День с советским мотоциклом, или "ИЖ Планета-4" спасает Осмоловку (+видеоблог)

16016 20

В эпоху современных надежных байков с электростартерами, инжекторами, системами активной безопасности и даже роботизированными трансмиссиями байкеры вспоминают о своей советской мотоциклетной молодости с содроганием. Нет, все ностальгируют по тем временам, но ездить каждый день на тех мотоциклах никто не рискнет. Интересно, а каково было быть советским мотоциклистом? Чтобы это выяснить, в преддверии ретромотофестиваля "Кола Часу" мы на целый день взяли старый "ИЖ Планета-4" с коляской.

Весь день вспоминался шуточный вариант аббревиатуры советского мотоцикла ПМЗ - "попробуй меня заведи". Ее еще расшифровывали наоборот: ЗМП - "Завел, может, поедем?". Мы ездили на ИЖе, но "попробуй меня заведи" было очень актуально, потому что два километра мы ехали - один толкали. И так целый день. 

И все равно этот мотоцикл очень крутой. В видеоблоге я немного перегнул палку с его критикой, потому что никак не мог с ним совладать. "На горячую" заводиться не хочет, руль в движении из-за кривого колеса идет в расколбас, барабанные тормоза никакие, коробка не пойми как работает. Если где-нибудь заглохнешь на перекрестке - все, быстро не заведешь, там и останешься. К концу дня мотоцикл вообще перестал подавать признаки жизни, оператор и фотограф Антон Шелкович (он тоже в поте лица толкал мотоцикл) посмотрел на это дело, плюнул и пошел домой. 

А я зачистил закисший контакт на массу, более-менее разобрался с запуском мотора - и помчал в залитый вечерним солнцем город. 

Чем этот мотоцикл крут? Тем, что за 300 долларов (именно за такую сумму он был куплен) можно приобрести транспортное средство, благодаря которому вы всегда будете в центре внимания. На старый ИЖ с коляской в городе смотрят все. Даже новенький сверкающий "Харлей" за 30 "штук" - разница в стоимости в 100 раз! - не привлекает столько внимания, сколько этот оранжевый ретропозитив на трех колесах. 

Но сначала на нем нужно поехать. Друг утром выдал ключ от гаража с мотоциклом 1987 г.в. и улетел по делам. Задача - покататься по городу на этом мотоцикле и посетить Осмоловку, которую власти задумали снести. Нам эта идея, если честно, не нравится, потому что город и так превратили в каменные джунгли. Грушевку застраивают, района Тракторного завода тоже скоро не будет, а теперь еще Осмоловку снести? Это уже совсем ни в какие ворота не лезет! Нам в редакции и так ретротехнику уже негде снимать.

Поэтому достаем из гаража мотоцикл, пытаемся его завести и доехать до Осмоловки для фотосессии, чтобы привлечь внимание к проблеме. 

А с этим есть определенные трудности. Последний раз с советской техникой я сталкивался в детстве. У меня был старый "Минск 3.115", и я на нем так же два километра ехал, а один толкал. Но сколько положительных эмоций он мне дарил, когда работал! Два такта счастья - на каждый такт ты молишься, ты его боготворишь. Нет лучше песни для советского мотоциклиста, чем звук работы двигателя. Просто звук его работы, ничего более.

Сам мотоцикл хоть и 1987 года, но его конструкция ощущается очень архаичной. С японскими и европейскими байками конца 1980-х его даже рядом нельзя поставить. И ощущается мотоцикл старым неспроста: его дальний предок был разработан немецкими конструкторами еще в 30-х годах прошлого века. О том, как немецкие DKW превращались в советские мотоциклы, мы как-то уже подробно рассказывали

"На холодную" мотоцикл, как ни странно, заводится без проблем. Пару раз дернул лапкой - мотор начинает выдавать свою громкую двухтактную песню "дынь-дынь-дынь" и дымить сгоревшим маслом.

А вот с запуском прогретого мотора есть вопросы. Этот мотоцикл был куплен в марте, приехал своим ходом из Бреста и пока ничего в нем не регулировалось. Причем за 300 долларов нашелся вполне рабочий ИЖ в очень неплохом состоянии. Но до ума его еще надо довести, за это владелец пока не брался. На самом деле даже радует, что нам дали байк с некоторыми нюансами. Иначе как проникнуться той эпохой, если техника полностью исправна? Исправными эти мотоциклы были не всегда. Хотя по меркам "совкоциклов" "Планеты" считались очень надежными и выносливыми, это был просто эталон мототехники производства СССР.

После того как мы глушили прогретый двигатель, снова заводиться он не хотел. 1000 раз дергаешь кик, заливаешь свечу, ждешь, продуваешь цилиндр декомпрессором (рычажок на руле слева), пробуешь опять… Владелец как-то научился его заводить "на горячую", но я эти навыки так и не приобрел. Приходилось ждать, пока мотор полностью остынет. И так за день было три раза по часу. На кик-стартер к концу дня я уже не мог смотреть.

Хотя тут стоит особенно подчеркнуть: исправный ИЖ должен заводиться очень хорошо. 

Но снимать мотоцикл как-то надо. На фото вы не видите дым из труб, потому что как раз в это время ИЖ решил отдохнуть часок. Поэтому, чтобы не терять время, мы просто спускали его с горы - и снимали в движении. Потом, правда, приходилось опять поднимать...

На самом деле дымит он вовсю. Мотор же двухтактный, Евро-0, а системы раздельной смазки нет, поэтому бензин при заправке нужно смешивать с моторным маслом. Тот еще аттракцион на АЗС. Но в этом есть определенный фан - некоторые посетители заправки делают круглые глаза, когда ты льешь в бак мотоцикла моторное масло М-8В.

А как устанешь заводить и толкать - можно полежать. Релакс!

Если ездишь на старом советском мотоцикле, забудь о чистых руках. За день произошли две небольшие поломки - отвалилась лапка переключения передач и окончательно закис провод на массу. Кстати, кик-стартер постоянно задевал лапку переключения передач и включал передачу. Лапка даже после поджатия болта все равно продолжала отваливаться - забивал ее обратно ногой. То, что советский мотоциклист должен страдать, судя по всему, было заложено конструктивно.

Зато когда он едет (на фото - просто скатывается с горки), это просто фантастика!

О высокой скорости, разумеется, говорить не приходится - с коляской мотоцикл медленный. Без нее 350-кубовый одноцилиндровый 20-сильный двигатель должен разогнать его до 120 км/ч, что весьма неплохо по тем временам. С коляской - не знаю, "максималку" проверить не рискнул. Владелец говорит, что больше 70 км/ч ездить сложно. Еще он говорит, что ездит в городе быстрее потока, а после старта со светофора автомобили у него остаются позади. Мотор по современным меркам далеко не мощный, но тяга с "низов" у него весьма достойная. Ездить в городе и по деревням не спеша вполне можно и сегодня.

В отличие от тех же двухцилиндровых "Юпитеров", у "Планеты" намного более надежный и простой мотор. Если его хорошо настроить, работать и заводиться он будет идеально.

Когда более-менее приноровишься к нюансам управления, начинаешь получать огромное удовольствие. Едешь, а на тебя все смотрят, дети радуются и показывают пальцем. Запах сгоревшего масла и двухтактное "дынь-дынь-дынь" возвращают тебя в детство. Фан и ностальгия - в этом смысл "ИЖ Планета-4" сегодня.

С коляской раньше ездить не приходилось, я вообще не понимал смысла байка с "люлькой". Ведь кайф - наклонять мотоцикл в поворотах. А с коляской едешь только в полосе и используешь совсем иные способы прохождения поворотов. Я так их и не освоил и направо поворачивал с черепашьей скоростью. Страшно - без опыта легко можно опрокинуться.

Но байк с коляской тоже дает свободу. Кузов и лобовое стекло не изолируют тебя от окружающей среды, как в автомобиле. При этом возможности в перевозке пассажиров и вещей возрастают многократно. У коляски есть закрывающийся на замок багажник. Под ногами пассажира - огромное пространство для дополнительных вещей. А при желании кресло вообще можно снять и возить на мотоцикле мешки с картошкой. В те годы это было жизненной необходимостью.

А сегодня в люльке можно возить, например, хаски, что и делает владелец мотоцикла. Или взять всю семью на пикник. 

"Иж Планета-Спорт", на котором я ездил в прошлом году, если процитировать моего коллегу из того времени, являлся "настоящим техническим деликатесом, специально предназначенным для самых увлеченных мотолюбителей, согласных заплатить за подобную машину и подороже". Но в те годы самый быстрый советский байк был никому не нужен, потому что был дорогим, без коляски и требовал 93-й, а то и 95-й бензин. Обычные "Планеты" в то время считались скромными "рабочими лошадками" для тех, кто не увлечен скоростью.

Для советской деревни тех лет этот мотоцикл просто идеален. Тяга на "низах" паравозная, поэтому можно проехать там, где модная "зажигалка" "Планета-Спорт" забуксует. Благодаря потрясающей практичности при желании этот мотоцикл может перевезти много людей или огромное количество бревен, сена и картошки. Относительно других советских мотоциклов надежность есть, конструкция простая, а заливать в бак можно практически все, что горит. 

Но как люди раньше ездили каждый день на этой технике, решительно не понимаю. В те годы европейская и японская мотоциклетная промышленность была далеко впереди.

К старому советскому мотоциклу испытываешь два чувства - любовь и ненависть. Когда он работает, это просто счастье. Каждый такт его двигателя отбивается в твоем сердце, а душа поет. Когда его толкаешь, то решительно ненавидишь. В любом случае, когда маркетологи называют некоторые современные байки Adventure, то бишь для приключений, хочется рассмеяться. Старый советский мотоцикл - вот техника для настоящих приключений! Достаточно просто доехать с окраины города до Осмоловки. 

"ИЖ Планета-4" сегодня - это интересная игрушка, которую можно купить буквально за копейки. Вы не останетесь незамеченным, когда выедете на этом мотоцикле на дорогу. Но самое главное - с его помощью можно вернуться в детство! Туда, где деревья были большими, а на кик-стартер дедовского ИЖа нужно было запрыгивать. А это дорогого стоит.

Дмитрий Новицкий, владелец "ИЖ Планета-4":

"Прикол советской техники сегодня может понять только тот человек, который на ней ездил во время, когда не было никакой альтернативы. Потому что, положа руку на сердце, советская техника - это полная чушь вообще. Но надо понимать, что точно такой же мотоцикл оранжевого цвета у меня был в детстве. Тогда я был им очень доволен и счастлив от езды на двух колесах. Кроме того, у меня есть постоянный спутник хаски Асса, которую я всегда беру с собой, даже на работу. Поэтому было принято решение купить "ИЖ Планету-4" с коляской "Спутник" Выксунского металлургического завода.

Я его купил и в марте своим ходом поехал из Бреста в Минск. Что я понял о мотоцикле сразу же: единственное, что на ИЖе с коляской нельзя делать, это своим ходом ехать из Бреста в Минск. Это прекрасный мотоцикл, чтобы ездить на нем на сеножать и возить копны сена. И в детстве у меня он был без коляски - 120 километров в час уверенно шел. С коляской с "тяговыми" звездами на "дальняк" на нем нельзя ни в коем случае. Из Бреста я ехал, наверное, часов десять. Было очень холодно, скорость была около 60, а со встречным ветром в горку она падала до 45. 

Собаке вначале было интересно. Она у меня вообще привыкшая к экстриму и очень выносливая, но чувствовалось, что к концу поездки устала от шума, ведь мотор работает очень громко. Но в целом перенесла поездку нормально. Сидит себе спокойно, всех веселит, не дергается.

Приехал в Минске, поездил несколько дней и понял, что покупка максимально удачная. Если бы я купил супертюнингованный Dodge Viper, ко мне не было бы столько внимания. Я не знаю, какую можно купить вещь за 300 долларов, чтобы получить так много удовольствия!"

Ретромотофестиваль "Кола Часу"



В этом году крупнейший в Восточной Европе, уже пятый по счету, ретромотофестиваль впервые пройдет в Минске. 24 июня реставраторы выставят старые байки около Ратуши. Техника будет доступна с 10 до 14 часов. Обязательно приходите сюда всей семьей - дети просто в восторге от старых мотоциклов. Будут доступны и многие другие развлечении. Подробнее о мероприятии можно прочитать здесь.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора, Антона ШЕЛКОВИЧА и Глеба МАЛОФЕЕВА
Видео Антона ШЕЛКОВИЧА
ABW.BY

Если вы разбираетесь в стареньких ИЖах, владелец мотоцикла ищет человека, который помог бы недорого довести его до ума. Также нужны запчасти на "Планету-4". Предложений он ждет на dnovitsky@mail.ru

Технические характеристики "ИЖ Планета-4"

Общие характеристики:
сухой вес - 168 кг, с люлькой - 263 кг;
максимальная скорость - 120 км/ч, с люлькой - 80 км/ч;
расход горючего - 6,6 л/100 км, с люлькой - 7,2л/100 км.

Габариты:
длина - 2170 мм, с люлькой - 2200 мм;
ширина - 810 мм, с люлькой - 1700 мм;
высота - 1170 мм, с люлькой - 1300 мм;
колесная база - 1460 мм.

Мотор:
одноцилиндровый, двухтактный;
объем - 346 куб.см;
мощность - 20 л.с./15 кВт при 4600-6000 об/мин;
карбюратор К62И;
контактно-масляный воздухоочиститель;
топливо - 76-й бензин.

Трансмиссия:
многодисковое сцепление, расположено в масляной ванне;
КПП - 4-ступенчатая.

Фотопроект "Осмоловка и ИЖ"

Первое, что пришло в голову, когда доехал до Осмоловки, - снести этот район то же самое, что облить бензином и сжечь это оранжевое чудо на трех колесах. Да, сегодня "Планета-4" 1987 года пока еще янгтаймер. Архитектуре Осмоловки тоже не несколько веков. Но, простите, что мы оставим потомкам? Пройдет еще полвека - и ИЖ, если его сохранить, станет очень редким и эксклюзивным байком. Так же и с Осмоловкой. С годами ее историческая ценность будет только возрастать. Уже сегодня этот район нельзя назвать малоценным.

Город и так был катастрофически разрушен во время и после Великой Отечественной войны, от старого Минска, по сути, ничего не осталось. С исторической точки зрения вся надежда города в будущем на районы, построенные в советскую эпоху. Архитектурный ансамбль проспекта Независимости уже претендует на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Старая советская архитектура будет привлекать туристов и радовать горожан, а не Каменная Горка, отель "Кемпински" и дом у Троицкого… 

Осмоловка была запроектирована Михаилом Осмоловским и построена в 1940-х - начале 1950-х годов для партийной номенклатуры, высокопоставленных чиновников и артистов. Это первый послевоенный спальный район Минска, спроектированный в цельной ансамблевой застройке. На примере Осмоловки и Тракторозаводского поселка можно проследить развитие послевоенной советской архитектуры и переход ее к парадной застройке улиц 1950-х годов. Этот район - живой экспонат эпохи. Более подробно о том, почему Осмоловку нельзя сносить, можно прочитать в статье архитектора Ильи Яцевича.

Какие здесь могут быть перспективы, если ничего не сносить? Урбанисты считают, что правильным решением была бы реставрация Осмоловки. Как вариант - организация пешеходной зоны на улице Чечерина. Сделать уютный райончик с хостелами, кофейнями, выставочными площадками и художественными галереями. Во многих городах Европы есть подобные культурные районы. Для этого не обязательно ничего сносить, а всех жителей выселять. 

Встретились два ИЖа…

Район буквально утопает в зелени, которой уже очень не хватает нашему городу.

Жители района окружили ИЖ. Этот мотоцикл тоже уже история. Один человек, с кем удалось поговорить, был за снос района, но большинство категорически против.

Местная жительница Светлана не хочет покидать Осмоловку. Ее дочки были в восторге от оранжевого мотоцикла, а тот проявил учтивость и даже завелся. 

Ради сиюминутных инвестиций мы рискуем оставить город без Истории. Нашим детям нужен такой Минск?

Пожалуйста, подождите...