Проверка ABW.BY: насколько опасны грязные фары

12407 20
Проверка ABW.BY: насколько опасны грязные фары

Затянувшаяся осень вовсю царствует на дорогах: дожди и грязь не способствуют мойке авто, поскольку эффективность этого мероприятия стремится к нулю. Стоит ли лишний раз пачкать руки и вымыть хотя бы фары? Проверим опытным путем.

Перед проведением эксперимента автомобиль честно откатал неделю без мойки, преодолев за это время более 200 км в условиях города. Закономерный результат - хорошо заметный слой грязи. Для большей достоверности результатов теста съемка велась с водительского места, настройки фотоаппарата не изменялись, а фотографии не подвергались какой-либо обработке. Фары опущены в нижнее положение: мы проверяем не "дальнобойность", а зависимость видимости от степени загрязнения.

Выпускаем на дорогу пешехода: уже в 24 метрах его выдают лишь светлые джинсы. Куртка видна совсем немного, и будь она чуть темнее, слилась бы с темнотой окончательно. Куда реальнее заметить его за 15 метров.

Даже в 15 метрах положение спасают лишь светлые джинсы - на скорости куртка заметна не будет

Теперь, не жалея, наносим на поверхность фар добротный слой грязи, который быстро высыхает. С подобными загрязнениями автомобили практически не встречаются, но проверить все же стоит.

Внимательно изучаем дорогу: на первый взгляд, кроме появления небольших провалов, в световом потоке ничего не изменилось. Но если присмотреться внимательнее, можно заметить, что одна из елок, растущих у дороги, скрылась в темноте. Таким образом, грязь "съела" около 2 метров видимости.

Более заметен "грязевой эффект" с пешеходом: силуэт еще больше потемнел. Его видимость при удалении на 18 метров сравнима с видимостью на 24 метрах при обычном "осеннем" слое грязи.

Слева - пешеход на расстоянии 24 м от автомобиля с фарами "обычной" степени загрязненности, справа - на 18 м с очень грязными фарами

Теперь при помощи бутылки с водой и тряпки бережно отмываем фары. Ого! Само собой, они не стали светить дальше, но свет "заиграл" совершенно по-новому. Возможно, подобный эффект не так хорошо заметен в городе, но факт остается фактом. В сравнении с "обычным" слоем грязи за пределами светового потока пешеход становится "ярче" на 1,5-2 метра раньше.

Громко чихая, пробуем сымитировать летний 2-3-дневный налет пыли. Видимых глазу изменений не произошло: световой поток по-прежнему яркий.

Пешеход получает фликер и вновь устремляется вглубь темной дороги. 24 метра - видно! 27 метров - видно! 30 метров - отражающий свет фликер превратился в точку, которая все равно привлекает внимание на неосвещенной дороге. Лишь на расстоянии 36 метров фликер в силу своих небольших размеров оказывается бесполезным: будь на его месте светоотражающий элемент побольше, в запасе у водителя появился бы десяток дополнительных метров для маневров.

Таким образом, больше всего степень загрязненности фар влияет на видимость объекта непосредственно в зоне светового потока - яркость снижается почти вдвое. Чистые фары четко "выхватывают" пешехода из темноты, ноги становятся видны раньше и лучше. Пусть не так ярко выражено, но все же улучшается видимость и за пределами светового потока. Особенно эти "эффекты" видны при сравнении "осенней" городской грязи с чистыми фарами. Легкий налет из пыли все же не так страшен, но до тех пор, пока не превратится в прочный слой грязи после дождя.

Пешеход в 12 метрах от автомобиля. Слева направо: грязные, очень грязные, чистые и пыльные фары

Чистые фары "выхватывают ноги" гораздо лучше. На фотографиях это выражается засветом - на практике раньше привлекает внимание

Слева направо: недельный слой грязи, очень грязные фары, запыленные

Самым опасным является именно засохший слой грязи и пыли - он снижает яркость светового потока примерно вдвое

Чтобы читатель понимал, какова "цена" этих метров, приведем данные. Процессу торможения предшествуют две фазы: на реакцию водителя (оценку ситуации, принятие решения и действие - нажатие на тормоз) в зависимости от подготовки, состояния водителя и условий дорожного движения уходит от 0,2 до 1,2 секунды. В условиях города в расчетах обычно применяется показатель 0,8 секунды, за городом в темное время суток он может увеличиваться даже до 1,4 секунды. Время срабатывания тормозной системы составляет 0,2 секунды. То есть прежде чем автомобиль начнет замедляться, еще около 1-1,5 секунды он будет двигаться с первоначальной скоростью. При движении в городе со скоростью 60 км/ч это 16,7 метра, на загородном шоссе ночью - 37,5.

Посему наш вердикт: пачкать руки и мыть фары стоит.

Андрей ГОРЕЛИК
Фото автора
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое