Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Не хотели собирать затор и согласились на европротокол. Теперь станут пешеходами?

77473 34

Фото использовано в качестве иллюстрации

77473 34
Евгений Грачёв

Фото использовано в качестве иллюстрации

Николай на прошлой неделе стал участником небольшого ДТП – в его машину уткнулся другой водитель. Повреждения минимальные – пара царапин и скол, дорога двухполосная, причем в первой полосе ремонт. Чтобы не создавать затор, водители решили отъехать в сторону и составить протокол – в этом была фатальная ошибка.

"Ну как же так? Теперь придется ГАИ вызывать!"

Читатель вспоминает, что у сторон не было споров и сомнений насчет того, кто виноват в ДТП, – второй участник все признал сам. Поэтому автомобили припарковали на обочине, чтобы без вызова ГАИ составить европротокол. При этом предварительно засняли обстоятельства аварии на телефон. Беда пришла, откуда не ждали.

"Когда мы стали заполнять европротокол, выяснилось, что у виновника не оплачена вторая часть страховки, то есть по факту страховки на момент ДТП у него не было, – объясняет Николай. – Я ему говорю: мол, ну как же так, теперь придется вызывать ГАИ, а мы с места ДТП съехали, могут быть проблемы”. 

Тогда виновник предложил "слетать" в ближайшую страховую и оформить полис. На эту аферу Николай не согласился. По его мнению, если в страховой узнают, что на момент ДТП страховки не было, проблем не оберешься. Пришлось вызывать ГАИ.

“Прибывший инспектор сразу спросил о месте ДТП. Мы указали, что, мол, там, в 50 метрах во второй полосе. Отъехали, так как преграждали движение транспорту, заблокировав дорогу. Это вызвало у инспектора искреннее удивление: "Вы обязаны были оставаться на месте до моего прибытия, без вариантов". Нас обоих опросили и сказали ждать вызова в ГАИ. На вопрос, что нас ждет, инспектор намекнул, что "прав" лишить могут за оставление места аварии, причем обоих. Вот так: хотели как лучше, а теперь неопределенность с не самыми лучшими перспективами…" – огорчается Николай.

Оставлять место аварии можно, но…

Еще в автошколе будущих водителей учат, что после аварии водитель обязан немедленно остановиться и не передвигать свою машину, включить "аварийку" и выставить знак аварийной остановки (п.31.1 ПДД). Это требование относится к обоим водителям: и к виновнику, и к потерпевшему. 

Оставлять место ДТП запрещено п.32.1 ПДД. Исключение – в двух случаях.

Во-первых, для доставки пострадавшего в больницу, если невозможно отправить его "попуткой" или оказать помощь потерпевшему либо вызвать "скорую". При этом все равно обязательно нужно зафиксировать в присутствии очевидцев положение машины на дороге, следы и предметы, относящиеся к ДТП. А в больнице водитель обязан сообщить свои данные, предъявить "права" и техпаспорт, а затем вернуться на место ДТП.

Второй вариант – если участники аварии согласны на составление европротокола, то разобраться можно без вызова ГАИ. Однако тут есть очень много но: 

  • вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в аварии; 
  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств; 
  • у водителей есть "права" и действующие страховки; 
  • нет разногласий по виновности и наличию повреждений; 
  • нет претензий по физическому состоянию участников аварии; 
  • вред оценен до 800 евро (п.192 указа №530, п.31.4 ПДД).

Важно одновременное наличие этих обстоятельств в совокупности. Выяснять, есть страховка или нет, нужно до того, как уехали с места столкновения.

Кого лишат?

В нашей истории участники аварии ошибочно решили разобраться между собой с помощью европротокола, поскольку у виновника аварии не было страховки. Закон обязывает обоих участников ДТП выяснить необходимую информацию.

Административный кодекс предусматривает лишение права управления транспортным средством за оставление места дорожно-транспортного происшествия. 

Статья 18.16. Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия

2. Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет.

Но можно отделаться и малой кровью – штрафом. Загадывать, чем закончится эта история, до рассмотрения дела в ГАИ смысла нет. К тому же сейчас идет разбирательство.

Формально: отъехали от места аварии – покинули место ДТП, что запрещено Правилами дорожного движения. Но мы любим придираться к словам, поэтому обратимся к термину "оставление места ДТП" в ПДД.

2.401. оставление места дорожно-транспортного происшествия – действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее – ГАИ) мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства;

Загибаем пальцы, как говорится: факт аварии или обстоятельства ее совершения пытались скрыть? Нет, об аварии сообщили, обстоятельства указали при опросе и предъявили фотоснимки с места ДТП. Сотрудники ГАИ проводили мероприятия по розыску участников аварии или их транспортных средств? Нет, участники, как и участвовавшие в ДТП автомобили, присутствовали на месте.

Так что советуем использовать данный аргумент в ГАИ. Да, понятное дело, что не хотели, не обратили внимания, не предвидели или не предусмотрели последствий. Однако правонарушение может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (ст.2.3 КоАП), когда человек "не предвидел возможности наступления последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть".

В нашем случае водители предвидеть последствия своих решений могли, если бы сразу проверили сроки действия страховок. Но приятного мало: даже если участникам этой истории не вменят в вину факт оставления места ДТП, а, допустим, признают только перемещение транспортных средств после аварии, что также запрещено п.32.1 ПДД, то это обрадует лишь потерпевшего. Действия виновника, как показывает практика, скорее всего, будут квалифицированы по ч.12 ст.18.13 КоАП, которая предусматривает штраф с лишением "прав" до двух лет или без лишения. 

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.
Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
34 комментариев
1

Со стороны виновника было бы хорошим тоном после обнаружения, что второй взнос не оплачен, а место дтп уже покинули, возместить ущерб, тем более со слов потерпевшего небольшой.

8

"...предъявить "права" и техпаспорт..."
Опять за старое - предлагается предъявить не существующие штуки!

20

Правильно Леонидыч!Водительское удостоверение и свидетельство о государственной регистрации автомобиля.PS. Убири бесовские шестёрки с ника,они могут принести неудачу.

2

Да вы василий суеверный)))

3

Поди, теперь становится ясно, откуда у отца Василия хутор на несколько га земли и немецкий внедорожник... А судя по постоянной радости, бреду, грамматическим ошибкам и непомерной любви к власти, есть веские подозрения в сектизме.
Кто бы мог подумать, что Уасия так раскроется и пропустит удар...

4

Два д@била, это сила!)))
Это я к тому , если эти два деятеля точно знали кто виноват и сколько стоит реально ремонт ("пара
царапин"), что им мешало рассчитаться между собой наличными ?))) Как эт о бывало в пресловутых 90х?
Или мозгов не хватило?

2

Может получится что виновник банальный нищеброд ( не уплаченый второй взнос на это как бы намекает) и расчёт наличкой смерти подобно.

2

Так он теперь кроме ущерба (который с него возьмет страховая), заплатит за оценку ущерба, штраф за ДТП без страховки и штраф за ДТП. И хорошо, если с правами останется.

0

На словах договоритесь, а по факту могут быть разные варианты. Так виновник может и не заплатить. Подумает, что дорого и будет завтраками кормить. Или заплатит частично.

1

Со стороны виновника было бы хорошим тоном после обнаружения, что второй взнос не оплачен, а место дтп уже покинули, возместить ущерб, тем более со слов потерпевшего небольшой.

1

Это был бы даже не "хороший тон", а обычная экономия нервов, денег и времени

1

это точно, во первых регресс придет все равно, + штраф, + могут лишение. В данной ситуации это единственно правильный был вариант, хотя иногда бывает, что пострадавшие упираются и требуют вызова ГАИ.

2

не знаю такого виновного, который после обоюдного оставления места дтп по истечении шока начнет рассказывать как он все грубо нарушил - сгорел сарай гори и хата - место дтп оставлено виновник превращается превращается виновник в элегантного потерпевшего.

0

скупой платит дважды

1

А что хотеть от этого Алёши, который предложил страховку задним числом оформить? Это же так и работает, условно расколотил чужую тачку, сгонял в страховую и "эй страховщики, платите за меня десять тыщ ойро, я вам двадцатку проплатил только что".

1

Тоже не пойму,на что человек рассчитывал.Ясно же,что платить придется ему.Плюс штраф ГАИ.Плюс работа оценщика страховой,которая выставит регресс,а это рублей 200.
Тяжко,когда жаба мозги парализует.

1

Вы забыли ещё повышающий коэффициент из-за дтп на следующую страховку.
А если прибавить перспективу походить пешком, если не за создание аварийной ситуации ,так за оставление места дтп, то очень странное поведение виновника- ему крайне невыгодно вызывать гаевых

1

Именно. Видимо инертность мозга у обоих.

2

В данном случае вы немного не правы, ибо потерпевший не зал о просроченной страховке виновника, а тот мог и соврать вначале, что "усё у парадку". Единственная его ошибка, что поверил на слово, а зря, ибо тот со своим последующим "заманчивым" предложением сгонять оформить страховку, показал кто есть "ху". Плюс эмоциональное состояние следует учитывать у водителей после ДТП - я вон, когда первый раз в жизни (с 10-летним водительским стажем) попал в ДТП, также досадных ошибок наделал "под впечатлением", чем то похожих на описываемые, но в другом, так сказать, формате.

3

Все это правильно , но мы не видим в статье 'вводные' данные , хотя бы марки автомобилей , если это два корча или кредитных тазика , то весьма возможно представители сего транспорта живут от копейки до копейки в месяц и лишних '100' рублей в кармане у них не завалялось , на что косвенно указывает и неоплата страховки и то что сразу на месте не разобрались , а касамо того что съехали с места дтп так это у нас ещё древние принципы ДПС работают , все камерами утыкали , у каждого в телефоне камера что бы и сфоткать и заснять ситуацию и один хрен нужно остаться на месте и создавать опасность для себя и других участников дд , в России этого бреда уже нет , а на МКАД даже плакаты висят - при дтп по возможности поехать с полос движения на обочину , в ЕС это тоже не проблема , но то же в цивилизации оно нам разве нужно то

6

какие то досужие фантазии, слетать куда? когда полис действует только со следующего дня? какое оставление? и не пахнет. какая создание аварийной обстановки, когда обстоятельства дтп известны только со слов участников?

0

Допустим,в этой ситуации вы виновник.Потерпевший вызвал ГАИ.Изложите вашу версию,пожалуйста.
Классический комедийный прием-показать сценку несколько раз,как ее видят разные участники.
Я уже открыл пиво и сушёный кальмар.)))

0

полис по автогражданке действует с момента заключения

5

В 90% случаев малейшего ДТП,до чего у нас мелочный авто-народ.И это не глядя на марку авто,тех.состояние и средне-рыночную цену того самого автомобиля.Да не важно,3,5 или 13 "штук" оно стоит.Пару царапин,ну трещинка бампера.Возьми грязную ветошь в растворитель,да затри.Ан нет....И себе и виновнику предполагаемому нужно всё изгадить.Два месяца будет гонять,время,нервы,топливо,мото-ресурс тратить на очереди в ГАИ,страховые,к оценщику,суды,разборы,по новой заявление,СТО,сдать/забрать,выплаты,банкоматы и т.д. и т.п.И это за эти жалкие 150,или 333 рубля???
Но народ непоколебим.Видимо в мозгах крепко засели и до сих пор витают воспоминания о славных 2000-2010 годах.Когда за малейшую вмятинку+пыль царапнули,страховые выплачивали по 700у.е. по курсу тех лет.
Нет.Сейчас штраф/лишение в/у,от страховой через пару недель-месяц - 150р. и привет.

0

У нас не все разбираются в расценках на ремонты. И если бы у нас чуть ли не каждый не пытался обмануть другого, то думаю такого бы небыло. Если ты не виновен, почему бы и не вызвать ГАИ(именно невиновен)? Для тебя потом меньше проблем. А не "я тебе заплачу, но попозже, деньги дома" или прочая ахинея, а потом думай где искать этого негодяя. И ремонтируй за свои деньги, потому что кто то посчитал себя гонщиком на улице или решил посидеть в телефоне, или вообще за добавкой решил съездить

0

как не разбираются? покраска царапинки, что перекрас полностью элемента стоит 100 баксов.
А поводу царапинок переживают ,т.к. каждый сам с усами видя царапанное авто не хочет его покупать, все хотят 10 летнее авто за 5 тысч уе, сухого гаражного хранения, с пробегом 50 тысч и без ни одного скола и не дай бог был перекрас элемента.

0

Как-то зимой стал виновником дворового дтп, спешил на смену, поэтому гаи не ждал. Набрал им когда уже отъехал: сказали выедем посмотрим. В итоге: говорят у второго авто нет повреждений-ну, ОК. По итогу, на следующий вечер (суббота) звонок от инспектора, спуститесь во двор (мне до Минска 100 км ехать). Весь вечер - объяснения, ул. Передовая (и это спустя сутки). Но штрафа за оставление места ДТП не было.

0

Потому что ранее оставлением места ДТП являлись не только перемещение ТС, но и розыскные действия.

0

Судя по описываемому в статье, оно таковым и осталось.

1

-Генерал табе пакет.
-Не табе, а вам.
-Генерал табе пакет.
-Не табе,а вам. И где таких дебилов берут. Не могли послать умного.
- Вумные пашли к вумным, а табе пакет.
-

0

К сожалению мне пришлось пройти через подобную ситуацию. Полтора года понадобилось что бы добиться справедливости и то только после обращения на круглый стол министра юстиции. Поражает то, для чего сплошь и рядом создаются законы чтобы создать трудности для человека? Какая необходимость создания этих трудностей? Какое преступление против совести, против государства и т.д. совершили эти водители? Почему мы стараемся только наказать человека, а не стремимся ему помочь. Так и хочется призвать: люди будьте хоть чуточку добрее.

0

А зачем требовать в таких случаях подтверждение страховки? Убрать это.
Люди оставляют свои данные, подписываются под протоколом, делают фото, другие документы проверяют, т.е. не подсунешь чужие или фейковые данные друг другу.
Почему должен страдать человек, у которого все в порядке? Пострадавший должен получить компенсацию в любом случае. Все же выяснится по итогу при разбирательстве.
Ну за обман, например, можно ввести наказание.

Какую функцию ГАИ выполянет в таких мелких ДТП только потому, что нет у кого-то страховки?

0

Жена встала под знак около школы чтобы забрать малую. Машины там стоят постоянно ибо парковка вечно забита машинами с соседних домов и участок с знаком единственное место где можно высадить забрать детей. Утром там часто на переходе дежурит гаишник и ни каких проблем. В общем 2 полосы. Один джигит решил пролететь машиной между рядами и снес зеркало, процарапал бочину от крыла до крыла. Жена звонит в шоке что делать? Говорю вызывай гаи. В общем гаи склонило жену к европротоколу типа могут рризнать виновной за остановку в неположеноом месте. При этом после удара зеркало метров на 20 улитело. Знате что убило? Отрбье в мужском обличьи вотидель гркзовика который сначала признал, что тот дурак летел сломя голову когда опережал между рядов грузовик, тот мудак который совершил дтп и которому вдруг показалось, что он не виноват и те мудилы в погонах которые пресовали мою жену из-за нежелания составлять протокол. Я сам был виновником дтп мелких. Вину всегда признавал, извинялся когда надо было помогал запчасти купить для ремонта. А тут 3 мудака запресовавших девушку. Противно.

0

Расскажите поподробнее о применении ч.12 ст. 18.13 КоАП РБ при наезде на препятствие сзади? Каким образом водитель, "уткнувшийся в зад" другому участнику создал аварийную обстановку?

  • Войти или создать профиль