Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Путешествие вокруг Черного моря: 8 стран, 18 дней и 7500 километров наедине с мотоциклом. Часть 2. О Грузия, душа моя!

23480
Путешествие вокруг Черного моря: 8 стран, 18 дней и 7500 километров наедине с мотоциклом. Часть 2. О Грузия, душа моя!

Александр Дежкунов в одиночку на мотоцикле отправился в путешествие вокруг Черного моря. За 9 дней он преодолел почти половину пути, побывал в Украине, Молдове, Румынии, Болгарии и Турции, а сейчас держит путь в сторону Грузии, где планирует слегка задержаться. Сегодня публикуем вторую часть рассказа нашего отчаянного читателя.
 
День 10-й. Турция (Самсун) - Грузия (Батуми)

Сделав последнюю ночевку на территории Турции, в портовом городе Самсуне, где, в общем-то, и посмотреть особо нечего, отправляюсь в сторону Грузии. От Самсуна дорога идет по побережью. Слева море - справа горы. И есть лишь узкая полоса между ними, где расположились маленькие городки. Вот один из минусов запланированных мест ночевок: ты едешь сотни километров вдоль моря, жара, так хочется искупаться, а времени на это нет. Правда, в деревнях вдоль дороги поток медленнее 90 км/ч не едет, средняя скорость довольно высокая. При езде по Турции обращает на себя внимание наличие тоннелей. Аккуратно отделанных, освещенных, с вентиляцией. На перевале в Румынии едешь сначала по серпантинам вверх, потом по серпантинам вниз, а в Турции такую же гору буквально "прошиваешь" по тоннелю. Длина самого протяженного на моем пути - почти 4км.

После очередного тоннеля - очередь из машин. Граница с Грузией. Проезжаю без очереди. Стою перед будкой паспортного контроля, пара машин передо мной. И тут я почувствовал себя почти дома - позади родная речь с характерным акцентом: "Земляк, ты из Белоруссии?" Грузин на груженом стареньком "форде" возвращается домой. Немного пообщались. Минут 20 - и я в Грузии. Дороги здесь гораздо хуже. Въезжаю в Батуми. Если закрыть лица людей, я бы подумал, что я в РБ середины 90-х. Старые машины, мусор, суета, советская архитектура. Как будто окунулся в детство. Все кажется знакомым и близким. Батуми - классический курортный город Союза. С вечерней бурной жизнью вдоль набережной, забитым людьми пляжем, лотками с арбузами. Нахожу отель. Точнее, "отель". Стоимость проживания выше, чем в Турции. Беру ключ от номера с деревянной грушей-брелоком. С трудом открываю болтающийся в двери замок. Сначала увиденное повергло в уныние. Деревянная обычная кровать, крашеные стены, какой-то телевизор, в туалете чугунный поддон для душа даже без шторки, прикрученное к стене крепление душевой лейки. Но потом улыбка на лице - и все отошло на второй план. Ностальгия.

Сразу вспомнились санатории и дома отдыха, которые посещал в школьные годы. Один в один, никакого отличия. Та же сантехника, та же плитка, те же крашеные стены. И тут взгляд зацепился за инородную в этой органичной комнате вещь - кондиционер на стене. Недоумевая, попробовал включить - и все встало на свои места: нерабочий, дует теплым воздухом. Точно, я в детстве.

Жаркий воздух июльского Батуми с высокой влажностью. Быстро бросил вещи в номере - и на мотоцикл, так как солнце начинало садиться, а ведь нужно еще искупаться. Люди с центрального пляжа уже расходились, поэтому мест навалом. Пляжный бизнес изящен в своей простоте - повсюду кабинки для переодевания и ополаскивания на пляже. Переодеться - 0,5$, ополоснуться (до кабинки протянут шланг с прохладной водой) - 1$. Но море шикарное. Восхитительное. Закат, прозрачная теплая вода, уже не жаркий воздух… Самое лучшее побережье Черного моря. Плавал около часа, пока солнце не село. Выходить из воды не хотелось. Велик был соблазн остаться еще на день, чтобы провести его на пляже. Но времени в обрез, поэтому в отель и спать. Завтра еду за настоящим грузинским вином!
 
