Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"До полной коллекции не хватает только четырех моделей". Пенсионер собирает старые мотоциклы

53987 10

Генрику Адамовичу из агрогородка Поречье 73 года. Свои первые "права" на мотоцикл он получил в 16 лет, еще будучи школьником. Уже более 20 лет мужчина коллекционирует мотоциклы, а шесть лет назад для хранения техники построил на своем участке ангар, куда с удовольствием водит экскурсии.

Идея из 1990-х

"Мотоциклом, на котором я начинал ездить, был отцовский "Минск", позже был куплен "Юпитер-2" с коляской. Этот мотоцикл у нас в семье широко использовался в хозяйстве, мы ездили на нем из города в деревню и на дачу", – вспоминает Генрик. Первым личным мотоциклом будущего коллекционера стала чехословацкая Jawa, которую он купил уже после окончания политехнического института в Гродно.

Молодого специалиста, окончившего автотракторный факультет, отправили работать по распределению на Минский тракторный завод. Поработав в столице, мужчина вернулся в Гродно, где продолжил работать с техникой – занимался внедрением новой техники в автотранспортные предприятия. Последним местом работы Генрика Адамовича была транспортная инспекция.

Идея собирать мотоциклы у него появилась еще в 1990-х, тогда для этой цели он приобрел ИЖ-49, выпущенный в 1953 году. "Первенец", с которого все начиналось, сейчас стоит первым слева от входа в ангар.

На сегодня в помещении площадью 105 кв.м хранится около 30 единиц техники, треть мотоциклов при желании можно завести. При этом коллекционер отмечает, что у него нет цели сделать так, чтобы весь транспорт был на ходу.

“Содержать такое количество мотоциклов в исправном состоянии было бы слишком накладно. Чтобы на каждом экспонате можно было ездить, за ними требуется постоянно следить и периодически обслуживать. Нужен аккумулятор, документы, действующая страховка и т.д. Я такой цели не ставлю. Мне достаточно, чтобы можно было хотя бы просто посмотреть. Хочется показать молодежи, какие в те времена выпускались мотоциклы, рассказать, как они использовались в быту и сельском хозяйстве. Когда я решил собирать мотоциклы, то поставил себе цель заполучить в коллекцию все модели, которые выпускались на заводах СССР и стран соцблока в Европе”.

Без повторов

В коллекции Генрика есть уже достаточно редкие на сегодня венгерские мотоциклы Pannonia. Венгры выпускали их всего 19 лет, с 1956-го по 1975 год. Почти половина выпущенной техники экспортировалась в СССР. Мотоцикл красного цвета – без коляски, вторая модель – с ней. На последнем экземпляре сохранился оригинальный задний фонарь вычурной формы.

Рядом с парочкой "Уралов" у коллекционера стоит почти вся линейка мотоциклов, которые выпускались в Киеве. Из всего модельного ряда не хватает только МТ-12 и МТ-16. 

В коллекции, конечно же, не обошлось без трех мотоциклов Jawa. Самый старый из них одноцилиндровый.

"Одинаковых мотоциклов у меня здесь нет, модель может повторяться только в том случае, если выпускались версии с коляской и без. В остальном без повторов", – уверяет хозяин коллекции.

По словам Генрика, весь транспорт, который можно увидеть в его ангаре, был куплен на территории Гродненской области. 

"Ездить куда-то далеко накладно. Кроме того, нужно понимать, что в большинстве случаев приходится покупать сразу два мотоцикла. Один идет как основной, а второй используется в качестве "донора". 

Несмотря на то что в ангаре уже практически нет свободного места, коллекционер хочет обзавестись еще четырьмя моделями. По его словам, для полной коллекции ему не хватает двух МТ (12/16), а также мотоциклов "Тула" и "ИЖ Планета Спорт".

В ангаре можно увидеть и несколько относительно современных ИЖ, один из которых был куплен в "конфискате".

Помимо мотоциклов в коллекции имеется мопед "Верховина" львовского производства, а также несколько мотороллеров, сделанных в Туле.

"Турист" – первый советский мотоцикл, где двигатель запускался со стартера.

"Грузовой "Муравей" может тащить на себе до 350 килограммов грузов. Такие мотороллеры широко использовали в сельском хозяйстве, в обслуживании школ, детских садов, для передвижения на территории больших заводов", – вспоминает коллекционер.

Среди экспонатов есть один мотоцикл, на котором в качестве развлечения ездит сам Генрик Адамович. Это МТ-6736 с объемом 650 "кубиков".

"Этот мотоцикл исправен, у него есть аккумулятор, с документами тоже все в порядке. На нем можно ездить по грязи, по болотам и лесам. Мотоцикл слегка доработан, установлена спортивная коляска, выведена выхлопная труба, чтобы не заливало. Современного мотоцикла у меня нет. А вообще, конечно, чаще всего я езжу на машине", – признается пенсионер.

Интерес к мотоциклам в семье Генрика Адамовича есть не только у него самого, но и у 9-летнего внука Максима, который уже разбирается в мотоциклах из коллекции не хуже дедушки.

Мужчина признается, что сразу после того, как в СМИ впервые появилась информация о его мотоциклах, к нему стало приезжать много посетителей. Были даже гости из Пинска.  

"Сейчас ажиотаж притих. Ко мне любят приходит местные детишки, как сами, так и организованно от школы. Например, в начале июня привозили группу школьников из Гродно", – рассказывает коллекционер.

Генрик Адамович говорит, что всегда с удовольствием готов принять гостей и показать им свою коллекцию, главное, чтобы в это время он был свободен и находился дома. Желающим нужно лишь заранее позвонить по телефону +375-29-958-53-60 и оговорить время приезда. Важный нюанс: агрогородок Поречье находится в приграничной зоне, для его посещения при себе необходимо иметь паспорт. 

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/221436_1_350.jpg?v=1625318279
Пожалуйста, подождите...