Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Хочется скорости – езжай на трек, не надо в городе никого удивлять!" Инструктор о причинах аварий с участием мотоциклистов

20362 41

Фото автора и Keymotoschool

20362 41
Андрей Ахрем

Фото автора и Keymotoschool

Практически ежегодно случаются резонансные аварии с участием мотоциклистов. Начало этого мотосезона не стало исключением – неделю назад произошло смертельное ДТП около столичного цирка. О причинах аварий, опасностях, подстерегающих байкеров на дорогах, правилах безопасного вождения и многом другом Автобизнес поговорил с основателем и руководителем мотошколы Keymotoschool Дмитрием "Ключом" Евхименко.

"Все эти аварии – не случайность"

– Каждый год мы сталкиваемся с подобными случаями, самые жуткие из которых происходят в начале сезона, – говорит Дмитрий. – 20 лет назад на мотоциклах погибли и мои друзья, один из них в городе в похожей ситуации. И тогда я дал обещание их родственникам заниматься обучением людей, чтобы избежать подобных бед.

Я всегда говорю людям, что спортивный мотоцикл – это спортивный снаряд. Как гантели. Но вы хоть раз видели, чтобы кто-то махал гантелями в трамвае? Не видели, потому что это общественное место, а использование спортивного инвентаря должно происходить в специально предназначенных для этого объектах. 

Все эти аварии – не случайность. Это следствие необразованности и непонимания некоторых вещей. Во-первых, мотоциклист незаметен в городе, незаметен на дороге вообще. Из-за своего маленького размера мы не видны, не спасают и фары, которые порой даже дезориентируют. Люди привыкли искать взглядом автомобили. Две горящие фары – машина, одна – непонятно. Очень часто я сталкивался с ситуациями, когда встречаешься глазами с водителем автомобиля, выезжающего с прилегающей территории, а он продолжает движение. Человек может смотреть на мотоцикл, но это не говорит о том, что он его видит. А если увидел, то в его мозгу мотоциклист может быть пешеходом, велосипедистом с соответствующим представлением о их темпе.

Дальше добавляется высокая скорость. Повторюсь, что город – это общественное место, поэтому превышение чревато последствиями. Мы стараемся пресекать подобное поведение, но, к сожалению, из года в год такие ситуации повторяются.

Когда случилось ДТП у цирка, ребята ехали группой. Человек – существо стадное. Один совершил ошибку – все ее повторили. Эта группа изначально была настроена на то, чтобы "печь". Но выполнить упражнение "Трамвай" – выкрутить ручку – мозгов много не надо. А как поворачивать, как тормозить?

У человека был шанс избежать ошибки и уберечь от нее тех, кто ехал следом. Если ее совершил первый – это не значит, что остальные должны за ним повторять. Каждый на дороге сам за себя, и у каждого должны быть свои мозги.

Надо отметить, что человек ехал с пассажиром и последствия могли быть куда печальнее. Второй номер обычно страдает сильнее пилота. Девушке откровенно повезло. Пассажира на мотоцикле нужно везти как хрустальную вазу. Его надо экипировать, проводить с ним инструктаж о положении тела в поворотах, при разгонах и торможениях.

Самое обидное, что после таких закономерностей – а это именно закономерности – слагаемые катастрофы, страдает остальная масса мотоциклистов, ребят, которые грамотно ездят по городу и ничего не нарушают. А к ним потом начинают применять различные санкции.

"Водитель не может предполагать, что кто-то едет по городу 200 км/ч"

В таких ситуациях винят водителя автомобиля. Он не пропустил, не рассмотрел и все такое. Повторюсь, человек может смотреть на мотоцикл, но не видеть его – это раз. Два: оценить, с какой скоростью приближается быстро движущийся мотоцикл, практически невозможно. Плюс горят фонари, фары встречных автомобилей, поток едет с горки. Кроме того, на перекрестке у цирка левый поворот в этом направлении в дневное время запрещен, а после 23:00 там поворачивать можно. Ребята не учли этот момент – все это приходит со знаниями. 

Водитель автомобиля с большой вероятностью живет недалеко от места ДТП. Маршрут ему знаком, и он сознательно поворачивал на этом светофоре. Существует понятие собачьего периметра: человек в знакомом районе расслабляется. В чужом сконцентрирован, а здесь до дома оставалось буквально два светофора, и он уже мысленно был одной ногой на диване. И в этот момент произошло то, что произошло.

Основная причина аварий с мотоциклами – это превышение скорости. В 80 процентах из них виноваты именно мотоциклисты. Едет себе дедушка за рулем скорой, на которой он работает 30 лет, посмотрел в зеркало – никого нет – начал поворачивать. Он никак не может предполагать, что кто-то едет по городу 200 км/ч. А потом дедушка виноват… 

Мотоциклисты должны отдавать себе отчет, где они находятся. Хочется драйва и скорости – езжайте на спортивный объект и ездите там хоть на ушах 200-300 км/ч, не надо в городе никого удивлять.

Сопутствующая проблема – шум. Прямотоки, рев, никто не может уснуть. Прямоточные глушители устанавливаются на спортбайки для повышения мощности, давая незначительный ее прирост. Соглашусь, что частенько звук в городе спасает. Но звук хороший и приятный. А когда мотоцикл едет в отсечке… Это превышение скорости – можете даже не сомневаться, а, значит, и нарушение закона. Законы нужно соблюдать, ПДД написаны кровью, все эти "полеты" ничем хорошим не заканчиваются. 

Есть правило: как человек ездит – так он и живет. Если у него беспорядок в доме – такой же беспорядок в голове и на дороге. Как говорится, мотоцикл будет вам служить всю жизнь, если на нем ездить слишком быстро.

Законодательно решить проблему можно только контролем скорости в ночное время. Техника не стоит на месте, и есть различные способы пресекать подобные нарушения. Хотя на самом деле достаточно просто помыть проспект – и ни одного гонщика там не будет, потому что никто не знает, как ездить в дождь. 

На мой взгляд, ситуация из года в год улучшается. Количество мотоциклистов растет, но аварии если и происходят, то нечасто. Стало много людей, которые пересели на мотоциклы с автомобилей, и они понимают риски. 

"Всех этих городских гонщиков я бы привозил на трек и забирал документы"

Процент тех, кто носится по городу, возрастает в начале сезона. Потом, когда все нападались, ситуация стабилизируется, а в августе приходит понимание, что в городе небезопасно, и начинается наплыв на спортивный объект. Но этот объект – картодром в Стайках, он маленький и многим неинтересен. Будь у нас большой трек – людей, которых интересуют высокие скорости, собиралось бы там намного больше. В Европе никто не гоняет по городским улицам, потому что у них есть возможность проехать по хорошей спортивной трассе и понять, что их ожидает в городе на такой скорости. 

Всех этих городских гонщиков, способных только выкручивать ручку на прямой, я бы привозил на трек и забирал документы. А дальше делай что хочешь, но ты должен проехать круг за определенное время и только потом получишь их обратно. Тренируйся, катайся, заодно поймешь, что не умеешь ездить. 

В нашей мотошколе мы учим навыкам безопасного вождения мотоцикла как в городском режиме, так и спортивной технике на высоких скоростях, включающую трековую подготовку. Именно на треке человек осознает, что все непросто и это уже другая книга, и принимает решение: идти в большой спорт или перестать заниматься некоторыми вещами в городе. 

"Видите на дороге трактор – считайте, что он стоит"

На прошлой неделе я едва не стал свидетелем трагедии. Полупустая загородная дорога и поворот в садовое товарищество. Передо мной машина поворачивает налево и сразу после ее маневра из-за заднего бампера вылетает мотоцикл. Разминулись они каким-то чудом буквально в миллиметрах. Я догнал автомобиль, за рулем сидела девушка. Спрашиваю, видела ли она мотоцикл, отвечает: "Нет, не видела. И вообще, я везу двоих детей, что вы от меня хотите?" А сбоку, напомню, автомобиль защищен очень слабо, и если бы туда прилетела такая "ракета" – дети могли пострадать. Я ей пытался помочь быть внимательной, но буквально был послан.

Поэтому за городом также хватает опасных для мотоциклистов ситуаций. В том числе случайностей. Начиная с бокового ветра при выезде из леса на открытый участок и воздушных ударов при разъезде с фурами, и заканчивая встречами с дикими животными, которым никакие правила не писаны. Я вообще рекомендую при попадании в зону знака "Дикие животные" через некоторое время сигналить. Это можно делать и на автомобиле. К шороху шин звери привыкают, а гудки для них – незнакомый звук. 

Видите на дороге трактор – считайте, что он стоит. Вам кажется, что он едет, а на самом деле несколько секунд – и он прямо перед вами. 

Самый опасный этап длительных загородных поездок – это когда в конце пути вы приезжаете в город. Наверняка вы замечали, даже передвигаясь на машине, что когда после 200-300 км по трассе вы въезжаете в город, вам кажется, что все стоят. Поэтому подъезжая к городу на мотоцикле надо размяться, разогреться, привести себя в чувства. Иначе вы не сможете толком ни остановиться, ни повернуть, ни пропустить пешеходов. 

"Мотоциклист должен быть заметным, предсказуемым и плавным"

Задача мотоциклиста в городе доехать из пункта А в пункт Б целым и невредимым и не наделать никому беды. Проезжая все перекрестки, все светофоры, какой бы махровый зеленый там ни горел, нужно снижать скорость. Это важнейший принцип. Даже если дорога кажется максимально пустой, всегда найдется тот, кто заканчивает какой-то маневр. 

Мотоциклист в городе должен быть заметным, предсказуемым и плавным. Заметным – это ехать не посередине полосы, а ближе к одному из ее краев, чтобы мотоцикл было видно в боковые зеркала. Ну и в случае какой-то аварийной ситуации и экстренного торможения для мотоцикла будет свободное пространство.

Предсказуемым – это заблаговременно принимать решение о предстоящем маневре. Если на следующем перекрестке вам нужно повернуть, то, проехав предыдущий, занять соответствующее положение на дороге. "Шашки" и перестроения из ряда в ряд – удел новичков и неграмотных людей. Человек, который хорошо читает дорожную обстановку, не будет совершать резких движений. Если вы слишком часто тормозите – значит, слишком близко смотрите.

Автомобилистам могу дать совет не делать лишних движений, если видите в зеркале мотоцикл. Его водитель принимает решения, как и где объезжать машину, исходя из ваших действий.

"Цена невнимательности высока"

Если вы садитесь на мотоцикл – думайте только о мотоцикле. Никаких планов, работ, семьи и т.д. Забыть! Все посторонние мысли выбросить. Цена невнимательности очень высока. Мотоцикл – это единственный инструмент, который нам в жизни дан, чтобы отвлечь от всего остального. Это не машина, где можно поговорить по телефону, послушать музыку, покурить. И даже не самолет. Это гораздо опаснее. Тем не менее, мотоцикл для людей всегда будет ярким и очень интересным.

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
41 комментариев
1

Вы бы хотя бы заглулили кто такой Дмитрий Евхименко. Рейсерок - рассмешили:)) Если Вы так называете международных тренеров и судей из мотоспорта? Приведите пожалуйста свой пример достойного мотогуру в нашей стране.

27

'"" В нашей мотошколе мы учим навыкам безопасного вождения мотоцикла как в городском режиме, так и спортивной технике на высоких скоростях, включающую трековую подготовку"""""".
И где это происходит?Когда в стране нет полноценных спортивных автодромов и трасс, то не о каких школах и речи быть не может.На площадке многому не научишь, да и тренер видать бывший рейсерок городской,не думаю что у него есть мотоспортивный опыт должный именно на треке.