День 11-й. Грузия (Батуми - Ахалцихе)

Быть в Грузии и не привезти хванчкару - преступление. Учитывая большое количество подделок, решено было отправиться непосредственно в Амбролаури - единственный в Грузии район, где произрастает виноград, из которого затем производят хванчкару. По расстоянию путь вроде как не далекий, километров 200, но с учетом качества дорог… На перевалах асфальт часто переходит сначала в разбитый асфальт, затем в ровную гравийку, затем в разбитую гравийку. Скорости низкие. Серпантины по геометрии схожи с румынскими, но качество покрытия значительно ниже. Едешь в напряжении, учитывая, что за очередным слепым поворотом может появиться какое-либо препятствие. Периодически возникало ощущение, что Грузия - вторая после Индии страна, где коровы являются священными животными. Их много, они неспешно ходят по обочинам, по проезжей части. Коров никто не пасет. Они иногда даже устраивают лежбища на дороге, перекрывая движение, создавая небольшие заторы. Машин, правда, совсем немного. Но и дороги все двухполосные. Однако люди компенсируют все неудобства. С кем бы по пути ни говорили, у кого бы ни спрашивал дорогу, все зовут в гости, все наливают и угощают лучшим, что есть в доме. Не без приключений доехав до Кутаиси, преодолеваю еще несколько перевалов, горное озеро - и вот я в Амбролаури.

Жара неимоверная, градусов 37. В центре городка в тени дерева компания мужчин. Осведомляюсь, где можно купить хванчкару. По-русски из десяти человек говорит один. Проводят меня в здание, стоящее рядом, знакомят с директором винзавода. Директор в кедах и вовсе не представительного вида. Стоимость 1 л на розлив - около 15$. Бутылка - 20$. Директор по телефону информирует подчиненных о моем визите, и я отправляюсь на производство. Винзавод находится в деревне Бугеули, что в 10 километрах от Амбролаури. В цеху несколько огромных емкостей, накрыт стол для дегустаций. Наливают бокал хванчкары прямо из огромной емкости, дают продегустировать. Восхитительно! С собой только одна пустая литровая пластиковая бутылка из-под боржоми. Набирают литр, расплачиваюсь. Благодарю, возвращаюсь в Амбролаури. Но литра мало. Покупаю минералку - появляется еще одна литровая бутылка. По пути в Бугеули видел указатель на еще одно производство вина, решил заехать и туда. Поворот с асфальтированной дороги по указателю, дальше деревня и все та же гравийка из крупного гравия. Подъем с уклоном градусов 30. Вся деревня расположена на склоне. Развилка за развилкой без указателей. 2 часа дня, жара +37, прикладываешь усилия, чтобы не уронить груженый мотоцикл, потому что в таких условиях поднять его будет очень сложно. Пот течет ручьем под экипировкой. Заехал достаточно далеко вверх, не вижу ничего похожего на завод. Нужно спускаться и пробовать другую дорогу - похожих вариантов три. Спуск тяжелее подъема. Приходится очень точно дозировать тормоза, чтобы мотоцикл спускался медленно. Иногда на полностью выжатых тормозах под силой тяжести мотоцикл скользил дальше вниз. Упрямство взяло верх. Пробую таким же образом еще две дороги - результат нулевой. Чудом пару раз не роняю мотоцикл. Мокрый весь. Мозг от жары закипает. Нахожу внизу у развилки дерево - небольшая тень. Останавливаюсь там, решаю спросить у местных. Повторно ехать наверх не решился, снял куртку и шлем и пошел пешком. Подъем такой, что даже пешком тяжело идти. Как там живут люди?!

Все дома стоят на склонах, виноградники точно так же на крутых склонах. Поднимаюсь метров 100, сердце от жары выпрыгивает. Вижу в огороде женщину лет 65. Беседуем у калитки. По-русски не говорит, но как-то объяснил ей, что ищу, где можно купить хванчкару. Где находится завод, она не знает, но спрашивает, сколько нужно. Литр. Она отрицательно машет головой - малыми объемами не торгуют? Прошу продать литр, мол, приехал издалека. Все равно отрицательно машет головой. Что поделать, на нет и суда нет, поеду в Бугеули. Женщина уходит в дом. Рядом вижу тенек и лавку - нужно отдохнуть от жары, сил совсем нет. Отдыхаю, рассматриваю склоны с виноградниками, старые деревенские домики. Вокруг полная тишина. Как же красиво в Грузии! Через несколько минут появляется та самая женщина с литровой пластиковой бутылкой с содержимым красного цвета. Обрадовался, достаю кошелек, иду навстречу. При виде кошелька женщина активно жестикулирует, мол, никаких денег. Как ни упрашивал - не взяла. Вот они, трудности перевода. Женщина отрицала возможность именно продажи вина - только как угощение. Вот оно, грузинское гостеприимство!

В это время из-за соседнего забора выглянула еще одна женщина. В их разговоре часто повторяется "один литр" с иронией в голосе. Я так понимаю, что улыбку вызывал именно такой малый объем, интересующий "покупателя". Вышел сын соседки, мужчина средних лет, моряк, практически без акцента говорящий по-русски. Общались минут 10. Приглашал в дом, посидеть, чаю попить, пообедать. После моих отказов вынес на улицу бутылку холодной воды, которая на этой жаре была очень кстати. И предложил попробовать и его хванчкару. Еще одна литровая бутылка благородного напитка. И тоже подарок. В такие моменты очень жалеешь, что с собой не взял никаких сувениров, чтобы можно было тем же отблагодарить. Именно пообщавшись с такими людьми, можно смело сказать: "Я видел Грузию". Тепло расставшись, направился к мотоциклу. Снова в путь. Уже 4 часа, а еще ехать и ехать. Проезжаю Ткибули, Хашури, солнце начинает клониться к закату. Я довольно уставший и голодный, в этот день даже не позавтракал. Горные дороги, немного посвежевший к вечеру воздух… За очередным поворотом рядом с дорогой площадка, на ней здоровенный мангал, дым, запах шашлыка. Беседок штук 6, около десятка припаркованных машин, много людей.

Соблазну невозможно сопротивляться. Привал. Каждая беседка человек на 15-20, почти все заняты. В одной - шумная компания грузин отмечает какой-то праздник, произнося тост за тостом. Нахожу в одной из беседок свободный столик, прошу принести меню. Так как очень голоден, начинаю тыкать пальцем по блюдам: шашлык из свинины, салат, хачапури, сулугуни, хлеб, минералка. Через несколько минут понял, что погорячился, что изначально следовало узнать размер порций. Как ни старался, все съесть не смог. Отличный ужин. Открытая беседка над небольшим ущельем, внизу течет горная речка, великолепный вид на горы, запах шашлыка… Ехать дальше совсем не хотелось. К слову, стоимость ужина составила чуть меньше 20$. Из-за стола встал с трудом. По пути к мотоциклу меня приглашал к столу кто-то из шумной компании, отмечающей какой-то праздник. Отказался. Дальше ехал уже после захода солнца. Миновал Боржоми и приехал в Ахалцихе. Небольшая частная гостиница. Выгрузил вещи, забронировал гостиницу в Ереване - и спать.

