Неужели не развалился за 7500 километров? Итог ресурсного теста M1NSK Х250

46793 9
Неужели не развалился за 7500 километров? Итог ресурсного теста M1NSK Х250

Сезон подошел к концу, а вместе с ним и редакционные испытания M1NSK Х250, предоставленного нам мотовелозаводом. Всего мы накатали 7500 км. Мотоцикл побывал в руках профессиональных спортсменов, прыгал с обрыва, преодолевал броды, ездил на полностью открученной ручке "газа" и "отсечке" по трассе. Выжил ли он после всех издевательств?

Чем "минскач" лучше спортбайка?

Начнем с того, что попытаемся разобраться: для чего и кого нужен этот мотоцикл? Мы уже говорили о том, что на рынке сложилась ситуация, когда подержанные японские малокубатурные эндуро стоят дорого, их банально практически нет в продаже. Зато есть новые китайские аналоги вполовину цены "бэушных" японских. Поэтому вначале поговорим о том, что это вообще такое - малокубатурный эндуро. Для чего он?

Наши материалы по теме

Лес рубят - щепки летят. Первый тест-драйв новой модели "Мотовело"

Новый M1NSK X250 за 1300 долларов. Мы начинаем ресурсный тест

"Мотоциклист, прижмитесь к обочине!", или Как покупали "бэушного" "японца" по цене нового "минчика"

Ресурсный тест M1NSK X250. Часть 2. Обкатка пройдена, ветрозащита отломана

Неужели развалится после жесткого приземления? Новые приключения M1NSK X250 на ресурсном тесте

Стой! Опасная зона! Высокое напряжение! Исследуем самый таинственный поселок Беларуси

Вокруг "Великого камня" на M1NSK Х250: уничтоженный лес, руины усадеб и база ядерных боеголовок

Путешествие на M1NSK X250: леса контрабандистов, "радиоактивный" санаторий и мистический дом

Сезон с Х250 еще раз убедил в том, что это идеальное транспортное средство на каждый день для езды по городу и вылазок по выходным в леса и поля. Правда, такой мотоцикл удобен в городе при условии, что он четырехтактный и имеет электростартер, а все это у Х250 есть.

Эндуро узкий и высокий. Руль и зеркала расположены выше зеркал большинства легковых автомобилей, поэтому он способен протиснуться в очень узкое междурядье. Когда я сдал мотоцикл на завод и сел на свой низкий "стрит" M1NSK C4 250, по привычке полез между двумя автомобилями - и почти снес зеркало одному из них. Благо царапин от встречи двух зеркал не осталось, но пришлось извиняться перед девушкой за беспокойство. На Х250 такого бы не произошло.

Посадка очень удобная, с прямой спиной (особенно по сравнению с "креветочной" посадкой спортивного мотоцикла), сидишь высоко. Обзорность великолепная, что положительно сказывается на безопасности. 

Вы не поверите, но иногда Х250 после старта со светофора примерно до 50-60 км/ч опережал спортбайки или как минимум ехал наравне с ними! Потом его, конечно, догоняли. И обычно при этом делали круглые глаза. Понятно, что в гонках никто не участвовал, все трогались в обычном режиме, но "минскач" всех удивлял резким стартом с места. Как-то в районе Ждановичей мы ехали в одном направлении с 750-кубовым Suzuki GSX-R(!): "минскач" дал "прикурить"! Остановились поговорить, владелец Suzuki был очень удивлен резвостью 225-кубового Х250 на старте. Со всей серьезностью утверждал, что еле догонял меня на отрезке до 50-60 км/ч. Вот таков "минскач" мощностью всего 16 "лошадок"!

А все просто. У спортбайка очень длинные передачи и тяга на "верхах" - у Х250 очень короткие передачи и тяга на "низах". Если уметь быстро трогаться на мотоцикле и переключать передачи вверх без сцепления, квикшифтингом, практически без разрыва потока мощности, то Х250 в городе весьма шустро стартует со светофоров. 

Кстати, удивительно, но некоторые байкеры не знают, что в секвентальных коробках передач их мотоциклов при переключении вверх вовсе не обязательно дергать рычаг сцепления (да и вниз тоже, но понижать лучше с "перегазовкой" и выжимом рычага сцепления). Поджал лапку коробки передач, сбросил "газ" - передачи мягко и моментально переключились. В более дорогих и современных мотоциклах, где есть квикшифтер, при этом даже не нужно сбрасывать "газ". Он отключает зажигание в момент, когда лапка толкается вверх. Но и без квикшифтера ничего сложного в сбросе "газа" и переключении нет, а этот прием делает малокубатурный байк значительно шустрее! И это просто удобно. Что касается Х250, то, если надо резко разогнаться с места, хотя и откручиваешь полностью ручку "газа", но выкручивать мотор в отсечку не нужно, он хорошо разгоняется в низком и среднем диапазонах оборотов.

На видео еще не самые быстрые старты (жаль, последние дни теста зарядили дожди, других видео не нашлось). Можно рвануть еще резче, на грани подъема переднего колеса, при этом даже не раскручивая заранее мотор. 

Но если владелец спортивного мотоцикла умеет трогаться "на моменте" (а таких владельцев спортбайков у нас почему-то мало), то шансов у "минскача" нет, как ты его ни выкручивай. Да и когда владельцы автомобилей с мощными моторами вдруг захотят посоревноваться с Х250 (такое бывает редко), то ему тоже придется туго. Машина может и объехать. На проспектах, когда разгонишься, в некоторых ситуациях не всегда хватает тяги, чтобы резко с 60-70 км/ч ускориться и уйти в какую-либо "дырку" в потоке. Но я по проспектам езжу спокойно, в безопасной для мотоцикла крайней левой полосе и всем так рекомендую, поэтому большой трагедии в этом нет. 

Правда, есть еще такой нюанс. Мой вес - 70 кг. Мотоциклисту под 90 кг байк уже не покажется таким резвым. А вдвоем на нем вообще передвигаться тяжело. Сиденье короткое, места мало, тяга падает катастрофически. Изредка прокатиться вдвоем можно, но для езды с пассажиром лучше выбрать другой мотоцикл.

Зато где спортбайк точно останется позади, так это на улочках с разбитой дорогой или с многочисленными "лежачими полицейскими". Там даже хваленая "хаябуса" не имеет никаких шансов! Подвески эндуро дают огромное преимущество в обычном белорусском городе. Огромнейшее! В Европе особенно котируются малокубатурные скутеры - это быстро, экономично и практично. Но в наших городах с неидеальными дорогами, "сюрпризами" на них и многочисленными "лежачими", в том числе не по ГОСТу, лучший мотоцикл - это эндуро или мотард. И точка. 

У меня сосед в дачном кооперативе установил крупный "лежачий полицейский", напоминающий высокий бордюр. На машине его проезжаешь с черепашьей скоростью, если быстрее, то отвалятся колеса. На эндуро разогнался, загрузил-разгрузил подвески, открыл дроссель - и идешь на взлет. Так мы с ним и прыгали на этом препятствии чуть ли не каждый день. Спасибо, сосед, за аттракцион!

На обычном "лежачем" достаточно немного привстать на подножках. 

В итоге едешь быстро, наплевав на все: ямы, "лежекопы", бордюры, ремонтные работы, лужи, узкое междурядье. Такому мотоциклу все нипочем. 

Правда, при этом не стоит забывать о безопасности - скорость перед "лежачими полицейскими" все равно надо сбрасывать и внимательно искать глазами пешеходов. 

В любом случае такой тип мотоцикла самый безопасный. Обзорность великолепная, на яме не упадешь, по грунтовке едешь стабильно, да и на быструю езду "шашками" по проспектам такой байк не провоцирует. Опять же за счет высоты его и видно в зеркалах неплохо. Эндуристы в аварии попадают крайне редко - в основном в сводках ДТП мелькают спортивные мотоциклы. Единственная проблема, касающаяся безопасности, - обычно у эндуро слабый свет фар, и Х250 здесь не исключение.

В любом случае мотоцикл не автомобиль. Всегда нужно быть начеку и использовать совсем иную тактику езды, чем на автомобиле, о ней можно прочитать здесь. Если ездить с умом, ничего страшного в мотоцикле нет. В этом сезоне у меня не было ни одной аварийной ситуации, "подрезали" только пару раз слегка. 

Этот мотоцикл удобен даже в мелочах. Например, его за три секунды можно легко развернуть на подножке. Он не боится падений. Если его кто-то уронит или повалит ветер, плевать, пусть падает. Полежит, отдохнет. Зато обвешанный пластиком спортбайк восстанавливать после падения будет очень дорого. 

Далее - траты на содержание. У спортбайка расход может выйти и 10 литров на 100 км. Стоимость обслуживания высокая. У "минскача" - 3,3 л 92-го на 100 км. Запчасти копеечные. Заводчане рассказали, что они заказали абсолютно все запчасти на этот мотоцикл, поэтому в продаже все будет. В любом случае мотор очень распространенный, а многие детали легко подбираются от других "китайцев". Масло нужно менять часто, но заправочная емкость чуть больше литра. То есть эксплуатация копеечная. Еще и конструкция мотоцикла элементарнейшая - ничего сложного в нем нет. 

Поэтому легкий малокубатурный мотоцикл реально экономит деньги и позволяет быть мобильным 6 месяцев в году, а с хорошей экипировкой - и больше. С нашими белорусскими зарплатами это очень актуальный мотоцикл.

Недавно мы писали о людях, которые отказались от личного автомобиля. Отказались потому, что это дорого, в пробках стоишь, поиск парковочного места занимает много времени. "Минскач" - лучший выход из ситуации на полгода. А уже зимой ездить на Uber как вариант.

А вот на трассе у Х250 все плохо. "Сотню" он, конечно, едет, но обороты высокие, вибраций много, а тяги мало. Максималка - 110 км/ч. На небольших загородных дорогах такая скорость еще куда ни шло, но на М1, когда тебя опережают, удовольствия крайне мало. На МКАД спокойно едешь в средней полосе, но если есть возможность поехать через город, обычно выбираешь последний. 

Компенсация за посредственную езду по трассе - возможность месить грязь. Х250 весит мало, всего 123 кг, "минскач" для вылазок на природу подходит очень неплохо. 

Правда, нужно учитывать, что этот мотоцикл не для мотокроссовых трасс. Мы на нем хотя и прыгали, он при этом даже не развалился, но для серьезных "отжигов" не подходит. Надо понимать, что это софт эндуро, просто прогулочный мотоцикл, который благодаря небольшому весу можно вытащить из любой грязи. Причем дешевый китайский. 

Не надо ждать от него мощности, выносливости и бронебойных подвесок КТМ. Все это будет уже совсем за другие деньги. 

Как дела с надежностью?

На Х250 мы катались не просто так - это были редакционные испытания, после которых список неисправностей и недочетов был передан на завод. Там работают с китайцами и планируют довести этот мотоцикл до ума. Заводчане сами не ожидали, но он очень хорошо продавался. Первая пробная партия была раскуплена уже в середине лета. Сейчас работают над следующей партией, которая будет уже в этом году. Модель действительно перспективная в своей ценовой категории. Итак, что сломалось в условиях не самой бережной эксплуатации? Какие были обнаружены недостатки?

При первых же падениях разломалась защита рычагов. Эндуро - это такой мотоцикл, для которого падения - норма. С ветрозащитой рук в холодную погоду она справлялась неплохо и ценой своей "жизни" спасла рычаги при первых падениях. Заводчане в следующих мотоциклах обещают установить нормальную защиту с алюминиевыми вставками.

Главное нарекание - цепь. Она растягивается каждые 500 км. Хватило ее на 5000 км, после чего удалили одно звено - и эксплуатировали до 6000 км. Потом заводчане нам ее поменяли, потому что в любой момент можно было остаться без цепи. Если не подтягивать, она спадает. Один раз это произошло, благо без серьезных последствий. Еще мотоциклу не хватает ловушки цепи.

Механизм натяжения цепи не выдерживает никакой критики. Отметок нет - ровно выставлять заднее колесо нужно лазером или штангенциркулем. Обычной линейкой колесо выставлялось криво. Болты регулировки колеса слабые, их грани легко срываются, поэтому с ними обращаться нужно осторожно. И резьбу при неосторожной работе можно сорвать. 

После даже аккуратной мойки под высоким давлением постоянно на день пропадают "поворотники". Вода попадает в пульт или реле, потом высыхает - все начинает работать. Еще иногда USB-порт прерывал зарядку телефона. Но хотя бы спасибо, что он есть. При езде с включенным навигатором и трекером заряд смартфона держится на одном уровне. 

Карбюратор простой и примитивный. Никаких проблем он не создал, регулировать смесь не пришлось. Но при прогреве, вместо того чтобы одевать перчатки и шлем, приходится держать ручку "газа". Обогатитель не поднимает обороты. В теплую погоду это не так напрягает, подсосом можно даже не пользоваться, ручку "газа" долго держать не приходится. В холода приходится прогревать дольше. 

Подножки пассажиров слабые, одна из них прогнулась - пришлось выпрямлять. Иногда заедают при складывании. 

Руль при одном из падений чуть-чуть погнулся. Если планируете часто ездить по бездорожью и падать, лучше установить усилитель руля. Или просто поменять на более качественный. Или "забить" и ездить, пока не погнется. 

Передние щитки вилки постукивали, в сервисе проблему ликвидировали. К концу ресурсного теста из недр мотоцикла все равно посторонние стуки при езде по неровностям доносились. Но подвеска выжила - переднюю вилку хоть и пробивает, но с ней ничего не сделалось. С моими 70 кг - редко, но 90-килограммовый профессиональный эндурист жаловался на более частые пробои. Подвеска вначале была дубовой, потом стала мягче. Но до идеала все равно далеко. Также у Х250 знакомого после эндуро-соревнования потребовалась замена заднего моноамортизатора. Подобрать эту запчасть не получилось. Надеемся, завод действительно все привезет, как и обещал.

Рама же оказалось крепкой. Да и что с ней, стальной диагональной, сделается? 

Мотор не вызывал практически никаких нареканий. И в целом на других китайских мотоциклах он зарекомендовал себя надежным. Заводится всегда, едет, в прогретом состоянии работает ровно. При регулировке клапанов менялась прокладка крышки ГРМ - это соединение практически у всех владельцев "потеет" маслом. При езде агрессивной или на максимальной скорости на трассе приходится понемногу подливать масло - уровень незначительно снижается. Еще нет жидкостного или масляного охлаждения. Есть ощущение, что для эксплуатации в сильную жару где-нибудь в болоте имеет смысл поставить масляный радиатор, благо, запчасти для этого можно найти. Но у нас мотор не перегревался. 

С последней мойкой на станции самообслуживания перестарался - слезла краска с цилиндра. Как вообще такое возможно?

Коробка передач также не подвела. Переключения четкие, работает хорошо. Единственная проблема - "нейтраль" находится неидеально. Со второй передачи попасть в нее трудно, обычно это делаешь с первой. Зато это учит останавливаться на светофоре на передаче, что безопасно, и уже после остановки искать "нейтраль". Не делайте это, пока машины за вами не остановились, для безопасности оставайтесь на передаче и смотрите в зеркала. Иногда, крайне редко, выскакивала вторая передача сразу после переключения. Возможно, просто не включалась до конца.

Постоянно раскручивался болт крепления сиденья. И это в придачу к тому, что эта схема снятия сиденья сама по себе неудобная. Впрочем, для одноцилиндровых мотоциклов подобная проблема - это нормально. Желательно при разборке и сборке чего-либо заодно садить болты на резьбовой клей. 

При сильных "отжигах" мотоспортсмены жаловались, что пассажирские ручки отбивали им пятую точку. Но если ездить без особого экстрима, такой проблемы нет. 

Еще один болт, которые потребовал внимания, - крепления защиты глушителя. Вначале она раскрутилась, при разгоне издавался звон. Но это одноцилиндровый мотоцикл, ему в любом случае нужно периодически делать протяжку всех соединений, чем мы не особенно занимались.

Панель приборов вибрировала, но неисправность была устранена на заводе, после чего посторонние звуки "приборки" пропали. Скорость спидометр значительно завышает - это приходится учитывать при езде и постоянно заниматься математическими вычислениями. Правда, у Kawasaki KMX125 нашего главреда спидометр тоже врет.

Подножка в сложенном состоянии сильно торчит. Это не особенно мешает, просто визуально не эстетично. Зато с ней ничего не сделалось после постоянных разворотов мотоцикла на этой детали. 

Для более удобной езды в стойке хотелось бы, чтобы подножки были ниже. И еще в стойке задеваешь рычаг кик-стартера, отчего постоянно издаются специфические звуки стирающихся зубьев шестеренок. Зато у подножек есть съемные резиновые вставки, которые частично гасят вибрации при езде по асфальту. 

Отвалилась крышечка ящика с инструментами. 


Одно из креплений пластика отломилось после падения на бездорожье, появились небольшие трещины ЛКП, но сам пластик остался на месте и не болтается. В следующих партиях обещают устанавливать более качественную пластмассу. 

Высота посадки? Вначале сложно было к ней привыкнуть, мотоцикл высокий (хотя по меркам эндуро он все-таки средний), но потом привык - и ниже мотоцикл даже не хочется. Если рост выше 170 см, то Х250 можно смело брать, да и меньше - тоже. 

Высоту можно уменьшить, занизив мотоцикл. Это будет непросто, но проблема решаема.

Система выпуска ОГ в двух местах начинает покрываться следами коррозии - глушитель дешевенький. Зато звук очень хорош.

Четыре болта вилки спереди также начали покрываться коррозией.

А вот номер рамы пока не имеет рыжего налета.

Дисковые тормоза очень хороши. Были. Первые 5000 км. К концу испытаний эффективность переднего тормоза значительно снизилась. Вероятнее всего, необходима его прокачка и замена ТЖ на более качественную. Еще неплохо было бы на него штатно устанавливать грязевую защиту переднего тормозного механизма.

Задняя шина за 7500 км износилась, хотя еще ездить можно. Но мы сравнивали Х250 со стертой универсальной резиной и Kawasaki KMX125 с новой универсальной. Паровозная тяга на "низах" творит чудеса: там, где KMX125 буксовал или его заносило, Х250 ехал стабильно и уверенно. А если поменять заднее колесо на более внедорожное, будет еще лучше. Но штатная резина неплохо держит на асфальте, поэтому, если эксплуатация больше городская, заднюю шину можно и не трогать.

В общем, в мелочах этот мотоцикл еще нужно дорабатывать. Больше всего раздражает "пластилиновая" цепь (что нормально для дешевых китайских мотоциклов), пропадающие после мойки "поворотники" и отсутствие нормального подсоса. Но он ни разу не потребовал эвакуации даже в жестких условиях эксплуатации. Если честно, мы ожидали, что все будет гораздо хуже. Особенно после прыжков в стиле хард-эндуро.

Небольшое сравнение M1NSK X250 с M1NSK С4 250 и Kawasaki KMX125

Под занавес мы решили сравнить опыт эксплуатации нескольких мотоциклов. Первые два - M1NSK X250 и M1NSK С4 250. Пробеги одинаковые, но С4 250 эксплуатировался бережнее, не видел грязи и не прыгал с обрывов. Помимо абсолютно идентично растянутой цепи и ликвидации небольшого подтека масла у С4 250 протерся трос сцепления (почти порвался), стало ржавым изнутри реле стартера из-за попавшей внутрь воды, оплавилось крепление лампочки ближнего света. Неисправности вовсе не мелкие, учитывая пробеги, хотя среди китайских мотоциклов С4 250 считается надежным. У Х250 проблем, которые бы ставили под угрозу нормальное передвижение своим ходом, не было ни разу. Лишь однажды слетела сильно растянутая цепь, но тут сами виноваты - не уследили. Ее нужно постоянно подтягивать, либо она будет спадать.

Посадка у С4 250 не такая удобная, руки устают, но мотоцикл - стрит. Для рослых мотоциклистов в отличие от Х250 он не подходит. Но управляемость у этого легкого байка действительно хороша. Срывается с места не так резко при обычном старте, но, если заранее раскрутить обороты, в городе уезжаешь от светофора даже быстрее. На проспектах запаса мощности чуть больше, на трассе он не такой ущербный, хоть максимальная скорость всего на 10 км/ч выше. Все-таки карбюратор там лучше, передачи чуть длиннее, а "кубиков" чуть-чуть больше.

Интересно, а подержанный "японец" Kawasaki KMX125 2000 г.в. за те же деньги лучше? Владелец мотоцикла со мной не согласится, но нет. Не лучше. Kawasaki в городе вообще никакой. Электростартера нет, дымит как паровоз, переднего тормоза даже после обслуживания практически нет. Внешний вид не такой современный, звук не впечатляет, тяги на "низах" нет вообще. Если ошибешься с передачей, мотоцикл просто перестанет ехать, так как едет он только на "верхах", хотя по мощности, разгонной динамике и скорости они примерно одинаковые. В грязи КМХ125 из-за отсутствия "низов" управлять сложнее. Естественно, нет часиков в приборке (они очень удобные!) и штатного USB-прикуривателя. Расход топлива выше, бак чуть меньше, масло в систему раздельной смазки заливай, запчасти в основном под заказ и дороже. 

 

Рай moto.abw.by. Еще один мопед в редакции. Все на эндуро!

Публикация от ABW.BY - все для авто! (@abw.by)

Но подвеска чуть лучше, шесть передач, эргономика продуманнее, цепь нормальная, причем с ее ловушкой, рычаг подсоса вынесен на руль, есть жидкостное охлаждение (это важно!), а в мелочах мотоцикл проработан намного качественнее. Сборка качественнее, надежность явно выше, а конструкция мотора еще проще. Для леса Kawasaki KMX125 - отличный мотоцикл, хотя для серьезных "отжигов" и прыжков он тоже не приспособлен. Но Х250 все-таки более универсальный, он еще и для города хорошо подходит. 

Kawasaki нужно было обслуживать, устранять мелкие недостатки и заказывать из Японии впускной патрубок за 60 долларов. У M1NSK надо часто менять масло в период обкатки и покупать нормальную цепь (правда, в новых партиях она будет лучше). Поэтому затраты в первый год эксплуатации пока получаются примерно одинаковыми. Правда, Kawasaki достался практически в идеальном состоянии и не потребовал каких-либо крупных ремонтов. 

Всего за 7500 км потребовалось 6 л масла с учетом частой замены в период обкатки. Если взять сразу 4-литровую канистру и две литровые банки, то получается примерно 150 руб., если выбирать самую дорогую "синтетику". Цепь в новых партиях будет более качественной. Еще нужно купить смазку цепи и тормозную жидкость. Если брать по максимуму, получается примерно 200 руб. за первый сезон без учета стоимости работ. Но при этом значительная экономия на топливе по сравнению с автомобилями и мотоциклами с двигателями объемом от 600 куб.см. Правда, не забывайте об экипировке. Нужен весь комплект, особенно для бездорожья, он стоит недешево. 

В итоге приходится констатировать, что да, в мелочах есть над чем работать, нюансов хватает. Но мотоцикл по цене немного дороже топового смартфона? Который быстрее и удобнее всех в нашем городе? При этом позволяет месить грязь за городом? За свою цену это очень неплохой вариант. И оснащение неплохое. Надеемся, что цена улучшенного Х250 из следующих партий и после локализации сборки останется на том же уровне - в районе 1400 долларов. Если она  значительно поднимется, даже после улучшений этот эндуро будет не так привлекателен для покупки.

Главное - понимать, зачем и как его использовать. При четких ответах на эти вопросы M1NSK Х250 доставит много удовольствия и сэкономит немало денег за счет низкой стоимости эксплуатации. Надежность основных узлов и мотора, судя по всему, по меркам дешевых китайских мотоциклов у него есть.

Ну а мы с Х250 не прощаемся. Пока он на заводе, но в следующем году его ждет одна очень важная работа. До встречи в мотосезоне-2018!

P.S. Уже после сдачи материала удалось получить информацию, что улучшится в мотоцикле, начиная со следующей партии, которая поступит в продажу в этом году. Более качественный пластик будет окрашен в массе. Будет установлена защита рычагов с алюминиевой сердцевиной, добавлена ловушка цепи, а сама цепь заменена на более прочную тайваньскую KMC, ящик для инструментов будет заменен на более вместительный с замком. Также будут устранены мелкие недочеты, например, решен вопрос с вибрацией приборной панели. Возможно, будут другие улучшения, и появится LED-лампа головного света. По крайней мере, она поступит в продажу уже в этом году вместе с наборами звезд, запасными частями и аксессуарами. Неплохо! Главное, чтобы сильно не подорожал.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора и из архива редакции
ABW.BY

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/200191_1_350.jpg?v=1508249539
Пожалуйста, подождите...