Porsche on Track: мы выиграли!

7437 1
Porsche on Track: мы выиграли!

Никогда бы не подумал, что буду так сильно волноваться на 40 км/ч… Нет, оно, конечно, понятно - Porsche, гоночная трасса "Истамбул-парк", принимавшая даже Формулу-1, и сейчас я отвечаю за результат всей команды… Но все равно 40 км/ч и участившийся пульс - это ломка стереотипов… И когда Panamera Hybrid вздрогнула в момент запуска ДВС, я, честно, очень сильно расстроился: с таким тренером и командой проиграть просто грех. Впрочем, мы и не проиграли… Скажу больше: выиграли! Но позже…

Двухэтапный Porsche on Track - это "ездовой" тренинг с элементами соревнования для журналистов из стран, которые курирует восточноевропейское отделение компании Porsche. Первый этап - "Истамбул-парк", где сейчас мы любуемся многочисленными суперкарами, а второй запланирован на начало июня в Эстонии.

Martini, Gulf, Rothmans - от обилия красивейших Porsche рябило в глазах. На свой интенсивный тренинг немцы привезли практически весь модельный ряд, начиная от Boxster и Cayman и заканчивая Macan Turbo. Еще мы очень надеялись вживую "пообщаться" с "изюминкой" модельного ряда Porsche 918 Spyder, но честь бескомпромиссных суперкаров в этом мероприятии отстаивал "всего лишь" 911 Turbo S. И на нем можно было даже поездить!

- Парни, все умеют пользоваться "лаунч-контролем"? Включаем режим Sport Plus, "драйв" и зажимаем педаль тормоза. За две секунды до старта вжимаем педаль в пол и, дождавшись "отсечки", отпускаем тормоза… Понятно? Ок! Но в драгрейсинге для начала рекомендую попробовать обычную Carrera, потому что 560-сильный Turbo S может очень сильно впечатлить!

Инструктор не соврал: когда я бросил педаль тормоза, на какую-то долю секунды почувствовал легкое головокружение. Ты словно получаешь хороший удар в голову: изображение вздрагивает, мышцам шеи не хватает сил, чтобы удержать "вертикаль". Да, хороший спортбайк по цифрам еще быстрее, но он не "рвет" так с места, а именно нереальный прыжок на старте больше всего впечатляет в эти 3,1 секунды, за которые Porsche 911 Turbo S разгоняется до 100 км/ч. Хотя и после 200 км/ч он так же впечатляюще напорист, но об этом позже.

А пока - об основах основ: о траекториях, загрузке осей, точках торможения, входа, выхода… Инструктор, датчанин Ян Калмар, хорошо знакомый нам по прошлогоднему многодневному Porsche Performance Drive, "разжевывает" каждое движение рулем, педалями. "Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, - он любит многократно повторять это слово, - поймите, что не нужно жадничать со скорость. Лучше медленнее войти в поворот, но угадать с траекторией и быстрее выйти, нежели оттормаживаться, рискуя вылететь за пределы трассы…" И он артистично демонстрирует, как долго и бессмысленно пищат покрышки на таких торможениях… Мы поняли, Ян!

Ну а тем, кто не понял, "естественный отбор" не грозит - относительно молодая трасса "Истамбул-парк" имеет шикарнейшие зоны безопасности, их ширина прямо пропорциональна скорости входа в поворот. Поэтому в самом скоростном из них, где входить нужно на 200, а на выходе в идеале "иметь" 235 км/ч, инструкторы просят нас не снижать скорость, а правильно вылетать! Если уж такое случится…

- Если чувствуете, что машину понесло, не нужно резко тормозить и во что бы то ни было пытаться удержаться на треке! Первый метр зоны безопасности - это трава, на ней можно резко развернуть, поэтому, если понесло, просто перескакивайте через траву с прямыми колесами, а затем на бетоне можете спокойно выбрать новую траекторию и вернуться на трек. Причем это можно сделать, даже не сильно теряя в скорости! Так что никаких доворотов руля!

Честно говоря, сколько был на подобного рода мероприятиях, обычно просят просто перестраховаться и тормозить. А здесь… Что же, раз так, нас ждет действительно впечатляющие "покатушки"!

И "бой" начинается сразу: разделившись на три команды, мы отправляемся по своим секциям. Для начала разминка, драгрейсинг на поразительном Turbo S, а затем сухой слалом. К счастью, на Boxster - честно говоря, страшновато было бы делать его на 560-сильном суперкаре. Да и не продуктивно: совладать с такой мощью нелегко, а за каждый сбитый пилон дают 5 секунд штрафа. Что нам очень-очень не нужно - как выясняется, именно с сухого слалома у нас начинается зачетная часть мероприятия. И отныне мы соревнуемся с другими командами - общее время прохождения трассы всеми 7 участниками суммируется.