1

Вы бы хотя бы заглулили кто такой Дмитрий Евхименко. Рейсерок - рассмешили:)) Если Вы так называете международных тренеров и судей из мотоспорта? Приведите пожалуйста свой пример достойного мотогуру в нашей стране.

3

Понятие "экспертность" у нас уничтожено, коллега. К сожалению. Юный перчик на диване у компа, со старой Судзукой под балконом, не будет считать за авторитет профессионального тренера, мотогонщика в прошлом, мастера спорта с лицензией FIM.
А идея забирать права, привозить хотя бы в Стайки, давать норматив, не выполнил - гуляй пока без прав - отличная не только для мотоциклистов, но и всех, кто влетел на скорость.

6

Ну загуглил, основатель школы, основатель железные братья, и обладатель лицензии.И что?Только не нашел в каких чемпах он выступал, и какие награды и достижения.Так чайников учить это одно, а вот про спортивную технику пилотирования я что то сомневаюсь что есть такие в Беларуси.Есть титулованные мотрокроссмены, но то другое нежели ШКГ на спортачах.

0

Если жив до сих пор- значит чего-то умеет и понимает.

2

Мотоциклист в своё ДТП приезжает исключительно сам.

0

Так на треке никого не удивишь,как Берлага в психбольнице,еще и облажаешься.
А на проспекте можно рявкнуть прямотоком,оторвать переднее колесо от аяфальта и все полюбуются на идиота ! ))

0

Очень позитивный дядька. Спасибо, понравилось.
Вот бы ещё и мотоциклисты его услышали…

0

последнее очень сомнительно...
особенно для недорослей - какой-то дед нас тут ездить учит!!..

1

Вот тут я с Вами на 200% согласен, коллега.

0

Интересно было узнать мнение здравого, опытного специалиста. И не только мотоциклистам, надеюсь. Наверное только таким образом можно наладить взаимопонимание между водителями авто и мотоциклистами. Главное, что бы эту статью прочитали как можно больше различных участников движения, включая пешеходов и лиц к ним приравненным (по новым ПДД).

1

Спортбайк - это спортивный снаряд, его целенаправленно покупают нарушать скоростной режим. Ну не ездить же на первой передаче постоянно, в самом деле.
О каком взаимопонимании можно говорить? Читай ПДД, соблюдай ПДД, купи хорошую экипировку и никакого взаимопонимания не потребуется. А так все это сводится к варианту "нам все должны, патамушта я купил спортбайк".
К адекватным байкерам на дорожных мотоциклах вышесказанное не относится.

0

Разговор за то, что и автовладельцы должны прочитать это, что бы хоть как то понять поведение мотоциклистов. К тому же не только "малолетки" на спортивных мотоциклах вытворяют на дорогах, вполне далеко не юношеского возраста и на дорожных мотоциклах также бывает страдают подобным. Касательно громкопердящего выхлопа мотоциклов - наблюдал однажды в Минске картину маслом, когда ехали два мотоциклиста на совершенно одинаковых дорожных мотоциклах, но у одного этот мотоцикл работал не громче легковых авто, а у другого ревел так, что стекла дрожали в окнах придорожных зданий. К адекватным участникам дорожного движения сказанное выше не относится - ни к мотоциклистам, ни к водителям авто.

13

О чем этот примитив и кому ? Пережевано 1000 раз
Если ты такой спец то порассуждай как заставить лихачя поехать туда и по пути проехать по правилам

0

тогда почему 999 раз "знатоки" из народа напишут в обсуждениях "не уступил дорогу мотоциклу, виноват, распять его"?

0

Там в статье написано, что не предполагает водитель, который поворачивает налево, что кто то едет по городу 200 км/ч. Почему то при этом не учитывается что "водитель, который соблюдает пдд вправе рассчитывать, что прочие участники движения тоже их соблюдают". Ага. Пьяный пастух, у которого стадо гуляет по дороге, тракторист без габаритов ночью, байкер на 200 км/ч, мирно спящий на дороге пешележ, и все соблюдают

0

"Хочется скорости – езжай на трек, не надо в городе никого удивлять!"
Спортбайки целенаправленно покупают гонять и удивлять.
Странно, что еще мотоциклисты не отписались с претензиями, что им не построили трек, а лучше несколько, чтобы мотобратьям было где погонять.

1

проблема еще в том, что купить пожилой, но очень бодрый литровик можно буквально за копейки, вот чоткия пацанчики и пользуются.
как по мне - до 30 лет мот больше 500 кубов продавать нельзя, хотя парня "у цирка" это не спасло.

0

И после 30 нежелательно. Недавно байкер разбился, на онлайнере писали, какой он хороший парень был, троих детей оставил. Ну так какого хрена ты вообще гоняешь по ночам на спортаче по городу, когда у тебя семья и трое детей???

0

"Влечение к смерти (инстинкт смерти) – понятие психоанализа, предложенное З. Фрейдом для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. Противопоставляется влечению к жизни. В некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением"

0

Здесь Вы уважаемый коллега попандос в 10. Подсознательная суициидальная программа, неявная для индивидуума провоцирует экстремала стремлениться к риску в поиске острых ощущений. Интернет, YouTube это разгоняет.
На верху известная Мара, лишённая судом ВУ ПЖ, внизу безбашенные велосипедисты, самокатчики.

3

Блин, состоятельных спорт байкеров, я думаю по пальцам пересчитать можно. У которых и мот в поряде, новый или свежий и с экипом все впорядке. Такие и гоняют на треке. А всякие нищеброды-пердунки на своих помойках перевареных и китайских шлемах, все что могут так это реветь на светофорах и типа "удивлять" кого-то. Только вопрос кого? Все бы с удовольствием заварили бы наглухо им их "прямотоки". И они еще какое-то уважение к себе требуют, носясь в междурядье. Хочешь удивить, съезди на трек, заплати деньгу и попытайся показать свое мастерство вот такому вот,как тут один выразился, "бывшему рейсерку", думаю на первом круге все всем станет понятно.

1

>>Автомобилистам могу дать совет не делать лишних движений, если видите в зеркале мотоцикл

Видишь мотоцикл, дикое животное, домашнее животное, аса-малолетку, шахматиста, тетку, деда-подснежника, МАЗилу, доставщика с телефоном и проч. и проч. и проч. - замирай и не делай лишних движений. Вот так и езжай обледенелым, прямо до трека. Там и расслабляйся. ;)

2

На самом деле все советы правильные, все сказано по делу. Я даже не задумывался над этим, когда сам на мотоцикле ездил. 2 раза чуть не размазался, прям на волоске был. И это я на Яве обычной ездил, что уж про спортбайки говорить.
Но как только я получил права категории B, мотоцикл поставил в гараж в тот же день и больше никогда к нему не подходил с тех пор.

0

Дима Ключ, самый опытный и авторитетный мототренер в РБ. Не в обиду всем остальным, кто занимается обучением мотоциклистов, но это объективно. Я сам прошел через курсы Игоря Копытова, и мой приход и взросление в мотоспорте проходили под учительским надзором Димы. Спасибо тебе, сен-сей.
Для тех, кто не понимает зачем ехать на картодром, если там не разогнаться скажу просто - попробуйте хотя бы картодром раскатать. Слова Димы - скорость приходит за техникой. Техникой экстремального управления мотиком имеется в виду. Мы как-то после дрочки на картодроме, попадая на большие треки типа Мячково, МРВ, БРНО и т.д. умудрялись объезжать местных. Именно за счет техники в поворотах, позднего торможения и раннего газа. Пару дней привыкаешь к скоростям и переключениям, а потом все просто. Всем новичкам рекомендую пройти мотошколу, в обязательном порядке, за 2 недели на безопасной площадке сэкономите себе пару лет самообучения в городе. На треке допилите навыки и понимание. Ну а если вы попали в кеймотоскул, считайте что вам повезло поучиться у профи.

1

Где вы кого в Брно обьзжали))))) не смешите бабушек, может пару местных начинающих. В беларуси нет шкг потому что нет трасс, а то что на карцинговой трассе позднее торможение и ранний газ вы на 1 передаче отработали, и за счёт этого умудрились раскатать местных на полноценных трассах, это женскому полу во время банкета можно втереть, но не людям.Ваш пост с понтом прокатит не смыслящим в спорте гражданам.

0

Прекрасная статья! Кстати, неоднократно наблюдал в южных европейских странах, типа Греции и Италии, где очень много всякой мототехники на улицах городов, что вся она просто едет. Ну да, маневрируют на светофорах, между рядами, но все спокойно, со скоростью потока. У нас же увидеть спорта, который едет не в отсечке на каждой передаче-редкое везенье

0

В их городах при их же количестве машин и светофоров, мотоциклу просто негде разогнаться,широкие и прямые проспекты большая редкость, вот на автобане, в Германии с частности, они просто летают над дорогой.Пролетающий как ракета мимо мотоцикл вводит в ступор легкий, разглядеть марку, номер просто не успеваешь, вжжи-к, и только красный фонарь виден где то за горизонтом

0

Нормально ездят только девки

1

Много правильных вещей сказал Дмитрий. Лично с ним не знаком, но чувствуется опыт.
Кстати почти все сказанное относится и к автомобилистам, которые хотят ездить быстро.
Нажать гашетку в пол можно и обезьяну научить. А двигаться быстро и эффективно, читать ситуацию наперед и не мешать другим - это опыт и умение.

5

Отличный лектор. Единственная статья с толковым собеседником. А не ваши многостаночники Перлин, Овчинников.
Приглашайте побольше таких собеседников. Нынче абв превратился в непойми что

2

Ну Овчинникова то не обижайте, он мэтр, раллист.

0

Ага штурман, тоже раллист

0

Мэтр сам на ралли не ездил никогда,по ушам вам молодым гонщегам крепко прошлись.

0

А Перлин то Вам чем уже не угодил?
По моему очень даже опытный человек и спасибо ему, что делится своим опытом и знаниями. Между прочим бесплатно.

0

А кто такой перлин? Инженер на какой то СТО, то он инструктор по вождению, то он специалист по выбору резины.
Невозможно быть специалистом по всему. В одной области - пойму.
А так это, многостаночник.
Это как окулист будет делать операции на головном мозге вместо нейрохирурга. Хотя и тот и тот работают в медицине.

Приглашайте гонщиков, а не теоретиков. Того же погоцкого, Бурло тех кто раньше выступал в соревнованиях. Их опыт вождения интересен. Автодайджест в свое время очень много освещал автоспорт в рб
А перлин - кто такой, не знаю

0

Вот тут я согласен.Мне бы интересно было бы мнение людей которые где то ездили.Шимаковского младшего, Хамлюка старшего, и ещё много кто ездил и в Европе и в России ( типо Кишкурно,Кабяк,Климович,Стефанович Саня,и многих других)

0

Видно я не одинок, кому надоели одни и Те-же рожи на АБВ

1

В Европе на автобанах никто не носится с сумашедшей скоростью как у нас.

0

Хорошая статья, спасибо Дмитрию. Реально если экстремал по духу приходит в спортивный мотоклуб, то он выгорает на треке, на гоночной трассе. Просто нужно больше гоночных трасс, чтобы каждый обладатель спортивного мотоцикла мог тренироваться. Эмоции уступают место профессионализму. Увлечение скоростью. Если эмоционального любителя острых ощущений один раз разогнать до сверхзвуковой скорости, то потом это будет другой человек. Вот пример - Феликс Баумгартнер, экстремал по жизни поставил рекорд по высотным прыжкам из стратосферы, падал вниз на сверхзвуковой скорости в скафандре.

  • Войти или создать профиль