Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Девушка и Каспий. Финал. Долгая дорога домой и начало нового путешествия

15256 1

"Все, доехала, наконец-то дома…" - подумали мы, когда Анастасия Ленёва, белорусская мотопутешественница, отправившаяся в одиночку вокруг Каспийского моря, сбросила на почту последнюю часть своего путешествия. Но не тут-то было. Потому что там была еще маленькая приписка: "В Беларусь заехать не успеваю, сразу еду в Мурманск". Не беремся ставить диагноз Анастасии, сделаем это, когда она вернется из края "непуганых лесовозов". Ну а пока заключительная часть каспийских приключений. 

Узбекистан, обитаемый и не очень

Если я и ожидала, что во время поездки ко мне буду приставать в восточных странах, то никак не думала, что это произойдет на безлюдном дне Аральского моря и что это будет охранник кладбища кораблей. Лет так ста на вид.

Дедуля мирно спал, но когда проснулся, начал бегать за мной с недвусмысленными жестами в стиле "я лыжник". Сопровождалось сие действо криками на ломаном русском: "Уагонщик белый пустой, дауай тудааа!" То ли убегать, то ли валиться на землю в припадке истерического смеха? Я решила попробовать не обращать внимания и продолжила фотосессию кораблей. Крики про "уагонщик" сопровождали меня еще минут двадцать, пока дедуля не выдохся и не пошел снова спать у входа в юрту.

"Утегенов Куандык, запомни эти два слова!" - сказала мне перед прощанием Марина. Так зовут отца одной из работниц в ее кафе, он живет недалеко от Муйнака и по просьбе Марины готов приютить меня на ночь перед перегоном до границы.

Адрес мне не дали, потому что его нет. В поселке Шега нет улиц и номеров домов, а 300 человек населения все друг друга знают. А вот русский знают не все, но в ответ на вопросительное "Утегенов Куандык?" указывали направление вглубь поселка по земляной дорожке, глинистой и в лужах от вчерашнего дождя.

Из дома выбежала женщина, представилась как Калигун и сразу повела дорогую гостью к столу, усадила на подушки и включила вентилятор, направив его на меня. Вокруг резвились и играли с моим фотоаппаратом ее внуки, а одна из пяти дочек готовила ужин.

Быт узбекского поселка

Результат орошения сельскохозяйственных угодий - Аральское море превратилось в лужу, зато коровы на полях пасутся по пузо в воде

За это фото местной корриды я чуть не поплатилась. Слезла с мотоцикла сфотографировать дерущихся быков, на секунду засмотрелась на розовый закат, а когда повернулась, быки были уже в паре метров!

Вечерний стол. Хозяин/хозяйка ужинают с гостем, остальные - отдельно у себя в комнате

Бабушка Калигун с двумя из десятка внуков

Газопровода в поселке нет, что объяснило периодически встречающихся велосипедистов, везущих большие баллоны. Если газ в баллоне заканчивается, то готовят на тандыре. Еды получается много, всех соседей зовут на большой ужин

Вечером стол отодвинули в сторону, и мы все легли спать на полу, а утром Калигун повела меня на обзорную экскурсию по поселку.

Дороги после дождя

Центральная улица

Лет с четырех дети самостоятельно отправляются в лодке на рыбалку


Традиционная юрта здесь почти в каждом дворе - их используют как летние домики

Самая красивая дорога и самая отвратительная гостиница

Ночью был дождь. Если для кого-то это просто три слова, то для меня это означало выехать по скользкой, как разогретое сливочное масло, глине на почти 300-килограммовом мотоцикле с высоким центром тяжести. Помочь вызвался сам Утегенов Куандык, только что вернувшийся с полевых работ, и один из его зятьев, и вот что из этого вышло.

В полной уверенности, что приключений на сегодня хватит, я уточнила дорогу. Сказали, что до основной трассы можно доехать по грунтовке напрямую, не возвращаясь в Кунград.

И вот я, вооруженная вяленой рыбой, лавашем и бесконечным оптимизмом, двигаюсь в манящую неизвестность узбекской географии. Навигатор потерял дорогу на 20-м километре, всякая цивилизация окончательно закончилась на 30-м, а на 35-м дорога неожиданно уперлась в стройку. Строители развернули меня на 90 градусов и отправили вправо на какую-то объездную, которая уперлась в шлагбаум посреди пустыни, где мне сказали, что дальше ничего нет и ехать нельзя. Лаваш, рыба и оптимизм начали иссякать.

Пришлось объяснять, что нельзя не вариант и что дорога таки должна быть. В результате дорога нашлась, и еще через неопределенное количество километров на бывшем дне Аральского моря я уперлась в газодобывающий завод, а потом еще в несколько - теперь у меня много фото с инженерами. Инженеры удивились и обрадовались, напоили чаем и дали с собой пятилитровую канистру свежеприготовленного разбавленного маслом конденсата, сказав, что заправки я не увижу еще долго.

А дорога... Дорога просто волшебная. Над пересохшим дном Арала стоит особенная мертвая тишина, даже ветер дует беззвучно. Светит солнце, проносятся мимо пустынные пейзажи, сменяющиеся редкими водоемами, лишь изредка нарушает общее спокойствие стайка спугнутых урчанием мотоцикла птиц.


Плато Устюрт


Иногда встречается дорожное покрытие не самого лучшего качества

Зато дорога все же вышла к основной трассе, где меня настиг внезапный ливень, промочив до белья. План ночевать сегодня в палатке с треском провалился, и я с облегченным выдохом заползла в первую подвернувшуюся забегаловку. Кто помнит бар "Крученый сосок" из фильма "От заката до рассвета"? Атмосфера примерно такая же, только с местным колоритом. Сначала заходишь в засаленное помещение магазина, которое переходит в кафе. На топчанах вокруг столов с грязной посудой и объедками валяются местные и дальнобойщики.

Меня проводят по коридору дальше - в номер всего за 45.000 сум с человека, или 7,5 у.е. За такие деньги ожидать ничего не стоит, поэтому все вокруг я воспринимала смиренно-философски. И душ без насадки, из которого струя воды сомнительного качества лилась на плиточный слизкий пол. И пропитанную сыростью ванную комнату с затхлым воздухом и постоянно капающей водой - этот звук начинает сводить с ума, когда начинаешь засыпать. Я старалась не думать, кто мог спать на этих кроватях, и завернулась в свое одеяльце, заботливо подаренное в дорогу в Шеге.

Утром, когда подошла посмотреть на мотоцикл, его облепили клопы, саранча и большие черные жуки. Рядом лопнула канистра с конденсатом, мотоциклу тоже досталось. В довершение в кофре порвался пакет с приправой, которая попала на одежду, а обувь до конца не высохла. Пришлось влезать в мокрые берцы и катиться до границы в сопровождении клопов без единой остановки. 

Казахстан до Актау. Хочется затонировать ветровик и глаза

Самое запоминающееся в Казахстане - дороги. Не потому, что есть что посмотреть, а потому, что большую часть времени смотришь именно на них - добраться из точки А в точку Б занимает часы. По словам местных, когда один раз китайцев везли из аэропорта в Актау, они сначала удивленно-испуганно молчали, а потом сказали, что никогда не видели столько пустой земли. Монотонность окружающего пейзажа нарушают пасущиеся стада верблюдов и кто-то маленький и пушистый, периодически перебегающий дорогу.

Никогда больше не буду шутить про тонированные машины - солнце светит так, что хочется затонировать ветровик, визор и глаза. 

Первые 85 км дорога была ребристая, ехать было удобнее по обочине. Песок в совокупности с закончившейся смазкой цепи выявили проблему - цепь неравномерно растянулась, начала неровно ложиться на звезду и стираться о направляющую, издавая душераздирающий скрежет. Засветло в Актау я не успевала. Что лучше - открытая степь, змеи и скорпионы или парковка у дороги с дальнобоями? В степи негде укрыться, и я выбрала второе. Дальнобойщики меня угостили яблоками, которые везли из Польши, и подарили казахстанскую симку. 

А в Актау два дня заняли поиски мотоциклистов, смазки и получения консультации по цепи. Сказали, что до дома доеду, смазку продали, но доехать получилось только до Уральска - там сорвало натяжитель. Если быть оптимистом, то спасибо, что не в пустыне. А пессимистом в путешествии быть нельзя - долго не протянешь.

Чудеса Мангистауской области

В Казахстане удалось напоследок поплавать в Каспии - сначала в Актау, а затем по пути на Форт-Шевченко. Городские пляжи не понравились, хотя некоторые прекрасно обустроены. Но грязноватый песок и химическая промышленность города накладывают свой отпечаток, а один раз мимо проплыла змея толщиной с палец. Зато необитаемые бухты на полуострове Тюб-Караган - рай! В Казахстане Каспий холодный из-за течений, но на контрасте с сорокаградусной жарой прохладная вода очень радует. 

Вокруг скалы, заброшенные с доисторических времен остатки деревень - и никого. Хоть голым бегай. 

По пути мне повезло случайно наткнуться на джип Олега, владельца "Эко Каспий Тур". Он организовал ночевку в старорусской избе на кровати с периной, экскурсию провел и даже приготовил на ужин огромную рыбу, которую достал у знакомых рыбаков. 

Здесь не надо лишних слов - фото расскажут о Мангистауской области гораздо больше.

Это Жыгылган, или Упавшая земля, - десятикилометровый провал, которым неожиданно заканчивается степь. Постоять на краю земли приезжает много туристов. Говорят, закаты здесь потрясающие, но я решила не дожидаться, а поехала выбираться по степному лабиринту обратно к дороге.

Еще одно интересное место - Долина шаров. Десятки огромных каменных образований вразнобой разбросаны по степи. Обычно их сравнивают с яйцами динозавров. 

Мангистауская область - рай для фотографа. Космическими ландшафтами можно любоваться вечно, приятно неожиданно в степи видеть все новые и новые захватывающие рельефы - кататься не скучно!

Правда, после съезда с дороги ориентироваться сложно - навигатор абсолютно не разбирался в переплетении грунтовок, одинаковых, местами заросших и постоянно раздваивающихся. 

Дальше - домой, через Бейнеу, Атырау, где меня снова гостеприимно приютили на ночь друзья моих знакомых из Актау, и дорога в сторону России через Уральск. По-местному Орал, о чем красноречиво свидетельствует огромная надпись на въезде.

Помимо сорванного натяжителя Уральск встретил меня дождем с градом. А град на скорости 100 км/ч - это больно. Я остановилась у первой попавшейся остановки переждать грозу, а знакомые из Атырау дали мне контакты местных мотоциклистов, у которых можно остановиться и обсохнуть. Они все собрались в тот день около карьера - там я раскинула палатку, оставив им свои контакты для звонка "в экстренном случае, если местные нападут". Всю ночь мне заботливо звонили и проверяли, жива ли я, поэтому поспать толком не удалось. Но натяжитель мне вернули на место, отвезли в гараж, там починили автосмазчик и сказали, что до дома доеду без проблем. 

Дорога домой… И немного философии

"Вот и все, - думалось мне, - скоро буду дома. Искать заново работу и жить дальше, раскладывая по полочкам гигабайты воспоминаний..." Но оказалось, что не все. Под Казанью развалилось заднее колесо, и четыре дня казанское мотосообщество мне помогало колесо найти.

А минские эндуристы скинулись и перевели денежку - тронута до слез. И получилось доехать до Переславля-Залесского, где живет моя тетя и где я уже как дома. Так что поездку можно считать завершенной, можно подводить итоги.

Хотя я еще не полностью переварила весь огромный объем информации, которая меня окружала на протяжении двух месяцев, хотела бы поделиться, что зацепило, обеспокоило или вдохновило:

  1. Даже в самых труднодоступных, красивых и потрясающих местах, которые мне довелось увидеть, часто были следы. Следы человеческого пребывания, которые уродовали эти места. Бутылка. Жестянка от пива. Вскрытая консервная банка, о которую могут пораниться маленькие пушистые зверьки. Когда же мы все наконец-то научимся не загаживать все вокруг себя? Больно смотреть! Я по возможности захватывала с собой находившийся рядом мусор, но много не увезешь…
  2. Человек человеку не волк. Все мы внутри похожи. Несмотря на культурные различия, у всех есть потребность в любви, безопасности и общении. И это особенно проявляется в дороге, где люди бросаются помогать незнакомому путнику как родному. Благодаря им, не ограниченным страхами и стереотипами, мир становится лучше. Теперь я буду добрее к людям, буду больше им доверять и помогать.
  3. Возможно все. И не надо слушать окружающих. Возможно получить визу в закрытую страну, пересечь пустыню за полтора дня, сохранять спокойствие под дулом автомата - это просто примеры, чтобы это продемонстрировать. Как говорят англичане, просто Keep calm and carry on. И все будет хорошо.

Анастасия ЛЕНЁВА
Фото автора
Специально для ABW.BY

P.S. В дороге Насте помогали ребята из ROBINZON.BY. Помогали словом и снаряжением. Если решите уйти в белорусские леса на неделю, отправиться в Гималаи на месяц или просто на выходных устроить пикник - смело смотрите снаряжение у них. А если следили за путешествием Насти, точно сможете договориться о хорошей скидке.  

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль