Не щелкай... визором. 10 советов мотоциклисту, как выжить на белорусских дорогах

14929 18

Мотосезон еще не начался, а первые ДТП с мототранспортом уже фиксируются, в том числе, увы, и со смертельным исходом. Очень эмоциональный вид транспорта еще и очень опасный. Как выжить мотоциклисту в этом сезоне - советы MOTO.ABW.BY

1. Не щелкай… визором

У мотоциклиста больше шансов попасть в ДТП, чем у автомобилиста. Металла вокруг байкера нет, систем безопасности нет тоже - любая мелкая авария на дороге может привести к серьезным повреждениям, сломанным рукам и ногам. Возможно, даже к смерти. Из-за малых габаритов и одноколейности мотоциклов автомобилисты часто не видят мототранспорт или неправильно определяют расстояние до него. Ты малозаметен на дороге, водители четырехколесного транспорта часто невнимательны - помни об этом и прими как должное.

Поэтому за рулем мотоцикла нужно быть максимально сконцентрированным, расслабляться нельзя. Как только расслабишься, на дороге обязательно произойдет что-то аварийно-опасное. Кроме того, тактика езды отличается от автомобильной: ездить на мотоцикле как на машине не самая лучшая идея.

Особенно стоит быть осторожным в начале мотосезона. Навыки за зиму забыты, асфальт холодный и грязный, водители автомобилей отвыкли от наличия двухколесного транспорта на дороге - риск попасть в ДТП выше.

2. Не "летай"

Народная байкерская мудрость гласит, что количество идиотов, желающих убить тебя на дороге, прямо пропорционально скорости. Есть негласное правило опытных мотоциклистов - нельзя ездить быстрее 20 км/ч от скорости потока. Из-за слишком большой разницы в скорости водители автомобилей не будут видеть мотоцикл в зеркалах. Медленнее потока ездить тоже опасно - вокруг начинаются непонятные перестроения, "подрезания", увеличивается риск удара сзади, который очень опасен для мотоциклиста. 

Вместе с потоком ездить с одной скоростью сложно. Чтобы понять, как чувствует себя мотоциклист среди легковушек, представьте себя за рулем легкового авто рядом с фурами. Мотоцикл среди машин теряется, он постоянно находится в "мертвых" зонах соседних авто. Как вариант, если позволяют ПДД, можно ехать чуть быстрее потока. Так мотоцикл становится заметнее, уменьшаются шансы попасть под колеса "гонщика" на автомобиле. А уйдя вперед от потока, ездить без машин рядом намного спокойнее. 

Но это работает только на многополосных дорогах. На узких улочках с одной полосой для движения в каждом направлении лучше ездить с небольшой скоростью.

В пробках в междурядье "летать" категорически нельзя - там иногда люди ходят, двери открываются. 

3. "Правее правого" и "левее левого"

Движение "правее правого" может показаться безопасным, ведь вдоль обочины не так страшно двигаться, к тому же ПДД в обязательном порядке предписывают мопедам и скутерам с двигателями объемом меньше 50 куб.см двигаться только вдоль обочины. Однако зачастую это весьма опасно.

Во-первых, автомобилист, движущийся по правому ряду, не ожидает, что в узком промежутке между его машиной и обочиной (или припаркованными авто) может быть кто-то еще. Поэтому, скорее всего, он не будет смотреть в правое зеркало перед поворотом направо или съездом на обочину. Результат - авария.

Во-вторых, если на дороге скопилась пробка, то вежливые водители обычно пропускают тех, кто поворачивает со встречной полосы налево. Ожидать летящего по обочине мотоциклиста никто точно не станет. Результат известен.

То же самое справедливо и при езде в зоне "левее левого". Мотоциклистов там не ждут. Стоящие в пробке водители могут пропускать кого-то, кто-то выезжает на встречную полосу или поворачивает налево. 

4. Междурядье - наше все

На светофорах, когда горит красный сигнал, лучше всего проехать вперед между машинами и встать впереди всех. Тут решаются сразу две проблемы. 

Удар сзади - один из наиболее опасных для мотоциклиста (см. видео выше на 12 мин. 03 сек). Если кто-то сзади въедет в автомобиль, то обычно это заканчивается мятым бампером или железом. Если въедет в мотоцикл - это легко может закончиться смертью пилота. 

Поэтому, если есть такая возможность, лучше проезжать вперед между машинами - габариты позволяют, да и формально в ПДД, если не наезжать на прерывистую линию разметки, никакого запрета на нахождение двух ТС в одной полосе нет, если они в ней помещаются. Так, по сути, ты спрячешься за машинами - риск удара сзади нивелируется. 

Если нет такой возможности, то при остановке оставайся на передаче и контролируй ситуацию позади себя до тех пор, пока не убедишься, что поток машин в твоей полосе действительно остановился. Также перед началом торможения стоит пару раз несильно и прерывисто нажать на рычаг тормоза для срабатывания лампы стоп-сигнала - так ты сообщишь водителям сзади, что собираешься тормозить.

Помни, что мотоцикл намного динамичнее автомобиля. Поэтому с зеленым сигналом, если станешь на светофоре первым, первым же и уйдешь. Дальше едешь спокойно один вне потока - никто в тебя не перестраивается, никто не "подрезает". Вне потока автомобилей ездить комфортнее и безопаснее. 

Но при этом не забывай про п.1, 2 и 5. Особенно про п.2.

Кстати, в Европе за стоп-линией часто даже делают специальные островки для мототранспорта. Поэтому очень хочется попросить белорусских автомобилистов понять и простить. Мы объезжаем всех на светофорах между рядами не потому, что спешим, а потому, что так безопаснее. 

Правда, при этом с резкими стартами нужно быть осторожнее - другие участники движения не представляют, как быстро может разогнаться мотоцикл. Расстояние до него и так непросто вычислить, а если он при этом идет на "первой космической", то результат может стать плачевным. 

Но это замечание совершенно не оправдывает тех водителей, что не смотрят на дорогу. Такие обязательно встретятся на пути мотоциклиста, причем не раз, как бы безопасно он ни ездил.

А еще в городе стало очень много водителей, которые проезжают на красный свет, - посмотреть по сторонам лишним не будет…

5. Перекрестки и выезды из дворов - главная опасность

Перед каждым перекрестком, на встречной полосе которого стоят машины для левого поворота или подъезжают к перекрестку в левой полосе, притормаживай (при этом смотри в зеркало, чтобы сзади не въехали). Будь готов к маневрам - резкому объезду препятствия или торможению. Пальцы правой руки - на рычаг тормоза, палец левой руки перемести к клаксону (это правило нужно использовать в любых других потенциально-опасных ситуациях). Взгляд стоит направлять на колеса встречного автомобиля - будет понятнее, когда он начнет трогаться. Некоторые рекомендуют устанавливать зрительный контакт, но его наличие, как ни странно, не всегда говорит о том, что водитель тебя видит. Также нужно быть внимательным в местах выездов из дворов, стараться не ездить в правой полосе или возле обочины. 

Это же касается трассы, где встречная полоса не отделена отбойником и есть выезды со второстепенных дорог. Следи за встречными машинами и второстепенными дорогами - и вообще помни про п.1 и 2. 

Соответственно на небольших улочках в спальных районах или в центре, где правые полосы заставлены машинами или есть только одна полоса, скидывать скорость нужно максимально. Выезжающие из дворов иногда не смотрят по сторонам, а если и смотрят, то не всегда правильно оценивают скорость малогабаритного транспорта. При этом обзор им обычно ограничивают припаркованные машины. Те, кто заезжают во дворы, тоже представляют опасность. В общем, на небольших улочках стоит ездить тише воды, ниже травы и особенно помнить про п.3.

И стараться не ехать вплотную к припаркованным автомобилям, держать интервал, потому что двери этих машин, как и в пробках, имеют свойство неожиданно открываться. 

6. Будь видимым

Не езди в "мертвых" зонах зеркал автомобилей! В них машину не видно, что уж говорить о мотоцикле! А грузовой транспорт вообще лучше объезжать за километр. 

Нужно стараться "светиться" в зеркалах попутных автомобилей на соседних полосах. Например, если опережаешь поток, который едет в полосе правее тебя, то не стоит ехать в левой колее своей полосы, а лучше сместиться ближе к правой - так тебя лучше будет видно в зеркале.

Также учись просчитывать дорожную обстановку на несколько шагов вперед. Не будешь предугадывать действия других водителей - в тебя будут перестраиваться и "подрезать" каждые 100 метров.

Также стоит выбирать яркую экипировку и следить за светотехникой - фары и фонари должны всегда работать. Не нужно считать, что во всем ярком ты будешь похож на попугая. Сейчас полно интересных по дизайну курток и шлемов с яркими вставками. О выборе экипировки можно почитать здесь.

Быть громче? Спорный вопрос. С прямотоком возникают проблемы с техосмотром, а ночью вой сильно раздражает жителей города. Да и не особенно он решает проблемы твоей малозаметности - опасных ситуаций меньше не становится. Лучше ездить без прямотока. Это законно и никого не раздражает, в том числе и самого пилота, - на трассе голова не будет болеть от шума.

7. Крути головой

Представь себя пилотом истребителя - не забывай контролировать "мертвые" зоны, крути головой. Взгляд в зеркало дублируй поворотом головы перед перестроением. Но не "залипай" слишком сильно со взглядом назад, так как можно влететь в какое-нибудь препятствие спереди. 

А чтобы никуда не влететь, нельзя забывать про безопасную дистанцию - при езде на мотоцикле это очень важно.

8. Объезжай разметку, песок и пролитое масло 

Разметка, песок, щебень и масло на дороге - серьезная опасность для мотоциклиста. Мотоцикл на этих поверхностях ведет себя крайне нестабильно. Особенно легко "разложиться" на масле. Если разметка на сухом асфальте просто скользкая, то на мокром она превращается в натуральный каток. 

Соответственно не рекомендуется ездить строго по центру полосы, потому что там больше всего разметки, песка и разлитого масла. А еще в центре полосы может быть открытый люк, камень, кирпич или другое препятствие, которое идущий впереди автомобиль пропустит между колесами. Лучше ездить ближе к правой или левой колее. 

Трамвайные пути тот еще аттракцион. Проезжать рельсы следует под прямым углом и с ровным "газом". 

9. Никаких "мотошортов" и "мотомаек"

Понятно, что стальные шары настоящего байкера требуют эффективного охлаждения и отвода тепла, но ездить в шортиках и маечке летом на мотоцикле не самая лучшая идея. Даже ерундовое падение на небольшой скорости обязательно приведет к травмам, крови и боли. Что произойдет с кожей, если упасть на высокой скорости в "мотошортах", наглядно видно на многочисленных видео и фото в Интернете. 

Да и по закону подлости падения часто случаются тогда, когда пренебрегаешь каким-либо элементом экипировки. "Зачем одевать куртку - я же в магазин на пять минуточек!" - в конце прошлого сезона сказал один мой друг и впервые за много лет "разложился" на пролитом масле. Потом еще долго ходил в бинтах как мумия.

10. Учиться, учиться и еще раз учиться

Все вышеперечисленные советы - капля в море в теории безопасной езды на мотоцикле. Перед сезоном пролистай специальную литературу, например "Дорожную стратегию" Дэвида Хаффа. Постоянно совершенствуй технику езды на мотоцикле - для этого есть специальные курсы, мотоджимханы и тренинги. Официальная подготовка мотоциклистов в Беларуси откровенно хромает, поэтому после получения категории "А" еще нужно учиться ездить. Лучше всего это делать под присмотром опытного тренера-мотоспортсмена. Опыт не подразумевает наличия навыков, поэтому тренироваться нужно всем, а не только новичкам. 

Будьте внимательны и осторожны за рулем. 

Юрий ГЛАДЧУК
ABW.BY 

Пожалуйста, подождите...