Как "лихачей" лишают прав. Не только водительских

20645 28
Как

Помню, на журфаке была шутка: "Ни дня без строчки!" - сказал Алексей и завел свою швейную машинку". Сейчас мне кажется, что кто-то в отделе агитации и пропаганды ГАИ решил для себя: "Ни дня без акции!"

Не успела в Минской области закончиться акция "Скорость", как стартует республиканская акция "Внимание - дети!". То все внимание приковывается к пешеходным переходам, то к фликерам, то к злосчастному техосмотру.

Но какой интерес у общества в профилактических акциях? Первое, что напрашивается в качестве правильной догадки, - акции привлекают внимание к актуальной проблеме. Второе - за счет усиления контроля водителей вынуждают подчиниться требованиям ПДД. Получается, профилактическая акция - это сжатое во времени и иногда по территории воззвание к совести (а у кого нет совести - к кошельку) водителей исполнять требование Правил. 

Эффективен ли этот механизм? Как выглядят акции в глазах автомобилистов? В разгар акции по поимке лихачей мы решили спросить у автомобилистов: "Заставляют ли вас акции ГАИ "Скорость" примернее соблюдать скоростной режим?"

Почти каждый второй участник опроса - 45% - признался, что "никогда не замечал разницы: проводится какая-нибудь акция или нет". 

"Я и так не нарушаю", - ответили еще 37%. 

6% респондентов указали, что "ездят как ездили: вероятность быть пойманным минимальная".

Таким образом, в сумме набралось 88% людей, на манеру вождения которых усиленный контроль скоростного режима не оказывает никакого влияния.

И на фоне этой цифры только 12% согласились, что "во время активного контроля лучше перестраховаться". И можно было бы согласиться, что в данном случае каждый десятый, переставший "топить", - маленькая победа, если бы законопослушность этих людей не заканчивалась в тот же день, когда финиширует акция. 

Значит ли это, что профилактические акции никому не нужны? Ни в коем случае! Ведь за проведенные мероприятия одни отчитываются, другие на их базе демонстрируют результаты своей работы, третьи продвигаются по карьерной лестнице. С точки зрения статистики акции тоже весьма показательны, не внакладе и бюджетная сторона вопроса: так, в столице, к примеру, во время традиционного контроля скорости за неделю к ответственности привлекают порядка двух тысяч нарушителей.

Но "бюрократический перевес" не единственная слабая сторона подобных мероприятий. "Профилактика" в данном случае почему-то стала равняться "репрессиям". Вот, к примеру, водителей еще на старте информируют: "Госавтоинспекция предупреждает, что в период акции "Скорость" к нарушителям-лихачам будут применяться максимально строгие меры административного взыскания в соответствии с действующим законодательством".

В соответствии со ст.18.13 КоАП Республики Беларусь за превышение скорости от 10 до 20 км/ч штраф составит 1 б.в., от 20 до 30 км/ч - 1-3 б.в., 30 и более км/ч - от 3-10 б.в. За повторное в течение года нарушение данного характера в отношении водителей применяется максимальное административное воздействие - лишение водительских "прав" до 1 года.

Значит, в установленные кем-то 10-15-20 дней всех - под одну гребенку? Значит, что о наложении административного взыскания "с учетом личности физического лица, совершившего административное правонарушение", об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, на время стоит забыть? Значит, тому, кто попался во время "профилактики", не повезло, а тому, кто на несколько дней раньше или позже, - наоборот? 

Трудно сказать, как происходит рассмотрение нарушений на практике, но законности в таких заявленных тезисах нет, как нет и справедливости. А нет справедливости - не будет результата. И здесь хочется напомнить: акции все-таки у нас профилактические, а не карательные.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...