Приплыли. Плавающая «Нива» не досталась ни военным, ни охотникам и рыболовам

17037 6
Приплыли. Плавающая «Нива» не досталась ни военным, ни охотникам и рыболовам

В самом начале 70-х годов, еще до начала проектирования гражданского варианта "Нивы " начала складываться концепция военного внедорожника. И уже тогда появились некоторые графические наброски. Изначально машина задумывалась как легкий внедорожник для пехоты, однако чуть позже министерство обороны изменило свои требования, и кроме отличной проходимости автомобиль должен был уметь еще и плавать.

В то время на Волжском автозаводе главным конструктором трудился Владимир Сергеевич Соловьев (1919-1975), знаменитый первый главный конструктор автозавода в г. Тольятти. Под его руководством на ГАЗе были построены знаменитые "Волга-21", "Волга-24 ", "Чайка " и множество других советских автомобилей. Он возглавил проект по созданию ВАЗ-2101. Одним из главных достижений Владимира Соловьева стало создание полноприводного автомобиля "Нивы" ВАЗ-2121. И конечно, именно его идеи легли в основу конструкции плавающей "Нивы". 

Так как машина проектировалась для военных нужд, вся документация и все характеристики были засекречены, а в служебной переписке в УГК ВАЗ машина упоминалась как "автомобиль для рыбаков и охотников".

Сначала в автомобиле использовались шины размерности 6,95-16, но для улучшения проходимости размер их увеличили до 8-16. К лету 1976 г. были готовы два прототипа машины. Опытные экземпляры имели различную окраску – желтого и зеленого цвета. Может быть, их отличие по цветам означало, что автомобили будут выпускаться для военных целей и гражданского применения. Модели получили обозначение Э2122 ("Э" означало экспериментальный). Образцы отличались друг от друга некоторыми решениями, например, вариант №2 имел дополнительные окна в задней части и более высокие двери.

При проектировании моторного отсека возникли проблемы с охлаждением двигателя. Оказалось, что при движении автомобиля по воде решетки охлаждения в передней части загребают воду и тем самым снижают скорость движения. И тогда было решено поставить радиатор охлаждения сверху, на капоте машины. На воде такое решение было полезным, но на суше двигатель быстро перегревался. Радиатор охлаждения снова поставили в передней части автомобиля, но теперь его закрыли герметичной заслонкой. Заслонка при движении машины по воде прикрывала радианор под некоторым углом и снижала давление воды. В "плавании" участвовали и колеса. Для этого на колесных дисках были закреплены специальные небольшие гребни, которые при вращении придавали автомобилю некоторое движение.

В марте 1977 года прошли сравнительные испытания. Машина оказалась на порядок более «внедорожной», даже нежели легендарный УАЗ-469. Но обнаружились и серьезные недостатки конструкции. Под высокой нагрузкой не справлялась система охлаждения, перегревались детали трансмиссий, ломались сцепление, раздаточная коробка, коробка передач. 

Год проводилась модернизация автомобиля. К зиме 1978 г. были готовы прототипы второй серии. Машины второго ряда получили воздухозаборники впереди и по бокам машины. Автомобили оснастили колесами меньшего размера ВлИ-5, позже на них были установлены шины ВлИ-6.

Образцы второй серии были окрашены в нейтральный серо-голубой цвет. 

Но проверка "боем" снова выявила ненадежность узлов и недостаточную эффективность системы охлаждения. В результате решили сделать машину еще более легкой, сократить размер шин, уменьшить передаточное число главной передачи, вместо двигателя 1,6 литра использовать 1,3-литровый. Фактически, это означало построить новый автомобиль на базе узлов старой конструкции.

Прототип новой машины был готов только к 1982 г. Это была уже другая машина: с компактными размерами, очертаниями, напоминающими автомобиль ВАЗ-2121 "Нива ", и некоторыми элементами кузова от той же "Нивы ". Модели присвоили обозначение 3Э2122, и она имела ряд решений, направленных на устранение старых проблем. 

В 1982 г. испытания проходили в самых тяжелых условиях, и в целом стало понятно, что амфибия наконец получилась довольно удачной. Постановили подготовить четвертую серию образцов и запускать машину в серийное производство. По новому обозначению прототипы стали называться ПТ. Соответственно машины четвертой серии получили обозначение ПТ-401, ПТ-402 и ПТ-403. Государственные испытания закончились осенью 1983 г.

В 1984 году появилась 500-ая серия из 10 прототипов для расширенных испытаний. Машины были отправлены в Туркмению, в Сибирь - самые суровые условия для техники. Работы закончились только в 1985 г. и они показали, что амфибия готова к выпуску. В 1987 г. советский автопром выпустил последнюю, предсерийную 600-ую серию опытных образцов. По факту получилась сильная, современная, надежная конструкция, отлично управляемая по трассе и бездорожью да к тому же способная преодолевать вплавь любые водные преграды. Но это был 1987 год, шла "перестройка ", а огромный Советский Союз балансировал на грани распада. Машина оказалась ненужной, работа над проектом не возобновлялась.

Александр АРХИПОВ 
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид Antro Solo: пассажиры, хотите доехать? Ждем солнца и жмем педали!

Идеальный дом на колесах: с гаражом для легковушки и крейсерской скоростью 150 км/ч

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

Димаксион - машина для жизни

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061: проходимость на грани фантастики

Ford Gyron: двухколесные автомобили - реальность прошлого, перспектива будущего

Chrysler TurboFlite: а вместо сердца - мотор самолета

"Победа" на лыжах? Это аэросани, детка!

Великий Бертоне, великая "Альфа-Ромео"!

2-в-1: Как скрестить автомобиль и вертолет и остаться в живых

ГАЗ на воздушной подушке. Для кого, для чего

Ford 50-летней давности: запас хода - 8000 км, вместо двигателя - атомный реактор

Peel P-50 и Trident: самые маленькие автомобили в мире

Почему автобус не встал на рельсы. История необычного РА-1

Летающий Willys: как из внедорожника делали "десантника"

Самые длинные лимузины в истории: на базе "Боинг-727", длиной 30 метров

"Мессершмит" на колесах: почему немецкий производитель самолетов стал выпускать автомобили

Самый большой седан в мире, тянувший сверхзвуковую "тушку": история загадочного МАЗ-541

С винтом наперевес: как аэромобиль 20-х годов стал серийной машиной

Вот бы МАЗ такое создал: как заработать на плавающем автобусе?

Владельцы X6, скажите спасибо! История Isetta, которая спасла BMW

Тalbot-Lago T-150: один из красивейших автомобилей всех времен и народов

Неизвестный, но удивительный: история перспективных "запорожцев"

На "Старте" - стеклопластик: как в СССР пытались создать уникальный микроавтобус 

Газотурбинные автомобили Firebird: от смелой идеи до реального прототипа

Испытано дорогой на Минск: четырехосный грузовик ЗиС с бешеной проходимостью 

Колеса ромбом: как китайцы повторили то, о чем итальянцы забыли еще в 1960-х 

2-в-1: почему автомобиль на подводных крыльях не тонет 

"Бесперспективняк". Минивэн-такси, который не прижился в СССР

Lada Rapan: электромобиль с футуристичным дизайном, но без будущего

Вездеход "Украинец": что помешало ГАЗ-М73 встать в серию?

НАМИ-013: первая капля в море автоавангарда

НАМИ-012: супергерой для непроходимой глуши 

"Татра" Т-87 - чешское "чудо света", пролетевшее над миром

ГАЗ-18. Мирный "автомат" для тех, кто вернулся живым

Ее хотел выпускать даже Ford: изящная и недооцененная "Юность" советского автопрома

Слепили из того, что было: незавидная история прогрессивного бюджетного грузовика КМЗ

"Белка", которую запускали-запускали, но не запустили

Бескапотный ЗИЛ: по всем статьям лучший, но военным ненужный

Через годы, через расстоянья. Суперскоростному автобусу быть! 

Сам себе маленький оркестрик. Как создавали мини-грузовик Multicar

"Буханка" на все случаи жизни. Как создавался самый востребованный УАЗ

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое