Городской "живчик" ЗАЗ-2301 "Снага", которого раздавили конкуренты

17469
Городской

Когда кто-либо произносит слово "запорожец", у большинства автолюбителей и профессионалов на лице появляется улыбка. Оно и понятно, ведь огромное число водителей со стажем начинали освоение вождения с машины этой марки. Это мог быть знаменитый герой анекдотов "горбатый" ЗАЗ-965, "ушастый" ЗАЗ-966 или "мыльница" ЗАЗ-968. В свое время это были самые доступные и массовые легковые автомобили. 

Но сегодня мы расскажем о неизвестном "запорожце", который не стал серийным, но заслуживает того, чтобы о нем знали и помнили.

В 1995 году в сборочном цехе запорожского завода "Коммунар" появился силуэт необычного автомобиля-фургона. В его облике угадывались черты многих зарубежных моделей, но в целом он притягивал внимание и выглядел очень революционно. Проект грузового фургона создавался под общим руководством главного конструктора завода Владимира Стешенко.

Надо сказать, что автозавод в Запорожье имеет богатейшую историю. Она началась в 1863 году, когда голландский предприниматель Абраам Кооп организовал выпуск сельскохозяйственных машин и оборудования. В 1908-м появился Мелитопольский моторный завод, который наладил производство двигателей внутреннего сгорания. После революции, в 1923 году, заводу присвоили соответствующее советской эпохе название "Коммунар". Завод начал производить зерноуборочные комбайны и другую технику для села, и только в 1959-м здесь стартовало производство автомобилей. 

В 1995-м главным отличием проекта грузового фургона стала сравнительно небольшая колесная база и компактность. В то время на Горьковском автозаводе начиналось производство ГАЗели. Но более компактный проект под названием ЗАЗ-2301 "Снага" разрабатывался с учетом проблемы городских пробок для быстрых и удобных поездок ("Снага" в переводе с украинского означает "мощность"). Мобильность и маневренность машины были главными характеристиками, жизненно необходимыми на улицах многих городов. 

На автомобиль поставили карбюраторный 1,7-литровый двигатель. Это сделали для экономии топлива, расход которого был минимальным. К тому же машина предназначалась для перевозок на небольшие расстояния, следовательно, мощный и тяжелый мотор сильно усложнял бы конструкцию. Автомобиль предназначался в основном для частных предпринимателей и малых торговых компаний. Относительно небольшая стоимость позволяла получить компактное транспортное средство, соответствующее эксплуатационным задачам. 

Интерьер салона был скромным, в нем без особой роскоши размещались все необходимые для комфортного управления машиной компоненты. Ведь долговременные и длительные поездки просто не предусматривались. В салоне было всего два места: одно - для водителя, другое - для пассажира. Большое лобовое стекло с сильным наклоном дополнила простая приборная панель. 

Одной из главных положительных особенностей автомобиля следует признать адаптацию шасси под особенности постсоветских дорог. Высокий клиренс и качественно собранная подвеска позволяли на испытаниях первого образца уверенно передвигаться и по идеальной новой дороге, и по трудному бездорожью. 

В 1996 году в КБ завода решили создать на базе агрегатов грузового фургона "Снага" небольшой микроавтобус, рассчитанный на 6-8 посадочных мест. Вскоре появился полноразмерный пластилиновый макет будущего микроавтобуса. Но все дело решил финансовый кризис 1990-х, который не позволил продолжить работы над машиной.

Именно эта причина также повлияла на ход работы по подготовке мини-фургона к серийному выпуску. К тому же в то время на авторынок бывших республик Советского Союза стало поступать огромное количество подержанных иномарок, среди которых были и самые разнообразные модели развозных фургонов не только западных производителей, но и от многочисленных азиатских фирм. Именно они в то время и взяли на себя все задачи, которые должен был решать маленький грузовой фургон из Запорожья. 

Александр АРХИПОВ
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид Antro Solo: пассажиры, хотите доехать? Ждем солнца и жмем педали!

Идеальный дом на колесах: с гаражом для легковушки и крейсерской скоростью 150 км/ч

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

Димаксион - машина для жизни

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061: проходимость на грани фантастики

Ford Gyron: двухколесные автомобили - реальность прошлого, перспектива будущего

Chrysler TurboFlite: а вместо сердца - мотор самолета

"Победа" на лыжах? Это аэросани, детка!

Великий Бертоне, великая "Альфа-Ромео"!

2-в-1: Как скрестить автомобиль и вертолет и остаться в живых

ГАЗ на воздушной подушке. Для кого, для чего

Ford 50-летней давности: запас хода - 8000 км, вместо двигателя - атомный реактор

Peel P-50 и Trident: самые маленькие автомобили в мире

Почему автобус не встал на рельсы. История необычного РА-1

Летающий Willys: как из внедорожника делали "десантника"

Самые длинные лимузины в истории: на базе "Боинг-727", длиной 30 метров

"Мессершмит" на колесах: почему немецкий производитель самолетов стал выпускать автомобили

Самый большой седан в мире, тянувший сверхзвуковую "тушку": история загадочного МАЗ-541

С винтом наперевес: как аэромобиль 20-х годов стал серийной машиной

Вот бы МАЗ такое создал: как заработать на плавающем автобусе?

Владельцы X6, скажите спасибо! История Isetta, которая спасла BMW

Тalbot-Lago T-150: один из красивейших автомобилей всех времен и народов

Неизвестный, но удивительный: история перспективных "запорожцев"

На "Старте" - стеклопластик: как в СССР пытались создать уникальный микроавтобус 

Газотурбинные автомобили Firebird: от смелой идеи до реального прототипа

Испытано дорогой на Минск: четырехосный грузовик ЗиС с бешеной проходимостью 

Колеса ромбом: как китайцы повторили то, о чем итальянцы забыли еще в 1960-х 

2-в-1: почему автомобиль на подводных крыльях не тонет 

"Бесперспективняк". Минивэн-такси, который не прижился в СССР

Lada Rapan: электромобиль с футуристичным дизайном, но без будущего

Вездеход "Украинец": что помешало ГАЗ-М73 встать в серию?

НАМИ-013: первая капля в море автоавангарда

НАМИ-012: супергерой для непроходимой глуши 

"Татра" Т-87 - чешское "чудо света", пролетевшее над миром

ГАЗ-18. Мирный "автомат" для тех, кто вернулся живым

Ее хотел выпускать даже Ford: изящная и недооцененная "Юность" советского автопрома

Слепили из того, что было: незавидная история прогрессивного бюджетного грузовика КМЗ

"Белка", которую запускали-запускали, но не запустили

Бескапотный ЗИЛ: по всем статьям лучший, но военным ненужный

Через годы, через расстоянья. Суперскоростному автобусу быть! 

Сам себе маленький оркестрик. Как создавали мини-грузовик Multicar

"Буханка" на все случаи жизни. Как создавался самый востребованный УАЗ

Приплыли. Плавающая "Нива" не досталась ни военным, ни охотникам и рыболовам

Микроавтобус "Селена". Как в СССР потеряли целый автомобиль

"Спорт-900": весом с упитанного мужчину

Фургон DKW Auto Union F89: несколько тысяч человеческих лиц

ВАЗ-2802 "Пони": маленькая лошадка, родившаяся раньше своего времени

Минивэн "Макси": фокусы с пространством

"Москвич-2144 "Истра": как под руинами СССР погибло гениальное творение

"Охта". Почему перспективный концепт не пустили на родину

"Гном" и "Эльф", которые пришли, чтобы дать свободу

Микроавтобус "Москвич-А9", который подвела народно-хозяйственная функция 

"Душиться" удобнее. Как перспективные и вместительные ЛАЗы вместо конвейера попали на свалку 

Со стихией справился, с системой - нет. История снеговездехода ЗИЛ-167Э 

На крыльях по воде. Как создавался первый в мире автомобиль-амфибия

Самородки из сарая. Как создавался автомобиль "Лаура"

Наш вуди-ответ. Как "Опель-Кадет Юниор" стал "Москвичом-401-422" "Буратино"

"Авиа-350": сухопутный брат самолета

УАЗ-3907 "Ягуар" - амфибия советского происхождения  

Дядя Степа "Икарус PALT". Почему аэродромный автобус не заинтересовал СССР

Яркие вспышки. Удачный "Дебют" и вместительный "Компакт" не пошли в серию

"Груз ценный, степи пустынные". Уникальный автомобиль мог все, но ракеты ему не доверили 

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/189646_1_350.jpg?v=1462560815
Пожалуйста, подождите...