"Железная леди", или Как выжил "последний британский" и единственный в Беларуси Rover SD1

19092 23

Один из предыдущих материалов данной рубрики был преисполнен легкого негодования оттого, что американские автомобили в нашей стране довольно редки, притом что водители с почтением относятся к большим и мощным машинам. Однако в Европе есть одна весьма развитая страна с давними и глубокими традициями автомобилестроения, продукция которой почти не встречается у нас, если не считать внедорожники "для богатых" и японские модели английской сборки. Представляем вашему вниманию "последнюю ласточку с британской душой" Rover SD1 3500.

Кризис миру не в новинку, или Однажды сорок лет спустя

В начале 1970-х почти вся автомобильная промышленность Великобритании была сфокусирована в British Leyland Group. Эта корпорация охватывала подавляющее большинство моделей, производившихся в то время, от MINI до Rolls-Royce.

Листаем рекламные проспекты некоторых наиболее известных автомобилей, выпускавшихся альянсом British Leyland в 70-х годах.

Austin Princess тех лет предлагает вам "лучшую машину в своем классе". Внизу мелким шрифтом приписано, что литые алюминиевые диски - это опция.

Triumph Dolomite подается как "высококлассная европейская машина". В самом деле, это был серьезный конкурент BMW.

Austin Allegro. Если верить Джеймсу Мэю и Джереми Кларксону, этот автомобиль - британский "москвич". Ненадежная, часто ломающаяся, неказистая машина, на которой в 1970-х ездило полстраны. Оцените, какой спектр возможностей авто предлагается покупателю на страницах журнала Autocar за декабрь-1977-го.

Morris Marina: "Стиль. Его трудно описать, но легко распознать". Автомобиль и вправду симпатичный, но если Allegro был британским "москвичом", то Marina - британские "жигули".

И конечно знаменитый MINI. Он выпускался с 1959 года под разными британскими брендами - Morris, BMC, Austin, Wolseley, Rover, - но всегда находил своих покупателей даже в самые трудные времена. В 1970-х этот "коротышка голубых кровей" тоже выпускался British Leyland Group.

То, что вы увидели на фото, - малая часть огромного количества версий, моделей и комплектаций, сходивших с конвейера в Великобритании. Однако производство широкого спектра моделей еще не означает гарантированного финансового успеха. Все дело в том, что важной чертой 70-х годов был мировой нефтяной кризис, очень больно ударивший по всей автомобильной промышленности. Традиционно большие и энергоемкие изделия General Motors и долго не менявшиеся модели British Leyland теряли своих покупателей под натиском большого количества автомобилей из Японии. В то время словосочетание "настоящее японское качество" еще не звучало пародийно, миллионы Toyota, Datsun, Honda и других "японцев" стремительно завоевывали сердца потребителей, предлагая экономичность. Эти автомобили в отличие, скажем, от Morris или Austin заводились в холодное время года с первой попытки. И были, как правило, дешевле западных аналогов.

Перед руководством British Leyland Group (BL) стояла задача создать автомобиль нового поколения, который бы заменил устаревшие Rover P6 и Triumph 2000 (на фото). Для изготовления нового автомобиля в BL было создано специальное подразделение, занимавшееся его разработкой. В результате усилий "британских ученых" появился Rover SD1, названный в честь своего "конструкторского бюро": SD1 - Specialist Division No1, "отдел специалистов, автомобиль №1". Первые авто появились в продаже ровно сорок лет назад, в июне 1976-го.

Визитная карточка Rover SD1 3500
Год выпуска: 1978
Тип кузова: пятидверный хэтчбек (лифтбек)
Привод: задний
Двигатель: Rover V8, V-образный восьмицилиндровый бензиновый, объем 3,5 л, мощность 158 л.с.
Длина/ширина/высота: 4730/1770/1360

Семейная реликвия с Туманного Альбиона

Машине, которую мы отыскали в этот раз, присуща не только редкость в силу британского происхождения и года выпуска, но и непростая судьба. Все началось с того, что в 1983 году этот Rover был куплен в Германии отцом нынешнего владельца Ильи. Отец Ильи был моряком и имел редчайшую в то время возможность купить автомобиль за границей, подолгу пребывая в портовых городах. Машина прибыла в Советский Союз морем, и с 1983-го по начало 90-х ездила по необъятной родине, вызывая неподдельное удивление и зависть окружающих.

- Помню, когда я был маленький, папа дал мне порулить в деревне, - вспоминает Илья. - Мы ехали где-то по полю, на дворе год 1990-й или около того. А я маленьким видел, как рулят взрослые. Чтобы вести машину, надо крутить руль туда-сюда, и я начал его крутить. Никогда не забуду лицо выехавшего нам навстречу тракториста, который увидел, что ему навстречу едет машина неопознанной марки, да еще по полю зигзагами. Наверное, с тех пор он решил не пить и стал примерным гражданином. Возможно, даже в церковь пошел (смеется).

- Купить иномарку класса "люкс" в 1983 году - сейчас даже трудно представить, насколько тогда это было круто, "запорожец" и то не каждый мог себе позволить. Как же твой папа рассчитывал поддерживать машину в рабочем состоянии? Ведь тогда даже тормозные шланги для "жигулей" были большим дефицитом, ими взятку гаишникам давали.

- А он об этом просто не задумывался. Машина на тот момент была в хорошем состоянии, поскольку покупалась в Германии из первых рук. И до начала 1990-х отец активно на ней ездил. А потом застучал "родной" мотор, и машина встала лет на 20.

- А потом маленький Илья подрос, получил "права" и…

- Да-да, и решил восстановить машину. Чтобы поменять мотор, мне пришлось даже купить в Нижнем Новгороде другой Rover целиком - хозяин отказался продать мотор отдельно. Запчасти заказываю из Англии с того же завода. Доставка выходит дорого, но самый тяжелый период уже пройден - автомобиль на полном ходу и комплектный. Плавность хода потрясающая, мощности двигателя хватает с большим запасом. До Rover я ездил на многом: и на "запорожце", и на "Ниве", и на Hyundai... Сейчас всего не вспомню.

- Одним словом, водительский опыт у тебя достаточно богатый. Ведь часто бывает, что человек как сел в какую-то конкретную модель, так и нахваливает ее постоянно, не допуская мысли, что другие машины могут быть, по крайней мере, не хуже его авто. Он просто не ездил на других.

- Это бывает, но я не сказал бы, что к своему Rover отношусь предвзято. Да, это семейная машина, автомобиль из детства, но его достоинства заслуженны.

Бизнес-класс по-английски: как это делали в 1970-х

Внешний вид машины оригинален. Пожалуй, нельзя сказать, что Rover SD1 выглядит несовременно, - плавные формы кузова, покатый капот, белые "поворотники". Возможно, только бамперы и некоторая "вальяжность" могут "выдать" происхождение авто. Конечно же, если не считать советских "номеров" образца 1981 года.

Фары в автомобиле организованы по принципу "евролуча": внутренние фары отвечают за дальний свет, внешние - за ближний. Такой способ оснащения автомобиля оптикой знаком нашим автолюбителям по "Москвич-408" и ВАЗ-2103/2106.

Диски у Rover литые, как на большинстве современных машин. Разница только в том, что в 1978 году "литье" делалось под камерную резину. В нашем случае на автомобиле внутри шины стоят еще и камеры.

Знаменитая бьюиковская V-образная "восьмерка" - классический двигатель с алюминиевыми блоком цилиндров и головкой. Известный российский автоэксперт Сергей Асланян назвал этот мотор "произведением искусства", а Джереми Кларксон не раз упоминал, что это "remarkable 3,5 liter Buick V8 - a magnificent engine! Light, compact, endlessly tunable and reliable" ("удивительный Buick V8 - превосходный двигатель! Легкий, компактный, надежный и допускающий бесконечное количество улучшений"). Этим мотором комплектовалось множество британских автомобилей, в том числе Range Rover, TVR 350, Morgan Plus, Defender и другие.

Оригинальные плафоны освещения подкапотного пространства расположены на внутренней стороне крышки.

Наклейки слегка замазаны по краям, поскольку автомобиль перекрашивался. Тем не менее владелец Илья сохранил все наклейки и таблички, насколько это возможно.

Подкапотная табличка выполнена на немецком языке, поскольку машина изначально делалась для экспорта в Германию. Полная масса машины - 1915 кг, и действительно, металл в автомобиле очень толстый. Кстати, с 1978 года машина ни разу не переваривалась - все "железо" на кузове "родное".

Под щетками на фото видны такие круглые заглушки. Это "фишка" Rover того времени. Эти заглушки делались в кузовах автомобилей по умолчанию, а уже при сборке "дворники" устанавливались с учетом того, в страну с каким движением отправлялась машина. В нашем случае руль слева был с завода, как и отвечающее такой конфигурации положение "дворников".

Весьма интересно решена в автомобиле проблема поддомкрачивания. Крупные буксировочные проушины выполнены спереди в одном блоке с "поддомкратниками" - ими служат полые трубки над проушинами. Домкрат в машине оригинальный винтовой, 1978 года. Противотуманные фары тоже предусмотрены оригинальной комплектацией.

Поддомкратники также есть и сзади с обеих сторон кузова. На заднем бампере видна вмятина - единственный изъян автомобиля. По словам Ильи, трижды ему въезжали в одно и то же место, но бампер у SD1 настолько прочный и толстый, что даже выстучать его с обратной стороны не представляется возможным.

Лючок бензобака снабжен замком - это не доработка хозяина, а штатная комплектация. Разработанная скважина намекает на долгие годы пользования машиной. В инструкции по эксплуатации в графе Fuel указано магическое слово Super. Это означает, что бензин автомобиль потребляет исключительно 98-й.

Ручки дверей представляют собой металлические пластинки. Чтобы открыть дверь, нужно нажать пластинку до упора вверх - немного неудобно, но стиль и красота важнее такой мелочи.

Салон в автомобиле кожаный. По словам владельца, салон и потолок он перетягивал, но старался максимально сохранить стиль и форму оригинальными. Из "неродного" только ковролин на полу. На нижнем фото обратите внимание на отверстие для обдува стекол передних дверей - в Rover SD1 эта функция реализована отдельно.

Эффектный ребристый руль напоминает с одной стороны об американской стилистике, с другой - два луча внизу заставляют вспомнить Citroёn. Панель "низкая" и очень в духе времени, с характерным "квадратным" щитком приборов. На центральной консоли между сиденьями расположен блок управления стеклоподъемниками, ручной тормоз, прикуриватель и "подсос" - в 1978 году он был даже на автомобилях такого класса. А вот что удивляет, так это одометр, который обнуляется каждые 100 тысяч км.

Люк в машине тоже присутствует, хотя он и без электропривода. В более поздних версиях Rover SD1 было "электрифицировано" то, что в нашем экземпляре еще открывается или настраивается вручную.

Последний джентльмен

Rover SD1 3500 выпускался на British Leyland в 1976-1986 годах, за это время было выпущено немногим более 300 тысяч автомобилей. Колоритный, элегантный и в то же время современный внешний вид сочетался с английским вкусом - согласитесь, машина обладает ярко выраженным собственным стилем. Автомобиль получился достойным во многих отношениях, но появился в неспокойное время, ознаменованное болезненной (и подчас бессмысленной) конкуренцией британских брендов между собой, забастовками рабочих BL и неэффективной работой руководства компании с профсоюзами. И без того напряженная ситуация разворачивалась на фоне нефтяного кризиса 1970-х. Такие автомобили, как SD1, стали слишком невыгодными для производства.

Британский автомобиль Triumph Acclaim, идентичный Honda Ballad, которая в дальнейшем стала основой для Rover 200-series, появившегося в 1984 году.

"Последним настоящим Rover" SD1 3500 считается по той причине, что в начале 1980-х автомобильная промышленность Великобритании стала активно использовать японские модели в качестве базовых. Austin Rover Group, созданная в 1982 году как дочерняя фирма при British Leyland, начала производить полные аналоги тогдашних моделей Honda с целью насытить внутренний рынок. В результате этого альянса преемником SD1 стал Rover 800, воспроизводивший Honda Legend.

1986-й стал годом банкротства British Leyland и последним годом выпуска Rover SD1 3500. С тех пор подобная история будет повторяться с британскими автомобильными брендами часто, даже английские "до мозга костей" Rolls-Royce и MINI станут собственностью BMW. С 1998 года ни королева Елизавета, ни истинные джентльмены больше не смогут приобрести "отечественный" автомобиль.

Федор ТРОФИМОВИЧ
Фото Павла ОРЛОВСКОГО
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое