"Ты еще скажи, что у тебя "права" есть!" Интервью с единственной в Минске женщиной-трактористкой

16004
{$news.name}

С Еленой Валькевич, единственной в Минске женщиной - водителем трактора, корреспондент ABW.BY Иван Кришкевич познакомился во время циклона "Даниэлла". Тогда она на своем "Беларусе" вытаскивала перекрывшую движение на МКАД фуру. В преддверии Международного женского дня мы встретились с Еленой и расспросили о том, что привело ее в эту, мягко говоря, не совсем женскую профессию. 

Отправляемся на базу, которая находится в переулке Ольшевского. На площадке перед зданием стоит рабочая техника: тракторы, грейдеры, грузовые МАЗы. Сложно даже представить среди них 27-летнюю девушку. А в то, что она может управлять этими огромными машинами, вообще верится с трудом.

"Лена по работе у нас от мужчин не отстает. Если нужно, и со щеткой, и с прицепом на трактор сядет. У нее открыты категории на все виды тракторов. Как и мужчины у нас, она универсальный сотрудник и работает наравне с ними. И поломку отремонтировать может, и аккумулятор заменит, и гайки крутит", - развеял наши сомнения дежурный мастер Сергей. 

Елена встречает нас у входа. Эти 4 дня она работает в ночную смену, которая начинается в 20.00 и длится 11 часов. Потом два выходных. Такой график будет весь отопительный сезон - из-за сложных погодных условий служба переходит на усиленный режим. Летом работы меньше, поэтому смена длится 8 часов. Перед началом работы водители обязательно "встречаются" с врачом и механиком, после чего получают у мастера задание и выезжают на участок.

"У нас никогда водитель не сядет за руль даже с остаточным алкоголем в крови. Мы проходим врача - все должно быть "по нулям". Не выпустят водителя на работу, если у него температура, высокое давление, он принимает антибиотики. С этим у нас строго, потому что в случае чего будет наказано и начальство, и сам сотрудник", - говорит наша героиня.

Водители рассаживаются по своим машинам и выезжают за ворота. Елена энергично запрыгивает в кабину трактора и заводит двигатель. Она одета в форменную синюю куртку и брюки, но женщина всегда остается женщиной - яркий маникюр, волосы аккуратно уложены. 

"Вообще я не единственная женщина с мужской профессией. Моя подруга, например, работает автослесарем. Да и что далеко ходить - вот Наташа идет, она ГАЗель водит", - Елена указывает на коллегу, которая тоже садится в свою машину.

Девушка запускает двигатель трактора и выезжает в город. В кабине играет музыка - так работать веселее.

"Если бы мне в школе сказали, что я буду трактористкой, не поверила бы ни за что, - вспоминает она. - Хотя у меня отец водил трактор, может, это сыграло определенную роль. Для меня же все началось, когда я работала уборщиком территории в "Ремавтодоре" Центрального района. Тогда мне нужны были деньги, чтобы оплачивать учебу в институте. Парни поехали получать категорию и предложили поехать с ними. Я согласилась. Учеба давалась легко. Меня привлекло тогда еще и то, что, получив "права" тракториста, я смогу без обучения в автошколе открыть категорию "В". Правда, до сих пор "права" на легковой автомобиль не получила".

В учебном центре на единственную девушку в группе смотрели с непониманием. 

"Многие спрашивали, зачем мне это. "Права" я получила, работать пошла в тот же в "Ремавтодор" Центрального района, только уже в качестве водителя трактора. Сначала боялась идти в чисто мужской коллектив, но меня приняли как "дочь полка" - всегда были готовы помочь и советом, и делом. А потом перевелась во Фрунзенский район. Здесь, кстати, работает мой муж, тоже тракторист", - говорит Елена.

По ее словам, устроиться на работу было легко.

"Когда переводилась, начальник только посмотрел на меня и сказал: берем. А что, ведь важны умения и знания человека, чтобы он не пил, не прогуливал. Я работу свою делаю качественно. А вот коллеги-мужчины сначала относились настороженно. Когда перевелась, у всех был шок. Потом привыкли. Тем более что я могу сделать практически все, что могут они, а где-то даже им помогаю. Мелкий ремонт машины сделать смогу, если на линии сломается. Щетки заменить, подкрутить что-нибудь. За это нам доплачивают. А если нужен серьезный ремонт, конечно, везу механикам. Это их работа, водители этим не занимаются", - говорит наша героиня и сворачивает на тротуар.

В обязанности Елены входит уборка тротуаров и проезжей части, а во время снегопада - расчистка дорог от снега. Сегодня мы будем чистить ул. Ольшевского, 1-й Радиаторный пер., ул. Чигладзе, а после проедем в районе новостроек возле метро "Каменная Горка".

"Водить трактор не сложнее, чем легковой автомобиль. Скорость он большую не набирает. Максимальная скорость, с которой я езжу, - около 35 километров в час. По управлению в городе отличий никаких. В тракторе передач не 6, как в машине, а 12. Две педали тормоза: одна тормозит колеса, находящиеся справа, другая - те, что слева. Но это все нужно, когда трактор в поле работает, а не в городе".

Однако есть еще одно отличие - габариты. Бульдозерный отвал, который крепится к передней части трактора, и щетка сзади увеличивают машину и в длину, и в ширину. Для водителя такой техники очень важно правильно оценить, сможет ли трактор проехать в узком месте и ничего не зацепить. Из-за машин, стоящих на тротуарах, проезд трактора на некоторые участки дорог становится невозможным. 

Например, не может проехать уборщик по тротуару в районе дома №28 на ул. Ольшевского.

"Трактор-то проедет, а вот щетка широкая, могу ею машину зацепить, - говорит Елена. - Не проеду здесь. Эту часть тротуара позже будут посыпать песчано-соляной смесью".

По словам девушки, мест, где чистке улиц мешают припаркованные машины, немало. Начальство относится с пониманием, ведь никто из трактористов не хочет платить за поврежденный автомобиль из собственного кармана. 

"Водители бросают машины как хотят, а когда не почищено, жалуются. Мы же не виноваты, люди сами себе хуже делают. А еще иногда едешь по тротуару, а впереди идет подросток в наушниках. У него музыка так громко играет, что он не слышит, что сзади едет трактор. Вот и плетешься за ним, пока кто-нибудь из прохожих ему не скажет". 

Недавно Елена купила видеорегистратор. Водители легковых машин не всегда понимают, что у трактора, хотя едет он медленно, длинный тормозной путь. Поэтому нередко могут резко перестроиться или затормозить перед ним. 

Мимо проходит мужчина, смотрит в кабину. Поначалу удивленный взгляд сменяет улыбка.

"Люди в основном позитивно реагируют. Многие машут руками, фотографируют. Водители тоже улыбаются, пропускают. Тракторы очень любят маленькие дети - они прямо в восторге, когда такую большую машину видят. А вот новые знакомые поначалу не верят, когда я говорю, где работаю. Раньше я носила длинные волосы, и меня принимали за мужчину-неформала", - рассказывает девушка.

В частном секторе чистить дорогу труднее, чем на широких улицах. Проезды очень узкие, по обеим сторонам припаркованы автомобили. В конце улицы трактору развернуться невозможно, выезжать приходится задним ходом.

"Я привыкла уже к габаритам. Мне кажется, что на легковой машине сложнее будет ездить. Здесь ты высоко сидишь, перед собой видишь на три машины вперед. А там - только машина перед тобой", - говорит Елена.

Инспекторы ГАИ уже привыкли к тому, что у них в районе работает девушка-трактористка. А сначала очень удивлялись.

"В один из первых дней работы меня остановили. Я начинаю доставать документы, а инспектор выдает: "Ты еще скажи, что у тебя "права" есть!"

Трудиться, по словам нашей героини, совсем несложно. Она говорит, что у них очень дружный коллектив, а если неприятность случается на дороге, выручают другие водители.

"Однажды у меня в городе закончилось топливо - датчик не сработал. Мимо проезжали парни на тракторе из другой организации и слили мне ведро солярки. И коллектив у меня замечательный, если помощь нужна или совет - всегда помогут, подскажут. Мероприятия у нас разные проходят, в том числе спортивные, на которые мы семьями ездим. Вообще, думаю, женщине в мужской профессии работать хорошо: если что-то происходит, то водителей-мужчин могут поругать, а мне просто улыбнутся - ну, бывает".

В будущем Елена планирует научиться водить автогрейдер. Эта машина очень длинная, неповоротливая, чтобы ею управлять, нужно иметь большой опыт вождения. И конечно, собирается открыть категорию "B" - необходимости получать "права" на легковой автомобиль пока не было.

"Я люблю то, что делаю. Профессию менять не собираюсь и куда-то в другое место переходить не хочу. Может, ближе к пенсии в кабинет переберусь, но пока мне очень нравится и моя работа, и коллектив. И нравится понимать, что мой труд приносит пользу людям", - говорит девушка.

С Еленой я прощалась на станции метро "Пушкинская". Возле перехода меня окликает мужчина. "Дочка, а с кем это ты в тракторе разговаривала?" - он удивленно кивает головой в сторону дороги. "Да так… с подружкой", - отмахнулась я.

Милые женщины, всех с праздником весны, с 8 Марта!

Татьяна ЕМЕЛИНА
Фото автора и Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

 

Цитировать
Пожалуйста, подождите...