Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

С фарами от МАЗа и историями про мотоциклы в квартире. Открылась выставка "рокерских" байков времен СССР

44870 15

Фото автора

44870 15
Вадим Зенькевич

Фото автора

Удивительно, как быстро летит время – еще в 1980-1990-е в моде были тяжелая музыка и длинные волосы, а сейчас и "хэви" слушают гораздо реже, и волосы отращивает далеко не каждый юноша. Однако примерно в те же 80-90-е годы ХХ века рокеры переделывали мотоциклы, чтобы было "не как у всех". Именно такой необычной технике посвящена выставка "Вечная молодость", которая открылась сегодня в Минске.

Экспонатов немного, зато они душевные и аутентичные

У руля выставки небезызвестные читателям Автобизнеса братья Гапановичи. Олег и Виталий не первый год организуют подобные экспозиции и проводят ретрофестиваль "Кола часу". В этом феврале они решили устроить показ так называемых "рокерских" мотоциклов, о которых почти все давно забыли. Но эти байки – пласт белорусской мотоистории.

"Такие мотоциклы катались по нашим городам где-то до середины 1990-х, – рассказывает Виталий. – Кто-то держался до 2000-х, но уже пошло массовое пересаживание на современные байки, а такая техника была некомильфо. Эта субкультура быстро зародилась и быстро погасла. Прошло максимум 15-20 лет, и сейчас она забыта.

Мы решились на такую выставку, потому что это наше детство и юность. Когда приезжали взрослые парни на таких мотоциклах, вокруг них собиралась куча народа. Это был просто космос – ну как такую фару внедрить, как можно было задрать хвост, вылепить какие-то обвесы? Сейчас эта культура переродилась в кастомайзинг – по сути, такой примитивный тюнинг стал цивильным и почти искусством. Например, именно с таких мотоциклов начинал Юра Шиф, который в Беларуси теперь просто гуру современных кастомбайков и пример для подражания".

Экспонатов конца ХХ века на выставке немного – суммарно наберется чуть больше 10, плюс несколько эффектных современных проектов выкатила мастерская Юрия Шифа. Получилась связь времен: как тогда белорусские мотоциклисты колдовали над внешностью своих аппаратов, и как сейчас.

Посмотреть есть на что – размещены архивные фотографии тех лет, есть самодельная и аутентичная экипировка. "Новодела" здесь нет, только то, что нашли из той поры.

При этом братья Гапановичи спокойно отвечают на вопросы посетителей выставки, вкручивая в рассказ любопытные исторические детали. Так что в "Арена-Сити" (на 3-м этаже ТЦ и расположилась экспозиция) можно съездить не только чтобы посмотреть на исторические мотоциклы, но и чтобы пообщаться с мотоэнтузиастами. Например, Виталию мы задали несколько вопросов, чтобы еще больше проникнуться атмосферой тех времен:

- Видим, что здесь представлены в основном "Явы" и "ИЖи". "Минскачи" в те времена считались не такими крутыми?

 - Мотоциклы минского производства тогда не сильно котировались, они считались техникой для села и бездорожья, да и мощность двигателя не позволяла показывать скорость на дороге. Поэтому минские байки в основном не переделывались. Однако прямо перед выставкой у нас с братом все-таки появился такой мотоцикл – он родом из 1960-х, и к выставке мы его просто не успели подготовить, он пока в полуразобранном состоянии. Это первый известный нам кастомбайк, сделанный в те времена.

Но именно "Явы" и "ИЖи" были главными мотоциклами для модернизации. Особенно 638-я модель – самая модная, ее даже называли "молодежкой", и она подвергалась самым крутым изменениям. На втором месте по популярности, как правило, был "ИЖ-Планета-Спорт". У нас такой стоит.

Есть в экспозиции и "Иж-Юпитер-4", внешне он похож на "Яву", и там человек сильно заморочился, хотел даже двигатель на водяное охлаждение перевести. Но тот проект начался в 1990-е и до сих пор не завершился...

- Мотоциклов в принципе представлено немного. Почему?

- Есть несколько причин, почему в нашей экспозиции не 30 или 50 мотоциклов. Во-первых, сроки подготовки выставки были весьма сжатыми, а во-вторых, много техники угнали, разбили в ДТП, потеряли на штрафстоянках или просто продали. Поэтому "в живых" подобных мотоциклов осталось не так много. И это круто, что даже столько техники нам удалось собрать. Без преувеличения, мы обзвонили пол-Беларуси и до сих пор кто-то на почту шлет свои заявки на выставку. К сожалению, это более современные переделки, а нам хотелось показать мотоциклы именно тех времен.

Один из главных экспонатов - Jawa 638/1/03. Рама здесь усиливалась, задняя часть отрезалась и подгонялась. Руль перевернут, в него вмонтирована проводка, установлены платы тахометра от "классики". Звезды на колесе переделаны под ижевскую цепь – и это далеко не полный список переделок

- А в восьмидесятые и девяностые парни думали только о внешнем виде мотоциклов или техническую часть тоже трогали?

- В первую очередь доработки касались внешнего облика мотоцикла. Былые рокеры часто вспоминают: когда в тусовке появлялась новая "Ява" из магазина, то ее хозяину давалась пара дней, от силы неделя, чтобы он ее переделал. Обязательно нужно было перекрасить мотоцикл – вишневый или красный не котировались. Если же оставлял заводской цвет, то должен был поработать над внешностью – поменять фару, крылья или еще что-нибудь. Часто ставили оптику от МАЗа – она была не такой дорогой, как от АЗЛК.

Вдобавок создавали имитацию литых дисков на спицованных колесах. Это делалось для того, чтобы хотя бы издали мотоцикл был похож на "японца". Именно японская школа 1970-1980-х оказала огромное влияние на внешний вид мотоциклов в СССР. Сейчас все это кажется угловатым и неказистым, но тогда была такая мода. Это считалось крутым. Кто-то ставил на колеса пластины от кинематографических бобин, кто-то внедрял туда пыльники от МАЗа.

- Сейчас эти мотоциклы пришлось искать по сараям и подвалам? Или кто-то на них ездит до сих пор?

- На одном из "Днепров" человек ездит и сейчас. Мотоцикл на ходу, но он из тех времен.

Почти "Герой асфальта"! Совпадает даже год выпуска этого "Урала-8.103.30" и выхода легендарного альбома "Арии" – 1987-й. Заменили практически все, включая двигатель – он здесь на 649 "кубиков"

"Ява" была номером один среди рокеров. Но где-то с середины девяностых люди с деньгами стали покупать "японцев", а "Днепры" и "Уралы" стали переделывать под чопперы и Harley-Davidson. К концу девяностых и началу двухтысячных эти переделки наполнили гаражи по всей стране.

Как раз такой "Днепр МТ10-36" 1979 г.в. в течение 12 лет превращался в чоппер. Родным остался лишь кусок рамы и двигатель, сзади стоит колесо от 401-го "Москвича", стартер от "Запорожца". Есть бесконтактное зажигание

- Что придумывали с экипировкой?

- Мотошлемы занимают особенную часть экспозицию. Они все самодельные. В 1980-е были шлемы, которые молодежи не нравились – простые и деревенские каски, а хотелось моды и выглядеть круто. Поэтому самостоятельно делались шлемы по образцу и подобию западных и дальневосточных аналогов. Лепили по матрицам из клея и эпоксидной смолы. Тот, что у нас на манекене, считаю, получился самым модным. Просто писк.

Остальные – хулиганские, есть с рогами, тремя шестерками. Такое было и такое есть. Круто, что люди их сохранили. Многие, кто передавали шлемы на выставку, буквально трепетали и ностальгировали всей душой. Они очень хотели показать, что была такая мотокультура.

Но были и те, кто ездили без шлема – это хорошо видно на архивных фотографиях. Считалось крутым, если где-то удавалось достать кожанку-косуху. Но тогда точно не так сильно заботились о безопасности. Кто-то даже в майках катался.

- На фото видно, что ребята хулиганили от души – крутили пятаки, ездили на заднем колесе и даже свесившись с мотоцикла...

- А как еще к себе привлечь внимание? Была проблема взаимопонимания между ГАИ и ребятами, которые дорвались до мотоциклов. Я читал статью 1990 года из "Вечернего Минска", и в ней ребята высказывали претензию к городским властям и ГАИ – мол, дайте нам площадку, где мы не будем никому мешать и сможем кататься, оттачивать навыки. Причем журналист попросил их выполнить те элементы, что делают на экзамене в ГАИ, раз они такие крутые. Удивительно, но ребята профессионально все это показали.

Без сомнения, они умели ездить. Но не будем лукавить – умели далеко не все. Были и те, кто катался без "прав", потому что уже в 14 или 15 лет хотелось иметь собственный мотоцикл. Сдавать можно было только с 16 лет, при этом не все автошколы обучали на категорию "А". ГАИ тогда просила, чтобы мотоциклисты не ездили по улицам не заднем колесе, чтобы не разбирали выхлопную систему и не катались с ревом по ночам. Техника поменялась, а это актуально до сих пор...

А что говорят герои тех лет?

На открытие выставки братья Гапановичи пригласили непосредственных участников тех событий. Например, своими историями с собравшимся поделился Игорь Курилович – снимки из его коллекции представлены в экспозиции:

"Нас часто собирали в ГАИ, проводили с нами беседы. Мы встречались с журналистами, писали о проблемах неформальной молодежи. Наверное, не все можно рассказывать из того, что с нами в те времена случалось. Бывало всякое!

Мы снимались в трех фильмах. Самый известный – "Стервятники на дорогах", потом "Белое озеро" и "Наш человек в Сан-Ремо". Для съемок гоняли по кругу площади Победы.

Было время, мы переделывали "Днепры" и "Уралы". Тот мотоцикл, что представлен на выставке – одного из моих знакомых. Кроме двигателя и куска родной рамы, ничего от заводского мотоцикла и не осталось, все самодельное, включая вилку и перья.

Для сравнения рядом с "Днепром" стоит Harley-Davidson. Найдете отличия?

Но первая модель, которую массово переделывали в Союзе – это конечно 638-я Jawa. В училище стипендия была 40 рублей. При желании за год набиралось 400, плюс за второй курс – уже 800. А "Ява" тогда стоила 1100, "бэушная" – 600, проблем с покупкой не было. Когда я купил первую "Яву", родители даже о ней не знали!

Задрать заднюю часть – честь для мотоциклиста-рокера! Геометрия рамы у этой Jawa поменялась, появились четыре выхлопные трубы

Раскрыли меня зимой – я тогда загнал мотоцикл в подъезд на лестничную клетку, где коляски хранились. В моем доме рокеров было еще пять человек, и мы постоянно ждали весну, крутились вокруг техники в подъезде. Мать как-то спросила, что это за мотоцикл, а я и ответил – "моих друзей". Потом в лифте она ехала с матерью другого рокера и та раскрыла тайну: "желтый мотоцикл – это не моего, а твоего сына". Но мне повезло – мама перепугалась, что мотоцикл украдут и предложила на зиму затащить его в квартиру. Мне тогда было 17 лет, и от таких слов я был невероятно счастлив! Помню, часов в 12 ночи с матерью клали доски на ступеньки и затаскивали в квартиру на пятом этаже.

Список доработок у этой Jawa небольшой: изменена геометрия рамы, новые дуги безопасности и самое главное – модный ветровой щиток!

Уже потом, в середине 1990-х, благодаря Юре Шифу мы пересели на хорошие мотоциклы, когда практически ни у кого в Минске их еще не было".

Тем, кто в 1990-е пересел с "рокерского" мотоцикла на более современный и менее вычурный, был в том числе Дмитрий, который сейчас занимается кастомайзингом мотоциклов Harley-Davidson. И он тоже вспомнил свою историю о тех временах:

"Нам было по 16 лет, и тогда почти у всех мотоциклы были сделаны в таком стиле, как на выставке. Каждый изгалялся по-своему. Влились мы в тусовку на "Октябре", там постоянно мотоциклисты собирались. Любимое занятие было ездить в походы. Человек 30 собиралось, каждый брал, что мог – магазины были пустые, сами понимаете. Так что доставали спирт "Рояль", "Пепси-Колу" – и с этим ехали на природу. Было у нас хорошее место довольно далеко от Минска, сейчас туда уже не попадешь. Тусили там по три дня.

Эту Jawa издалека почти не отличить от оригинала. Рокерские доработки выдает высокий руль и хром

Особых стычек или драк я и не припомню. Мы – это уже последнее поколение именно рокеров, о которых тут говорят. До нас было поколение, которые в принципе и начинало все это движение. Многие повзрослели и ушли из этого дела, а мы пришли на их место на тех же "Явах". Кто-то из нас до сих пор в мотодвижении на современных мотоциклах. Например, меня уже лет 15 как интересует Harley-Davidson. Я люблю мотоциклы этой марки и работаю исключительно с ними. Как однажды сказал Юра Шиф: "с Harley-Davidson мы не пропадем".

Наш вердикт

Если вас замучил "мототоксикоз" или вы скучаете по временам позднего СССР, то посетить эту выставку определенно стоит, тем более что вход свободный. Продлится она до 23 февраля, а работает ежедневно с 10 до 19 часов на третьем этаже столичного ТРЦ "Арена-Сити". Исключение – воскресенье: в этот день экспозиция будет доступна с 11 до 18 часов.

Сезон скоро. Мототехника в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
15 комментариев
0

и ни одного "ЧеЗет"а! ........

0

Дим привет с Карлочки,в то время на Мокаках ездили только индейцы.

0

икарус зачётный )

0

и ни одного "ЧеЗет"а! ........

0

Зачетный был аппарат,по крепче явы.

0

Не,не по-крепче.У "Явы" более жёсткая рама и посему к ней прилагалась коляска(каэцца "Велорекс")."ЧеЗет" же шёл как моцик БЕЗ коляски,он легче "Явы" но скомпонован лучше(на мой взгляд) да и редкость был.

0

Да их и на Октябре-то было не густо.

0

Красная Ява просто как из моей молодости))

0

Из моей молодости ява стоит в гороже с коляской 634 1983г выпуска в родном окрасе,она не продаеться это для души

0

Ява и так выгледела очень достойна и не требовала никаких доработак,особенно калхоза

0

Боооольшая редкость "Ява-олмайстер" и "Ява-калифорниан"

0

А где овчина поверх сиденья ?
Это ж классика жанра !
Кончились бараны в Беларуси ?

0

Даа Ява наше всё! Сидушка в небо - чем выше тем круче ! Наклейка с волком порадовала Вспомнил Ну погоди ! А Иж то всего один !

0

Ни когда не понимал людей которые так уродовали мотоциклы.

  • Войти или создать профиль