День 12-й. Грузия (Ахалцихе) - Армения (Ереван)

На Ереван был отведен один вечер. Поэтому встал пораньше, чтобы пораньше приехать. Перед границей с Арменией, как и после, гравийная дорога плохого качества. На границе никого, оформление заняло минут 10. Разговорчивые армяне на КПП радушно встречают, рекомендуют погостить подольше. Расспросы про мотоцикл, поездку, непродолжительная беседа - и дальше на Ереван. Дороги вроде не самые плохие, машин немного, но сразу заметно, что все едут медленно - по правилам. Страна, в которой больше всего заметно наследие Советского Союза. Такое ощущение, что с тех пор не изменилось ничего. Старые машины, старые здания, какая-то пустота. Все как будто остановилось во времени. Около 80% грузовиков - старые ГАЗы и ЗИЛы. Страна живет очень бедно. В Ереване интенсивность движения не очень высокая. Одна из особенностей - на окраине Еревана сложно найти АЗС, на которой можно рассчитаться карточкой Visa. С такой проблемой столкнулся впервые.

В центре города заправки солиднее, такой проблемы нет. Нахожу гостиницу, к слову, она оказалась очень хорошей. Расположена недалеко от железнодорожного вокзала. В Армении большая часть населения говорит по-русски, проблемы с языком не возникало вообще нигде. Быстро заселился, занес вещи - и на метро в город, осматривать достопримечательности. Центральная площадь, поющие фонтаны, каскад ступеней, парк. Вечером в центре очень много людей, особенно возле поющих фонтанов. Цены низкие. Такси от центра до гостиницы - 2,5$. Правда, и средняя зарплата около 140$. Осведомился у таксиста о штрафах и понял, почему все ездят по правилам. Превышение скорости на 1 км/ч стоит 2,5$. Арифметика проста: превысил на 10 км/ч - 25$, на 30 км/ч - 75$. "Решение вопроса" на месте - около 8$. Вернулся в гостиницу, забронировал номер в Тбилиси на 2 дня - и спать.

День 13-й. Армения (Ереван) - Грузия (Тбилиси)

Подъем, завтрак, сборы. Выехал поздновато. Путь лежал через горное озеро Севан. Температура воздуха на высоте озера - около 23 градусов, воды - около 16. Но как тут не искупаться! Через минуту активного плавания вода перестает казаться холодной. Вода очень прозрачная. Хорошее место для отдыха. После водных процедур захотелось перекусить. Кафешки расположены вдоль всего берега. В местной валюте у меня оставалось 7,5$. Подходит один из представителей "ресторанного бизнеса" и предлагает посетить заведение. На вопрос "Что я могу себе позволить за эти деньги?" ответ: "Жареная рыба с хлебом". Я добавил к этому "шикарному заказу" бутылку воды, и ударили по рукам. Отобедав, продолжил путь. Во всех населенных пунктах, в основном небольших, самые активные работники этой страны - полицейские. Их очень много. Причем маскируются очень хитро. Едут в потоке безо всяких сигналов. Оснащены регистрирующей аппаратурой. Только кто-то из встречных превышает скорость или разметку - включают проблесковые маячки, разворачиваются, догоняют, и дальше стандартная процедура.

Указатели в Армении на дорогах очень маленькие, старые, краска выцвела, не везде они есть. Ехал по навигатору. По идее дорога на Тбилиси должна была быть самым большим шоссе, а тут обычные периферийные дороги, благо асфальт есть. Правда, и асфальт вскоре закончился, пылю по гравийке. По карте вся дорога до Тбилиси должна была занять час от силы, а здесь вместо шоссе что-то совершенно не то. С десяток километров гравийки, несколько машин навстречу - и я на КПП. Оказалось, я поехал какой-то параллельной дорогой, по которой здравомыслящий человек в жизни не поедет, настолько она разбитая. Учитывая невысокую интенсивность движения, армянские пограничники жарят на костре помидоры на шампурах, рядом какая-то деревушка, вокруг тишина. Быстро выпустили из Армении. Спрашиваю грузинских пограничников: "Долго еще такая дорога?". "Километров 15 не очень, а дальше хорошая". Наивно поверил. Километров 15 дороги в ее привычном понимании не было, то разбитая грунтовка, то гравийка, а дальше просто плохо - разбитый асфальт. Километров 40 такого мучения. Замедлился в графике часа на 2-3. В Тбилиси въезжал уже вечером. Нашел отель, культурную программу отложил на завтра и отправился спать.

День 14-й. Грузия (Тбилиси)
 
Культурная программа состояла в посещении различных достопримечательностей, коих в Тбилиси немало. Особо вдаваться смысла нет, смотрите фото.

Если вкратце: Кафедральный собор Цминда Самеба, стеклянный мост Мира, проспект Руставели, канатная дорога, крепость Нарикала, фуникулер с парком развлечений на верхней станции, откуда открывается великолепный вид на ночной Тбилиси.

Море огней, подсветка зданий. Аджарский хачапури с чашечкой кофе, сияющий ночной город… Тбилиси очень красив ночью. Так можно сидеть часами. Но график есть график. Отель, заказ отеля под Пятигорском, сон.

День 15-й. Грузия (Тбилиси) - Россия (Ессентуки)

Покидать Грузию не хотелось. Очень красивая страна. Очень приветливые, доброжелательные и гостеприимные люди. Сюда стоит обязательно еще раз приехать. И минимум на неделю. Возможно, со мной многие не согласятся, но в моем видении Тбилиси - это не Грузия. Тбилиси похож на старого грузина, на которого пытаются надеть новые джинсы. Грузия - это маленькие деревни и люди, проживающие в них. Это зеленые горы, горные речки, полуразрушенные дороги. Это тот же Батуми в своем естественном виде. Красота Грузии - в ее естестве. У нее есть душа. Грузия очень быстро становится близкой. Ехать надо на машине. Не в дома отдыха или городские отели. Надо брать палатку, ночевать возле горных речек, коих множество, заезжать в небольшие села. И тогда вы поймете, что такое Грузия и грузинское гостеприимство. Другой такой страны нет.

Тбилиси - Гудаури - Военно-Грузинская дорога. Красивые места. Высокие горы, свежий воздух. Дорогу в данный момент расширяют, ведутся строительные работы. Вот и граница с Россией. Очередь. Все так знакомо. На всех погранпереходах я проводил в среднем минут 10-15, больше 20 не было, а здесь стоял больше часа. Горячие кавказские парни с российскими "номерами" лезут без очереди, блокируя движение встречных машин. Шум, гам. С опаской думал о дороге до Ростова и уже представлял, учитывая темперамент, как "подрезают", обгоняют и ведут себя по-хамски местные водители. Надо сказать, что опасения не подтвердились. Границу прошел нормально, ни к чему не придирались.

Выехал в направлении Владикавказа. Довольно долго идет двухполосная дорога, очень часто сплошная линия разметки. Часто стоят машины ДПС и штрафуют именно за нарушение разметки. Знают места. И очень велик соблазн, двигаясь за колонной машин, которую собрал старый КАМАЗ, едущий 70 км/ч, пересечь ту самую сплошную. Вот тут российские водители меня приятно удивили: видя приближающийся сзади мотоцикл, они принимали максимально вправо, освобождая слева от себя в пределах полосы коридор шириной метра полтора, чего спокойно хватало, чтобы опередить их, не выезжая на встречную. И так поступало процентов 90-95. Никакого хамства и в помине. Очень корректное поведение на дороге.

Под Владикавказом начался сильный дождь. Пришлось ехать под ним километров 100. Потом дождь стих, так и доехал до Пятигорска. Отель находился в Ессентуках, расположенных неподалеку. Придорожный отель с очень высоким качеством номеров и низкой стоимостью. Поужинал и отправился спать.

День 16-й. Россия (Ессентуки - Пятигорск - Ростов-на-Дону)

В планах на день было попить местной минералки и прогуляться по Пятигорску - посмотреть Провал и посетить парк Цветник. Воду попробовать не удалось - приехал к источнику к 9.35, а он закрыт с 9 до 11. Ждать не стал, отправился в Пятигорск. Провал увидел. Цветник посетил. Попил минералки в Пятигорске - вкус не фонтан. А вот пятигорский квас хорош, особенно в такую жару. Дальше курс на Ростов. Дорога отличная, почти везде 4 полосы. Ехать одно удовольствие. Правда, нечего смотреть вокруг - просто едешь и едешь, накручивая километры. В центр Ростова заезжать не стал, отель находился недалеко от объездной. Впервые был покусан злейшими комарами - в шлепанцах вечером было очень некомфортно. Прогулялся до магазина и назад, забронировал номер в Ельце - и спать.

День 17-й. Россия (Ростов-на-Дону - Елец)

Описывать особо и нечего. Отличная дорога, пару ремонтов по пути. Ехать скучно, смотреть не на что. Первый платный для мотоциклов за всю поездку участок дороги (стоимость как и для легковых авто) протяженностью километров 50. Стоимость проезда - 3$. Доехал до Воронежа, решил сходить в океанариум, расположенный в большом развлекательном центре. Удивили отдельно размеченные стояночные места для мотоциклов возле центра. Сам океанариум понравился - есть на что посмотреть.

Дальше путь на Елец. Своеобразный городок. Много исторических зданий. Очень мало машин, сразу ощущается какая-то пустота. Если будете проезжать мимо - рекомендую посетить.
 
День 18-й. Россия (Елец) - РБ (Гомель)

Последний день путешествия. Дорога домой. Смешанные чувства. Хочется и скорее приехать, и жалко заканчивать путешествие. Завидуешь самому себе почти трехнедельной давности, когда все еще было впереди… За Ельцом на обгонах чувствую, что начинает мотать зад мотоцикла. Заезжаю на ближайшую заправку, измеряю давление в заднем колесе. Пустое. Вращаю колесо - торчит какой-то гвоздь. Пробую накачивать - через него спускает. Подошел любопытствующий заправщик, стал зрителем. Очень пригодился захваченный с собой набор для ремонта бескамерных шин. Использовал первый раз. Загерметизировал, подождал 10 минут, накачал - и дальше в путь. Ремонт оказался качественным, давление держит уже больше двух месяцев. Орел, Брянск и наконец Беларусь. Родина сразу дисциплинирует - стараешься не нарушать. Такое ощущение, что не был здесь очень давно. Дома. 24 июля. 7505 км на одометре. Усталость и море эмоций… И все положительные.

По-моему, поездка удалась!
 
Заключение

В данный маршрут можно вносить изменения с учетом того, что по Черному морю ходят паромы. Например, можно было смело возвращаться из Батуми или Поти на пароме в Ильичевск (Одесса), потому что на территории России интересного было мало.

Краткий итог по самым интересным местам. В Грузию нужно ехать не меньше чем на неделю, именно на личном транспорте. В Грузии интересно все. И природа, и люди. Если хочется моря - поезжайте в Батуми. Только нужно учесть высокую влажность. Румыния интересна своими дорогами - серпантины с хорошим покрытием. В Турции стоит посетить Стамбул - и не важно, будете на транспорте или без, - по этому городу интересно гулять. И тоже желательно не меньше чем неделю. В Ереване можно провести день-другой - низкие цены позволят хорошо отдохнуть. Ехать в путешествие на машине однозначно стоит. С бронированием отелей проблем нет. Если едете с палаткой - можно существенно сэкономить. Заправки есть везде. На заправках хорошо развит придорожный сервис, везде можно перекусить, посетить туалет, умыться. Даже с самым минимальным знанием английского вы почти везде объяснитесь. Я нигде не встретил агрессивно настроенных людей. Все доброжелательны, все готовы помочь. Перед поездкой нужно заранее позаботиться о визах, изучить особенности платы за дороги и проложить маршрут.

При поездке на мотоцикле нигде, за исключением участка в России, не потребовалась плата при проезде платных дорог. Это плюс и небольшая экономия. Расход топлива примерно равен расходу среднестатистической машины - около 6,5 л на 100 км. На мотоцикле меньше стоишь в пробках и заторах, проще обгонять - это тоже плюс. Комфорта меньше - это минус. В результате по чисто практическим показателям получается паритет. Затраты на поездку будут одинаковые. Это бензин, проживание, питание и плата за дороги. Поэтому на чем путешествовать - выбирать вам. Самое важное - хорошее настроение. С ним любая поездка подарит только положительные эмоции.
 
Александр ДЕЖКУНОВ
Фото автора
Специально для ABW.BY

 Как собраться в дорогу

После составления маршрута оцениваем его на наличие визовых стран. В данном случае это Болгария и Румыния. Все остальные страны можно посещать при наличии обычного белорусского паспорта. Необходимо только перед поездкой проверить срок его действия и наличие чистых страниц для виз. Турция с этого года освободила белорусов от уплаты визового сбора. Румыния при наличии болгарской туристической визы разрешает транзит по своей территории в течение двух дней. Оставалось получить болгарскую визу. Кроме сбора стандартного пакета документов, указанного на сайте посольства, требуется бронирование отеля на все время нахождения на территории Болгарии и документ, подтверждающий оплату не менее 50% стоимости проживания. То есть нужно забронировать отель (по всему маршруту я пользовался сайтом Booking.com), оплатить через банк минимум половину стоимости и представить платежный документ в посольство при подаче заявления на получении визы. Документы собраны, отель в Велико-Тырново забронирован на 2 дня (36 евро), оплачена половина стоимости - 18 евро. В болгарское посольство документы подавались в апреле. Туристический сезон еще не начался, как следствие, только несколько человек у дверей посольства. При заполнении анкеты я проявил некоторую наглость - указал время нахождения на территории Болгарии 7 дней и написал заявление на получение двукратной визы. Для этого составляется дополнительное заявление с просьбой открыть двукратную визу с целью посещения Стамбула. Заранее заготовленные аргументы для сотрудников посольства - день езды до отеля, день после в сторону Турции, опять же по дню сверху к времени проживания при возвращении. Объяснения не потребовались, правда, у женщины из посольства после просмотра брони отеля было очень удивленное лицо: "Вы только на два дня?" После моего утвердительного кивка документы забрали, с ними забрали и 60 евро. Через 10 дней приехал в Минск за паспортом с визой, очередей опять же не было. Результат щедрости сотрудников посольства - открыта двукратная виза на 20 дней с возможностью посещения Болгарии с июля до конца года.

После получения визы - проработка режима поездки. Времени на путешествие не так много, расстояние немаленькое, а мест для посещения много. Примерный дневной пробег планировался таким, чтобы еще оставались силы что-то посмотреть. Остановки на полный день - в самых интересных для осмотра городах. Даже при таком подходе после расчета срока поездки выходило раза в полтора больше дней, чем было в наличии. Плюс пару дней обязательно нужно было выделить на непредвиденные ситуации (поломки, болезни и т.д.). В поездке всякое может случиться. В результате пришлось урезать время пребывания и осмотра достопримечательностей. Забегая вперед, скажу, что дневной пробег получился в среднем 500 км. Несколько дней было около 800 км. На время поездки ночевки предполагались в отелях. Если ехать по этому маршруту на автомобиле, можно смело планировать половину ночей в палатке и значительно сократить бюджет. На машине можно практически не ограничивать себя в количестве вещей и спокойно брать с собой спальники, котелки, горелки и остальное туристическое снаряжение. Я же с собой брал палатку и спальник (скорее для подстраховки), они в итоге не понадобились. Отели были забронированы на первые 4 ночи: на двое суток в Болгарии (необходимо было для получения визы) и по одной ночи в Кишиневе (Молдова) и Брашове (Румыния). Далее предполагалось оценивать обстановку и исходя из обстоятельств планировать места ночевок в процессе поездки. В итоге такой подход был оправдан.

Что брать с собой в дальнюю поездку на мотоцикле - это отдельная большая тема. Потому что места практически нет, а необходимых вещей уйма. Из основного - документы, деньги, навигатор, планшет, аптечка, инструменты, экипировка. В этом плане путешествие на машине проще. Не нужно думать, как ремонтировать в дороге пробитое колесо, ведь сзади есть "запаска", что одевать, когда идет дождь, - у авто имеется крыша, как утепляться при понижении температуры и так далее. Да и загрузить авто можно и нужным, и не очень.

Очень важно подготовить транспортное средство к поездке. Осмотр всего, что можно, плановое обслуживание. От этого зависит, насколько удачным будет ваш отдых.

Карты - в навигатор, деньги - на карточку Visa. Карточкой расплачивался в 80% случаев. Описание всех достопримечательностей по пути - в планшет. Просмотреть все документы на транспортное средство. Наличие страховки и "зеленой карты" на весь срок поездки на все посещаемые страны. Сделать копии всех важных документов. Перед поездкой изучить особенности платы за проезд в разных странах: на каких дорогах проезд платный, где платить, есть ли альтернативные дороги и так далее. Если вы не бронируете заранее отели на весь срок поездки, то с собой обязательно нужно взять ноутбук или планшет с wi-fi.

Практически во всех отелях им можно пользоваться, это значительно экономит время и средства. Пообщаться с близкими, найти и забронировать место будущего ночлега, найти описание достопримечательностей по пути, пользоваться почтой и многое другое. В моем случае бронирование отелей происходило так: вечером, приехав в очередное место ночлега, я прикидывал, где удобнее заночевать завтра, заходил на сайт Booking.com, бронировал отель на следующую ночь. Во всех отелях, где я останавливался, wi-fi был бесплатным и в большинстве случаев обеспечивал довольно хорошую скорость. Стоимость проживания в отелях на всем пути не превышала 40$ за сутки и в среднем была около 35$. Проблем с наличием отелей не было, каждый раз на выбор было не менее десятка подходящих по стоимости и месту расположения вариантов. Предпочтение отдавалось отелям с включенными в стоимость завтраками, бесплатным wi-fi и наличием собственной парковки.

Сборы в последний день перед поездкой проходили достаточно хаотично. Если есть возможность, желательно этот процесс начинать заранее. В последний день выяснилось, что в гараже нет моторного масла, которое нужно было взять с собой для доливки при необходимости. Так как в городе его в тот день не оказалось, было принято решение купить его по пути.
 
Материалы по теме:

Автопутешествие в Грузию. Часть 1. Стартуем из Крыма

Автопутешествие в Грузию. Часть 2. Украина - Россия

Автопутешествие в Грузию. Часть 3. Российский Кавказ

Автопутешествие в Грузию. Часть 4. Военно-Грузинская дорога, Тбилиси

Автопутешествие в Грузию. Часть 5. Алазанская долина и город всех влюбленных Сигнаги

Автопутешествие в Грузию. Часть 6. Сванетия, где живут в башнях и можно нарваться на кинжал

Автопутешествие в Грузию. Часть 7. Дороги, люди, автомобили

Автопутешествие в Грузию. Часть 8. Финиш в Батуми - старт в Турцию

Автопутешествие в Турцию. Часть 9. Стамбульские трущобы

Автопутешествие в Турцию. Часть 10. Прощай, Стамбул!

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/178023_1_350.jpg?v=0
Пожалуйста, подождите...