Год за три: как мы жили с BelToll. Итоги работы и отзывы пользователей

18471
Год за три: как мы жили с BelToll. Итоги работы и отзывы пользователей

1 августа исполнится год, как деньги с пользователей платных участков белорусских дорог взимаются с помощью системы BelToll.

За это время произошло многое из того, что не ждали, и много ожидаемого не случилось. К примеру, оператор системы ИООО "Капш Телематик Сервисиз" не предполагал, что в первые дни оборудование будет работать некорректно, а это произошло. Потом некоторые проштрафившиеся долго надеялись на "амнистию", но их надежды не оправдались и теперь, видимо, не оправдаются.

В общем, мы решили вспомнить, как мы встретили BelToll, за что ругали и к чему пришли спустя год.

Сбои в работе системы

Понятно, что работа любой новой системы сопряжена с трудностями. Чиновники ответственность традиционно возлагали на пользователей: "Чаще всего это происходит из-за того, что человек не дочитал, не разобрался с инструкцией, не там закрепил бортовое устройство, вообще его не закрепил или не пополнил своевременно баланс и так далее".

На 1 ноября 2013 года оператор системы получил 3600 претензий - 26% из них оказались обоснованными, деньги были возвращены.

Очереди в пунктах обслуживания клиентов

Как и ожидалось, ночью 1 августа в пунктах обслуживания клиентов случился аншлаг, сохранявшийся несколько следующих суток. Но здесь уже пенять на "Капш Телематик Сервисиз" и Минтранс пользователям платных дорог нечего: коммерческий запуск системы состоялся на месяц позже - не 1 июля, как планировалось ранее, а 1 августа. Чтобы оформить документы и получить бортовое устройство, времени было достаточно. Хотя, как всегда, нашлись те, кому и этого срока не хватило.

Недостаток информации

Среди первых нарушителей было мало тех, кто осознанно решил игнорировать систему. В основном автомобилисты, остановленные Транспортной инспекцией (в большинстве своем это были иностранцы, как правило, на легковых машинах), просто не знали о нововведениях.

Еще в начале августа мы побывали в рейде с Транспортной инспекцией на дороге М1 и стали очевидцами характерной ситуации: россиянин на автомобиле с немецкими "номерами" был остановлен за отсутствие бортового устройства.

Претензии водителя были такими: "Да, я видел знак "Платная дорога". И что? Как мне за нее заплатить, где это сделать? Почему нет никаких пояснительных таблиц? Откуда я мог знать, что вы у себя ввели?"

Автомобилисты соседних Польши и Украины жаловались на то, что размещенные в этих странах билборды дают недостаточную информацию: они попросту дублировали отечественный вариант с изображением мужчины, выдающего себя за водителя-дальнобойщика со стажем. Но если в нашей стране утверждение "для транспортных средств больше 3,5 тонны" логично и справедливо, то на территории соседних стран это выглядит как полуправда.

Оператор системы в свою очередь утверждал, что "во всех граничащих с Беларусью странах мы проводили широкую рекламную и PR-кампанию. Были задействованы практически все каналы коммуникации: в специализированных изданиях размещались рекламные макеты и информационные материалы; для СМИ, ориентированных на широкую аудиторию, готовились статьи и интервью о системе BelToll; проводилась наружная рекламная кампания: вдоль автотрасс были установлены рекламные щиты, информирующие водителей о запуске электронной системы сбора платы за проезд в Беларуси; были задействованы популярные информационные и специализированные интернет-площадки; мы активно сотрудничали с ассоциациями международных перевозчиков; размещали информацию на АЗС в приграничных районах соседних стран".

Неизвестно, что сыграло бОльшую роль в распространении информации - время или все же проведенная кампания, но сейчас не знающих о BelToll практически не осталось.

Раскритикованный механизм оплаты

Эта проблема вытекает из предыдущей и заключается в том, что и 1 августа, и по сей день начало платного участка дороги обозначено лишь знаком "Платная дорога" - вблизи нет ни информационных таблиц, ни пунктов обслуживания клиентов. Иностранец, следующий без бортового устройства и увидевший такой знак, должен или сознательно стать нарушителем, или вернуться и сделать крюк.

"Иностранные автотуристы, планируя предстоящую поездку в Беларусь, должны ознакомиться с правилами пользования не только платными дорогами, но и особенностями ПДД и другими законами, требования которых им, возможно, придется выполнять, передвигаясь по РБ на автомобиле. Это нормально", - сказал в ответ на это оператор и пообещал дополнительно установить специальные информационные щиты на английском, русском, польском и/или литовском языках непосредственно вблизи всех автодорожных пунктов пропуска на белорусской территории.

Отдельно пользователи критиковали отсутствие возможности внести плату наличными в иностранной валюте. Мол, где, к примеру, ночью поменять доллары на рубли? Здесь уже рассчитывать на изменения не приходится: платить можно наличными в "белках", пластиковыми или топливными картами.

Альтернативные пути сомнительного качества

Наличие альтернативного пути - обязательное условие платного участка дороги. Нельзя сказать, что таких путей нет. Они есть. Но наш корреспондент Павел Козловский, проследовавший из Минска в Национальный аэропорт таким способом, пришел к выводу, что альтернативный путь преодолеет только внедорожник.

Палатки со сторожами вместо украденных генераторов

Видимо, начиная работу в Беларуси, австрийский инвестор не был готов к местной специфике. К порталам, принимающим сигнал, потребовалось подведение электричества. А чтобы сделать это, необходимо пройти долгую процедуру вывода земель сельскохозяйственного назначения из оборота. Бумаги к сроку готовы не были, и инвестор решил временно "перебиться" дизель-генераторами. Как вы думаете, что могло произойти в Беларуси с одиноко стоящим в поле генератором? Правильно. Примерно десять из них нашли новых хозяев, поэтому к заново закупленному оборудованию приставили сторожей, которые в две смены в обычных туристических палатках, разбитых неподалеку, стерегли имущество. Ближе к зиме сторожа завершили свою трудовую деятельность.

Ожидание пересмотра дел нарушителей

В начале лета 2014 года стало известно, что документа о пересмотре штрафов для автовладельцев за нарушения проезда по платным дорогам пока не будет. Хотя этой надеждой почти год жила не одна белорусская компания. В первый месяц работы системы было зафиксировано около 80 тыс. нарушений. Большие штрафы обернулись катастрофой для многих компаний. Учитывая массовый характер возмущений, Минтранс обратился в правительство с предложением об уменьшении платы за проезд в увеличенном размере по некоторым видам нарушений, допущенных перевозчиками в первые месяцы работы системы BelToll с августа по сентябрь 2013 года.

- Мы изучили несколько тысяч дел и пришли к выводу, что каждый из случаев индивидуален, разграничить, когда человек совершил нарушение им же подписанного договора по оплате проезда умышленно, а когда неумышленно, практически невозможно, - отметил abw.by министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий Сивак.

Праздники "БелТоллом" не портим?

Хотя оператор системы и утверждал, что узнавать все о стране, куда едешь, нормально и не знающие про BelToll сами виноваты в своих бедах, на время ЧМ по хоккею с 25 апреля по 31 мая 2014 года для иностранных легковушек проезд сделали бесплатным. МИД назвал этот шаг "бонусом", мы назовем его "превентивными мерами".

Задним числом от платы за проезд освободили и технику, участвовавшую в параде.

Считаем и слушаем: отзывы транспортников

А чем новая система работы обернулась для участников транспортного рынка? Как показывает практика, дополнительные расходы легли на плечи компаний - жесткая конкуренция не позволила им поднять цены.

Старая добрая десятина

К примеру, калькулятор на сайте beltoll.by показывает, что дорога М4 на Могилев (которая частично была платной до 01.01.2014, а с начала года стала платной полностью) обходится компании-перевозчику примерно в 100.000 руб. в одну сторону. Учитывая, что билет на маршрутку стоит 70.000 руб., то деньги от 1,5 пассажира уходят на отчисления. Средняя вместимость маршрутного микроавтобуса - 15-20 человек. Это значит, что 7-10% доходов (при условии полного заполнения) теперь идет в счет платы за проезд.

Было бы за что платить…

Руководитель транспортной компании СЗАО "БелФрост" Дмитрий Чурлович по просьбе abw.by рассказал, как на ведении бизнеса сказалось введение новой системы:

- На сегодняшний день плата за проезд по трассе М1 в одну сторону автопоездом в составе тягача и полуприцепа в эквиваленте составляет около 73 евро. На момент ввода в действие системы BelToll при ручной оплате УП "Белавтострада" мы оплачивали в эквиваленте 60,5 евро. Дополнительные затраты в размере около 30 евро при проезде по трассе М1 в обе стороны после ввода автоматической системы оплаты в стоимость перевозки наша компания, в частности, не добавляла, то есть это легло на наши плечи.

Необходимо учитывать, что помимо повышения стоимости километра, по крайней мере, на примере нашего типа транспортных средств, значительно расширилась сеть платных дорог (и продолжает расширяться). Что в совокупности значительно увеличивает затраты перевозчика по сравнению с прошлым годом.

Один из основных недостатков помимо карательной составляющей и огромного количества штрафов с первого дня работы системы даже без переходного периода - об этом не буду, говорилось многократно, - отсутствие разграничения тарифов оплаты в зависимости от класса эмиссии (Евро-3, -4, -5). Несмотря на наличие опыта во всех странах Европы.

Второй основной недостаток - несоответствие стоимости проезда за 1 километр пути и уровня: дорожного покрытия, безопасности движения, работы дорожных служб, количества объектов придорожного сервиса и т.д. Например, для ТС свыше 12 тонн, свыше 4 осей, Евро-5 в РБ надо заплатить 0,12 евро за километр, в Польше - 0,06, Германии - 0,155, Чехии - 0,15 евро за километр. Но разве можно сравнивать при соизмеримой стоимости километра совокупное качество магистралей в Германии и РБ?

В качестве иллюстрации Дмитрий прислал фото, сделанное при въезде на М1 недалеко от Бреста. Как говорится, терпите, господа, и будет вам счастье.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

С 1 августа вводятся новые платные участки дорог в системе BelToll

С 1 августа 2014 года в систему электронного сбора платы за проезд дополнительно будет введено 256 километров автомобильных дорог Беларуси. В результате второго этапа расширения системы BelToll электронная оплата будет взиматься на некоторых сегментах дорог М5 Минск - Гомель, М6 Минск - Гродно, М7 Минск - граница Литовской Республики и Р1 Минск - Дзержинск. Общая протяженность сети BelToll составит 1189 км.

Платные дороги, на которых будет взиматься плата за проезд транспортных средств посредством системы электронного сбора с 1 августа 2014 года:

 

Наименование дороги
Участки дороги
Длина платного отрезка, км
от километра
до километра
М5/Е271 Минск - Гомель
65
130
65
М6/Е28 Щучин - Гродно
214
287
73
М7/Е28 Минск - Ошмяны - граница Литовской Республики (Каменный Лог)
57
148
91
Р1 Минск - Дзержинск
8
35
27

Результатом второго расширения системы сбора электронной оплаты BelToll станет также увеличение количества пунктов обслуживания клиентов, где можно зарегистрироваться в системе BelToll, взять под залог бортовое устройство и пополнить счет.

Новые пункты обслуживания клиентов будут располагаться по следующим адресам:
- г. Минск, пр-т Дзержинского, 132, АЗС №2 "Юнайтед Компани";
- г. Марьина Горка, 59-й км автодороги M5, АЗС №2 "Белоруснефть";
- д. Сычково, автодорога M5, АЗС №29 "Белоруснефть";
- г. Дзержинск, ул. Минская, 40, АЗС №7 "Веста";
- г. Ошмяны, автодорога М7, 69-й км, АЗС №10 "Юнайтед Компани";
- г. Щучин, автодорога M6, АЗС №23 "Белоруснефть";
- г. Минск, ул. Брикета, 31, здание FSK Logistik;
- г. Гродно, ул. Понемуньская, 2е.

"Мы ожидаем, что очередное расширение системы приведет к росту количества зарегистрированных транспортных средств примерно на 10-15 процентов. Тем самым их общее количество достигнет 200.000 единиц", - отметил Сергей Бурый, менеджер по связям с общественностью оператора системы BelToll ИООО "Капш Телематик Сервисиз".

 

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/161770_1_350.jpg?v=0
Пожалуйста, подождите...