Что делать с троллейбусным депо №1? У немцев есть ответ

12723 30

Вот уже несколько лет первый троллейбусный парк в центре Минска является объектом с приставкой "бывший". Администрация города пытается продать его инвесторам, но что-то не стоит очередь инвесторов круглосуточно, как в УКС за дешевыми квартирами. Хотя и район очень престижный. Что делать с троллейбусным депо? Почему бы не посмотреть, как в подобной ситуации поступила администрация Берлина?

В 1900 году в столице Германии было построено трамвайное депо, исправно служившее городу. С появлением развитой сети метро и автобусов в XXI веке трамвай ушел с улиц Берлина, депо могло постичь запустение и разрушение. Но нашлись энтузиасты, сумевшие не просто извлечь из старых стен выгоду, но еще и сделавшие старый трамвайный парк одним из самых известных культурно-туристических объектов города. С 2003 года здесь находится галерея Berlin Classic Remisse.

Что это такое? Это реставрационно-выставочный центр классических автомобилей. Я был просто ошеломлен увиденным. Возле заведенного большого серо-голубого Mercedes 600 Pullman бегал человек и, выражая свой восторг, аж подпрыгивал. Я давно не видел взрослого трезвого (!) мужчину в такой радости. Осмотрел предмет, вызвавший эти неистовые эмоции, - 60-летняя машина в идеальном техническом состоянии, с потрясающим салоном, отделанным деревом. 

Любопытство еще больше усилили автомобили, стоявшие во внутреннем дворике у входа. Машины редкие, в возрасте, но отлично выглядят. Что же, захожу в это святилище…

Здесь находятся реставрационные мастерские, выполняющие работы очень высокого уровня. Достаточно увидеть блистающие хромом роскошные автомобили, чтобы понять: здесь не делают дешево. Для автомобилей начиная с 1900-х годов тут осуществляют и реставрацию, и техническое обслуживание, и хранение, и уход.

Здесь же организована площадка по продаже автомобилей. Центр занимает площадь примерно 16.000 "квадратов". Помимо открытых площадок Berlin Classic Remisse предлагает 88 стеклянных двухуровневых боксов. В них можно хранить автомобили, там поддерживается постоянная температура: с одной стороны, автомобили под замком, а с другой - их можно рассматривать. Почти все боксы заняты. Видел там и машины с московскими "номерами"…

В галерею можно прийти с 8.00 до 20.00 в любой день. Бесплатно. Плата берется, если идет организованная экскурсия. Помимо мастерских тут еще расположены офисы различных олдтаймерских клубов, магазины аксессуаров и одежды тематических брендов, магазин масштабных моделей (как же без них!), фирменный салон Ferrari и даже представительство компании по изготовлению дорогих катеров.

В галерее регулярно выставляется какой-нибудь "гвоздь программы" - редкий автомобиль с уникальной историей. Когда я там бывал, выставлялись гоночный Goliath GP700 Sport, кабриолет EMW 327 и хлебный фургон - электромобиль Esslingen 1943 года.

Также в центре есть зона для проведения различных мероприятий, конференций, торжеств. Иногда среди автомобилей, выставленных на продажу, можно увидеть даже не олдтаймер, а динозавра автопрома, как, например, Panhard-Levassor 1902 года с кузовом Vicart & Fils. Или огромную Hispano-Suiza.

В Германии культура олдтаймеров находится на очень высоком уровне. Выходят журналы, существуют компании по прокату олдтаймеров, проводятся различные слеты, ралли, конкурсы элегантности. Владеть таким автомобилем (в идеальном состоянии, конечно) престижно - это хорошие инвестиции плюс возможность получать исключительное удовольствие от процесса вождения машины, не обремененной системами-ассистентами. Все ощущения от поездки только твои!

Дрожь мотора, тяжелый руль, необходимость выполнять "перегазовки" при переключении, запах натуральной кожи, ощущение путешествия во времени - как же это здорово! Это как ритуал, торжественный, слегка пугающий, но именно он переносит тебя в другую эпоху, где есть место восторгу от укрощения "железного зверя". И еще есть общество единомышленников, готовое помочь во всем. Каждый раз удивляюсь и не нахожу ответа на этот вопрос: откуда они берут столько великолепных автомобилей, как им удается их где-то сохранить, а потом и довести до такого состояния? А как подумаешь, какие бюджеты тут крутятся, - это же целая отрасль экономики!

На память о галерее можно купить масштабную модель в местном магазинчике. На любой кошелек и любой интерес. Самые доступные модели стоят 5 евро, самые дорогие - несколько сотен, уровень детализации таких моделей просто зашкаливает! В масштабе 1:20 выполнен не только кузов, но и мотор в мельчайших подробностях, салон, органы управления! И модели под стать галерее, одна красивее другой и обязательно с историей.

Продавец магазина, довольно пожилая женщина, поинтересовалась, откуда я, и с большим интересом стала расспрашивать о том, как в Беларуси обстоят дела с олдтаймерами. Чувствовалось, что человек в теме. После увлекательной беседы мне была предложена клубная карточка и скидки на модельки лучших производителей! Учите языки, ребята! Ну как я мог уйти, не купив что-нибудь? Вот так и состоялось знакомство моего сына с моделью Ferrari 250 GTO. А что, пусть учится прекрасному на произведениях искусства! Глядишь, коллекцию соберет…

Традиции - кому они нужны?

В память о трамвайном депо в одном месте сохранили фрагмент пола с рельсами.

Это тоже показатель отношения к истории. Объект перестроен, сменил профиль, но в нем оставлен кусочек старины. И еще есть фотографии того самого депо.

На память. Такое отношение к истории у немцев во всем. В архитектуре, транспорте, образовании. Возвращаясь к началу статьи, хотел бы, чтобы ее прочитал мэр города, чиновники администрации, министр образования… В Минске нет технического музея. Комплекс "Линия Сталина" не в счет - это не в Минске, это военная техника, а эстетику машин для убийства понять и принять сложно.

Как можно говорить на самом высоком уровне о том, что пора вернуть престиж рабочим профессиям, если мы не можем детям показать лучшие образцы автомобильного мира? "Папа, а почему Bugatti - это супер?" - "Посмотри в Гугле, сынок". Без музея автомобильной техники так и будет происходить знакомство с шедеврами технического творчества.

Во многих странах с высокой культурой объекты вроде нашего троллейбусного парка продаются за символический 1 рубль тому, кто создаст там центр притяжения молодежи, но не танцами с пивом, а именно техническим творчеством, которое как раз и начинается с "вау-эффекта" от посещения такой галереи, как Berlin Classic Remisse. А пока нам доступен только фестиваль ретроавтомобилей в мае да ралли олдтаймеров в июне. И то фестиваль проходит благодаря гостям из Прибалтики, Польши, России, а ретроралли - благодаря энтузиастам и меценатам. А как горят глаза у мальчишек, когда можно посидеть за рулем дорожного "крейсера" из Америки!

Да что мальчишки! Вы бы видели, сколько радости было на лице мэра Минска, когда он открывал очередное ралли олдтаймеров в 2017 году за рулем Chevrolet Corvette первого поколения! Но пока в городе стоит заброшенный завод на Красноармейской, на Октябрьской пустуют огромные площади, так и не решен вопрос с троллейбусным парком…  Трассу "Боровая" для кольцевых гонок мы не сохранили, новую строить не собираемся… А она могла бы стать центром притяжения как для гоночного мира, так и для ретро. И ведь были проекты трасс в Раубичах и Тростенце!

Экспонаты

Среди прочих шедевров стоит поистине уникальная машина - Citroёn 2CV Sahara. Всего было выпущено 694 экземпляра. Эти машины имеют полный привод, реализованный двумя (!) моторами по 12 л.с., и у каждого - собственный бензобак и система зажигания. По мнению специалиста Classic Car Auctions, сейчас в мире осталось не более 100 единиц, только 30 все еще на ходу.

Два выдающихся красавца своего времени - Jaguar XJS и Citroёn SM.

Боевой мотороллер Vespa с коляской. Обратите внимание на оснащение - седло одновременно является "запаской".

В галерее есть место и гоночной технике, здесь стоят болиды 1950-1970-х годов.

Кто помнит FIAT Multipla, входящий в топ-10 самых уродливых авто мира? А первая Multipla выглядела очень даже симпатично.

Здесь много штучных Mercedes, Aston Martin, встречаются FASEL Vega, TVR, Lancia, MG.

На втором этаже экспонируется прототип Lancia Stratos 2010 - автомобиль по мотивам раллийного монстра 1970-х.

Как же не хочется уходить из этого храма хрома и винтажного металла! Как я сейчас похож на себя самого, только 5-летнего, которого родители тянут из магазина игрушек, а я не хочу, я еще не насмотрелся! Есть притягивающая магия у этих старинных автомобилей, они кружат голову и снятся потом еще недели две. Но пора уходить… Оказывается, уже стемнело. Незаметно прошло полдня, а я даже не вспомнил про обед. Во дворе депо стоит символическая скульптура девушки на мотоцикле. Наверное, все отдала за гоночный автомобиль или мотоцикл…

Этот рассказ был бы неполным без примера из бельгийского города Льежа. Однажды друзья свозили меня в местный музей городского транспорта. Он также расположен в бывшем трамвайном депо. Там собраны кареты, омнибусы, старые трамваи, даже еще на конной тяге, троллейбусы, автобусы.

Особенно интересно было посмотреть на трехосный троллейбус, который в Льеже ходил по узким улицам не разворачиваясь. Просто водитель менял штанги, поднимая одни и убирая другие, и переходил в другую кабину управления. Потрясающе! Там проходят уроки для школьников, в большинство экспонатов можно зайти как на пассажирское место, так и на водительское

Экспонаты находятся в отличном состоянии, хоть снова на линию!

Владимир АСТРОВСКИЙ
Фото автора

ABW.BY

Материал опубликован в рамках Конкурса читательских материалов, рубрика - "Свободная тема". Главный приз за лучший материал - 650 рублей. Победители всех рубрик получат по 150 рублей. Кроме того, авторы абсолютно всех опубликованных материалов получат на свой аккаунт на ABW.BY по 200 интернет-единиц.

Ознакомиться со всеми подробностями участия и полным списком призов можно по ссылке

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое