Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Девушка и Каспий. Часть 1. Такая разная Россия

27398

23-летняя белоруска Анастасия Ленёва, задумавшая объехать на своем Honda Transalp Каспийское море, удачно стартовала, пересекла Россию и вышла на связь с редакцией, чтобы поделиться своими заметками. Как девушка готовилась к непростой поездке, читайте в интервью. Сегодняшний рассказ - о первой части путешествия, когда Анастасия пробиралась сквозь ливни, участвовала в открытии мотосезона в Воронеже и доехала-таки до всесоюзной "солонки" озера Баскунчак.

Дни 1-й и 2-й. 1047 километров до Воронежа, или В Гадюкино опять дожди

Родина напоследок побаловала меня хорошей погодой и хорошими дорогами. "Приезжайте в Беларусь", - говорю всем россиянам по пути. Позвоночник скажет спасибо за качество дорог, глаз будет радовать чистота и красивые девушки, а в агроусадьбах угостят вкусным драником с самогоночкой. "Приедем!" - отвечают россияне.

Я направляюсь в сторону Брянска через Могилев. Улыбаюсь. Солнышко светит. Сзади едет палатка, минимальный набор необходимых вещей и белорусские сувениры, включая "Бульбаш" клюквенный, одна штука. А вот после границы пошел дождь. Даже нет, не так. Ввалил ливень! От езды на мотоцикле в дождь можно получать удовольствие, если есть дождевик, непромокаемая обувь, непромокаемые перчатки и пинлок - противотуманная вставка для шлема. Из всего этого набора у меня есть только непромокаемый комбинезон и пакеты на ноги. Но все равно в точке соприкосновения с мотоциклом дождевик начинает пропускать холодную воду, которая постепенно затекает везде, в том числе через визор шлема, который нужно приоткрывать, чтобы не запотевал. 


Завтрак и ужин туриста

По такой погоде я доехала до Брянска, а потом до Воронежа. По пути попался первый встреченный не в Беларуси белорус - на заправке подъехал на Nissan Pathfinder могилевчанин из Rolling Anarchy, рассказал пару историй, от которых я подавилась хот-догом, а он спокойно поехал дальше на слет в Самару.

В Воронеже купила российскую сим-карту Yota, чтобы быть на связи, - единственный, по словам местных, тариф с безлимитным интернетом и без роуминга по разным частям России. Минут пять продавец что-то настраивал в моем телефоне, заодно сбив настройки навигатора. Первую ночь в Воронеже провела в найденном на ощупь хостеле за 600 рублей - наконец-то высушила одежду и обувь, вычитала про открытие сезона на следующий день. И тут понеслось.

День 3-й. 50 километров в колонне

Запаковав все вещи и позавтракав в попутном "МакДональдсе", приезжаю на площадку ГИБДД - здесь собирается колонна. Колонна выстраивается, сопровождающие полицейские машины и мотоциклы мотобатальона включают мигалки, и вся эта шумная масса, состоящая из мотоциклов организаторов "Мотодвижения 36" ("спортов", чопперов, доисторических "ижей" и "уралов"), трогается с места. Справа едет парень на черном чоппере в черной коже и размахивает над головой черной кожаной плеткой. Перед ним - пожилая женщина на скутере в шлеме с рогами, за ее спиной развевается российский флаг. Прохожие машут, кричат и "дают пять", заряжая энергией всю колонну.

Порядок езды колонны следующий: сначала едут члены клуба-организатора с флагами, некоторые из них следят за порядком в колонне на ее протяжении. Затем следуют приглашенные клубы, в конце - все остальные. Все трогаются вместе, движутся в шахматном порядке, а дорожное движение на это время останавливается, чтобы не разрывать колонну на каждом светофоре. Всегда найдется один или два "летчика", которые захотят вырваться вперед, но обычно их быстро успокаивают. Уделяю этому особое внимание не зря, потому что впоследствии мне доведется проехать в колонне в Дагестане, и это совсем другая история.

Едем сначала по городу, потом по дороге, и после часового петляния по узкой лесной разбитой дорожке прибываем на базу. Путь занял часа два, решение принято моментально - остаюсь здесь. За тысячу рублей меня разместили одну в двухместном номере, правда, без отопления. Хотя кому он нужен, этот номер, когда на улице ждут мясо, огонь и рок-н-ролл!

После стандартной программы, мотоконкурсов (например, езда змейкой) и концерта показывают фаер-шоу и стриптиз. Я с открытым ртом смотрю на финты, которые вытворяют неуловимые для фокуса фотоаппарата стриптизерши. Толпа мужчин стоит под дождем, их взгляды прикованы к сцене - там раздевают друг друга уже две девушки. В то же время то же самое начинается и на задних рядах сидений перед сценой: куда ни глянь - обнаженка. А дождь все идет. Напоследок объявляют "народный" - любая желающая девушка может получить за сценой костюм и показать, что умеет. И умеют же! Но пора спать.

Вдруг со сцены звучит: если здесь есть девушка Настя, которая едет в Иран, выйди на сцену! Ведущий мероприятия Вадим уводит меня в подсобное помещение - голос у него совсем охрипший за день, говорит он шепотом. Знакомит с женой, кормит бутербродами и вручает 4 литра масла на замену в знак поддержки от клуба. Предлагают остаться у них, но хочется быстрее добраться в тепло, к морю. Обещаю заехать на обратном пути и хиджаб сувенирный привезти. Все-таки цель поездки - восточные страны, а если везде останавливаться, то можно до них и не доехать.

День 4-й. 595 километров. Воронеж - Волгоград. "Издалека-а-а до-о-олго течет река Волга"

Поборов соблазн заглянуть по пути в Урюпинск и остаться там (исключительно из-за названия,) двигаюсь сразу в Волгоград и приезжаю уже к вечеру. Снова дождь. Проезжающие водители деликатно интересуются: вы - девушка?

Советуют байк на улице не оставлять - криминал кругом. Поэтому "Трансальп" ночует на платной парковке близлежащего "Хилтона" среди "лексусов", а меня убаюкивает мелодичный храп соседей по комнате хостела.

В Волгограде нельзя не сделать две вещи - не сходить на Мамаев Курган и не прогуляться по набережной. Я выбрала набережную Волги, точнее - небольшой ее кусочек. Ориентир, на который мне указал золотозубый татуированный таксист, - два здания-"паруса", которые видно издалека.

Спускаюсь вниз - и вот она, Волга-матушка во всей красе. Под теплыми солнечными лучами неспешно прогуливаются парочки, рыбачат мужчины с детьми, вещает громкоговоритель: "До отправления пароходной прогулки по Волге остается 5 минут".


Покататься на каруселях и купить пончик не позволяет весеннее половодье.

По пути вижу указатель "Музей русской сказки, 8 км", но, к сожалению, заметить удалось только колобка на входе, так как музей открыт только по выходным. А колобок страдальческими глазами смотрит на посетителей и просит на него "не залазить".

Зато бабушки здесь все тоже как из сказки - в платочках, со старорусским говором.

Ах да, дороги. Ругань безосновательна - почти все федеральные трассы могут похвастать относительно ровным асфальтом, если ямы и есть, то где-то рядом движется в их направлении дорожная служба. Хотя по городам и небольшим дорогам еще далеко не все "залечено".

День 5-й. 226 километров. Волгоград - Баскунчак. Всесоюзная "солонка"

Про эту часть путешествия могу восторженно рассказывать вечно. Во-первых, дожди и холод закончились! Во-вторых, я наконец-то выбралась в офф-роуд и поездила в свое удовольствие по степи.

Климат здесь гораздо более сухой, именно поэтому вдоль дороги распаханы полосы. Они предназначены для защиты от сигаретных окурков, летящих из машин, - в случае пожара земля остановит огонь.

Если заехать в степь и застыть на несколько минут, она вся оживает: шевелятся насекомые и мелкие животные, даже у жуков-навозников начинается праздник жизни.

Дорога - сухой потрескавшийся грунт. В степи легко потеряться - грунтовки внешне выглядят одинаково, указателей нет, расстояния большие. Уедешь не туда - и не узнаешь, пока километров 20 не проедешь.

Под впечатлением фотографий из интернета уже давно хотела посмотреть своими глазами на озеро Баскунчак, Мертвое море России и расположенный неподалеку Богдинско-Баскунчакский заповедник. Недалеко от озера находятся три поселка - Верхний, Средний и Нижний Баскунчак. В среднем добывают гипс, в нижнем, самом ближнем к озеру, - соль. Неподалеку есть еще одна достопримечательность - многокилометровые пещеры, которые до сих пор исследуют спелеологи. С них и решаю начать.

Сотрудницы заправок по пути в Нижний Баскунчак обещали сплошной криминал по всей округе - здесь живет много бывших заключенных. На моих глазах 8-9-летние мальчики просят приезжих москвичей купить в магазине сигареты. Начинаю задумываться о том, чтобы отъехать на ночь километров на 20 от поселка, чтобы палатку поставить.

А вот с этой "буханки" начались мои приключения в Баскунчаке. Она принадлежит Сергею Васильевичу Сыну, директору заказника. Он же его и охраняет, занимается экскурсиями и вообще всем. Когда мимо по закрытой территории пронесся мотоциклист, Сергей Васильевич расчехлил пистолет и пошел ему навстречу - охрана степи от браконьеров тоже входит в его обязанности. Если проезжающий мимо транспорт не остановится, директор заказника может и выстрелить. Но это оказывается его знакомый, который решил прокатиться по степи. Он здоровается и уезжает без пулевых ранений. А после директор кивает гиду, чтобы тот показал мне пещеру.

Не говоря ни слова, человек в защитной одежде выдает мне фонарик и тащит за собой в темноту подземелья. В пещере есть несколько маршрутов разной степени сложности - группа школьников, приехавшая после меня, пойдет по легкой, а мы ползем куда-то вниз.

- Сейчас мы лезем по змеиному проходу, - говорит мне гид.

- Потому что по нему можно только проползти, как змея, да? - уточняю я наивно.

- Нет, потому что сверху на голову часто змеи сыплются!

Я решаю больше не задавать лишних вопросов и быстренько шевелюсь к выходу. В трехуровневых лабиринтах пещеры легко потеряться, что время от времени и случалось бы, если бы в пещеру пускали без сопровождающего.

Мы разговорились с Сергеем Васильевичем и его коллегами: как у нас там, как у них тут. Надо мной решили взять шефство и объяснять, куда стоит и не стоит ехать, а потом позвали на ужин.

Суровый на службе Сергей Васильевич дома расслабляется и много рассказывает. Про себя, про работу, про детей - оказалось, что гид - один из его сыновей. Директор заказника наполовину китаец, наполовину русский, поэтому внешне не отличается от проживающих здесь казахов. Из-за того что он говорит по-русски, в Казахстане у него карьера не сложилась, и он с женой Наташей, чеченкой, переехал сюда.

Меня принимают как родную. Наталья показывает четырех кошек и рассказывает, как подбирали на улице всех собак, которые у них были. Говорит, что одного щеночка нашла на улице в минус двадцать с поломанной ногой.

- Если бы были деньги, открыла бы приют для них, бедных, кто же их еще защитит? - говорит Наташа, а в глазах - слезы.

В их семье я почувствовала себя как дома, наконец-то смогла немного расслабиться и послушать интересные истории их жизни.

Сергей Васильевич предложил поселиться в гостинице. Послушав мои отговорки про палатку, отвез меня в свой офис - я ночевала среди брошюр о заповеднике и экспонатов, под красным глазом скрытой камеры.

А утром они с женой накормили меня завтраком и проводили к озеру - "буханка" летела прямо по степи, я еле поспевала за ней.

Летом Баскунчак полон туристов, несущих с собой пятилитровики воды. После озера обязательно нужно смыть соль, а душ платный. Недалеко от своеобразного пляжа находится ферма по выращиванию соли - здесь в землю вбиты столбики, на которых она кристаллизуется. Рядом - железная дорога, по которой эту соль раньше вывозили.

На высыхающей после баскунчакской воды коже сразу образуется соляной налет.

- Раньше, при Советах, все лучше работало, - с сожалением делится бывший член партии, коллега Сергея Васильевича. - Все при работе были, а сейчас…

Он показывает мне остатки пионерского лагеря, который был здесь когда-то давно. Заросшие травой тропинки, остатки фонтана, каруселей - ничего не осталось, но на это место по привычке приезжают воспитатели с детьми и палатками, как и сейчас, на майские праздники.

Как и многие местные жители, он ностальгирует по советским временам. Если после развала Союза некоторые из них жили на прибыль от акций соледобывающего предприятия, то теперь их все выкупили, приходится выживать кто как может.


Местные мотоциклы модернизируют, чтобы поставить лавку и возить туристов, - хороший заработок на лето

Гора Богдо - здесь текст будет лишним. Просто смотрите.

День 6-й. 199 километров. Нижний Баскунчак - Сарай-Бату. Наследие Золотой Орды

Степи Ахтубинского района сменяются холмистым рельефом, вдоль дороги тянутся разлившиеся притоки Волги. На островах пасутся коровы - интересно, как они туда попали?

Внезапно среди деревьев проглядывает вот это. Баржа? Мне становится интересно, я останавливаюсь и захожу через забор. От берега к плавучему сооружению тянется труба, перил нет. На барже стоит загорелый худощавый мужчина в зеленой рабочей форме и теплой вязаной шапке и курит. Машу ему: мол, можно к вам?

Фигура машет в ответ - давай. И вслух добавляет: только не падай, вылавливать неохота. Его зовут Владимир, он - оператор этой насосной станции, которая подает воду на близлежащие поля и в поселок. Прошлая станция была лучше, но утонула. Эту сорвало, когда сошел лед, поэтому пока что четыре человека из персонала ходят на станцию по трубе, а четыре плавают на лодке - по трубе ходить боятся.

Владимир предлагает чаю. В комнате лежит его всем недовольный коллега - отходит от празднования Пасхи. Владимир говорит кратко, язвительно, но видно, что хочет пообщаться. Рассказывает, что иногда проезжающие останавливаются, но никто до сих пор не заходил. Обычно интересуются, где рыба. "Где-где, в воде!" - смеется. Здесь ловят буффало, и Владимир показывает мне большую трепыхающуюся рыбу. Рассказывает про дочку, которая автостопом ездила в Питер и терялась в экспедиции в горах. Когда я спрашиваю, нравится ли ему такая жизнь, он вздыхает: "Эх, на Север бы... Там люди добрее. Друг туда уехал - и мне бы за ним".

Владимир провожает меня и привычным уверенным шагом уходит по трубе обратно на станцию - поступил заказ на воду.

А я еду в сторону села Селитренного - там находятся развалины Сарай-Бату, столицы Золотой Орды. За чаем и разговорами на станции солнце село, температура - всего 5 градусов выше ноля.

По темноте доехала по грунтовке до близлежащего леса, раскинула палатку и заснула в двух спальниках сразу. И места много не занимает, и под любую температуру. Просыпаюсь утром, выглядываю из палатки - прямо на меня смотрит верблюд! Неподалеку гуляют еще два. Как оказалось после, на близлежащей ферме их четыре, один людей катает, а остальные просто пасутся.

День 7-й. 188 километров до Астрахани

"Это сохранившиеся здания столицы самой Золотой Орды", - говорят гиды - любители пошутить над наивными туристами. Туристы, которые про комплекс не читали, широко раскрывают рты и удивляются, как же все сохранилось!

На самом деле здесь когда-то находился древний город Сарай-Бату, но от развалин практически ничего не осталось. Местный житель с кривыми зубами с улыбочкой проводит меня в пыточную бесплатно, все время пытается потрогать за плечо или за руку и любезно предлагает попробовать что-нибудь из экспонатов. Нет, спасибо!

Напоследок один из сотрудников спрашивает: "Беларусь? Хочешь с земляками пообщаться? Тут свой день рождения недавно один отмечал, Паша, на СТО в Селитренном работает. Увидишь, первая СТО справа после въезда в деревню. Зайди туда, скажи, что они тебя встретить обещали".

Действительно, после въезда в деревню сразу стоит гараж. Залетаю туда: "С днем рождения! Что, не помнишь? Паша, ну как же так?"

Паша сначала сомневается, потом смеется. Они с другом приехали сюда отдыхать и работать автомеханиками у знакомого - летом трафик большой, лишние руки нужны. Много россиян и белорусов приезжает летом к Волге на рыбалку, а дороги здесь такие, что шиномонтаж - самая популярная услуга.

В Астрахани сил хватило только на ночевку и прогулку по ночному городу. Хотела попасть на ферму, где выращивают белуг и осетров, но дозвониться до них не получилось, здание офиса в городе закрыто, а окна обложены газетами. Ночная Астрахань сверкает разноцветно подсвеченными мостами. Где ни гуляешь - рано или поздно выйдешь на набережную Волги или ее притоков.

На сим разрешите откланяться. Впереди дорога на Элисту и посещение Махачкалы. Пока я пишу эти строки, дагестанцы мешают сосредоточиться. Но самое интересное я обязательно расскажу. Следите за сайтом!

Анастасия ЛЕНЁВА
Фото автора
Специально для ABW.BY

Без ложной скромности можем сказать, что многие мотолюбители и байкеры со стажем уважают взвешенный подход редакции ABW.BY к освещению тем, связанных с двухколесной техникой. Мы не концентрируемся лишь на ДТП, не ограничиваемся исключительно заявлениями МВД, равно как и не транслируем бездумно слова мотоциклистов, в компетентности и честности которых не уверены. Мы в любом случае и дальше будем поддерживать мотобратство там, где это необходимо, потому что и сами к "двухколесным" неравнодушны. Но помочь можете и вы нам. Достаточно воспользоваться нашим обновленным "Моторазделом". Теперь продавать и покупать мототехнику на ABW.BY стало намного удобнее. А если найдете какую-нибудь ошибку, смело пишите в "Службу поддержки" - когда наш менеджер не катается на своем "минчике", отвечает очень шустро.

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль