Наша экспертиза: подводим итоги - чем предохраняться лучше

23872 38
Наша экспертиза: подводим итоги - чем предохраняться лучше

Завершился потребительский тест автомобильных предохранителей, который наша редакция провела совместно с "Ресурсным центром" на базе автомеханического колледжа имени академика М.С.Высоцкого. В предыдущей публикации мы рассказали, как приобретались предохранители, которым предстояло участвовать в нашей экспертизе, и представили каждого ее участника, отметив достоинства и недостатки, обнаруженные при внешнем осмотре.

Упомянули также и о методике, с помощью которой собирались проверять предохранители. Так как предохранители должны перегорать вовремя и ничего другого от них не требуется, было решено нагружать участников экспертизы током, увеличенным в три раза по сравнению с номиналом, и смотреть - выдержит предохранитель этот ток или перегорит.

Поскольку оборудование позволяло проверить, как изменяется напряжение на штырьках предохранителя при прохождении через него номинального тока, определяли величину падения напряжения. Эта величина свидетельствует о сопротивлении плавкой вставки, поэтому может косвенно указывать на то, способен предохранитель в нужный момент пожертвовать собой или не способен. И действительно, испытания показали, что проверку падения напряжения на штырьках можно рассматривать в качестве грубой ориентировочной оценки способности предохранителя выполнять поставленную перед ним задачу - защищать узлы электрооборудования от воздействия токов с большей силой, чем полагается. Чем падение напряжения меньше, тем выше риск, что предохранитель не перегорит вовремя.

Испытания проводились по следующей схеме. Начали с 5-амперных предохранителей, настроив оборудование на их номинальный ток. Затем поочередно подключали всех 5-амперных участников, мультиметром определяли падение напряжения и после трехминутной выдержки под номинальным током оценивали по ощущениям, нагреваются ли они и насколько сильно.

Далее настраивали оборудование на трехкратный по сравнению с номиналом ток нагрузки. Опять-таки поочередно подключали участников и по секундомеру определяли, сколько времени они такую нагрузку выдержат. 

После окончания цикла вновь перенастраивали установку на номинальный ток следующей партии предохранителей с одинаковым номиналом и повторяли все, о чем говорилось выше. Результаты испытаний свели в таблицу.

Сюрпризы начались практически сразу же. Первым отличился 5-амперный AVS, а как это выглядело, можно посмотреть на видео.

После того как AVS сопротивлялся трехкратной нагрузке 2 минуты 10 секунд, было решено прервать его испытания. Жалко было не предохранитель, а нашу испытательную установку, на которой начали дымиться провода.

5-амперные ALCA, SCT и TESLA под трехкратным нагрузочным током перегорели сразу же после включения установки, но когда пришел черед "Лемар Неон", повторилась история борьбы предохранителя за свою "жизнь", а не за спасение узла, который предохранитель должен защищать, а с ним, возможно, и весь автомобиль от возгорания.

Причем если AVS нагрелся так, что за него невозможно было взяться рукой, свидетельство чему его оплавленный изолятор, то "Лемар Неон" на ощупь был не настолько горяч, чтобы прикосновение к нему грозило ожогом, и внешне практически не изменился.

Испытания "Лемар Неон" при трехкратной нагрузке были прерваны через 2 минуты 10 секунд по той же причине - во избежание повреждения оборудования, в котором начали дымиться провода. Посовещавшись с коллегами из "Ресурсного центра", приняли решение сначала завершить все запланированные испытания, после чего проверить несгоревшие AVS и "Лемар Неон", к которым, возможно, присоединится еще что-то, под четырехкратным нагрузочным током.

Настраиваемся на 7,5 А и после проверки AVS, ALCA, SCT и TESLA, прошедшей без эксцессов, у нас снова сюрприз! Под номинальным током "Лемар Неон" перегорает уже через 3 секунды после включения установки - мы элементарно не успеваем измерить падение напряжения. Да что же это такое?! Если с 5-амперным "Лемар Неон" беды не оберешься, то его 7,5-амперный товарищ - просто выброшенные деньги!

Далее страсти несколько поутихли. Правда, 10-амперный "Лемар Неон" под трехкратной нагрузкой перегорел не сразу, а с двухсекундной задержкой, что порождает вопрос, насколько такая задержка опасна для электрооборудования автомобиля. Но 10- и 15-амперные AVS, ALCA, SCT и TESLA неприятных неожиданностей не преподнесли.

Это же можно сказать и о их 20-амперных собратьях. Зато 20-амперный "Лемар Неон" под номинальным током перегорел через 12 секунд, что, учитывая отсутствие на его штырьках наружных выходов, вновь не позволило нам провести замер падения напряжения. Впрочем, это и неважно. Важно, что 20-амперный "Лемар Неон" подтвердил, что казус, произошедший с 7,5-амперным предохранителем из этого же набора, не был случайным.

Последнее, что мы сделали, - подвергли 5-амперные AVS и "Лемар Неон", оставшиеся в живых после трехкратной нагрузки, испытанию четырехкратным относительно номинального нагрузочным током. Потрепанный сопротивлением трехкратному сверх номинала току AVS перегорел без задержки, а видео о том, как боролся с четырехкратной перегрузкой "Лемар Неон", мы показали в рассказе о начале нашего потребительского теста. Для тех, кто пропустил эту публикацию, размещаем видео повторно.

Наш вердикт

Не все золото, что блестит. Пусть на упаковке AVS, оснащенных световыми индикаторами состояния, красуется Premium class и среди участников испытаний они самые дорогие, все пошло насмарку из-за 5-амперного представителя этой команды. Компромиссов с предохранителями быть не может, если вам дорог личный автомобиль. "Лемар Неон" по внешнему виду не тянули на золото изначально, но истинную цену этим предохранителям мы узнали в ходе испытаний. Однако TESLA доказала, что внешний вид ни о чем не говорит - эти предохранители тоже неказисты внешне, но отработали без вопросов по всем проверенным номиналам. Нет никаких претензий у нас и к "близнецам" ALCA и SCT, и только цена сделала SCT победителем нашего теста.                                                                                                                 

Результаты испытаний автомобильных предохранителей
Марка Номинальный ток, А Падение напряжения, мВ Работа под номинальным нагрузочным током Работа при трехкратном нагрузочном токе
AVS (стоимость комплекта 43.000 руб.) 5 37 нагрев не ощутим после 130 секунд не перегорел
7,5 53 нагрев не ощутим перегорел без задержки
10 66 нагрев не ощутим перегорел без задержки
15 160 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
20 63 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
ALCA (стоимость комплекта 25.700 руб.) 5 144 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
7,5 132 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
10 99 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
15 98 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
20 79 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
SCT (стоимость комплекта 15.000 руб.) 5 143 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
7,5 133 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
10 101 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
15 97 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
20 80 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
TESLA (стоимость комплекта 20.000 руб.) 5 121 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
7,5 110 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
10 102 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
15 90 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
20 84 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
"Лемар Неон" (стоимость комплекта 22.650 руб.) 5 32 нагрев не ощутим после 130 секунд не перегорел
7,5 - перегорел через 3 секунды -
10 65 нагрев не ощутим перегорел через 2 секунды
15 136 ощутим легкий нагрев перегорел без задержки
20 - перегорел через 12 секунд -

Сергей БОЯРСКИХ
Фото и видео автора
ABW.BY

Благодарим за помощь в проведении теста "Ресурсный центр" на базе УО "Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С.Высоцкого"

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое