У BelToll хорошая память, или Реквием по несостоявшейся амнистии для пользователей платных дорог

12433
У BelToll хорошая память, или Реквием по несостоявшейся амнистии для пользователей платных дорог

У BelToll хорошая память. Сейчас, спустя год после запуска системы (напомним, что взимание платы за проезд по некоторым участкам белорусских дорог началось 1 августа 2013 года), некоторые автомобилисты-иностранцы, проезжая по белорусским дорогам, с удивлением узнают, что у них, оказывается, долги еще за прошлый год. Да не просто долги - суммы исчисляются сотнями и даже тысячами евро.

Анна Бережная живет в Киеве. Но родом из Минска, поэтому на родину порой наведывается. О своих приключениях она недавно рассказала на своей страничке в социальной сети:

"Беларусь ты моя синеокая, как же я тебя "люблю"! Ситуация. В РБ ввели платную дорогу. Муж все оформил, прилепили на лобовое "коробочку" (электронную систему сбора платы за проезд), едем - пикаем - оплачиваем (отдельный пост должен быть о том, сколько времени нужно потратить, чтобы все это приобрести, но сейчас не об этом). Отъехали от Минска 50 км. Останавливает Транспортная инспекция. Приглашает мужа в свою карету. И через 5 минут выясняется, что на нашем авто висит два штрафа за 2013 год, когда систему только-только ввели, а мы были ни сном ни духом. И вот теперь вынь да положь им 200 - на минуточку - евро. Иначе высаживайтесь на обочину, а ваше авто арестовано. Ой, вру! Вынь да положь банковскую карту и оплати на месте. А если карты банковской нет или на ней недостаточно денег, возвращайтесь в Минск! И платите. Потом вернитесь обратно, получите квитанцию, что все оплачено, и "шчаслiвага пуцi i да новай сустрэчы". И никаких других вариантов! Ни то, что с нами дети, ни то, что это еще несколько часов потерянного времени (к тому часу, который мы уже потеряли, пока выясняли, почему штраф, почему в евро). Почему, черт возьми, не предупреждают таможенники о платном участке!

И оштрафовали нас за период, когда систему только запустили, по трассе вообще не было никаких знаков, бордов и т.п. Мы не злостные неплательщики, все последующие приезды были оплачены, но все это не стало доводом для инспекции. Короче, минус 3000 грн с карты, минус время, минус настроение. Плюс неприятный осадок, и это очень мягко говоря...

А почему штраф 100 евро? С какого потолка? А почему не 100 фунтов? Недоработка какая-то. Любому иностранцу, побывавшему на нашем месте, захочется возвращаться сюда снова и снова".

По словам Анны, им сказали, что они "могут оспорить этот штраф в течение 15 дней. Муж будет узнавать у юристов, есть ли смысл в этом. Мы ехали год назад, когда буквально неделю или вторую как ввели эту систему... В январе тоже приезжали, но на другом авто. И тоже проехали и не платили - не знали. Приехали бесплатно, уехали уже с "коробочкой" (тогда, кстати, родственники просветили: мол, а вы в курсе, что с 1 января (!) ввели плату за проезд? То есть местные сами ошиблись со сроками на полгода). По логике теперь может висеть сумма и на второй машине.

Платная дорога, если я не ошибаюсь, начинается под Минском - 42 км. Но ее тянут до Гомеля, стоят рамки, но они не подключены еще (с 1 августа платными стали 65 км трассы. - Прим. ред.). Проехать эти 42 км стоит всего ничего - 4 евроцента за 1 км. То есть 1.68€. Но если не оплатил и поймали, то 100€. А поймают, получается, по-любому. Видели в прошлый раз, как бусик инспекции + машина ГАИ с "мигалками" догоняли авто".

Напомним: в первый месяц работы системы было зафиксировано около 80 тысяч нарушений. Многие надеялись, что в Беларуси пересмотрят дела штрафников за первые месяцы работы BelToll. Большие штрафы обернулись катастрофой для многих компаний. Учитывая массовый характер возмущений, Минтранс обратился в правительство с предложением об уменьшении платы за проезд в увеличенном размере по некоторым видам нарушений, допущенных перевозчиками за первые месяцы работы системы BelToll.  Однако реализация заявленной в конце 2013 года инициативы постоянно откладывалась. Теперь же очевидно, что специального документа по этому поводу автомобилисты не увидят.  

- Мы изучили несколько тысяч дел и пришли к выводу, что каждый из случаев индивидуален, разграничить, когда человек совершил нарушение им же подписанного договора по оплате проезда умышленно, а когда - неумышленно, практически невозможно, - отметил ранее abw.by министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий Сивак. - Остается только рекомендовать юридическим и физическим лицам обращаться за получением льгот в соответствии с установленной законом процедурой, а возникшие споры решать в досудебном или судебном порядке.

Действительно, почему бы тем же таможенникам не предупреждать иностранцев при въезде в Беларусь о том, что впереди платная дорога, а также о том, что у них имеются долги за проезд по платным дорогам? Но, как считает заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Алексей Куцаев, это невозможно:

- Согласно президентскому указу №426 о вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд таможенные органы не имеют никакого отношения к системе платных дорог, они не наделены ни контрольными, ни информационными полномочиями. Сами понимаете, что проверка по базе данных была бы для них дополнительной нагрузкой, что повлекло бы за собой в том числе увеличение времени пребывания в пункте пропуска, рост очередей.

- Почему не создать сайт, где каждый пользователь платных дорог мог бы узнать о долгах, которые числятся за ним, по аналогии с тем, как МВД создало сайт с базой нарушений, зафиксированных камерами фотофиксации?

- По постановлению №340 Совета Министров РБ, которым утверждено Положение о порядке взимания платы за проезд, информация доступна пользователям об уже совершенных нарушениях, дабы не допустить различных манипуляций, например, когда на автомобиле перевешивают номерные знаки. Замечу, что неоплата проезда по платным дорогам не подпадает под административный процесс. И наказание - это не штраф, мы говорим об увеличенном размере взимаемой платы.

- Почему увеличенный размер платы нельзя внести на месте наличными?

- Оплатить наличными можно в любом банке. Конечно, когда ночное время и банки закрыты, здесь, я согласен, есть проблема. Оплата банковской карточкой - один из способов ее решения. Почему нельзя оплатить наличными на месте? Потому что существует государственная программа по максимальному выводу наличных денег из оборота. Взимание наличными платы на месте означало бы, что сотрудникам Транспортной инспекции пришлось бы выполнять несвойственные им функции, например, проверять валюту на подлинность, а также возить с собой суммы для сдачи.   

Сейчас мы прорабатываем возможность оплаты, в частности, посредством топливных карт.

- Ожидать ли все-таки амнистии по нарушениям, которые были допущены в первые месяцы функционирования системы?

- Время уходит. Но если решение будет принято, то каждая ситуация будет рассматриваться индивидуально. Но если кто-то кричит, что не знал, что система заработала, не приобретал устройство для оплаты - это одно. Если же приобрел, но что-то пошло не так - это другой вопрос. Но каждый пользователь обязан соблюдать законодательство.

Как уже сообщалось, c 1 августа 2014 года в систему электронного сбора платы за проезд дополнительно введено 256 километров автомобильных дорог Беларуси. В результате второго этапа расширения системы BelToll электронная оплата теперь взимается на некоторых сегментах дорог М5 Минск - Гомель, М6 Минск - Гродно, М7 Минск - граница Литовской Республики и Р1 Минск - Дзержинск. Общая протяженность сети BelToll составляет 1189 км.

Платные дороги, на которых взимается плата за проезд транспортных средств посредством системы электронного сбора с 1 августа 2014 года:

Наименование дороги
Участки дороги
Длина платного отрезка, км
от километра
до километра
М5/Е271 Минск - Гомель
65
130
65
М6/Е28 Щучин - Гродно
214
287
73
М7/Е28 Минск - Ошмяны - граница Литовской Республики (Каменный Лог)
57
148
91
Р1 Минск - Дзержинск
8
35
27

Результатом второго расширения системы сбора электронной оплаты BelToll станет также увеличение количества пунктов обслуживания клиентов, где можно зарегистрироваться в системе BelToll, взять под залог бортовое устройство и пополнить счет.

Новые пункты обслуживания клиентов будут располагаться по следующим адресам:
- г. Минск, пр-т Дзержинского, 132, АЗС №2 "Юнайтед Компани";
- г. Марьина Горка, 59-й км автодороги M5, АЗС №2 "Белоруснефть";
- д. Сычково, автодорога M5, АЗС №29 "Белоруснефть";
- г. Дзержинск, ул. Минская, 40, АЗС №7 "Веста";
- г. Ошмяны, автодорога М7, 69-й км, АЗС №10 "Юнайтед Компани";
- г. Щучин, автодорога M6, АЗС №23 "Белоруснефть";
- г. Минск, ул. Брикета, 31, здание FSK Logistik;
- г. Гродно, ул. Понемуньская, 2е.

"Мы ожидаем, что очередное расширение системы приведет к росту количества зарегистрированных транспортных средств примерно на 10-15 процентов. Тем самым их общее количество достигнет 200.000 единиц", - отметил Сергей Бурый, менеджер по связям с общественностью оператора системы BelToll ИООО "Капш Телематик Сервисиз".

Марина АЖГИРЕЙ
ABW.BY

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/162105_1_350.jpg?v=0
Пожалуйста, подождите...