Вадима Гагарина, нашего тренера, весь персонал Porsche называет уважительно "Мистер Президент". По своей белорусской незамысловатости я был уверен, что это из-за ушей, - Вадим, если в фотошопе покрасить его в черный, будет точь-в-точь Барак Обама… Но, как выяснилось, все сложнее: Президентом его называют из-за того, что Гагарин россиянин, а к россиянам, несмотря на шутки, в Европе теперь отношение сложное - давно известная фраза про "оккупантов" перестала быть шуткой… Азербайджанцы, латвийцы, турки, эстонцы, даже израильтяне, не говоря уже о моих вечных "братьях по крови" украинцах - все увидели в недавних действиях российских войск гораздо больше, чем самим россиянам рассказали по телевизору. Но Вадиму не до того - он переживает за команду. И реально оценивает ее шансы: "Молодцы, состав подобрался плотный, едете с очень похожими результатами. Значит, есть все шансы на победу!"

Но до победы еще ой как далеко! Пока мы отправляемся на дрифт-тренинг, и я бесконечно рад, что он не идет в зачет: наш "интернационал" в лице белоруса, казаха, двух азербайджанцев и трех турков в этой дисциплине не блещет. То "недо-", то "пере-" - это про работу "газом". Осилить мокрый круг на резком Boxster в скольжении - задача очень непростая. Вот как это выглядит в исполнении начинающего.

- А это вообще реально, проехать на таком скользком покрытии в дрифте?

Вместо ответа инструктор сам садится за руль…

Значит, все же реально… Посмотрев, как именно инструктор работает рулем и "газом", многие почти повторяют его идеальный круг. Что же, уже можно было и в "зачет" ставить!

- А вот теперь, парни, начинается реальная гонка!

По залу прошел одобрительный гул…

- Но на экономичность… Перед вами - три Porsche Panamera S Hybrid с полностью заряженными батареями. Сейчас задача каждой команды - проехать как можно больше кругов на батарее, без запуска ДВС. На панели приборов выведен специальный "тахометр", который показывает, сколько процентов мощности электродвигателя вы задействуете, и если сильно "газанете", то в помощь ему заведется ДВС. За это штраф - нужно будет остановиться и заглушить мотор. Все поняли задачу?

Понять-то поняли, что на "газ" лучше не давить, но большого опыта езды на гибридах именно в экономичном режиме ни у кого из нашей команды нет. Как, впрочем, и у соперников: никто толком не знает, с какой скоростью лучше всего ехать, разгоняться быстро или плавно, тормозить двигателем или нет, используя рекуперацию… Оно-то понятно, что рекуперация - это хорошо, но насколько эффективно она поможет восполнить энергию, потраченную на ускорение?

- Внимание! Три, два, один… Старт!

И понеслось! Шучу. Словно сговорившись, все три команды предпочли не стартовать по команде, чтобы не поддаться искушению и не поддать "газу" в погоне за более быстрым соперником, - так посоветовали инструкторы. Первыми трогаемся мы. Просто отпустил педаль тормоза - и машина плавно покатилась. У нас выключена "печка", "музыка" и все остальные электроприборы - по сути, работает только панель и светодиодные ходовые огни, которые никак не выключить. В салоне тишина, мы скользим по трассе почти бесшумной тенью, а у меня ломка стереотипов: на спидометре 40 км/ч, а пульс под 200…

Каждый раз, когда машина соперников подкатывается к финишному створу и нужно меняться водителями, участники из других команд бегут посмотреть, что бортовой компьютер пишет в графе Range. И быстро выясняется, что условия у команд не совсем равны: у всех трех машин изначально было разное расстояние запаса хода! 19, 20 и 21 - словно специально подстроено. Угадайте, какая машина досталась нам?

Однако сейчас не до разборок: мы вроде поймали хороший ритм, судя по результатам "подглядываний" у соперников - запас хода у нас не самый маленький. Посоветовавшись с Вадимом, мы отказываемся от тактики равномерного движения, поскольку на многочисленных холмах "Истамбул-парка" уходит слишком много энергии на преодоление подъемов. Поэтому сейчас мы ускоряемся на склонах, набирая ход, а затем используем инерцию для того, чтобы легче взбираться на подъем. Помогает! "Автомобиль Б финишировал!" - слышим мы в рации, и это становится дополнительным стимулом еще мягче и точнее работать педалью "газа", еще активнее "играть" с рекуперацией там, где приходится тормозить.

Черт, "переиграли"! В какой-то момент, используя пониженные передачи для торможения в режиме рекуперации, я лишний раз щелкаю подрулевым рычажком - Panamera запускает ДВС! Зачем? Почему?

- Оу… - Вадим расстроен не меньше моего. - Видимо, электроника решила, что нужно сильное замедление, и решила задействовать ДВС для торможения двигателем… По правилам нам сейчас нужно остановиться и затем заново стартовать на батарее.

Вот же не везет - это случилось как раз перед самым затяжным подъемом, для которого мы и "экономили" рекуперацией. Глядя на то, как мимо хорошим ходом проезжают наши соперники, мы понимаем: это серьезная ошибка.

Так и получилось: затяжной подъем основательно "высосал" уже почти пустую к тому моменту батарею, и вскоре на другом подъеме у нас сначала исчезают цифры в графе Range, а затем в 10 метрах от пика запускается ДВС. Все, приехали!

- Ничего, парни, не расстраивайтесь - они объехали нас всего на 1,7 километра. К тому же мошенничали: в самых крутых поворотах, чтобы не терять ход, они "срезали" по бетонным зонам безопасности - мы видели это на мониторах системы наблюдения…

Ну и пусть! Все равно решающая битва завтра.

И утром следующего дня все начинается без предисловий:

- Парни, сейчас нам предстоит разминка в "боевом" режиме - настоятельно рекомендую не заниматься установкой рекордов, а привыкать к машине и внимательно учить траектории, чтобы не допускать ошибок. Потому что после обеда у нас будет гонка, и она очень важна для итогового результата!

Пока мы "разминаемся", оттачиваем до миллиметра умение "попадать" на точки входа, апекса и выхода, Вадим прямо по рации, глядя в зеркало, поправляет ошибки каждого.

- Rothmas - хорошо, Gulf - можно добавить скорости… Martini, Martini! Ты точно уверен, что нужно так "газовать" на входе в поворот? Лучше пристраивайся поближе к Rothmans и следуй точно по его траектории…

Но когда приходит время заезда, выясняется, что гонка снова с "подвохом": соревноваться мы будем на стабильность результата, а не на время прохождения круга.

- Но это не значит, что можно расслабиться, включить "круиз" и слушать музыку. Мы не зря столько оттачивали траектории и запоминали трассу, потому что ехать нужно с той скоростью и в том режиме, который был комфортным для вас на тренировке. То есть, если в самом скоростном вираже кто-то из вас уверенно попадал на точку апекса на 200 километрах в час, значит, так и нужно ехать сейчас в гонке!

Оно и понятно: при среднем времени прохождения круга 2,30 секунды "угадать" точно не получится. И Вадим, как обычно, прав - нужно ехать в своем комфортном режиме, не пытаясь улучшить результат, чтобы точь-в-точь повторять и движения, и траектории, и скорость. Понятно-то понятно, но с непривычки все равно нервничаешь, тем более что здесь снова будет суммироваться результат всей команды. Не подвести бы!

- Вадим, а какой результат можно считать нормальным?

- Если каждый из вас впишется в лимит 5 секунд разницы с трех кругов, это будет великолепно!

- А можно я возьму Rothmahs?

- Почему именно его?

- Цвет нравится. Мне кажется, он принесет удачу…

И он принес! Вот видео "он боард", записанное профессиональной системой V-Box. Качество картинки, правда, не самое лучшее, но зато есть все остальное: перегрузки, интенсивность разгона и торможения, скорость и т.д. Пока смотрите, а ниже я дам комментарии к нему…

Как понятно из названия ролика, первый круг был разминочный - на трассу нас запускали с пит-лейна. А вот второй - уже референтный, именно на нем обнаружилась первая проблема. Дело в том, что во время тренировок мы отлично прокатали все виражи, в том числе и самые скоростные, а вот на прямой просто катились - Вадим "собирал" растянувшуюся колонну. А это значит, что мы ни разу не ехали по ней на "максималке", то есть совершенно непонятно, насколько нужно смещать точку торможения, чтобы попасть в поворот на оптимальной скорости.

Именно это и стало первой ошибкой: пройдя с полным "газом" весь стартовый прямик и имея в конце 200 с лишним на спидометре, тормозить решил "по учебнику" - в точке, где выставлены сдвоенные пилоны. И когда я надавил педаль тормоза в пол, быстро выяснилось, что это было лишнее - скорость упала слишком сильно, в первый вираж я, по сути, вкатился. С большим запасом по скорости. Что теперь делать - улучшать? Нет, повторять!

Что я и попытался сделать: на всех трех зачетных кругах я оттормаживался с той же точки и с той же интенсивностью. Да и в остальных виражах старался поступать так же. Откатался, вышел из машины - пот ручьем, пальцы еле заметно дрожат. Можно подумать, поставил личный рекорд…

- Я краем глаза слышал, что у вас тут кто-то умудрился с трех кругов "въехать" в полсекунды разбежки, - с хитрым прищуром подошел украинский коллега. - Это вообще как можно было так умудриться?

- А я откуда знаю?

Пока откатывали остальные команды, Вадим ходил нахмуренный. Он пожал руку каждому члену команды, сказал: "Отличная работа", утешил - у нас есть все шансы на победу. Но о том, как проехал каждый и какой же у нас получился командный результат, не сказал ни слова… Вот актер! Потому что когда Ян назвал команду, занявшую второе место, и стало ясно, что у нас "золото", Вадим наконец-то показал распечатку:

- Парни, у нас просто великолепные результаты: общее время команды составило менее 10 секунд! А кое-кто вообще умудрился вписаться в 00,00,45 секунды! Как это можно было сделать?

- А я откуда знаю?

Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото и видео автора
ABW.BY
Минск - Стамбул - Минск

 

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое