты, но, судя по всему, к этой необходимости на законодательном уровне мы еще пока не пришли.

Беседовала Елена ШЕМЕТ
ABW.BY
Фото автора и из открытых источников

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/202801_1_350.jpg?v=1519114936
Пожалуйста, подождите...